ГЛАВА IV. ТРУД

ГДЗ к §9. Труд - основа жизни

Вспомним

Что тебе известно о различных профессиях и ремёслах? Какие пословицы и поговорки посвящены труду, богатству и бедности?

Во все времена человечества добросовестный труд был в почете. Не стыдно работать дворником или уборщицей, стыдно не работать. Многие сказки, пословицы и поговорки повествуют о том, что честный труд всегда оплачивается по заслугам.
• Кто мало говорит, тот больше делает.
• Кончил дело − гуляй смело.
• Без труда нет плода.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Труд всегда даёт, а лень только берёт.
• Ноги носят, а руки кормят.
• Воля и труд дивные всходы дают.
• Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Обсудим вместе

Какие ценности создаются трудом? Всегда ли труд оплачивается? Найди доказательства того, что все богатства создаются трудом. Как понять пословицу «Бедность не порок»?

Трудом создаются разные ценности: пища, одежда, бытовые приборы, книги и др.
Труд оплачивается не всегда. Есть неоплачиваемый труд, бесплатные и добровольные работы. Например, волонтеры часто помогают бесплатно.
Чтобы что−то сделать нужно потрудиться. Ничего не возникает само собой. Даже если на огороде растут овощи, то их нужно посадить и ухаживать за ними.
Пословица означает, что не нужно стыдиться бедности. Возможно, человек стал бедным в силу каких−либо обстоятельств.

Вопросы внутри параграфа

1. Каким трудом заняты герои картины? Какие обязанности они выполняют? Смог ли художник отразить отношения людей к труду? Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?

На картине мы видим людей, которые занимаются заготовкой зерна. Они складывают зерно в мешки. Видно, что работа нравится этим труженикам, у них довольные лица. Эти люди относятся к труду ответственно и хотят работать.

2. Рассмотри рисунки и объясни, что является материальным изделием, а что — услугой.

Материальными изделиями являются одежда, булочки и мороженое.
Услугами являются лечение зубов, обслуживание людей в кафе.

3. Всегда ли труд оплачивался? Что ты знаешь о труде рабов, крепостных крестьян?

Не оплачивается только добровольный труд, например субботники и волонтерство. Остальной же труд так или иначе оплачивается. Даже если это труд подневольных людей (рабов или крепостных) хозяин обеспечивает их едой, жильем и защитой от других "хозяев". Крепостные как и рабы имели низкую производительность труда, так как работали не на себя и не имели мотивации, кроме физической и моральной стимуляции.

4. Используя дополнительные источники, найди сведения о благотворительной деятельности предпринимателей в твоём городе (селе).

У нас в поселке есть предприниматели, которые занимаются благотворительной деятельностью. Организация построила детскую больницу и площадку в центре поселка. Так же она в прошлом году закупила для школы спортивное оборудование.

Проверим себя

1. Каким бывает труд человека?

Труд:
- постоянный или временный;
- простой или сложный;
- умственный или физический;
- оплачиваемый или безвозмездный;
- добровольный или принудительный;
- ручной или автоматизированный;
- творческий или традиционный;
- коллективный или индивидуальный.

2. Почему труд по-разному оценивается?

Какая-то работа сложнее, другая проще, значит она оценивается дешевле. Для некоторых видов труда нужно специальное образование и опыт, которые есть не у каждого, и такая работа так же оценивается дороже.

3. Чем богатый человек отличается от бедного?

Взглядом на вещи и мир.

4. Какие правила помогают успешно трудиться?

Рано вставать, планировать свою работу и ставить цели, не терять время на пустяки, использовать каждую минуту с пользой для дела, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, постоянно учиться, осваивая новые стороны профессии.

В классе и дома

1. Подумай, от чего зависит достаток в твоём доме.

Достаток в доме людей зависит от уровня их доходов и затрат.

2. Кому помогают богатые люди сегодня? Что ты знаешь о благотворительности?

Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи.
Согласно большому числу научных исследований, основные причины благотворительности состоят в том, что люди:
• по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим.
• чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».
В основном богатые люди помогают детям. Они жертвуют деньги на лечение детей, в детские дома и интернаты. Приобретается спортивное оборудование.

3. Как оценивается учёба — твой главный труд? Подбери пословицы, близкие по смыслу следующим: «Без дела жить — только небо коптить», «Труд человека кормит, а лень портит», «Худое ремесло лучше доброго воровства».

Учеба оценивается баллами. Но главной оценкой твоей учебы станет то место, которое ты займешь во взрослой жизни.
Пословицы:
«Без труда нет плода.»
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!»
«Маленькое дело лучше большого безделья.»

4. Обсуди с друзьями ситуацию.
Два подростка возвращаются после уроков домой. Один из них делится своими переживаниями с другом: «Старший брат Сергей не смог поступить летом в институт. Эх, теперь придётся ему идти в работяги...» Как ты оцениваешь отношение подростка к людям рабочих профессий? Встречался ли ты с пренебрежительным отношением своих ровесников к людям непрестижного труда? Подумай, чем оно вызвано. Стоит ли стесняться работы чересчур будничной, неинтересной? Многие ли профессии сегодня можно назвать романтичными, яркими? Объясни, в чём ценность будничного труда.

Эти подростки с негативом относятся к людям рабочих профессий. В жизни мы регулярно встречаемся с подобными ситуациями. Иногда складывается ощущение, что рабочих и за людей то не считают. К сожалению, это не единственный случай. Многие школьники в наше время думают так же. На это есть свои причины. Человек с высшим образованием, который работает в офисе, выше ценится в нашем обществе. Считается, что он успешнее рабочих, умнее. Многие не думают о том, что не было бы у нас строителей, слесарей — было бы непонятно как мы жили. Ведь в этом случае нам пришлось бы делать все самим, людям, не привыкшим к такому тяжелому труду. Стыдиться такой профессии точно не стоит, так как существует такая поговорка в народе «все профессии нужны, все профессии важны». А если человек доволен своей работой, является хорошим профессионалом в своем деле, то по какой причине ее можно стесняться? Все профессии хороши по−своему и приносят свою пользу.

5. Что составляет твоё богатство? Возможность учиться можно считать богатством? В чём его ценность?

Мое богатство − это мои друзья потому, что они могут помочь мне в любой ситуации. Возможность учиться − это тоже богатство, так как в прошлом образование было платным и не каждый мог его позволить. Его ценность выражается в знаниях, которые можно использовать в жизни.

6. Вспомни жадного Раджу — героя мультфильма «Золотая антилопа». Какие средства достижения обогащения он использовал? Почему стремление к богатству привело его к гибели?

Для достижения обогащения Раджа использовал своих прислужников, обман, запугивание и шантаж. С помощью всего этого он добывает себе волшебную дудочку, которая вызывает золотую антилопу, способную дать ему много золота. Его жадность в итоге привела его к гибели.