Вопросы для итогового повторения

К главе I

1. Какие особенности отличают человека от животного?

Человек в отличие от животного:
- владеет речью;
- умеет производить орудия труда;
- имеет хорошо развитый головной мозг;
- осознает самого себя;
- обладает фантазией;
- способен к действиям по плану;
- способен к прямохождению;
- способен к творчеству.

2. Какие качества человек может приобрести только в обществе?

Только в обществе человек может приобрести качества, связанные с общением: вежливость, открытость, готовность помочь, добродушие; а также качества, необходимые для коллективного труда, такие как пунктуальность, исполнительность, трудолюбие.

3. Как наследственность влияет на жизнь человека?

Наследственность − биологическая сущность человека. По наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям.

4. На какие этапы делится жизнь человека?

Вся жизнь человека делится на 7 периодов:
до года − младенчество,
1−8 лет − детство,
8−13 − отрочество,
13−21 − юность,
21−34 − молодость,
34 − 55 лет − зрелость,
55−89 – старость.

5. Почему жизнь называют чудом?

Современный человек не особо ценит свою жизнь. Он ведет себя так, будто у него в запасе есть еще одна или две жизни. Он нарывается на конфликты, ест вредную пищу, курит и пьет. Но он даже не понимает, каким чудом он обладает. Наша жизнь — удивительный дар. Не все предметы на нашей планете наделены жизнью. Жизнь так прекрасна и многогранна, что грех не пользоваться всеми ее богатствами. И важно понимать, что этот дар очень хрупкий, он может в любой момент иссякнуть.

6. Чем подросток отличается от взрослого?

Организм подростка ещё не до конца сформировался, не сформировалось мировоззрение, психика нестабильна, потому что меняется баланс гормонов. 

К главе II

1. Что такое семья? Как она возникает?

Семья – это люди, живущие вместе и ведущие совместное хозяйство. Семья создается обычно, когда мужчина и женщина вступают в брак. Бывают и другие семьи, например, когда по каким-то обстоятельствам вместе живут брат с сестрой, отец с сыном, бабушка с внуком.

2. Какие бывают семьи?

Семьи бывают:
- двухпоколенные (живут люди двух поколений: дети и родители);
- трехпоколенные (живут люди трех поколений: дети, родители и бабушка или дедушка),
- четырехпоколенные (живут люди четырех поколений: дети, родители, бабушка или дедушка, пробабуша или прадедушка),
- неполные (в этих семьях не хватает одного из родителей).

3. Что такое домашний труд?

Это труд дома на благо семьи. Обычно так называют домашние обязанности.

4. Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?

С помощью совместного труда могут быть удовлетворены все потребности семьи от жизненно важных (в пище, одежде, жилье, отдыхе) до потребностей в общении, в творчестве. Жизнь в семье предполагает общие потребности, а значит и совместный труд.

5. Для чего нужно семейное хозяйство?

Семейное хозяйство нужно для того, чтобы семья могла жить вместе одной жизнью, без чего не возможно семейное счастье.

6. Кого считают рачительным хозяином?

Рачительный хозяин − это тот, кто распределяет обязанности между членами семьи, распределяет денежные средства: на покупки, вещи, и т.д.

7. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве?

Экономить можно воду, электричество, газ, деньги. Заменить все простые лампочки в квартире на энергосберегающие. Выходя из комнаты гасить свет и выключать телевизор и компьютер. Не расходовать понапрасну воду. Не покупать не нужных вещей и т.д.

8. Что должен знать и уметь рачительный хозяин?

Рачительный хозяин должен уметь распределять денежные средства, сколько и на что нужно потратить, где можно купить что-то подешевле. Он должен заботиться о порядке в доме, об экономии.

9. Почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счёт»?

Жизнь коротка и свое время нужно использовать разумно. Распределять по времени важные дела, чтобы осталось свободное время для хобби и отдыха.

К главе III

1. Какие ты знаешь увлечения — хобби своих одноклассников?

Некоторые мои одноклассники увлекаются борьбой, девочки коллекционируют фантики от конфет.

2. Чем твоя школа отличается от старой русской школы?

Раньше мальчики учились отдельно от девочек, детей наказывали за шалости, даже били  розгами. Учиться в школе могли позволить себе только дети богатых родителей. Сейчас в школе учатся все дети не зависимо от достатка, стало больше разных учебных предметов, больше объем материала, который изучается в школе.

3. Как ты понимаешь пословицу «Учиться — одно, научиться — другое»?

Слово «учиться» обозначает процесс, а «научиться» – результат. Но процесс не всегда даёт хороший результат, поэтому учиться нужно с усердием, чтобы чему-то научиться.

