ГДЗ к теме Правописание частей слова

Упражнение 130, с. 52

130. Прочитайте. Выделите в словах изученные орфограммы.

Улыбка, боксёр, перелить, сырник, храбрость, хитрец, голубь, гвоздик, подземный.

Выпишите слова с орфограммами:
а) в корне: улыб)ка, бокс)ёр, хитр)ец, голубь), гвозд)ик;
б) в приставке: пере|лить, под|земный;
в) в суффиксе: сыр/ник\, храбр/ость\, гвозд/ик\.

Выделите значимые части слов, в которых есть орфограммы.

Упражнение 131, с. 52

131. Прочитайте. Найдите и подчеркните в каждом ряду лишнее. Объясните, почему оно лишнее.

Мороз), холод, мороз)ный, за(мороз)ки.
Ветер), вихрь, ветер)ок, ветр)ище.

  • Подчеркните в словах орфограммы. Выделите корень в однокоренных словах.

Лишнее: холод, вихрь - не являются однокоренными словами для остальных слов в строках.

Упражнение 132, с. 52

132. Прочитайте. Допишите в каждый ряд 2-3 словарных слова.

Инструменты: лопата, молоток, топор.
Растения: берёза, горох, земляника.
Птицы: воробей, ворона, сорока.

Правописание слов с безударными гласными в корне

Упражнение 133, с. 53

133. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах.

М. Лермонтов

  • Что обозначает выделенное словосочетание?

Очень быстро, с предельной скоростью.

  • Выпишите слова с пропущенными буквами. Перед каждым словом запишите проверочное.

óлны) по волнáм, (нéбо, небéсный) небесáх, (оди́н) одинокий, (принёс) несётся, (пáрус) на парусáх.

Упражнение 134, с. 53

134. Прочитайте. Подчеркните проверяемую орфограмму в корне каждого слова. Перед проверяемым словом запишите проверочное.

дол - доли́на                    соль - солёный
крáсный - краснотá         смéлый - смельчáк
лёд - ледянóй                   тень - тени́стый
встáнет - встаёт               цвет - цветёт
весёлый - вéсело             ти́хо - тихóнько

  • Составьте и запишите предложение с любым словом.

За окном цветёт черёмуха.

Упражнение 135, с. 54

135. Прочитайте загадку. Запишите отгадку

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

(Коза)

  • Выпишите 4 слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом запишите проверочное слово.

С бородóй - бóроды, борóдка; стари́к - стáрый; с рогáми - рог; плетёт - плёл.

Упражнение 136, с. 54

136. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах корень. Рядом запишите проверочные слова. Обозначьте в словах ударение.

Полос)á, пóлос)ы, полóс)ка.
Холод)á, хóлод), холóд)ный.
Сторон)á, стóрон)ы, сторóн)ка.
Стебел)ёк, стéбель), стебéль)чатый.
Зелен)éть, зéлень), зелён)ый.
Вечер)éет, вéчер), вечéр)ний.
Голов)á, гóлов)ы, голóв)ушка.
Колос)óк, кóлос), колóсь)я.

  • Составьте и запишите предложение с любым словом.

Растёт в поле колосок.

Упражнение 137, с. 55

137. Прочитайте. Рядом с каждым словом запишите однокоренное слово с безударным гласным звуком в корне.

звон) - звон)и́ть           стон) - стон)áть
скрип) - скрип)éть       шаг) - шаг)áть
треск) - треск)у́чий     писк) - пищ)áть
снег) - снеж)и́нка        даль) - дал)ёкий

  • Выделите в словах корень.

Упражнение 138, с. 55

138. Запишите по алфавиту слова-названия нарисованных предметов.

Воробей, карандаш, лопата, лягушка, морковь, орех, ракета, сапог, тетрадь, яблоко.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

Упражнение 139, с. 55

139. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите и запишите по два однокоренных слова к каждому из данных слов.

Горох, горошек, гороховый.
Земляника, земляничка, земляничный.
Осина, осинка, осиновый.
Ракета, ракетчик, ракетный.

Упражнение 140, с. 56

140. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

Листопад

В лесу тихо. Безветренно. А с ближ)айшего ко мне клёна так и сыплются жёлтые листь)я. Что за чудеса? Подхожу ближ. По веткам дерева бежит белка. Это она устроила лист)опад.

Г. Куликова

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень. Какое слово в каждой паре однокоренных слов будет проверочным для другого? Подчеркните его.

Упражнение 141, с. 56

141. Прочитайте загадку М. Пожаровой и отгадайте её. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадку.

Есть у меня работники,
во всём помочь охотники
день и ночь со мной:
целый десяток
верных ребяток. (Пальцы)

  • Объясните значение выделенного слова. Назовите омоним к этому слову и его значение.

Охотники - то есть с большой охотой хотят помочь.
Омоним: охотники - те, кто занимается ловлей птиц, зверей.

