ГДЗ к страницам 187-212. Люблю природу русскую. Зима 

Зимние загадки, ответы со  стр. 189

Отгадай загадки, найди отгадки.

Ответ на первые 2 загадки: зима.
Ответ на последние 2 загадки: ёлка.

Стр. 190. Первый снег. И. Бунин 

1. Какое настроение создает стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твое мнение.

Настроение восторженное в начале: "Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса", "Ночью буря бушевала". И немного грустное в конце: "Мы простились с запоздалой вереницею гусей"

2. Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».

Снегом понесло - снегопад, поземка. Вереницею гусей - стаей гусей, потому что гуси летают цепочкой друг за другом, то есть вереницей. Это метафоры, они использованы для более выразительного описания.

3. Нарисуй словесную картину к стихотворению.

Пришла зима с метелями и поземкой. Землю укрыло снегом. Последние запоздалые гуси улетают на юг.

Ответы к стр. 191. Светло-пушистая снежинка... К. Бальмонт 

1. Найди слова, которые помогают представить снежинки.

“Светло-пушистая, чистая, смелая, белая, умелая, кристальная звезда”.

2. Придумай небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую».

Наша природа очень красива, особенно зимой. Леса и поля покрыты белоснежным ковром снега. На деревьях сверкает иней. Реки и озера скованы льдом. В ярко-голубом небе проплывают белоснежные облака. Так приятно гулять на свежем воздухе и слушать тишину! Люблю природу русскую.

Утром кот принес на лапках...Я. Аким стр. 193

1. Каким настроением проникнуты стихотворения о первом снеге?

У Бунина - спокойным, немного грустным, у Бальмонта и Акима - веселым и радостным.

2. Одинаково ли изображен первый снег?

Нет, каждый автор находит свои красивые слова для изображения первого снега..

3. Что интересного ты нашел в каждом стихотворении?

Первый снег - это всегда прекрасное зрелище, и авторы смогли подобрать слова для его описания и описания своих чувств.

5. Придумай рассказ о первом снеге. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Первого снега я всегда жду с нетерпением! Он мягкий и пушистый. Мне нравится ступать на запорошенную снежком дорогу и видеть, как после меня остаются следы. Я люблю собирать его в ладошку и лепить снежок, который быстро тает в моих руках. Первый снег означает, что скоро можно будет кататься на санках и коньках, строить снеговика и играть в снежную крепость во дворе. 

Ответы к стр. 194. Чародейкою зимою... Ф. Тютчев 

1. Почему зима названа чародейкою?

Потому что она преображает все кругом, околдовывает лес.

2. Можно ли утверждать, что стихотворение передает любовь поэта к своей Родине, к ее природе?

Да, поэт восхищается зимним лесом.

Ответы к стр. 196. Поет зима - аукает... С. Есенин 

1. Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?

Мне представляется зимний морозный лес, метель, плывущие по небу облака. У окна деревенской избушки прижались воробышки, они греются друг о друга.

2. Как поэт говорит о метелице? Метелица – метель, вьюга… Как еще можно назвать это явление природы?

Метель можно назвать иначе: снежная буря, буран, пурга, завирюха.

Есенин описывает метель так:

...А по двору метелица
Ковром шелколвым стелется,
Но больно холодна...

3. Опиши метель, используя личные наблюдения. Употребляй при этом слова снег, вьюга, мороз.

Метель обычно бывает в феврале, когда дуют ветра. В это время на улице обычно стоит мороз. Если одновременно идет снег и дует ветер, получается метель. Если подует сильный ветер, он поднимает уже упавший на землю и крыши домов снег, и получается вьюга.

4. Обрати внимание, как поэт оживляет зимнюю природу: зима поет, аукает, баюкает.

Этот прием называется олицетворение. Автор наделяет человеческими способностями неживые предметы и явления.

Ответы к стр. 197. Береза С. Есенин 

1. Чем это стихотворение напоминает сказку?

Кажется, что береза в стихотворении ожила, что вокруг нее происходит волшебство, она очень красочно и сказочно описана. Автором использован прием олицетворения, благодаря которому и береза, и заря предстают перед читателями в виде живых существ..

2. Знаешь ли ты значения следующих слов: кисти, кайма, бахрома?

Кисти и бахрома украшают ткани. А кайма обрамляет край. Все это элементы декора.

3. Попробуй представить березу, изображенную поэтом. Нарисуй ее.

4. Как ты понимаешь подчеркнутые выражения. Объясни свой ответ.

Выражение “сонная тишина” показывает, что вокруг тихо и спокойно.
Словосочетание “горят снежки в золотом огне” передает оттенки сверкающих на заре снежинок. На солнце снег на ветвях березы переливается и блестит.