4. Где людям приходится учиться? Только ли в школе бывают уроки?

Уроки могут быть не только в учебных заведениях, их может преподавать сама жизнь. Из жизненных событий мы делаем выводы, как лучше поступить в той или иной ситуации. Учиться можно и у родителей, бабушек и дедушек - людей старших поколений, учиться можно в кружках и секциях. После школы учатся в техникумах, колледжах, высших учебных заведениях, аспирантуре. Учиться чему-то и получать новые знания можно до конца жизни.

5. Какое значение имеет самообразование?

Самообразование позволяет получить знания, которые не дали в школе, совершенствоваться в какой-либо области. 

6. Почему не теряет смысл поговорка «Век живи — век учись»?

Человек всю жизнь узнаёт что-то новое, а значит учится и развивается. Всегда могут возникнуть такие ситуации, когда не хватает знаний или опыта, и нужно учиться, чтобы добиться успеха

7. Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?

Хороший товарищ всегда придет на помощь, поймет и простит, будет рядом в печали и в радости, поделится последним, что у него есть.

8. Что помогает и что мешает школьной дружбе?

Школьной дружбе помогает то, мы находимся рядом большую часть дня. Но мешает, если кто-то начинает завидовать или друга пытается "перетянуть" к себе другой одноклассник.

К главе IV

1. Каким бывает труд человека?

Труд:
- постоянный или временный;
- простой или сложный;
- умственный или физический;
- оплачиваемый или безвозмездный;
- добровольный или принудительный;
- ручной или автоматизированный;
- творческий или традиционный;
- коллективный или индивидуальный.

2. Почему труд по−разному оценивается?

Какая-то работа сложнее, другая проще, значит она оценивается дешевле. Для некоторых видов труда нужно специальное образование и опыт, которые есть не у каждого, и такая работа так же оценивается дороже.

3. Кто такие меценаты?

Меценат − лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или каким−либо начинаниям в художественной жизни.

4. Какие правила помогают успешно трудиться?

- Нужно быть целеустремленным, тогда трудиться будет проще, потому что это шаг к достижению цели.
- Не нужно бояться сделать первый шаг.
- Нужен продуманный план работы.
- Не стоит откладывать дела, если есть возможность сделать что-то сейчас.
- В работе нужно проявлять терпение и упорство.
- Нельзя сдаваться, если что-то не получается, нужно доводить дело до конца.

5. Какие значения имеет слово «ремесленник»?

Ремесленник – человек, занимающийся ремеслом. В переносном смысле ремесленник - тот, кто работает, выполняет свои обязанности без творческой инициативы, по шаблону.

6. Как соотносятся красота и творчество?

В творчестве рождается красота.

К главе V

1. Объясни, что означает слово «патриот».

Патриот − гражданин своей страны, любящий Родину, готовый подвиги во имя интересов своей Отчизны.

2. Что изображено на гербе Российской Федерации?

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея. Три короны олицетворяют суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой символизируют государственную власть и единое государство.
                                               Из закона о Государственном гербе РФ.

3. Что означают цвета российского Государственного флага?

Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

4. Каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства?

Гражданин имеет право участвовать в выборах и быть избранными в органы местного самоуправления, в Государственную Думу Российской Федерации и даже на пост Президента Российской Федерации.

5. Каковы главные обязанности гражданина?

- Соблюдать конституцию и законы своей страны,
- бережно относиться к памятникам истории и культуры,
- бережно относиться к природным богатствам,
- платить  налоги, предусмотренные законом,
- защищать свою страну.

6. Какого человека можно считать достойным гражданином России?

Достойный гражданин должен добросовестно исполнять все обязанности гражданина. 

7. Почему мы говорим, что народ нашей страны многонациональный?

Потому что в Российской Федерации проживает много разных национальностей (некоторые многочисленны, другие совсем небольшие, самые маленькие насчитывают всего несколько тысяч человек). Но при этом все национальности составляют один народ, люди из этого народа – россияне.

8. Почему русский язык называют языком межнационального общения?

На русском языке говорят по всей России, его изучают во всех российских школах, русский язык знают представители всех национальностей, потому русский язык и называется межнациональным.

9. Почему культуру нашей страны называют многонациональной?

В состав России входит много народностей, и культура  нашей страны складывается из культур всех населяющих её народов, поэтому  культура нашей страны называется многонациональной.

10. Как складывается многонациональная культура?

Многонациональная культура складывается из  традиций, обычаев, религии, характерных для разных народной одной страны. 

11. Что такое национальность?

Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей (нации), отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.