ГДЗ к стр.125-156. О братьях наших меньших
Ответы к стр. 127 - 131
"Кто кем становится?" А. Шибаев, стр. 127
1. Прочитай стихотворение, вставляя необходимые по смыслу слова.
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая...(собака)
Жеребенок - с каждым днем
Подрастал и стал... (конем)
Бык, могучий великан,
В детстве был... (теленком)
Толстый увалень баран-
толстеньким... (ягненком)
Этот важный кот Пушок-
Маленьким ... (котенком)
А отважный петушок -
Кро-о-хотным...(цыпленком)
А из маленьких гусят
Вырастают...(гуси)
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
2. Ответь на вопрос стихотворения.
Щенок стал собакой, жеребенок лошадью, теленок быком либо коровой, котенок котом, цыпленок курицей или петухом, гусенок гусем.
"Плачет киска в коридоре..." Б. Заходер, стр. 128
Жалко ли вам киску? Какое горе у нее приключилось? Какое настроение создает стихотворение? Почему?
Киску не жалко. Причину слёз киски нельзя назвать горем, ей просто не разрешили украсть еду, хозяева воспитывают ее. Стихотворение шуточное, поэтому вызывает улыбку и поднимает настроение.
И. Пивоварова "Жила-была собака...", с. 128
Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение? Какие приемы сказки использует автор? Что мы узнаем о собаке?
Да, так можно сказать. Автор обращается к иносказанию, использует преувеличения (гиперболу), задействует сказочный сюжет.
Собака имеет огромные размеры. Когда собака дышала, крыши слетали с домов, а деревья начинали гнуться, а когда собака лаяла, казалось, что лает миллион таких животных. При этом собака добрая и послушная. Когда хозяин с ней гуляет, она машет своим рыжим хвостом.
В. Берестов"Кошкин щенок", с. 130
1. Почему автор назвал стихотворение "Кошкин щенок"? Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумай свое название?
Автор назвал стихотворение «Кошкин щенок» потому что в нем описывается история кошки, которая воспитывала щенка, как своего сына.
Можно назвать стихотворение «Мама и необычный сын», «Приемный детеныш», «Трудности воспитания», «Приемыш», «Кошка и щенок», «Особенная мама».
2. Какой характер у щенка?
Щенок ласковый, самостоятельный и тихий.
3. Составь по рисунку рассказ про цыпленка. Придумай окончание этой истории.
Однажды маленький цыпленок потерялся. Он искал маму и очень проголодался. тут малыш вышел к пруду. По берегу ходили важные птицы - гуси и утки. Утка увидела грустного цыпленка и подошла к нему, чтобы утешить. Цыпленок сказал, что потерялся и голоден. Тогда утка угостила его рыбой. Но цыпленок попробовал и вежливо отказался от такого угощения, ведь цыплята не едят рыбу. Утка поняла, что нужно срочно найти его маму. Она отвела малыша на птичий двор, где цыпленка встретила вся его семья.
4. Знаешь ли ты истории, когда животные воспитывали не своих детенышей? Придумай рассказ и запиши его в "Рабочую тетрадь".
Андерсен «Гадкий утенок». В этой сказке утка воспитывала детеныша лебедя. "Маугли" Киплинга, в книге волки воспитали человеческого детеныша.
Рассказ:
В зоопарке у тигрицы родились тигрята. У матери не было молока, чтобы их прокормить. Все очень переживали, что тигрята могут погибнуть от голода. В том же зоопарке у сторожа была собака, у которой были щенки. Сторож предложил показать ей тигрят. Собака с радостью приняла малышей и выкормила их. Когда тигрята наедались, их возвращали к маме-тигрице. Так у детенышей появилось две мамы.
Стр.135. Ребята и утята
1. Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.
Так как озеро разливалось весной, а потом вода спадала, гнездо утки оказалось далеко от берега. Утке с утятами пришлось идти к воде мимо деревни, по открытой местности. Она глаз не сводила с детей, чтобы уберечь их от опасности.
2. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
Ребята весёлые, глупые, несмышлёные, беззаботные. Они не жестокие, они просто хотели повеселиться и не подумали, что причиняют эти беспокойство птицам.
3. А как бы ты поступил на месте рассказчика: стал бы ругать ребят, или объяснил им, как труден путь утят к озеру?
На месте рассказчика я бы объяснил им, как труден путь утят к озеру, что их лучше защитить и проводить, чем ловить.
4. Как называет писатель утят?
Автор называет их сыновьями и дочерьми. Этим он показывает, что они такие же ребятишки, как и мальчишки. Они так же сыновья и дочери своей мамы - утки, маленькие и беззащитные.
5. Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ?
Человек, от имени которого ведется рассказ, добрый и умный, поэтому он не стал ругать ребят, а объяснил, что так поступать нельзя.
6. Перескажи рассказ с помощью плана:
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3. Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествие.
Пересказываем.
7. Состав свой план пересказа. Запиши его в "Рабочую тетрадь".
1. Нелегкий путь к озеру
2. Глупые ребята.
3. Спасение утят.
4. До свидания, утята..
8. Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.
Ребята поняли, что утят ловить не нужно, так как в конце вместе с автором попрощались с утятами и уткой.
Мама-утка очень переживает за утят, потому что они еще маленькие и не могут за себя постоять. Вокруг них очень много опасностей, нужно помочь малышам, а не пугать их. Сильный должен помогать слабым.
9. Обсудите с другом. Что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?
Утята такие же детки, как и мальчишки. У них тоже есть мама, которая очень переживает за них. Главная мысль, которую хотел донести автор: нельзя обижать маленьких.
Стр. 138. Страшный рассказ
1. Прочитай рассказ так, чтобы слушателям было интересно. Какие мысли ты хочешь передать? Каким тоном будешь читать? Изменится ли интонация в конце рассказа?
Этот рассказ нужно читать с таинственной интонацией, с волнением и страхом. В конце тон и интонация сменяются на легкие, спокойные и ироничные, потому что ребятам стало смешно за свои страхи.
2. Как ты думаешь, прочитанное тобой произведение — сказка или рассказ?
Это рассказ, такая ситуация могла произойти в жизни, в ней нет сказочных героев.
3. Что напугало детей? Найди эти строки.
Детей напугали звуки за дверью.
«Как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.. топ.. шлёп… шлёп… топ… топ…».
4. Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитай их диалог.
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, – отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, – говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, – отвечает Петя.
- И тигров не боимся, – говорит Шура.
- Они сюда и не придут, – отвечает Петя.
5. Как вёл себя ёжик, когда искали его?
Еж свернулся в шар и засел в углу. Когда его пытались взять на руки, он начал защищаться колючками.
6. Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.
Когда родители ненадолго оставляют меня одного, кажется, что кто-то есть в шкафу или кто-то караулит за дверью. Но когда приходят родители, уже не страшно.
7. С помощью подчёркнутых слов составь план рассказа. Запиши его в "Рабочую тетрадь".
1. Мальчики одни.
2. За дверью кто-то топает.
3. Пришли папа с мамой.
4. Находка – ежик.
Стр. 141. Храбрый утенок
1. Почему хозяйка решила, что утята заболели? Что бы ты мог ей посоветовать?
Утята несколько дней не ели еду, которую им приносила хозяйка. Она решила, что утята заболели.
Нужно было понаблюдать, почему утята не едят, и причина бы открылась.
2. Кем оказался утёнок Алёша — хвастуном или храбрецом?
Утенок Алеша оказался храбрецом.
3. Расскажи, как утята избавились от злой стрекозы.
Утенок Алеша прогнал стрекозу.
4. Как ты думаешь, случай, о котором рассказал автор, мог произойти с людьми? Составь рассказ, но вместо утёнка сделай главным героем мальчика Алёшу. Запиши план в "Рабочую тетрадь".
Да, подобное может произойти и реальной жизни. Маленьких и беззащитных могут обижать те, кто считает себя сильнее.
