ГДЗ к разделу Слово в языке и речи

Ответы 7 гуру к теме Лексическое значение слова

Упражнение 42, с. 20

42. Прочитайте. Спишите.

Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной.

С. Маршак

  • Что обозначает слово Вселенная? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре учебника. Как вы поняли это предложение?

Вселенная - весь мир.

Человек для всех предметов, явлений нашёл свои названия. Любое слово имеет лексическое значение, что-то обозначает.

Упражнение 43, с. 20

43. Прочитайте. Определите слово по его лексическому значению.

1. Небольшой сочный плод кустарников и трав. (Ягода.) 2. Тот, кто учится в школе. (Ученик.) 3. Первый месяц зимы. (Декабрь.) 4. Инструмент для копания земли. (Лопата.) 5. Хлебный злак. (Пшеница.) 6. Часть горизонта, где восходит солнце. (Заря.)

  • Вставьте пропущенные буквы. Впишите слова.
  • Проверьте по орфографическому словарю, правильно ли вы написали слова.

Упражнение 44, с. 21

44. Прочитайте. Подберите 2-3 слова на каждую тему.

Растения: рябина, колокольчик, бегония.
Животные: лисица, корова, заяц.
Инструменты: лопата, молоток, грабли.
Месяцы года: январь, июль, сентябрь.
Природные явления: дождь, снег, цунами.

  • Запишите слова. Проверьте себя.

Упражнение 45, с. 21

45. Прочитайте. Найдите и подчеркните лишнее слово в каждой группе слов.

Ткань - шёлк, шляпка, бархат, шерсть.
Обувь - ботинки, сапоги, варежки, лапти.
Одежда - платье, брюки, туфли, блузка.
Посуда - тарелка, чай, чайник, стакан.

  • Прочитайте каждую группу слов без лишнего слова. Запишите общее название для этих слов.
  • Выпишите многозначные слова. Объясните их значения.

Шляпка (головной убор, верхняя часть гриба), шерсть (ткань, волосяной покров животного), тарелка (чашка, часть муз. инструмента), чай (напиток, растение), стакан (сосуд для питья, гильза снаряда).

Упражнение 46, с. 21

46. Найдите в толковом словаре слово пейзаж. Сколько значений оно имеет? Придумайте предложения, используя слово пейзаж в разных значениях. Запишите одно предложение.

Пейзаж - 1. Вид местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид местности, а также описание природы в литературном произведении.

С берега моря открывался великолепный пейзаж.
На картине изображён пейзаж сельской местности.

Упражнение 47, с. 22

47. Прочитайте.

1. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом. (А. Пушкин) 2. Весь день стоит как бы хрустальный. (Ф. Тютчев) 3. За ночь землю подморозило, весь орешник в серебре. (О. Высотская) 4. Колокольчик однозвучный утомительно гремит. (А. Пушкин)

  • Найдите многозначные слова. Подчеркните те из них, которые употреблены в переносном значении.
  • Спишите любое предложение.

Весь день стоит как бы хрустальный.

Упражнение 48, с. 22

48. Прочитайте. Почему вы улыбнулись?

В комнате погас свет, и мы включили свечку.
Я каждое утро проветриваю форточку.

Из журнала "Начальная школа"

  • Составьте и запишите каждое предложение правильно.

В комнате погас свет, и мы зажгли свечку.
Я каждое утро проветриваю комнату.

  • Подчеркните в сложном предложении грамматические основы.

ГДЗ к теме Синонимы и антонимы

Упражнение 49, с. 23

49. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

1. Синонимы - это слова, близкие по значению.
2. Антонимы - это слова, противоположные по значению.

  • В каких словарях можно найти данные слова? Выпишите из этих словарей по одной паре синонимов и антонимов.

Синонимы можно найти в словаре синонимов. Антонимы - в словаре антонимов.

Синонимы: аккуратный - опрятный.
Антонимы: отвечать - спрашивать.

Упражнение 50, с. 23

50. Прочитайте.

"Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!" -
Так проворчал Мороз угрюмый.

В. Берестов

  • Найдите и подчеркните многозначное слово, имеющее такое значение: длительное, с задержками, помехами, однообразное занятие, дело.
  • Выпишите из стихотворения синонимы к данным словам.

Хмурый - угрюмый; гул - шум;
морока - канитель; пурга - метель.

