ГДЗ 7 гуру по теме Предложение

Упражнение 13, с. 8

13. Прочитайте. Впишите в определение пропущенные слова.

Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

  • Проверьте по учебнику (с. 16), правильно ли вы записали определение.

Упражнение 14, с. 8

14. Прочитайте. Спишите.

Красной кистью рябина зажглась.

М. Цветаева

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Упражнение 15, с. 8

15. Прочитайте. Составьте из данных слов предложение.

мышата, к, завязать,
усы, подскочить,
бантиком, кот,
Леопольд, ему, и.

  • Составьте из данных слов предложение. Изменяйте, если нужно, форму слов. Запишите предложение.

Мышата подскочили к коту Леопольду и завязали ему усы бантиком.

Упражнение 16, с. 9

16. Прочитайте. Допишите подходящие по смыслу слова так, чтобы на каждой строке получилось предложение-пословица.

Друзья познаются в беде.
У страха глаза велики.

Упражнение 17, с. 9

17. Прочитайте.

...Кисель там варят. из резины
там шины делают. из глины
кирпич там жгут. из молока
творог готовят. из песка
стекло там плавят. из бетона
плотины строят... из толокна...

А. Арсирий

  • Поработайте в парах: обсудите, где нужно поставить точки, чтобы стихотворный текст-шутка стал понятным.
  • Запишите одно из данных предложений.

Из резины там шины делают.
Из глины кирпич там жгут.
Из молока творог готовят.
Из песка стекло там плавят.
Из бетона плотины строят...
Из толокна кисель там варят.

Упражнение 18, с. 9

18. Поработайте в парах: рассмотрите рисунок.

  • Подготовьте ответ на вопрос, что вы знаете о данных знаках препинания.

1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
2. Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
3. Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

  • Устно составьте предложения, в конце которых вы поставите каждый из этих знаков.

Быстро пролетело лето.
Кто пишет книги для детей?
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Виды предложений по цели высказывания

Упражнение 19, с. 10

19. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенные слова.

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.

  • Проверьте по учебнику (с. 17, 18), правильно ли вы написали названия предложений.

Упражнение 20, с. 10

20. Прочитайте диалог. Поставьте в конце предложений нужные знаки препинания.

- Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
- Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!

В. Берестов

  • Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак.
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак.

Упражнение 21, с. 10

21. Прочитайте. Составьте и запишите такие предложения.

Повествовательное. Вот и наступила осень.
Вопросительное. Мы пойдём завтра в кино?
Побудительное. Скорей бы лето наступило!

Ответы ГДЗ-РЕШАЛКА по теме Виды предложений по интонации

Упражнение 22, с. 11

22. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенные слова.

По интонации предложения бывают: восклицательные и невосклицательные.

  • Проверьте по учебнику (с. 21), правильно ли вы написали названия предложений.

Упражнение 23, с. 11

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. (М. Матусовский) 2. Ты слышал о круглых морях на Луне? Не слышал?! (В. Шапошников) 3. Не трещите морозы в заповедном бору! (С. Маршак)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

С чего начинается Родина? (вопросительное, невосклицательное)
С картинки в твоём букваре. (повествовательное, невосклицательное)
Ты слышал о круглых морях на Луне? (вопросительное, невосклицательное)
Не слышал?! (вопросительное, восклицательное)
Не трещите морозы в заповедном бору! (побудительное, восклицательное)

  • Спишите предложение по интонации восклицательное, по цели высказывания побудительное.

Не трещите морозы в заповедном бору!

Упражнение 24, с. 11

24. Прочитайте. Определите вид предложений.

Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик!

(Е. Трутнева)

Вот и гриб боровик! (повествовательное, восклицательное)
И красив он, и велик! (повествовательное, восклицательное)

  • Составьте свои предложения на эту тему. Запишите их.

Знают звери с давних пор:
Несъедобен мухомор!

На пенёчке сто опят
Вместе весело вопят!

ГДЗ 7 гуру к теме Обращение

Упражнение 25, с. 12

25. Прочитайте диалоги. Назовите сказки.

1
- Здорово, добрые молодцы!
- Здравствуй, дедушка!
- Куда путь держите?
- Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать.

("Иван - крестьянский сын и чудо-юдо")

2
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- Ой, тепло, голубчик Морозушко!

("Морозко")

  • Определите вид предложений в диалогах. Подчеркните обращения.

- Здорово, добрые молодцы! (повествовательное, восклицательное)
- Здравствуй, дедушка! (повествовательное, восклицательное)
- Куда путь держите? (вопросительное, невосклицательное)
- Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. (повествовательное, невосклицательное)

- Тепло ли тебе, девица? (вопросительное, невосклицательное)
Тепло ли тебе, красная? (вопросительное, невосклицательное)
- Ой, тепло, голубчик Морозушко! (повествовательное, восклицательное)

Упражнение 26, с. 12

26. Поработайте в парах: составьте диалог-приветствие из двух предложений. Такой диалог может происходить при встрече двух друзей или знакомых. В предложениях диалога употребите обращения. Запишите составленный текст.

