ГДЗ к §2. Отрочество - особая пора жизни

Вспомним

Чем отличается дошкольник от школьника? Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода? В чём проявляется забота взрослых?

Школьник – человек, посещающий школу. Он старше дошкольника, самостоятельней. Дошкольники не могут обходиться без материнского ухода и заботы. За ними постоянно нужно следить, чтобы они не попали в какую−нибудь опасную ситуацию. Взрослые заботятся о маленьких детях, одевают и кормят их, занимаются с ними.

Обсудим вместе

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.
• Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
• Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

На мой взгляд, второе высказывание более точно характеризует подростка. Подростковый период отличается неспокойным характером. Подростки могут ругаться с родителями, потому что хотят сделать что−то по−своему. Родители же часто не слушают подростков и настаивают на своем.

Вопросы внутри параграфа

1. Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов.

В качестве примера успешного человека, сделавшего себя «с нуля», я приведу пример Генри Форда – отца знаменитой марки американских автомобилей. С самых ранних лет Генри трудился, как простой рабочий, механик, а затем и инженер. В конце концов трудолюбие позволило ему открыть свой бизнес и стать по−настоящему великим человеком. Хотя Генри и был богат, но он всегда оставался человеком и относился к каждому своему рабочему с уважением.

2. Рассмотри репродукцию картины на с. 19. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве? Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

Человека на картине назвать самостоятельным и аккуратным невозможно. Все его потребности выполняет его слуга или жена. Он же ведет себя, как ребенок. В детстве он наверняка был безответственным и избалованным. Название «Свежий кавалер» художник явно дал картине с усмешкой.

Проверим себя

1. Кого называют отроком?

Отрок − юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности (10−14 лет).

2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Подростковый возраст называют переходным, потому что это переход из детства в юность, шаг ко взрослой жизни. 

3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

Самостоятельность может быть отрицательным качеством, если действовать необдуманно и глупо. Перед принятием самостоятельного решения необходимо взвесить все обстоятельства, и, если не уверен, посоветоваться со взрослыми. 

4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?

Человек должен быть самостоятельным, чтобы жизнь была легче, если придется делать что-то самому. Если мальчику научиться стирать и готовить, не будет необходимости ждать кого-то, кто это сделает за него. Ухаживать за младенцем так же нужное дело, ведь мальчик когда-то станет отцом и ему придется ухаживать за своим ребенком, как минимум помогать в этом супруге.

В классе и дома

1. Прочитай строки из стихотворения Н.Заболоцкого «Метаморфозы»:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?

Человек растет и привыкает быть самостоятельным, спрашивает меньше, что ему делать по жизни, но все так же пользуется советами более опытных.

2. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие периоды жизни человека:
период становления: до 20 лет (весна);
молодой человек: 20—40 лет (лето);
человек в расцвете сил: 40—60 лет (осень);
старый и угасающий человек: 60—80 лет (зима).
Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.

Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Поэтому он для доходчивости своей мысли и привел это сравнение.

3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?

Мама − это самый близкий человек на свете. Никогда не надо ругаться с мамой, а тем более не слушаться.
Тот умен, кто первый простит, кто первый уступит.
Вырастить успеют все, но детство никто не вернет.
Во−первых упрямство это в чем−то хорошо, но если впутывать в это непослушание, получается не упрямый человек, а любитель поспорить.
Советы взрослых нужно слушать, а не пропускать их мимо ушей. А на счет любимого выражения я не согласна. Олег еще вовсе не имеет такого опыта, как человек узнавший все проблемы бытия.
Оба персонажа наверное примерно такого же возраста, как и я.

4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

Желания, связанные с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»:
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили,
Тёрли краску, тёрли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжёлый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня−крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения.

Мальчики вели себя очень не хорошо по отношению к девочкам. Девочки выполняли тяжёлые труд хотя его должны были исполнять мальчики. Поведение мальчиков не достойно поведению рыцарей.

