Слово и словосочетание

Упражнение 63, с. 28

63. Прочитайте словосочетания.

Комнатные растения: азалия, драцена, пеларгония.
Спортивные товары: велосипед, самокат, мяч.
Игрушки: кукла, погремушка, юла.
Дикие животные: кабан, волк, лиса.

  • Подберите к каждому словосочетанию слова-названия предметов, которые можно отнести к их общему названию. Запишите слова.

Упражнение 64, с. 28

64. Прочитайте. Образуйте словосочетания, выбирая из скобок нужное слово и ставя его в нужной форме с предлогом или без предлога. Укажите стрелкой связь слов в словосочетании.

Что такое фразеологизмы?

Упражнение 65, с. 29

65. Прочитайте. Составьте из данных слов все возможные словосочетания. Запишите их.

Верный товарищ, русский товарищ, русский язык, повесить нос, повесить пальто, гласный звук, длинный язык, длинный нос.

  • Какие из составленных словосочетаний являются фразеологизмами? Объясните их значение.

Повесить нос - расстроиться, длинный язык - о болтливом человеке

Упражнение 66, с. 29

66. Прочитайте. Что обозначают выделенные словосочетания? Спишите стихотворение.

Каша в голове у дяди Саши,
И ботинки просят каши.

А. Шибаев

Каша в голове - отсутствие ясности, беспорядочность, хаотичность мыслей.
Просят каши - требуют починки.

Упражнение 67, с. 29

67. Прочитайте. Соедините линиями каждый фразеологизм с его значением.

Набрать в рот воды - молчать.
Сидеть сложа руки - ничего не делать.
Одержать победу - победить.
Кривить душой - обманывать.
Ворон считать - глядеть по сторонам.

  • Устно составьте предложение с любым фразеологизмом.

Катя плохо усвоила тему, потому что на уроке считала ворон.

Упражнение 68, с. 30

68. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Как свои пять пальцев

Что значит знать как свои пять пальцев? Во-первых, уметь считать, во-вторых, знать название каждого пальчика: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. А вот чтобы так же хорошо знать любой другой предмет, нужно постараться, потрудиться, чтобы иметь право сказать: "Знаю как свои пять пальцев".

Г. Ставская

  • Подчеркните в тексте фразеологизм.
  • Определите тип текста: это повествование или рассуждение?

Это текст-рассуждение.

Упражнение 69, с. 30

69. Прочитайте. Объясните значение фразеологизмов. А теперь посмотрите их толкование в словаре учебника. Запишите их толкование.

Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор.
Стреляный воробей. Опытный, бывалый человек.
Садиться не в свои сани. Браться не за своё дело.

Упражнение 70, с. 30

70. Прочитайте. Подчеркните фразеологизм.

Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо
.

Л. Татьяничева

  • Объясните значение фразеологизма.

Медведь на ухо наступил - кто-либо совсем лишён музыкального слуха.