Рассказ:
Злая собака
Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лаяла. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой - это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят.
Вдруг Алёша преградил ей дорогу и закричал на нее. От неожиданности собака заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.
План рассказа:
- Дети собрались в песочнице.
- Злая собака.
- Приход Алёши.
- Алёша проучил собаку.
5. Обсудите с другом. Это сказка или рассказ? Докажите ваше мнение.
Это произведение является сказкой, потому что автор наделяет утят человеческими чертами: они разговаривают, боятся, сопереживают и радуются.
Стр 145. Музыкант
1. Что удивило тебя в этом рассказе?
Удивило то, что медведи тоже понимают музыку.
2. Выдели строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку.
"Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка"
"Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?"
3. Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке.
На опушке леса, которая скрыта от чужих глаз деревьями, сидел медведь. Рядом с ним стоял давно высохший пень, из которого торчали острые щепки разного размера и длинны. Своей большой и волосатой лапой он брал одну из щепок, тянул на себя, и сразу отпускал. Щепка начинала дребезжать и издавала звук, похожий на скрипку или виолончель. Дедушка, который невольно слушателем этого представления, замер от удивления. Медведь был настолько увлечен музыкой, что даже не заметил рядом стоящего человека.
4. Сравни, как старик и медведь слушали пение щепки.
Дедушка еще издалека услышал звуки, которые показался ему красивым и мелодичным. Так как старик очень любил музыку, он очень заинтересовался, что может издавать в лесу такие звуки.Медведю, как и деду, нравилась музыка. Ему понравилось, как звучат щепки, торчащие из пня.И дедушка, и медведь наслаждались звучанием.
5. Объясни, почему автор дал своему рассказу такое название.
Независимо от того, человек или животное имеет интерес к музыке, его можно назвать музыкантом. Поэтому автор и называет музыкантом медведя.
6. Перескажи текст, используя следующие вопросы:
1) На чем играл старый медвежатник?
2) Что сказал ему колхозник?
3) Зачем медвежатник пошел в лес?
4) Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
5) Какую картину увидел старик в лесу? Почему старик не застрелил медведя?
Пересказываем.
7. Объясни, кто такой музыкант. Посмотри в энциклопедии. Каких музыкантов ты знаешь?
Музыкант - это человек, который играет на каком-либо музыкальном инструменте.
Чайковский, Бах, Моцарт, Элвис Пресли, Филип Гласс, Ханс Циммер.
Ответы к стр. 150 - 151. Сова
1. Считал ли Старик Сову своим другом?
Старик не считал сову другом.
2. О чем мудрая Сова предупреждала Старика? Послушался ли он ее советов?
Сову предупреждала, что без нее мыши расплодятся и будут вредить старику.
3. Найди и прочитай диалоги героев.
Читаем все строки, которые начинаются на -.
"- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись";
"- А пускай летят".
4. Человек связан с природой и зависит от нее. Составьте с другом текст высказывания на эту тему.
Все, что нас окружает, в том числе и сам человек - это природа. Мы питаемся дарами природы, природа - это наш дом. Это значит, что человек связан с природой и зависит от нее.
5. Объясни, сказку или рассказ ты прочитал.
Сказку. В реальном мире совы не разговаривают.
6. Напиши статью в школьную стенгазету “Как помочь животным в зимнее время”. Воспользуйся планом и опорными словами из "Рабочей тетради".
Статью смотрите в ответах к рабочей тетради, страница 48-49 >>
Составь рассказ по рисункам с. 151
Жили были две сестренки, и был у них маленький щенок. Как-то раз отправились девочки прогуляться со щенком. Заболтались по дороге и выронили поводок из рук. Щенок потерялся. шел вечером мальчик Петя из школы, и увидел на дороге щенка. Щенок скулил. Мальчик взял его к себе домой, накормил и приютил. Петя подумал, что хозяева щенка скучают о нем, и написал объявление о том, что найден щенок. Девочки прочитали объявление и обратились по телефону, который там был указан. Петя вернул им щенка. Щенок был тоже рад вернуться к своим любимым хозяйкам.