ГДЗ ГДЗ-РЕШАЛКА по теме Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Упражнение 142, с. 57

142. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Вымостила осень
листьями дорогу,
в глушь уходят лоси,
лёг медведь в берлогу.

В. Харитонов

  • Докажите, что это сложное предложение. Подчеркните грамматические основы в его частях.

Это предложение сложное, так как в нём три грамматические основы.

  • Спишите предложение. Подчеркните в словах орфограммы на изученное правило.

Вымостила осень листьями дорогу, в глушь уходят лоси, лёг медведь в берлогу.

Упражнение 143, с. 57

143. Прочитайте. Какая буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, пропущена в каждом из слов?

Лодка (лодочка), ромашка (ромашечка), пересказ (пересказы), ковш (ковши), этаж (этажи), кров (кровельные), находка (находочка), кроватка (кроваточка), кактус ( кактусы), справка (справочка), лифтёр (лифт), штраф (штрафы), чернослив (черносливы), мясорубка (мясорубочка), укроп (укропа), когти (коготок), хлебороб (хлеборобы), скорлупка (скорлупа), локти (локоток).

  • Вставьте пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Выделите в сложных словах корни.

черн)о(слив, мяс)о(руб)ка, хлеб)о(роб.

Упражнение 144, с. 58

144. Прочитайте. Подчеркните в скобках букву, которую надо выбрать для правильного написания слова. Рядом с каждым словом запишите проверочное.

Гла(т, д)кий - гладенький;   ро(б, п)кий - робеть;
сколь(с, з)кий - скользить;   хоро(ж, ш) - хороший;
гру(п, б) - грубый;                 ре(с, з)кий - резок;
мя(г, к)кий - мягок;                 ло(ф, в)кий - ловок;
све(ш, ж) - свежий;               вежли(ф, в) - вежливый.

Упражнение 145, с. 58

145. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. О каком лýке идёт речь?

Я от боли плакал редко,
Но от лука - столько раз!
Лук стреляет очень метко:
И не в бровь, а прямо в глаз.

Г. Глушнёв

В стихотворении идёт речь о репчатом луке.

  • Прочитайте выделенное выражение. Объясните его значение.

То есть очень метко.

Упражнение 146, с. 58

146. Прочитайте. Сравните произношение и написание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.

Про[з’]ба, просить, просьба.
Моло[д’]ба, молотить, молотьба.
Ко[з’]ба, косить, косьба.

  • Что обозначают данные слова? Подберите и запишите проверочные слова для каждого слова.

Просьба - вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Молотьба - время, когда молотят.
Косьба - уборка травы, хлебных злаков.

Упражнение 147, с. 59

147. Произнесите слова. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Объясните, какой буквой надо обозначить этот звук в каждом слове. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу:             Проверяю:             Пишу:
верё[ф]ка         верёвочка               верёвка
селё[т]ка          селёдочка               селёдка  
сала[с]ки          салазочки              салазки
доро[ш]ка         дороженька           дорожка
улы[п]ка          улыбочка                улыбка
лё[х]кий           легонько                 лёгкий

Упражнение 148, с. 59

148. Прочитайте.

Дождь, кофта, кувшин, гвоздь, футбол, здоровье, вторник, груздь, лифтёр.

  • Объясните, почему написание выделенных орфограмм в данных словах надо запомнить.
  • Запишите слова в алфавитном порядке.

Написание выделенных орфограмм нужно запомнить, потому что нельзя подобрать проверочные слова.

Вторник, гвоздь, груздь, дождь, здоровье, кофта, кувшин, лифтёр, футбол.

Упражнение 149, с. 59

149. Прочитайте. Поработайте в парах: обсудите, какие орфограммы есть в каждом слове. Подчеркните орфограммы.

плод - плоды      травка - трава
час - часы           площадка - площадь
вёз - везу             чиж - чижи

Упражнение 150, с. 59

150. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово с суффиксом -к-. Запишите.

Голова - головка, борода - бородка,
берёза - берёзка, дорога - дорожка,
морковь - морковка, голубь - голубка.

  • Подчеркните проверяемые орфограммы.

Упражнение 151, с. 60

151. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.
Ласкается кот, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка - не прогневайся! Глазки большие, лапки как стальные, зубки кривые, когти выпускные!

К. Ушинский

  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Коток - кóтик, лобóк - лоб, ласков - ласковый, хитёр - хи́трый, лапки - лапочки, ноготóк - нóготь, ушки - уши, чутки - чуток, шубка - шуба, ласкается - лáска, глазки - глаза, поёт - пой, мышка - мышонок, большие - бóльше, стальные - сталь, зубки - зубы, когти - коготки.

Упражнение 152, с. 60

152. Прочитайте. Продолжите звуко-буквенный разбор слова герб.

Герб - [герп] - 1 слог
г [г’] - согл., звонк. парн., мягк. парн.
е [э] - гласн., ударн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
б [п] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

ГДЗ по теме Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

Упражнение 153, с. 61

153. Прочитайте выразительно.

