Ответы к стр. 83-124. Русские писатели
Стр. 85. Пушкин А.С.
1. Прочитай строки из сказок А. С. Пушкина. Вспомни названия этих сказок.
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
2. Найди в библиотеке книги А. С. Пушкина. Запиши название любимой сказки в "Рабочую тетрадь". Кратко перескажи её.
Записываем название сказки и пересказываем устно.
У лукоморья дуб зеленый стр. 87
1. Можно ли по этому вступлению к поэме догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
Да. Во вступлении много сказочных героев.
2. О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
Кот рассказал о разных сказочных персонажах: леший, русалка, Черномор, витязи, богатырь, царевна, Баба-яга и избушка на курьих ножках, Кащей, неведомые звери.
3. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Прочитай подчёркнутые строки из поэмы. Какие из них могут быть концовкой народной сказки?
Народные сказки часто заканчиваются пиром: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовкой сказки могут быть слова «И я там был, и мёд я пил».
Стр. 88 - 89. Вот север тучи нагоняя
1. Перечитай первые три строки. Как ты представляешь себе эту картину?
Я представляю, что выпал снег, что ветер несет тучи по небу и воет в трубе дома.
2. Какие чудеса творит волшебница зима?
«Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою»
Земля и реки покрылись снежными одеялом.
3. Почему поэт использовал выражение блеснул мороз? Сравни его с сочетаниями ударил мороз, блеснула молния.
Выражение «блеснул мороз» использовано автором, чтобы показать, как искрится снег на солнце в морозный день. «Ударил мороз» и «блеснула молния» , как и «блеснул мороз», являются метафорами - образными выражениями.
4. Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река. Сравни эти выражения со строкой из стихотворения: брега с недвижною рекою.
Слова Пушкина звучат более красиво и выразительно.
5. Можем ли мы сказать, что зиму поэт изобразил как живое существо? Докажи.
Да, так можно сказать. Поэт использует олицетворение, то есть говорит о зиме как о живом существе: зима идёт, пришла, повисла, легла, сровняла.
Ответы к стр. 89. Зима! Крестьянин торжествуя
1. Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это передано особенно ярко?
Да, можно. Люди рады наступлению зимы. Поэт тоже восхищается зимой, его воодушевляет ее приход.
«Зима!.. Крестьянин торжествуя»,
«летит кибитка удалая»,
«ему и больно и смешно».
Эти строки передают не только отношение людей к зиме, но и настроение автора.
2. А.С. Пушкин в нескольких словах рассказал о том, как маленький шалун радуется зиме. Устно нарисуй эту картину.
Дворовый мальчик посадил в салазки собаку Жучку и катает ее по двору. Он замерз, но не обращает на это внимания, но его мама грозит ему в окно, чтобы он шел домой.
Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 - 101
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.
«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».
Старуха скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.
«Старика старуха забранила»,
«Еще пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чем свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Еще пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».
2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
Симпатии автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Да, можно. Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и жадную старуху.
4. Сравни начало и конец сказки.
Старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: "Кто малым не доволен, тот большого не достоин", "Жадность - всякому горю начало".
Часто употребляется выражение "Остаться у разбитого корыта".
6. Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?
С каждым новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и на это реагировала морская стихия.
7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
План для пересказа:
1. Старик поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.
Пересказ сказки о рыбаке и рыбке
Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так. Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой, а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из "Рабочей тетради".
Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.
Например народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку», «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.»
9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами "Жадность всякому горю начало".
Коля шел по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по несколько раз. Когда он пришел домой, у него сильно разболелось горло и поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю начало.
Стр. 103. Иван Андреевич Крылов
1. Рассмотри рисунки. Вспомни названия басен. Расскажи, что перепутал художник.
Названия и ошибки художника:
«Ворона и Лисица» Ошибка: лебедь вместо вороны.
«Слон и Моська» Ошибка: муравей вместо собачки.
«Лебедь, Рак и Щука» Ошибка: собака вместо лебедя.
«Стрекоза и Муравей» Ошибка: ворона вместо муравья.
2. Найди басни И. А. Крылова в библиотеке. Перечитай понравившуюся тебе басню.
Читаем басни Крылова
Лебедь, Рак и Щука стр. 105
1. Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И. А. Крылов? Как вы понимаете выражение "воз и ныне там"?
История поучительная. Герои ведут себя смешно. "Воз и ныне там" означает, что дело не сдвинулось с места.
2. Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее?
Басни и сказки похожи тем, что в них могут быть задействованы животные, или вещи, которые разговаривают и думают, как люди. В конце басни, как правило, находится мораль – мнение автора. В конце сказки также может находиться мораль, но в виде пословицы или поговорки.
3. Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главное они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
Лебедь пытался тянуть воз в облака. Рак тянул воз назад. Щука – в воду. Герои басни не договорились, как будут действовать.
4. Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
Задумали сестренки сюрприз для мамы на ее день рождения приготовить, пока ее дома нет, а что это будет, не обсудили. Ира вырезала из бумаги заготовки для открытки. Катя нарисовала на ватмане поздравительный заголовок для стенгазеты, а Вика нарезала яблоки, чтобы сделать яблочный пирог. Но когда пришла мама, оказалось, что ни один подарок не готов, а есть только куча недоделанных вещей. Что же, сказала мама, когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Тогда девочки объединились и доделали все подарки вместе. Мама была очень рада.
5. О чём предупреждает И. А. Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Продумайте условия совместной работы.
Крылов предупреждаем, что прежде чем действовать, нужно договориться. Лебедь, рак и щука не договорились, куда тянуть воз. Основным условием совместной работы должна быть согласованность в действиях.
Ответы к стр. 107. Стрекоза и Муравей
1. Кто из героев басни тебе понравился и почему?
Муравей. Он трудолюбивый и справедливый.
2. Справедливо или нет поступил Муравей?
Да. Он преподал урок Стрекозе. После этого она будет заранее думать о холодах.
3. Почему Стрекоза "злой тоской удручена"?
Потому что для нее настал тяжелый период – зима, к которой стрекоза не готова. Ей холодно и голодно.
4. Сочувствуешь ли ты ей?
Да, стрекозу жалко.
5. В каких строках басни содержится основная мысль? Как ты её понимаешь? Соотнеси её с пословицей.
"Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!".
Вместо того, чтоб заниматься делом, Стрекоза пела. Теперь, когда готовиться к зиме уже поздно и ничего с этим не поделаешь, Муравей с иронией предлагает Стрекозе поплясать. Эти строки по смыслу подобны пословице: "Делу время, потехе час".
6. Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев. С какой интонацией надо произносить реплики?
Стрекоза ленивая, глупая, легкомысленная, из-за этого она попала в трудную ситауацию. В конце басни в ее голосе должны присутствовать печаль, слезы.
Муравей трудолюбивый, спокойный, справедливый. Его слова нужно читать спокойно, размеренно, с легкой иронией в голосе.
Ответы к стр. 108. Лев Николаевич Толстой
1. Узнал ли ты сказку? Расскажи её по рисункам.
"Три медведя"
Пошла Машенька в лес по грибы и заблудилась. Набрела она на избушку, зашла, внутри нет никого. А в этой избушке жили три медведя. Вошла девочка и увидела стол, три стула и три тарелки с кашей: большая, средняя и маленькая. Поела она из всех тарелок и пошла в спальню. Там она увидела три кровати. Полежала Маша на всех, выбрала самую маленькую и улеглась спать. Вернулись медведи домой. Медвежонок начал кричать, кто сидел на его стуле и ел с его посуды. Машенька проснулась от этих звуков и кинулась бежать. А вдогонку ей медведи бежали бежали, но не догнали.
2. Найди в библиотеке книгу «Л. Н. Толстой — детям». Какие произведения включены в неё? Перечисли.
«Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котенок».
Стр. 111. Старый дед и внучек
1. Соотнеси содержание рассказа с пословицей. Обсудите её смысл с друзьями.
Смысл пословицы и основная мысль произведения совпадают. Нужно уважать старших, помогать им.
2. Что такое почитать старших?
Это выражение значит, что старших нужно уважать, проявлять к ним внимание и заботу, любить их и быть благодарными.
3. Как бы ты вёл себя в подобной ситуации?
Я бы проявил заботу к дедушке и ни в коем случае не осуждал бы его оплошности.
4. Могло ли подобное произойти в вашей семье?
Не. Мои родители уважают дедушку и бабушку, заботятся о них.
Стр 114 - 116. Филипок
1. Перескажи текст, используя следующие вопросы:
С чего начинается рассказ?
Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
Что приключилось с мальчиком по дороге?
Почему в школе малыш испугался?
Как он начал складывать своё имя?
Чем закончился рассказ?
Читаем и пересказываем.
2. Почему Филипок решил пойти в школу?
Потому что все ребята и брат Костюшка ходили в школу.
Стр. 116. Правда всего дороже
1. Было ли в твоей жизни что-то подобное?
Нет, я не попадал в такие ситуации, но если бы было, я бы обязательно сказал правду.
2. За что отец поблагодарил сына?
За правду и смелость сказать ее.
3. Понравился ли тебе поступок мальчика?
Да.
4. Какие качества ценятся в людях? Обсудите с друзьями.
В людях ценится честность, доброта, отзывчивость, мудрость.
Стр. 119. Котенок
1. Какой эпизод рассказа ты читал с особым волнением?
Когда собаки бросились к котенку.
