Ответы к стр. 65-82. Люблю природу русскую. Осень 

Стр. 68. Тютчев Ф 

"Есть в осени первоначальной" Ф. Тютчев стр. 68

1. О какой поре осени рассказывает поэт?

О ранней осени. Он так ее и называет "первоначальной".

2. Как осень изменила всю окружающую природу? Почему осень названа дивной порой?

Словами поэта: "день стоит как-бы хрустальный", "лучезарны вечера", "теплая лазурь".

3. Что ты чувствуешь при чтении стихотворения?

Вдохновение, успокоение, хочется выйти на улицу в такую осень и самому увидеть все ее красоты.

Стр. 69. Бальмонт К. 

"Поспевает брусника" К. Бальмонт стр. 69

1. Почему "В сердце стало грустнее"? Найди слова, подтверждающие это.

«…Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.»

2. О ком можно сказать "проснётся и заплачет"? К кому поэт относит эти слова? Как ты представляешь себе эту картину?

Так можно сказать о ребенке. Бальмонт относит эти слова к осени, ведь вместе с ней придут осенние  дожди.

3. Какая интонация соответствует содержанию стихотворения?

Грустная.

4. Какое настроение возникло у тебя, когда ты прочитал это стихотворение?

Грустное и спокойное.

Стр. 70. Плещеев А. 

"Осень наступила" А. Плещеев стр.70

1. Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом?

Грустное. 

2. Как ты прочитаешь это стихотворение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?

Неторопливо, с грустью.

3. Запиши слова, которые помогают представить картину осенней природы, в "Рабочую тетрадь".

Глядят уныло, голые кусты, желтеет травка, туча небо кроет, солнце не блестит, ветер воет, дождик моросит.

Стр. 71. Фет А. 

"Ласточки пропали" А. Фет, стр. 71

1. По каким признакам ты узнал, что в стихотворении изображена осень?

Автор пишет, что ва дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится, к югу журавли летят.

2. Найди строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы.

«Ласточки пропали…»
«С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.»
«Раскричавшись, к югу
Журавли летят.»

3. Какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочитать?

«Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!»

Их надо читать громко, с радостью.

Стр. 72 - 75. Осенние листья 

"Осенние листья" А. Толстой, стр. 72

1. Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

Да, ведь его сад обеднел, поэт грустит по его цветению.

2. Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своём воображении то, что он увидел.

Поэт наблюдает эту картину из окна своего дома.Он видит, как облетают листья с деревьев, кружатся и падают, а вдали краснеют рябины.

3. Выучи стихотворение. Какое настроение ты передашь?

Спокойное, немного грустное, тоска по летнему саду.

4. Какое слово помогает представить осенние листья?

Пожелтелые.

"Закружилась листва золотая" С. Есенин, стр. 73

1. С чем сравнивает поэт золотую листву?

С бабочками.

2. Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?

Пруд выглядит так, как будто в нем купается стая бабочек. Вода кажется розовой от отражающейся в воде яркой листвы осенних деревьев.

3. Какое настроение создаёт это стихотворение? Передай его при чтении.

Восхищение природой.

4. Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему "Осень". Помощь ты найдёшь в "Рабочей тетради".

Выгляну в окошко, осень на дворе
Золотом играет. Зябко на заре.
Я надену куртку, выбегу во двор.
Посмотрю на птичек перелетных хор.

Стр. 74. "Сухие листья" В. Брюсов 

1. Подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.

[c] [х]– сухие,
[ш] [ч] – шуршат, шепчут,
[ж] – кружат.

2. Какие сочетания слов повторяются?

«Сухие листья» - повторяется в произведении семь раз.
«Тусклым ветром» - повторяется в произведении два раза.

3. Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию.

В произведении преобладают шипящие и свистящие звуки. Они помогают представить шуршание сухой листвы, свист ветра.

Стр. 75. И.Токмакова

1. Объясни, как ты понимаешь выражение "листьям на деревьях тоже не сидится".

Листьям не сидится, они опадают с ветвей.

2. Попробуй сам составить вопросы к стихотворению. Запиши их в "Рабочую тетрадь".

Какое время года описано в стихотворении?
С кем сравниваются листья?

Ответы к стр. 76. Берестов В. "Хитрые грибы"

1. Почему поэт выбрал именно такое название? Нравятся ли ему "хитрые грибы"? Найди подтверждение в тексте.

Поэт выбрал именно такое название, потому что грибы как-будто спрятались от него. Автор шутит, говоря, что они хитрые.

«Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?»

2. Какие строки из стихотворения вызывают у тебя улыбку?

«Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.»

Такой вывод неожиданный и интересный.

3. Сравни тексты "Хитрые грибы" и "Грибы". Какой из них написал учёный, а какой — поэт? Объясни.

"Хитрые грибы" - поэт. Текст содержит  приемы художественной речи, рифмы, стихотворный темп и ритм, в нем  присутствует настроение, эмоции.

"Грибы" - текст ученого, он написан научным языком без использования красочных выражений. Невозможно определить настроение ученого и его отношение к описанному.

Ответы к стр. 78 - 79. Как хорошо уметь читать 

"Осеннее утро" М. Пришвин, стр. 79

1. Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

Особенно красив листопад в парке, где много деревьев и кустарников разных видов. С порывом ветерка слетают с ветвей желтые, красные и багряные листочки. Они кружатся в воздухе и покрывают разноцветным ковром землю. А оставшиеся на деревьях листочки приятно шелестят и ждут своего часа. И думаешь, что вот-вот уже скоро будет зима. Но я не обращал внимания, в отличие от Пришвина, как именно падают листики, что они делают это по-разному. 

2. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.

Это прохладное осеннее  утро. Начало октября. Опадают с деревьев листья и летят куда-то вместе с перелетными птичками. Бабье лето уже кончилось, и остается радоваться каждому теплому деньку.

3. Обсудите с другом. Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

Умение любоваться и восхищаться природой, рисовать словесные картины осени, передавать осеннее настроение.

"Сегодня так светло кругом" И. Бунин, стр. 79

1. Как говорит поэт о тишине?

С нежностью и трепетом.

2. Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что ты изобразил бы на ней?

Да, можно. Я бы изобразил на ней осенний лес на берегу реки, покрытую красно-желтыми листьями землю, голубое небо.

3. Составь самостоятельно небольшой рассказ на тему "Утро в осеннем лесу", используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. 

Утром в осеннем лесу очень тихо. В воздухе ни ветерка. С легким шелестом падают пожелтевшие листья. В прозрачном воздухе видны стаи птиц. Они улетают на юг. Скоро зима.

Стр. 82. Проверим себя 

1. Назови отличительные признаки поэтического произведения.

Поэтическое произведение написано в стихотворной форме, в нем есть ритм, рифма.

2. Прочитай наизусть стихотворение, которое тебе больше всего нравится.

Выбираем и учим.

3. Найди пары слов, которые рифмуются: холоднее, крика, грустнее, брусника. В каком стихотворении ты встречал эти слова? Попробуй восстановить текст стихотворения, используя слова: стали дни поспевает, и от птичьего, в сердце стало.

Холоднее – грустнее, крика – брусника. К. Бальмонт "Осень"

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика,
В сердце стало грустнее.

4. Догадайся, какой из двух текстов относится к стихам. Запиши их правильно.

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Второй текст относится к стихам, потому что в нем есть рифма, ритм.