ГДЗ к теме Части речи

Упражнение 71, с. 31

71. Прочитайте. Подберите и запишите слова данных частей речи.

Имя существительное: дерево, лампа, кот.
Имя прилагательное: грустный, горький, холодный.
Глагол: бежать, пришёл, читает.
Местоимение: он, мы, тебя.

Упражнение 72, с. 31

72. Прочитайте небылицу. Вставьте пропущенные буквы.

пр.       сущ.          сущ.       сущ.        гл.
По поднебесью, братцы, медведь летит,
сущ.           гл.          сущ.      гл.
Медведь летит, хвостом вертит,
сущ.          сущ.            гл.
Ушками, лапками помахивает.
пр.   сущ.     гл.       сущ.
Во когтях несёт коровушку,
прил.                        прил.
Чёрно-пёструю да белохвостую...

  • Выделенное слово является союзом. А какими частями речи являются другие слова?
  • Подчеркните одушевлённые имена существительные.

Упражнение 73, с. 31

73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение.

Праздник, орех, альбом, понедельник, заря, погода, трактор, чёрный, пшеница, сорока, рисунок.

Лишнее слово - чёрный (имя прилагательное).

  • Найдите лишнее слово. Укажите, какой частью речи оно является.

Упражнение 74, с. 32

74. Прочитайте. Выберите нужные буквы из скобок.

В деревне Бурьян
Возле города Мышкин
Жил Кошкин Иван
В деревянном домишке.
И письма Ивану
Носил почтальон
На Сонную улицу
В спальный район.

И. Стожкова

  • Впишите в слова пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

В деревне (словарное слово), Бурьян (имя собственное - название деревни), города (словарное слово), Мышкин (имя собственное) , жил (сочетание жи-ши с и), Кошкин (имя собственное), Иван (имя собственное), в деревянном (дéрево, словарное слово), домишке (дом), письма (разделитьльный ь), Ивану (имя собственное), на Сонную (имя собственное), спальный (нарицательное).

  • Найдите в первом предложении и подчеркните имена существительные неодушевлённые собственные.
  • Найдите в последнем предложении и подчеркните имя существительное одушевлённое нарицательное.

Упражнение 75, с. 32

75. Прочитайте. Назовите птицу. Запишите её название как заголовок.

Снегирь

У этой птицы верх головы, крылья, хвост - чёрные.
                                                                          ~~~~~~
Спина голубовато-серая, а брюшко - красное.
              ~~~~~~~~~~~~                    ~~~~~~~
Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.
            ~~~~~~  ~~~~~~~  ~~~~~~

  • Определите тип текста. Подчеркните имена прилагательные

Текст-описание.

  • Какова роль имён прилагательных в данном тексте?

Прилагательные помогают ярко и подробно описать птицу.

Упражнение 76, с. 33

76. Прочитайте. Составьте словосочетания из данных имён существительных и подходящих по смыслу имён прилагательных. Впишите пропущенные буквы.

Румяное яблоко, верный товарищ, сильный мороз, холодный ветер, прекрасная картина, садовая лопата, широкая дорога, белое облако.

  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

Перед нами висела прекрасная картина.

Упражнение 77, с. 33

77. Прочитайте. Определите главную мысль стихотворных строк поэта А. Усачёва.

Заповедь повара

Сам кашу заварил -
Самому и пробовать:
Сам её пересолил-
Самому расхлёбывать.
Дело тут не в миске с кашей -
Тут рецепт всей жизни нашей!

Главная мысль - нужно отвечать за свои поступки.

  • Прочитайте выделенные словосочетания. Объясните их смысл.

Заварить кашу - затеять какое-либо неприятное, хлопотливое дело; своими действиями создать сложную, неприятную ситуацию.
Самому расхлёбывать - справляться с последствиями своих или чьих-либо необдуманных, неверных действий.

  • Подчеркните глаголы. Выпишите их. Перед каждым глаголом запишите вопрос, на который он отвечает.

(Что сделал?) заварил, (что делать?) пробовать, (что сделал?) пересолил, (что делать?) расхлёбывать.

Упражнение 78, с. 34

78. Прочитайте. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

пр. сущ.           гл.        сущ.     прил.     сущ.
На травинке греют спинки золотые паучки.

Е. Благинина

  • Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.

Золотые паучки, греют спинки, греют на травинке.

Упражнение 79, с. 34

79. Замените числа именами числительными и запишите их с подходящими по смыслу именами существительными.

4, 5, 7, 6, 8

Четыре утёнка, пять карандашей, семь дней, шесть обезьян, восемь вилок.

Упражнение 80, с. 34

80. Поработайте в парах: кто быстрее расшифрует слова? Запишите слова.

100лица 40а 3буна 7я с3ж

Столица, сорока, трибуна, семья, стриж.

  • Составьте и запишите предложение с одним из полученных слов.

Москва - столица нашей страны.