2. Что ты можешь сказать о Васе? Какой он? Опиши его.
Вася добрый, храбрый, решительный, отзывчивый, он любит животных.
3. Какие черты характера проявились в поступке мальчика: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защищать беспомощного, ответственность?
Решительность, смелость, находчивость, желание защищать беспомощного, ответственность.
4. Раздели текст на части для пересказа. Определи главную мысль каждой части. Устно составь план, сверь его с планом в «Рабочей тетради».
Часть 1 – Пропажа кошки. Главная мысль: хозяева переживают из-за потери домашнего любимца.
Часть 2 – Котята. Детям нужны маленькие друзья, о которых можно заботиться.
Часть 3 – Спасение котенка. Ради своих любимцев хозяева готовы на подвиг.
План:
1. Пропажа кошки
2. Котята
3. Катя и Вася
4. Собаки
5. Котенок спасен
5. Подумай, возможна ли такая последовательность пересказа или нужно что-то поменять: кошка пропала; котята; Катя и Вася; котёнок спасён; собаки; котёнок испугался.
В таком плане пункт "Котенок спасен" нужно перенести в конец.
6. Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? Обсудите с другом конкретную ситуацию.
Победить страх трудно, особенно в неожиданных ситуациях. Это под силу лишь очень храбрым и решительным.
7. Перескажи текст от лица Васи.
Неожиданно пропала наша любимая кошка. Вскоре выяснилось, что она стала мамой пятерых котят. Один из них остался у нас. Как-то мы с Катей пошли гулять и взяли своего любимца с собой. Гуляя, мы заметили много щавеля и принялись с Катей его собирать, а о котенке позабыли. Когда мы услышали лай собак, Катя испугалась и убежала, а я бросился к котенку. Он от страха не мог пошевелиться. Я подбежал к котенку и закрыл его собой. В это время приехал охотник и позвал собак. Я сделал вывод, что никогда не нужно брать котенка на прогулки.
Ответы к стр. 122 - 124. Проверим себя
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
«Петушок и бобовое зёрнышко». Народная сказка.
«Ласточки пропали...».А. Фет
«Зима! Крестьянин, торжествуя…». А. Пушкин
«Филипок». Л. Толстой
«Лебедь, Рак и Щука». И. Крылов
«Стрекоза и Муравей». И. Крылов
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор?
Встречалось. Иллюстратор - это тот человек, кто нарисовал рисунки к произведению.
4. С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого ты был знаком раньше? Назови. Расскажи одно из них.
А.С. Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде» , «Сказка о золотом петушке»;
И.А. Крылов: «Волк и Ягненок», «Две собаки», «Слон и Моська»;
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность сказки о золотой рыбке?
Необычность в том, что начало и конец сказки похожи, в том, что это сказка в стихах.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему. Запиши его в "Рабочую тетрадь".
Когда я был маленьким, я еще не определился, что больше люблю - рисовать или заниматься самбо. Поэтому я записался в оба кружка. Потом мне захотелось еще заняться моделированием и я записался в него. Из-за этого у меня стало мало времени на учебу. Пришлось бросить все кружки, чтобы хорошо учиться. Вот так я и остался у разбитого корыта.
Еще можно написать про ребенка, которому подарили игрушку, а он хотел игрушку подороже и схитрил, сказав, что подарок ему не нравится. Родители не купили другую игрушку, а подарок вернули в магазин. Так ребенок и остался у разбитого корыта из-за своей жадности.
9. Определи основные мысли прочитанных басен И. А. Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Друзья должны жить в согласии, нельзя жить бесцельно. "А воз и ныне там", "Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши".
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
1. Один за всех, а все за одного.
2. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот кто узнал и навстречу ему идет.
3. Грамоте учиться всегда пригодиться.
4. Друзья познаются в беде.
5. Добра желаешь - добро и делай.
6. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.
7. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Примеры из жизни:
О взаимопомощи, верной дружбе: «Один за всех, а все за одного», «Друзья познаются в беде».
Когда человек, несмотря на свою боязнь, совершает храбрый поступок: "Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт".
О том, что нужно делать добро: Если человек хочет, чтобы к нему относились по-доброму, то и он сам должен поступать по-доброму с другими.
Добро всегда возвращается с лихвой. «Добра желаешь — добро и делай».
Наука, знания, новый опыт полезны для каждого человека. Они помогают в построении карьеры, хорошего жизненного пути: «Грамоте учиться всегда пригодится», «Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее», «Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает».
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
«Один за всех и все за одного» - И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт» – Л. Н. Толстой «Котенок»
«Грамоте учиться всегда пригодится» – Л. Н. Толстой «Филипок»
«Друзья познаются в беде» – «Гуси-лебеди»
«Добра желаешь — добро и делай» – Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
«Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее» – «Каша из топора»
«Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает» – И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»