Проверим себя стр. 154 - 156
1. Объясни название раздела. Почему мы называем животных "меньшими братьями"?
Животные живут с нами, помогают нам, а также сами нуждаются в помощи. Нужно оберегать животных и живую природу.
2. О чем писатели заставляют нас задуматься?
Писатели заставляют задуматься о том, что человек должен беречь природу, защищать братьев наших меньших, не вредить, а помогать им.
3. Какой из прочитанных рассказов показался тебе наиболее интересным? Что в нем запомнилось?
Отвечаем самостоятельно.
4. Есть ли в этом разделе сказки о животных?
Есть. Это сказки про утенка Алешу и про старика и сову.
5. Что общего и чем различаются сказки и рассказы о животных?
Общее то, что и в сказках, и в рассказах участвуют животные. Но в сказках у животных человеческие черты, они разговаривают, выражают свои эмоции, действуют как люди.
6. Чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста?
В художественном рассказе авторы могут выразить свое отношение к сюжету, к действующим лицам, подталкивают читателя сделать выводы для себя, в них есть красочные описания, может быть мораль.
7. Сравни рассказ Е. Чарушина с текстом про ежа из энциклопедии. Чем они различаются?
В рассказе Чарушин делает упор на ощущения и чувства ребят, описывает смешной случай, который с ними произошел. Энциклопедия содержит только описание ежа и его образа жизни.
8. О чем ты узнал из рассказа Е. Чарушина? Действительно ли он страшный? Расскажи об этом.
Дети испугались топота, но когда узнали, что это ежик, перестали бояться. Рассказ на самом деле не страшный. Он так назван просто потому, что ребята преувеличили опасность.
9. Что нового ты узнал о еже из энциклопедического текста?
Я думал, что еж делает запасы на зиму, но это не так. Еж запасов не делает, а впадает в спячку..
10. Понаблюдай за жизнью своих питомцев. Опиши их повадки, привычки, то, что ты наблюдаешь в реальной жизни. Это будет познавательный текст. Придумай сказку или рассказ о своем любимце. Что ты выделишь особенного в его характере? Какие чувства передашь?
Рассказ о домашнем любимце
У нас дома живет кошка. Она белая и пушистая. Ее зовут Ася. Ася очень ласковая. Когда кто-то из домашних садится на диван, она тут же запрыгивает на колени и мурлычет. У Аси мягкая шерстка, и гладить ее очень приятно. Ася еще и хитрюга. Она подкарауливает, когда кто-нибудь идет к холодильнику, и трется о ноги, чтобы ей дали угощение. Мы очень любим свою кошку.
11. Придумай историю, основную мысль которой можно выразить одной из пословиц "Пуганая ворона и куста боится".
В одном дворе жил маленький котенок. Он любил бегать по зеленой траве и гонять бабочек, мух и других насекомых. Вот однажды он охотился за пчелой, которая ползала по цветку клевера, и поймал ее. Пчела разозлилась и ужалила котенка. Тот запищал и убежал к маме. Кошка облизала его нос языком, и котенок опять побежал во двор играть. Тут он увидел большую толстую муху на цветке. Его шерстка встала дыбом и он бросился от безобидной мухи наутек. Вот так, пуганая ворона и куста боится.
12. Прочитай слова из книги Н. Сладкова "Все живое испытывает тебя на миролюбие".
Об этом перешептываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадают на глаза - как ты себя поведешь? Окликают птицы - как ты поступишь? Остановишься, посмотришь, послушаешь - или схватишься за камень и палку? И тогда они решат, как к тебе относиться. Как ты - так и к тебе! Природу может спасти только наша любовь!
13. Обсудите с другом. Какими мыслями хочет поделиться с вами писатель? Согласны ли вы с его высказыванием о том, что природу может спасти только любовь?
Согласны. Только человек с добрым любящим сердцем способен переживать за других. Любить природу - это значит не только любоваться ею, но и вносить свой вклад в ее защиту.