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит.
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.

А. Хайт

  • Какое из выделенных слов имеет значение:
    1) местность, окружающее пространство;

окрестность

  • 2) место, участок земной поверхности.

местность

  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
  • Поработайте в парах: подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

прелестный - прелесть, солнце - солнышко, празднично - празден, местность - место, окрестность - окрест, сердца - сердечный.

Упражнение 154, с. 61

154. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

доблестный, честный          день, площадка
звёздное, праздничный       поступок, небо
лестничная, прелестный     цветок, воин

  • Образуйте словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного. Запишите их:

Доблестный воин, честный поступок, звёздное небо, праздничный день, лестничная площадка, прелестный цветок.

  • Разберите выделенные слова по составу.

Упражнение 155, с. 62

155. Прочитайте. Определите, в каких словах есть непроизносимый согласный звук.

Поздний, чудесный, опасный, местность, интересный, уздцы, известный, сердце, вкусный, яростный, капустный, свистнуть, прекрасный.

  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
  • Подберите к каждому слову проверочное слово, которое ясно покажет, есть в слове непроизносимый согласный звук или его нет.

(Опоздать) поздний, (чудесен) чудесный, (опасен) опасный, (место) местность, (интересен) интересный, (узда) уздцы, (известие) известный, (сердечный) сердце, (вкусен) вкусный, (ярость) яростный, (капуста) капустный, (свистеть) свистнуть, (прекрасен) прекрасный.

Упражнение 156, с. 62

156. Прочитайте.

грусть - грустный
небеса - небесный
область - областной
честь - честный
гигант - гигантский
власть - властный
счастье - счастливый
звезда - звёздный
радость - радостный
ужас - ужасный

  • Подберите к каждому слову и запишите однокоренное имя прилагательное.
  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.

Упражнение 157, с. 63

157. Прочитайте. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Здрáвствуйте, лéстница, чýвство.

  • Запишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте в них ударение.

Упражнение 158, с. 63

158. Прочитайте. Замените каждое словосочетание одним словом. Запишите его.

Издать свист) - свист)нуть, издать хруст) - хруст)нуть.

  • Выделите корень в однокоренных словах.

Упражнение 159, с. 63

159. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.

  • Выполните одно из заданий:
    1. Определите, в какие группы по написанию можно распределить данные слова.

Парный по глухости/звонкости согласный: чертёж, редкостный, лепестки, сковородка, таблетка, повестка, шоколадка, бумажка, скрипка, винтовка, гвоздь.
Непроизносимый согласный: редкостный, чувствовать, лестница, окрестность, хлестнуть, завистливый, местность, участник, ненастный, жалостливый.

  • 2. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук в корне слов.

Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.

  • 3. Выпишите выделенные слова, разберите их по составу.

Упражнение 160, с. 64

160. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.

Лесное озеро

Это было тихое лесное озеро. По берегам его стояли дубы-великаны. Деревья охраняли водную гладь озера.
У самой воды рос тростник. Возле него любили отдыхать утки, а на берегу жили мыши. Только иногда они нарушали лесную тишину, и тогда тростник сердился на них и ворчливо шумел.
Жили на озере и чудесные лебеди. Они медленно плавали вдали от камышей. Лебеди любовались белой лилией, низко склоняли перед ней головы.

Н. Сидоров

  • Подчеркните в третьем предложении главные члены предложения.
  • Поработайте в парах: проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задания.
  • Устно составьте продолжение данного текста. Подготовьтесь его рассказать.

Со всех сторон были деревья. Густая листва будто защищала это озеро от посторонних глаз. Сквозь неё с трудом пробивались лучи яркого солнца. В водной глади, словно в зеркале, отражались деревья, небо, солнце. Вокруг озера росло много цветов, как в поле. Недалеко от озера находилась полянка с земляникой. Как же щедра русская природа на красоту!

Ответы к теме Правописание слов с удвоенными согласными

Упражнение 161, с. 65

161. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.

  • Что обозначают выделенные слова? Сравните их написание и произношение.

Гриб - растение, грипп - болезнь.
Гриб [гр′ип], грипп [гр′ип] - это слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

Упражнение 162, с. 65

162. Прочитайте. Подберите и запишите другие слова с такими же удвоенными согласными.

сс                          мм                             лл
шоссе                грамм                   коллекция
рассказ             грамматика           миллиметр
профессия       телеграмма           кристалл

нн                           кк                           пп
теннис            аккуратный         аппетит
антенна          хоккей                  группа
туннель         аккорд                   аппарат

  • Составьте предложение с любым словом.

Я прочитал интересный рассказ.

Упражнение 163, с. 65

163. Вспомните имена, в которых есть удвоенные согласные. Запишите эти слова. Разделяйте их чёрточкой для переноса.