6. Прочитай текст рубрики «Учимся общаться». Свойственны ли тебе описанные особенности? Составьте в парах памятку советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

    Одним из самых надежных лекарств от стресса является хобби. От чтения, вышивания и вязания до рыбалки и художественной ковки. Пятнадцать−двадцать минут чтения или прослушивания любимой музыки − и проблемы уже не кажутся такими масштабными, а мысли приведены в надлежащий порядок. К слову, прослушивание музыки рекомендуется не только для поднятия настроения, но и для восстановления душевного равновесия. На звонок будильника вы можете поставить любимую зажигательную мелодию, но если вам необходимо успокоиться и прийти в себя, послушайте тихие, неторопливые композиции, записи звуков природы, которые вам по душе. Во время прослушивания постарайтесь дышать глубоко, размеренно, оградиться от всего внешнего − эти минуты посвящены только вам и вашему миру. Приучите себя не пытаться решить все проблемы сразу и прямо сейчас. Ситуация вполне может показаться безвыходной, если вы не отделяете одну− задачу от другой, чем значительно увеличиваете масштабы бедствия в вашем сознании. К этому же пункту можно отнести постоянное откладывание «на потом» проблем, в любом случае требующих решения. Если вы не понаслышке знакомы с этим явлением, признайтесь в данной слабости самому себе и начните составлять списки дел на день. Так вы сможете увидеть реальную картину обстоятельств (не удивляйтесь, если обнаружите, что все не так страшно как казалось) и поймете, какие дела важнее, а какие могут немного подождать. Обязательно отмечайте выполнение или невыполнение поставленных задач, со временем это поможет правильно организовывать свой день и избегать множества стрессовых ситуаций. Хорошее самочувствие − это не только бодрый дух, но и здоровое тело. Если у вас нет серьезных проблем со здоровьем, требующих профессионального лечения, постарайтесь просто уделять внимание своему организму', поддерживая его рекомендованным вашим врачом комплексом витаминов и, по возможности, сбалансированным питанием. Не забывайте о спорте: если у вас нет времени на посещение различных фитнес−клубов, вы можете самостоятельно подобрать для себя десяти−пятнадцати минутный комплекс несложных упражнений для выполнения по утрам. И, конечно, не забывайте о том, что иногда поднять настроение и улучшить самочувствие может любая мелочь − сдача отчета без опозданий, смешная собака на улице или «смайлик» на запотевшем стекле в общественном транспорте. Главное − не замыкаться в себе и не забывать смотреть по сторонам.

Учимся общаться

Рассмотри рисунки на с.24. Как ты думаешь, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение? Как ведёт себя человек в другом случае? Какое чувство остаётся у собеседника?

На первой картинке человек доброжелательный. На второй же картинке человек не проявляет терпения. В результате этого собеседник напуган, взволнован.

Практикум

1. Подросток сидит развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встаёт рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит. Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Можно ли его назвать бесчеловечным? бескультурным?

Такое поведение можно описать как некультурное и бестактное. Действительно, его поведение можно назвать бесчеловечным. Во−первых, он проявил неуважение к старшему человеку. В этом виноваты родители, которые не научили сына вставать перед старшими людьми. Во−вторых, подросток не задумывается о том, что когда нибудь он тоже станет пожилым человеком. Его поведение говорит о неуважительном отношении к пожилым людям. Ему все равно, что о нем подумают другие люди.

2. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара.
— Я это терпеть не могу.
— Спасибо, но я это не ем.
— Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз.

— Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз.

3. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего.
— Ой, у меня это уже есть.
— Вот хорошо, теперь я это могу подарить кому−нибудь.
— Спасибо, мне очень нравится.

— Спасибо, мне очень нравится.

4. Ты не согласен с товарищем. Что ты ему скажешь?
— Ты всегда говоришь чушь.
— с тобой не согласен и не хочу с тобой разговаривать.
— Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.

— Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.