Упражнение 51, с. 24

51. Прочитайте. Найдите и запишите слова-синонимы парами.

Шалун, сладкоежка, птичка, плакать, зевака, лежать, клейкий, лягушка, валяться, птаха, озорник, реветь, лакомка, липучий, квакушка, ротозей.

  • Подчеркните слова, которые чаще употребляются в разговорной речи.

Шалун - озорник
сладкоежка - лакомка
птичка - птаха
плакать - реветь
зевака - ротозей
лежать - валяться
клейкий - липучий
лягушка - квакушка

Упражнение 52, с. 24

52. Прочитайте. Укажите цифрой, в каком порядке надо расположить синонимы по степени увеличения признака.

2 Скорый, 1 быстрый, 3 стремительный.
3 Громадный, 2 огромный, 1 большой.
1 Ветер, 3 ураган, 2 вихрь

Упражнение 53, с. 24

53. Прочитайте. Соедините линией слова-синонимы.

  • Какие из данных слов считаются устаревшими? Подчеркните их. Устно составьте предложение с любым словом.

На углу сквера открылась цветочная лавка.

Упражнение 54, с. 25

54. Прочитайте.

  • Спишите. Подчеркните слова-антонимы.

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

А. Пушкин

Упражнение 55, с. 25

55. Прочитайте. Впишите в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.

1. В книге есть вопросы и ответы. 2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. 3. Настал вечер, и шум сменился тишиной. 4. Живут в соседстве грусть и радость. 5. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Упражнение 56, с. 25

56. Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову антоним.

холод - жара                 сырой - сухой
ночь - день                   громкий - тихий
добрый - злой              слёзы - смех
кричать - молчать        хвалить - ругать
друг - враг                     большой - маленький
скучно - весело             плохо - хорошо
синоним - антоним       редкий - частый

ГДЗ ГДЗ-РЕШАЛКА к теме Омонимы

Упражнение 57, с. 26

57. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Омонимы - это разные слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение.

  • Поработайте в парах: скажите, в каком словаре можно найти данные слова. Выберите из этого словаря любые слова-омонимы и устно составьте с ними предложения.

В словаре омонимов.

Овсянка  - овсяная крупа или каша из неё. Овсянка  - небольшая птичка.

Овсянка - самая полезная каша.
Птичка овсянка питается семенами растений.

Упражнение 58, с. 26

58. Прочитайте загадку Отгадайте.

Я - жилище для зверька,
для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой:
редкостный зверёк пушной.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки.

Норка - это жилище для зверька.
Норка - это пушной зверёк.

Упражнение 59, с. 26

59. Рассмотрите рисунки и запишите слова-омонимы.

Петрушка-петрушка. Лук-лук. Коса-коса.

Упражнение 60, с. 27

60. Прочитайте. Докажите, что данное предложение сложное, а выделенные слова - омонимы.

Осенью поздней земля засыпает,
Листьями ветер её засыпает.

В. Берестов

  • Спишите. Подчеркните грамматические основы в частях сложного предложения.

Это сложное предложение, так как оно состоит из двух простых предложений, в нём две грамматические основы.
Выделенные слова - омонимы, так как они пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение. Земля засыпает (ложится спать). Ветер засыпает (накрывает листьями).

Упражнение 61, с. 27

61. Прочитайте.

Маленький рысёнок
Изо всех силёнок
Поспевает рысью
Вслед за мамой рысью.

Л. Яхнин

  • Найдите в стихотворении омонимы. Подчеркните эти слова. Что они обозначают?

"Поспевает рысью" - походка животного.
"За мамой рысью" - млекопитающее семейства кошачьих.

Упражнение 62, с. 27

62. Прочитайте. Что могут обозначать эти слова?

Строчка1 - сплошной шов на поверхности ткани.
Строчка2 - ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию.

Бокс1 - вид спорта.
Бокс2 - мужская причёска.

Лайка1 - порода собак
Лайка2 - сорт мягкой кожи.

Гвоздика1 - род травянистых растений.
Гвоздика2 - пряность.

Свинка1 - заболевание.
Свинка2 - животное (морская свинка).

  • Составьте два предложения с какой-либо парой слов-омонимов. Запишите предложения.

В вазе стояли бордовые гвоздики. Мама добавила в пудинг гвоздику.