Ан-на, Ал-ла, Рим-ма, Ин-на, Эл-ла, Ин-но-кен-тий, Жан-на, Эм-ма.

Упражнение 164, с. 66

164. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Допишите слово-отгадку.

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я хоккей.

  • Подберите и запишите к слову-отгадке однокоренные. Подчеркните в них удвоенные согласные.

Хоккей, хоккеист, хоккейный.

Упражнение 165, с. 66

165. Прочитайте. Замените данные толкования словами, которые имеют удвоенные согласные.

1. Рисунок в тексте книги - и|ллю|стра|ци|я.
2. Шестой день недели - суббота.
3. Спортивный бег - кросс.
4. Одна тысяча граммов - килограмм.
5. Значимая часть слова - суффикс.
6. Шотландская овчарка - колли.
7. Собрание однородных предметов - коллекция.
8. Специалист по составлению программ - программист.

  • Подчеркните удвоенные согласные.
  • Разделите выделите слово на слоги знаком |.

Правописание суффиксов и приставок

Упражнение 166, с. 67

166. Прочитайте. Составьте из данных букв суффиксы. Запишите их.

-к-, -ик-, -еньк-, -ок, -оньк-, -ек-, -ист, -ушк-, -еват-, -тель, -щик, -н-, -л-, -лив-, -ость, -ск-, -ов-.

Упражнение 167, с. 66

167. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные суффиксы.

Была курочка рябенькая,
Снесла яичко беленькое.

  • Вспомните сказку. Запишите предложение о том, что сделала мышка.

Бежала мышка серенькая,
Задела яичко хвостиком,
Покатилось оно, упало и разбилось.

Упражнение 168, с. 67

168. Прочитайте. Поработайте в парах: подберите и запишите слова, которые имеют такие суффиксы.

-онок- еж/онок\, бельч/онок\, зайч/онок\;
-оньк- лис/оньк\а, глаз/оньк\и, лёг/оньк\ий;
-еньк- мал/еньк\ий, сер/еньк\ий, красн/еньк\ий;
-ик- стол/ик\, карандаш/ик\, чиж/ик\;
-ок- сын/ок\, лес/ок\, дуб/ок\;
-ек- овраж/ек\, горош/ек\, платоч/ек\.

Упражнение 169, с. 68

169. Прочитайте. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов однокоренные имена существительные. Запишите получившиеся слова.

Звёзд/очк\а, ёрш/ик\, гнёзд/ышк\о, петуш/ок\, ореш/ек\, карас/ик\, берёз/оньк\а.

  • Выделите в словах суффиксы.

Упражнение 170, с. 68

170. Прочитайте. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов однокоренные имена прилагательные. Запишите получившиеся слова.

Жёлт/еньк\ий, осен/н\ий, дожд/лив\ый, пух/ов\ый, лёг/оньк\ий, рус/ск\ий, малин/ов\ый.

  • Выделите в словах суффиксы.

Упражнение 171, с. 68

171. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Н. Саконская

  • В каких значимых частях пропущены буквы? Выделите эти части слов.
  • Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
  • Подберите к выделенному слову синонимы.

Студёную - холодная, ледяная, мёрзлая.

Упражнение 172, с. 69

172. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные при помощи данных суффиксов.
Суффиксы: -ик-, -ек-, -ок-.

Снег, шалаш, ключ, жук, орех, овраг, паук, огурец, фартук, язык, ящик, куст.

  • Запишите слова в 3 колонки в зависимости от суффикса. Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

-ик                       -ек               -ок
шалашик          орешек          снежок
ключик            овражек        жучок
огурчик           фартучек        паучок
кустик             ящичек          язычок

Студёную - холодная, ледяная, мёрзлая.

Упражнение 173, с. 69

173. Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные в словах буквы.

Вышла из чащи, из чащи леса, вышла на бережок, на речной бережок, вышла с медвежонком, с маленьким медвежонком, бурая медведица.

  • Составьте из данных словосочетаний предложение и запишите его. Подчеркните в нём грамматическую основу. Выделите в именах существительных и именах прилагательных суффиксы.

Упражнение 174, с. 70

174. Прочитайте приставки. Вставьте в них пропущенные буквы.

на, над, из, при, под, от, у, в, за, по, об, с, во, пере.

  • Подберите слова с данными приставками. Запишите слова.

На|рисовать, над|писать, из|виниться, при|готовить, под|держать, от|дать, у|лететь, в|ходить, за|лезть, по|лить, об|вязать, с|двинуть, во|брать, пере|двинуть.

Упражнение 175, с. 70

175. Прочитайте. Из какого произведения данный отрывок?

Каштанка проснулась. С улицы доносился шум. В комнате не было ни души. Каштанка потянулась, зевнула, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Каштанка увидела ещё дверь, поцарапала её лапами, отворила и вошла в другую комнату.

Это отрывок из рассказа А.П. Чехова "Каштанка".

  • Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
  • О ком говорится в тексте? Как вы поняли значение выделенного словосочетания и выделенного слова? Определите тип текста.

В тексте говорится о собачке Каштанке.
Не было ни души - никого не было.
Передняя - прихожая.
Это текст-повествование.

  • Выделите в глаголах приставки.
  • Поработайте в парах: подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Упражнение 176, с. 71

176. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные приставки.

от|дать
вы|точить
у|видеть
на|кормить
за|клеить с|ходить
пере|ставить
под|вернуть
по|дарить
во|шёл

  • Запишите любой из данных глаголов с другими приставками.

На|клеить, от|клеить, пере|клеить, до|клеить, в|клеить, об|клеить.

Упражнение 177, с. 71

177. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Салат "Счастливая мышь"

Четыре плавленых сырка поереть на крупной тёрке, по|рубить два варёных яйца, поавить чеснок, всё переешать с майонезом или сметаной. Мелко на|резать петрушку и укроп и у|красить салат.

  • Что обозначает слово салат? Скажите, какой салат вы можете приготовить.

Салат - холодное блюдо, смесь разнообразных нарезанных продуктов.
Я могу приготовить овощной салат: порезать огурцы, помидоры, сладкий перец, добавить соль, всё перемешать, заправить оливковым маслом, мелко нарезать петрушку, украсить маслинами.

  • Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
  • Выпишите выделенное слово, рядом с ним запишите однокоренные слова с другими приставками. Выделите приставки.

На|резать, по|резать, вы|резать, пере|резать, над|резать, с|резать.

Упражнение 178, с. 72

178. Прочитайте начало "Новогодней сказки" С. Козлова. Вставьте пропущенные буквы. В каких значимых частях слова они находятся?

Перед Новым годом Ёжика с Медвежонком навестили инопланетяне. Инопланетяне прилетели в серебряной тарелке с окошками. Когда тарелка опустилась на поляну, Медвежонок вешал на ёлку последнюю звезду.
- Ой! - вскрикнул Ёжик.
Медвежонок дёрнулся, и звезда разбилась.

  • Что обозначает слово инопланетяне? Как образовалось это слово? А что обозначает слово тарелка?

Инопланетяне - жители других планет.

Ин)  + о + планет)  + ян + е
инопланетяне ← иная планета

Тарелка - летательный аппарат.

  • Выполните одно из заданий:
    1. Выпишите выделенные в тексте слова и разберите их по составу.

  • 2. Во втором предложении подчеркните главные члены.
    3. Чем закончилась сказка С. Козлова? Придумайте свою сказку, используя начало данного текста.

Сказка С. Козлова закончилась тем, что в открытую дверь влетела большая звезда и села на ёлку. А утром Ёжик с Медвежонком увидели такую нарядную ёлку и столько подарков под ней - что их хватило бы на весь лес. И еще было письмо от инопланетян.