Ответы к стр. 202. Два мороза 

1. Какую забаву придумали Морозы? Найди и прочитай эти строки.

«Братец Мороз – Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»

2. Кто и почему выиграл спор?

Спор выиграл старший брат, который заморозил тепло одетого  купца, который сидел в санях и не шевелился. Бедного крестьянина заморозить не удалось, потому что он работал, двигался.

3. Сравни, как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека. Как купец и дровосек спасались от холода?

Два Мороза пытались заморозить людей, проникая им под шапку, в сапоги и в одежду. Купец не шевелился и кутался в свою шубу, но это не помогло. Крестьянин двигался, работал, ему стало так жарко, что он даже скинул свой полушубок и шапку.

4. Вспомни содержание сказки и докажи, что слова «топор лучше шубы греет», выражают основную мысль сказки.

Купец кутался в шубу, но не смог согреться, а крестьянин махал топором и ему было жарко.

5. Соотнеси пословицы со смыслом сказки. Мороз не велик, да стоять не велит.

Если стоять и не шевелиться, то замерзнешь даже на небольшом морозце.

Где тепло, тут и добро.

Дровосек в сказке пожалел лошадь и слез с саней. Он сделал два дела одновременно: и лошадь пожалел и сам согрелся. Также когда рубил дрова он и согревался, и делал полезное дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословица означает, что если ничего не делать, то результата не добьешься. Купец просто сидел и замерз, а крестьянин работал, и теперь у него есть дрова для очага и он не замерз.

У работающего в руках дело огнем горит.

Физическая работа согревает организм, как огонь. Дровосек в сказке даже снял свою верхнюю одежду, потому что рубил дрова и ему стало от этого жарко.

Береги нос в большой мороз.

Нужно позаботиться о себе, чтобы не замерзнуть: двигаться, работать, не сидеть и не стоять на месте.

Стр. 207. Новогодняя быль 

1. Почему автор назвал свой рассказ былью?

Хоть этот рассказ очень похож на сказку, ситуация могла случиться и в реальной жизни за исключением мыслей елочки и слов сороки.

2. Прочитай диалог Сороки и Елочки. Попробуй передать его своими словами.

Сорока сказала елочке, что ее срубят люди под Новый год, потому что у них так принято. Елочка очень испугалась и с ужасом ждала зимы и нового года.

Стр. 208. Дело было в январе...А. Барто 

1. Как зайчата перехитрили волка?

Зайчата попрыгали на елку и волк подумал, что это елочные игрушки.

2. Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажи.

Похоже. В жизни зайцы не догадаются притвориться игрушками на новогодней елке. 

Стр. 210.

Прочитай. Что могла быть дальше?

Дальше Люда могла набраться смелости и тоже поехать с горки. Или она могла спуститься по лесенке, по которой забралась на горку.

Ответы к стр. 211. Как на горке, на горе... А. Прокофьев 

1. В этом стихотворении почти нет слов, обозначающих действие предмета, но все понятно. Почему?

Необычно то, что автор не называет героев стихотворения, а описывает только их действия. По действиям понятно, что это ребята катаются с горки.

Проверим себя стр. 212

1. Какие чудеса могут происходить в новогоднюю ночь?

Новогодняя ночь в художественных произведениях всегда описывается сказочно, и под Новый год могут случаться любые чудеса.

2. Придумай свою новогоднюю историю.

Новый год - время чудес. Вот и мальчиком Митей приключилось чудо. Новогодний вечер был уже в самом разгаре, когда в двери постучались. Папа Мити открыл дверь. На пороге стоял дед Мороз с подарками. Конечно, его впустили в дом. Дедушка Мороз поздравил всех и подарил Мите большую книгу с картинками. Малыш побежал к себе в комнату и открыл книгу. Он тут же перенесся в чудесный сказочный лес, где водил хоровод со зверятами. Потом он оказался на острове и ел манго и бананы, которые принесли ему обезьянки. С каждой новой историей в книге он попадал в новые интересные приключения. Митя рассказал это родителям, и они сказали, что так и должно быть, ведь под Новый год могут случаться самые разные чудеса.

3. В каком стихотворении ты встречал эти слова: аукает, стелется, глубокою, баюкает, далекую? Подбери к ним рифму, используя следующие выражения: мохнатый лес, поет зима, ковром шелковым, плывут в страну.

“Поет зима-аукает”. С.Есенин.

“Поет зима - аукает
Мохнатый лес баюкает.
...Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется”

4. Сравни два небольших текста. Какой из них ты назвал бы стихотворением?

Во втором тексте есть рифма и ритм, значит его можно назвать стихотворением.

5. Запиши стихотворение короткими строками, подчеркни рифмующиеся слова.

“Улицей гуляет 
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
по ветвям берёз.”