- Привет, Ваня! Как твои дела?
- Прекрасно, Алёша! Рад тебя видеть!

  • Объясните употребление знаков препинания в предложениях диалога.

В диалоге перед словами каждого лица - участника разговора - ставится тирé. В конце вопросительного предложения стоит вопросительный знак. В конце восклицательного - восклицательный знак. Обращение выделяется запятыми.

Главные и второстепенные члены предложения

Упражнение 27, с. 13

27. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения составляют основу предложения.
Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие члены предложения.

  • Проверьте по учебнику, правильно ли вы записали определения.

Упражнение 28, с. 13

28. Прочитайте.

  • Подчеркните основу каждого предложения.
  • Стрелкой укажите связь главных членов с второстепенными членами. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает каждый второстепенный член предложения.

 

Упражнение 29, с. 14

29. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Листья в поле пожелтели. 2. В класс вошла учительница. 3. Весёлые бельчата резвились у сосны. 4. На травинку сел зелёный кузнечик. 5. Водяной паук мастерит домик из воздуха.

  • Подчеркните в каждом предложении главные члены.
  • Найдите и выпишите предложения, которые подходят к данным схемам.

Весёлые бельчата резвились у сосны.

На травинку сел зелёный кузнечик.

Упражнение 30, с. 14

30. Прочитайте. Распространите любое предложение двумя второстепенными членами, которые поясняют сказуемое. Запишите получившееся предложение.

1. Стрижи улетели.
2. Ребята работали.

  • Устно разберите записанное предложение по членам.

Осенью (обстоятельство) стрижи (подлежащее) улетели (сказуемое) на юг (обстоятельство).
Вчера (обстоятельство) ребята (подлежащее) усердно (обстоятельство) работали (сказуемое).

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения.

Заря, над, край, запел, осветила, восточный,
долиной, звонко, облаках, в, неба, жаворонок.

  • Запишите составленные предложения. Подчеркните в них главные члены.

Заря осветила восточный край неба.
Над долиной в облаках звонко запел жаворонок.

Упражнение 32, с. 15

32. Прочитайте. Докажите, что вы прочитали нераспространённые предложения.

Дождик лил.
Деревья шумели.
Друзья спрятались.
Капли скатывались.
Выглянуло солнце.

Это нераспространённые предложения, так как они состоят только из главных членов.

  • Распространите каждое предложение второстепенными членами. Запишите. Подчеркните в предложениях главные члены.

Сильный дождик лил всю ночь.
Деревья страшно и грозно шумели.
От страха друзья спрятались под навесом.
Капли дождя скатывались с крыши.
Утром неожиданно выглянуло солнце.

Ответы к теме Простое и сложное предложения

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте.

Завяли травы. Лето миновало.
Лесные тропы осень замела.

М. Исаковский

  • Докажите, что данные предложения простые. Подчеркните основу каждого предложения.

Предложения простые, потому что у них одна грамматическая основа.

Упражнение 34, с. 16

34. Прочитайте. Придумайте название к стихотворению. Запишите заголовок.

Дыхание зимы

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно затихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

В. Орлов

  • Найдите сложное предложение. Подчеркните в нём грамматические основы.
  • Подчеркните в словах второго предложения изученные орфограммы.

Упражнение 35, с. 16

35. Прочитайте. Где пропущены запятые?

1. Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари алый свет разливается. (И. Суриков) 2. Птички солнышка ждут, птички песни поют. (И. Никитин) 3. Сверкает солнце жгучее. (А. Апухтин)

  • Найдите сложные предложения. Подчеркните в каждом сложном предложении его грамматические основы. Поставьте запятую между частями сложного предложения.

Упражнение 36, с. 17

36. Попробуйте прочитать данную запись.

СПАСМУРНОГОНЕБАИЗРЕДКАПАДАЛИОДИНОКИЕ
СНЕЖИНКИМЫОСТОРОЖНОДЫШАЛИНАНИХ
ИОНИПРЕВРАЩАЛИСЬВЧИСТЫЕКАПЛИВОДЫ

  • Расшифруйте запись: здесь два предложения, второе предложение сложное. Запишите каждое предложение, правильно оформляя начало и конец предложений и ставя запятую между частями сложного предложения.

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды.

Поработайте в парах: Проверьте друг у друга, правильно ли вы записали предложения.

Упражнение 37, с. 17

37. Прочитайте. Составьте и допишите вторую часть каждого сложного предложения.

1. Занятия в школе закончились, но ученики не спешили домой.
2. Жучка дремлет в конуре, а воробьи клюют из её миски.
3. Подул сильный ветер, и опали листья.
4. Шёл дождь, и мы не выходили из дома.

  • Подчеркните грамматические основы в каждом сложном предложении.