Сергей Козлов

Новогодняя Сказка

Перед Новым годом Ёжика с Медвежонком навестили инопланетяне.
Инопланетяне прилетели в серебряной тарелке с окошками.
Когда тарелка опустилась на поляну, Медвежонок вешал на ёлку последнюю звезду.
- Ой! - вскрикнул Ёжик.
Медвежонок дёрнулся, и звезда разбилась.
- Здравствуйте! - сказал первый инопланетянин, и Ёжик его хорошо услышал, хотя в доме были двойные рамы.
- Привет! - прошептал Ёжик.
- Ты с кем разговариваешь?
- Иди сюда! - шепнул Ёжик.
Пока Медвежонок шёл к окну, по лесенке уже спустился второй инопланетянин. Он помахал Ёжику с Медвежонком.
- Кто это?
- Маши лапой, - сказал Ёжик.
Вылез третий, и все трое пошли к домику Медвежонка.
На поляне было снегу по пояс, но инопланетяне шли, не проваливаясь. Они были в скафандрах, но шлемы оставили в тарелке, поэтому Ёжик с Медвежонком могли видеть, что головы инопланетян похожи на картошку в мае, в отросточках.
- А ведь нас не ждали! - говорил один.
Медвежонок схватил веник, подмёл. Ёжик распахнул дверь. Все трое вошли и поздоровались.
- Здравствуйте! Очень рады вас видеть! С наступающим Новым годом!
- И вас!
- И вас! - закивали Ёжик с Медвежонком.
Медвежонок поставил самовар, а Ёжик переминался с ноги на ногу - не знал, как предпожить инопланетянам раздеться.
- Ничего-ничего, нам не жарко, - беззвучно сказал первый. И все сели к столу.
"Снится мне всё это или на самом деле?" - подумал Медвежонок.
- На самом деле, на самом деле, - молча сказал второй.
"Неужто вправду?" - подумал Ёжик.
- Вправду-вправду, - сказал третий.
- Вы что любите? - спросил Медвежонок. - Мёд или клюковку?
- Клюковку-клюковку.
- И мёд, - заметил, не раскрывая рта, первый.
Ёжик быстро всё поставил на стол и налил чай из самовара.
- Очень тут у вас хорошо!
- Очень! - закивал первый.
- Так покойно-покойно!
- Ёлка красивая!
Медвежонок хотел спросить, долго ли они летели и вообще - откуда, но постеснялся.
- Мы издалека, - как бы угадав медвежьи мысли, начал первый.
- Очень издалека, - кивнул второй.
- Наша планета так далеко, - заметил третий, - что её и не видно.
- Где? - спросил Медвежонок.
- А нигде.
- Это... как? - Ёжик впервые поднял голову и прямо поглядел на картошек в отросточках.
- Нигде не видно, - улыбаясь, говорил третий. - Нигде-нигде. Мы издругой галактики. Ёжик с Медвежонком переглянулись.
- Из другой солнечной системы, - молча, пояснил первый.
- У вас... солнце другое? - выдохнул Ёжик.
- Другое-другое, - закивали инопланетяне и тихонечко засмеялись. Отсмеявшись, все трое стали пить чай из блюдец, есть клюкву и мёд.
- Вы ешьте, ешьте, - угощал Ёжик.
- Кушайте, - кивал Медвежонок.
- У нас много, - говорил Ёжик. - На всю зиму хватит!
- Это ничего, что у вас другое солнце, - подбадривал Медвежонок, захватывая ложкой побольше мёда и подкладывая инопланетянам. - А мёд везде вкусный!
- Правда-правда, - беззвучно сказал первый.
- Ага! Кисленько! - третий сморщился.
- А если смешать - будет кисло-сладко, - сказал Ёжик.
Ему хотелось как-то получше, погостеприимнее встретить инопланетян, чтобы здесь, на их с Медвежонком земле, в их лесу, инопланетянам было радостно и хорошо.
- Нам радостно!
- Нам хорошо!
- Мы очень довольны! - заговорили вместе все инопланетяне. Но Ёжик открыл люк, спустился в погреб, достал и грибков, и брусники, и орехов - всего, что было у них в доме. А Медвежонок снял со стены балалайку и заиграл.
- Эх! Эх! - Ёжик взял платочек и пошёл в пляс.
И инопланетяне, неловко толкаясь, вылезли из-за стола и заплясали вокруг Ёжика. А самый маленький, третий, пошёл вприсядку.
"Ах, вы сени, мои сени!" - играл Медвежонок.
И отросточки на головах инопланетян шевелились.
А Ёжик всё плясал, Медвежонок играл, и они даже не заметили, что, кроме них, в доме никого нет.
- Ох! - охнул Ёжик и кинулся к окну.
На том месте, где садилась тарелка, лежал ровный, нетронутый снег. Они выбежали на крыльцо - молодой месяц, как попугай, сидел на ветке. И - ни следа, ни пятнышка!
Только на столе стояло пять чашек вместо двух, а ведь если бы Ёжик с Медвежонком были вдвоём, зачем бы им понадобилось ещё три чашки? Ёжик пощупал себя, потом - Медвежонка.
- Мы есть, - сказал Медвежонок.
- Есть, - прошептал Ёжик.
И тут они увидели, как в открытую дверь влетела большая звезда и села на ёлку. Звезда вспыхнула - и стало так красиво, что Ёжик с Медвежонком зажмурились. И тут же в раскрытую дверь вошёл важный Пингвин - в чёрном фраке с галстуком-бабочкой.
- Танец маленьких лебедей! - объявил Пингвин.
Взвилась музыка, впорхнули лебеди.
Белоснежные лебеди танцевали, изогнув гибкие шеи, и танец их был так прекрасен, что Ёжик с Медвежонком заплакали.
Потом всё исчезло, и только большая бабочка Махаон кружилась, кружилась, кружилась под потолком, пока Ёжик с Медвежонком, обнявшись, не уснули на лавке.
А утром они увидели такую нарядную ёлку и столько подарков под ней - что их хватило бы на весь лес.
Тут был и барабан для Зайца, и свистулька для Хомячка, и скрипка для Комарика, и сапожки для Поросёнка - всего и не счесть.
И еще было письмо:
ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫЕ,
ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК.
ПУСТЬ У ВАС БУДЕТ
ВСЁ ХОРОШО
В НОВОМ ГОДУ!

ГДЗ к теме Правописание приставок и предлогов

Упражнение 179, с. 73

179. Прочитайте.

А. Пушкин

  • Что дано в скобках: предлоги? приставки? часть корня?
  • Запишите предложение без скобок.
  • Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

Упражнение 180, с. 73

180. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу приставки и пропущенные буквы.

М. Исаковский

  • Подчеркните в предложениях предлоги, выделите приставки.

Упражнение 181, с. 73

181. Поработайте в парах: вспомните и запишите предлоги, которые вам известны.

