Слово и слог. Звуки и буквы

Упражнение 84, с. 36

84. Прочитайте. Составьте из слогов слова, а из слов предложение-пословицу.

Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

  • Запишите пословицу, перед союзом а поставьте запятую. Объясните смысл пословицы.

За интересной беседой дорога кажется короче, а с песней - дело спорится.

Упражнение 85, с. 36.

85. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Я уви́дел на зарé
Чýдный зáмок на горé,
Но войти́ в негó не смог,
На дверя́х висéл замóк.
У во|рóт стре|лóк сто|и́т,
Вó|рот зó|ло|том ра|сши́т.

Л. Яхнин

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните слова, которые написаны одинаково, но произносятся по-разному и различаются по смыслу.
  • Разделите слова последнего предложения на слоги вертикальной чертой |.

Упражнение 86, с. 36

86. Запишите все буквы русского алфавита.

Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Ёё, Жж, Зз, Ии, Йй, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, ы, ь, Ээ, Юю, Яя

Упражнение 87, с. 37

87. Прочитайте. Продолжите записи.

Гласные звуки: [а ], [о ], [и ], [ы ], [у ], [э ].
Буквы, обозначающие гласные звуки: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.

  • Подчеркните буквы, которые в одних словах могут обозначать гласный звук и мягкость предшествующего согласного, в других - слияние звука [й'] и последующего гласного звука, например: [й'а], [й'о], [й'э], [й'у].

Упражнение 88, с. 37

88. Прочитайте выразительно.

Вы хотите, листья, танцевать,
Над осенним городом летать,
Стайкою волшебных птиц кружить?
На прощальный бал нас пригласить?

Т. Озерова

Главная мысль - нужно отвечать за свои поступки.

  • Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в предложении обращение. Определите вид предложений по цели высказывания.

По цели высказывания эти предложения вопросительные.

  • Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

Упражнение 89, с. 37

89. Запишите по три слова, в которых надо запомнить написание выделенных букв.

о Ягода, орех, трактор.
а Заря, альбом, машина
е Вместе, пшеница, четыре.

  • Проверьте, правильно ли вы записали слова.

Упражнение 90, с. 38

90. Прочитайте, называя правильно буквы. Вставьте пропущенные буквы, обозначающие согласные звуки.

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Труд.
Метель.
Пакет.
Базар.

  • Запишите на первой свободной строке слово, в котором все согласные звуки твёрдые, на второй - слово, в котором все согласные звуки мягкие, на третьей - в котором все согласные глухие, на четвёртой - в котором все согласные звонкие.

Упражнение 91, с. 38

91. Прочитайте выразительно. Объясните знаки препинания в конце предложений.

- Кто ты, ворон?
- Карл! Карл!
- Крал кораллы?
- Крал! Крал!
- А ворона Клара
Мой кларнет
Украла!
Кар!

Ю. Кушак

  • Что означает слово кларнет? Произнесите в словах звукосочетания, которые передают крик вороны. Подчеркните буквы, обозначающие эти звукосочетания.

Упражнение 92, с. 39

92. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

б  в  г  д  з  ж
п ф  к  т  с  ш

  • Подберите слова, которые будут заканчиваться каждой из этих букв. Запишите слова.

Дуб - суп, рукав - шарф, снег - век, сад - крот, мороз - пылесос, монтаж - шалаш.

Упражнение 93, с. 39

93. Прочитайте. Подберите проверочное слово для каждого из данных слов. Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

остров - острова         указка - указывать
голубь - голуби            шкаф - шкафы
грядка - грядочка         утюг - утюги

Упражнение 94, с. 39

94. Прочитайте.

Якорь, каюта, сирень, вьюга, ягода, утро, ёлка, огоньки, маяк, улей, сельдь, тюльпан.

  • Запишите на каждой строчке данные слова так: на первой строке слова с одинаковым количеством звуков и букв, на второй - слова, в которых звуков больше, чем букв, на третьей - слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Якорь, вьюга, утро, улей.
Каюта, ягода, ёлка, маяк.
Сирень, огоньки, сельдь, тюльпан.

Упражнение 95, с. 40

95. Поработайте в парах: произнесите пары слов. Какими звуками различаются слова в каждой паре слов?

грозá - рóза [г],[а]-[ó]                              зуб - суп [з]-[с]
рысь - рис [р]-[р’],[ы]-[и],[с’]-[с]     загадка - рогатка
страна - струна [а]-[у]                             пять - пить [а]-[и]
круг - крюк [р]-[р’]                      полю - полью [у]-[й’у]

Упражнение 96, с. 40

96. Прочитайте. Продолжите звуко-буквенный разбор слова зяблик.

Зяблик[з'абл'ик] — 2 слога.

з [з'] - согл., звонк. парн., мягк. парн.
я [á] - гласн., ударн.
б [б] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
л [л'] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
и [и] - гласн., безуд.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
6 б., 6 зв.

Упражнение 97, с. 40

97. Прочитайте. Найдите в словах изученные орфограммы и подчеркните их.

чаща, роща, чашка        пружина, жираф
моряк, река                    пшеница, трактор
пряжка, сказка               ночка, сказочка
льдина, нельзя               друзья, семья
Волга, Обь                     Курск, Белгород

Рядом с каждым словом запишите слово с орфограммой на это же правило.