В, на, про, за, по, у, к, с, до, о, около, из, из-за, от, под, перед, над, через, для, при, без

Упражнение 182, с. 74

182. Прочитайте загадки. Вставьте в предложения предлоги. Запишите отгадки.

1. Рыба в море, а хвост на заборе. (Ковш.) 2. С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь.) 3. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж.) 4. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (Волна.)

  • Найдите в одной из загадок антонимы. Выделите в этих словах приставки.

при|шёл, у|шёл.

Упражнение 183, с. 74

183. Прочитайте. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и предлоги.

  • Выделите в словах приставки. Подчеркните предлоги.

Упражнение 184, с. 74

184. Прочитайте. Составьте словосочетания так, чтобы слова в них были связаны по смыслу с помощью данных предлогов.

1. Перешагнул через лужу.
2. Гуляла возле дома.
3. Вышел из-под контроля.
4. Кольцо вокруг планеты.

  • Устно составьте предложение с любым словосочетанием.

Мальчик перешагнул через лужу.

Упражнение 185, с. 75

185. Прочитайте. Что дано в скобках: приставки или предлоги? Вставьте пропущенные буквы.

В.Фетисов

  • Запишите текст без скобок. Выделите в словах приставки. Подчеркните предлоги.

Упражнение 186, с. 75

186. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и знаки конца предложений.

Н. Красильников

  • Запишите текст без скобок. Выделите в словах приставки. Подчеркните предлоги.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Упражнение 187, с. 76

187. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Вышло вот какое дело:
Моль тюленью шубу съела.
На дворе трещит мороз,
А тюлень и гол и бос.

  • Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком, подберите к нему однокоренные слова, но с другими приставками. Запишите эти слова.

Съела -поела, наелась, переела, объелась.

Упражнение 188, с. 76

188. Прочитайте. Измените слова или подберите к ним однокоренные слова так, чтобы в них был разделительный мягкий или разделительный твёрдый знак. Запишите.

Соловей, счастливый, ехать, варить, ёжиться (от холода), колос, пояснить, поесть, веселить.

  • Выполните одно из заданий:
    1. Подчеркните одной чертой мягкий разделительный знак (ь), двумя чертами твёрдый разделительный знак (ъ).
    2. Выделите приставку в словах с твёрдым разделительным знаком.

Упражнение 189, с. 77

189. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в слова.

1. К стройке подъехал подъёмный кран. 2. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 3. Съёмка фильма уже началась. 4. Как съёжился снегирь от стужи! 5. Мухомор - несъедобный гриб.

Упражнение 190, с. 77

190. Поработайте в парах: обсудите, какими звуками различаются пары слов.

ел - сел                      съел - сел
[й’эл] - [с’эл] [сй’эл] - [с’эл]

  • Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в слове СЪЕЛ. Произнесите по порядку все звуки в этом слове и дайте характеристику каждому звуку.

съел - [сй’эл] 1 слог
с [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
ъ [-]
е [й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
   [э] - гласн. ударн.
л [л] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

Упражнение 191, с. 77

191. Подберите и запишите слова, в которых есть такие знаки:
а) мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного звука:

осьминог, пальма, конь, пять, большой;

б) мягкий разделительный знак:

вьюга, семья, польёт, муравьи, жильё;

в) твёрдый разделительный знак:

объявление, подъезд, разъяснить, съёмка, разъярённый.

Упражнение 192, с. 78

192. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Крутой подъём, разъярённый зверь, объяснить задачу, взъерошенный воробей, подъёмный кран, съедобный гриб, подъехать тихо, объявить победителя.

  • Составьте и запишите словосочетания с данными словами.
  • Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточкой для переноса.

взъеро-шен-ный, съедоб-ный

Упражнение 193, с. 78

193. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

Без костей и рыбки не съешь. (Это значит, что в любом деле есть сложности, которые нужно учитывать и преодолевать)
Знает кошка, чьё мясо съела. (Понимает, что виноват)
Съесть не могу, а оставить жаль.(Жадина никому ничего не отдаст, даже если ему самому эта вещь не нужна)

  • Объясните, какую работу выполняют в словах выделенные буквы. Спишите одно из выражений.

Выделенные буквы - это разделительные Ь и Ъ, они отделяют согласные от гласных. В слове «жаль» мягкий знак - это показатель мягкости согласного.

Без костей и рыбки не съешь.

  • Поработайте в парах: составьте рассказ на тему одной из данных пословиц.

Без костей и рыбки не съешь

Пошли как-то в лес за грибами Внук с дедом. У деда уже полна корзина груздей, а внук ни грибочка найти не может. Говорит он деду:
- Я уже все полянки обежал больше тебя,  грибов нет, а ты за мной по пятам ходишь и собираешь их. Как так?
Дед отвечает:
- Без костей, внучек,  и рыбки не съешь. Я не тороплюсь, каждую кочку разгребаю, под сухие листочки заглядываю, там грибы и прячутся.
Стал внук тоже стараться, стал внимательно к каждому холмику присматриваться и набрал много грибов. А вечером из них вкусную груздянку сварили!

Упражнение 194, с. 79

194. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Воскресенье, объявление, с радостью, ученики третьего класса, сбор у подъезда школы, приехали, лесное раздолье, зимняя сказка, серебристый иней, пушистый снег, птичьи следы, удивительный зверёк, разъехались, полны веселья.

Упражнение 195, с. 79

 

195. Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку текст. Можете употребить в тексте слова из упр. 194.

  • Озаглавьте текст. Запишите заголовок и составленный текст.

Зимняя прогулка

В школе повесили объявление о том, что в воскресенье все ученики третьего класса едут в лес. Сбор объявлен у подъезда школы. В назначенный день все собрались и поехали в лес. Лес был похож на зимнюю сказку. Пушистый снег лежал глубокими сугробами. Серебристый иней украшал деревья. Вокруг много птичьих следов. Вдруг впереди пробежал удивительный рыжий зверёк и залез на дерево. Это белка. Ребята смотрели, как забавно она грызла шишку. Все разъехались по домам в отличном настроении.

Повторимся, что ответы по домашним работам чтобы сверяться с ними, а не просто так бездумно списывать!

Еще ответы - заданий по Русскому языку за 3 класс рабочая тетрадь 1 часть (Канакина, Горецкий)

Более подробно рассмотрим часть из готовых домашних заданий.

Страница 3 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть
Упражнение 1
1. Прочитайте строки из стихотворения И. Токмаковой "Сколько?".
Живут в зоопарке лесные ежи,
Ты сам их не трогай и всем расскажи,
Что лучше от всякого злюки
Держать за спиной руки.
Их гладить не надо, а лучше считать,
Их с папой и мамой -
ПЯТЬ.
Какой частью речи являются каждое выделенное слово? Запишите эти слова на нужной строке.
Имя существительное: ежи, руки.
Глагол: живут, расскажи, считать.
Имя прилагательное: лесные.
Имя числительное: пять.
Местоимение: ты.
Частица: не.
Союз: и, а.
Предлог: в, от, за, с.


Страница 11 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть

Упражнение 22
22. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенные слова.
По интонации предложения бывают: восклицательные и не восклицательные.
Проверьте по учебнику (с. 21), правильно ли вы написали названия предложений.

Упражнение 23
23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. (М. Матусовский) 2. Ты слышал о круглых морях на Луне? Не слышал?! (В. Шапошников) 3. Не трещите морозы в заповедном бору! (С. Маршак)
Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
С чего начинается Родина? (вопросительное, невосклицательное)
С картинки в твоём букваре. (повествовательное, невосклицательное)
Ты слышал о круглых морях на Луне? (вопросительное, невосклицательное)
Не слышал?! (вопросительное, восклицательное)
Не трещите морозы в заповедном бору! (побудительное, восклицательное)

Спишите предложение по интонации восклицательное, по цели высказывания побудительное.
Не трещите морозы в заповедном бору!

Упражнение 24
24. Прочитайте. Определите вид предложений.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик!
(Е. Трутнева)
Вот и гриб боровик! (повествовательное, восклицательное)
И красив он, и велик! (повествовательное, восклицательное)
Составьте свои предложения на эту тему. Запишите их.
Знают звери с давних пор:
Несъедобен мухомор!
На пенёчке сто опят
Вместе весело вопят!

Страница 12 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть

Упражнение 25
25. Прочитайте диалоги. Назовите сказки.
1
- Здорово, добрые молодцы!
- Здравствуй, дедушка!
- Куда путь держите?
- Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать.
("Иван - крестьянский сын и чудо-юдо")
2
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- Ой, тепло, голубчик Морозушко!
("Морозко")

Определите вид предложений в диалогах. Подчеркните обращения.

- Здорово, добрые молодцы! (повествовательное, восклицательное)
- Здравствуй, дедушка! (повествовательное, восклицательное)
- Куда путь держите? (вопросительное, невосклицательное)
- Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. (повествовательное, невосклицательное)
- Тепло ли тебе, девица? (вопросительное, невосклицательное)
Тепло ли тебе, красная? (вопросительное, невосклицательное)
- Ой, тепло, голубчик Морозушко! (повествовательное, восклицательное)

Страница 13 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть

Упражнение 27
27. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.
Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения составляют основу предложения.
Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие члены предложения.
Проверьте по учебнику, правильно ли вы записали определения.

Страница 15 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть
Упражнение 30
30. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Первая печатная книга
Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад Иваном Фёдоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, но и числами. В этой книге было очень много поучительных наставлений. Из журнала "Детская роман-газета"
Подчеркните в словах первого предложения изученные орфограммы.
Выпишите из первого предложения имена собственные, ставя их в начальную форму.

Если у вас возникнут вопросы, то пишите нам в комментариях!