ГДЗ к §14. Мы - многонациональный народ
Вспомним
Почему говорят, что нет больших и малых народов?
Потому, что все народы одинаково важны и ценны.
Обсудим вместе
Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?
Важно, потому что люди всех национальностей имеют право достойно жить, каждый человек ценен.
Вопросы внутри параграфа
1. Как следует понимать утверждение, что русская культура помогает сплочению народов нашей страны?
Русская культура уходит своими корнями далеко в прошлое. В ней переплелись разные традиции и люди разных национальностей, которые оставили большой вклад в культуре.
2. Найди на карте учебника (с.94—95) эти территории.
1 − Чукотка;
2 − Дагестан.
3. Что означают слова «с кровавых не пришедшие полей»? О ком думает поэт, рисуя картину летящих в небе журавлей?
Эти слова посвящены солдатам, которые погибли на полях сражений и не вернулись домой. Летящие в небе журавли – это их души.
4. Как ты думаешь, почему многие приезжавшие в Россию иностранцы принимали её язык и культуру?
Россия очень интересная и дружелюбная страна. Она притягивает иностранцев своей красотой, своими людьми.
5. Как вы думаете, что было главным для Петра I при выдвижении иностранцев на государственные должности?
Главным для Петра I при выдвижении иностранцев на государственные должности, на мой взгляд, был опыт, ум, умение и преданность своему делу. Петр I часто приглашал на должности иностранцев, поскольку они были образованы и хорошо разбирались в работе.
Проверим себя
1. Почему мы говорим, что разные национальности составляют у нас один народ? Как его называют?
Все граждане России составляют один народ, который называют россиянами. Все народы изучают русский язык и для всех Россия - их родина.
2. Русский язык называют языком межнационального общения. Как ты это понимаешь?
На русском языке говорят по всей России, его изучают во всех российских школах, русский язык знают представители всех национальностей, потому русский язык и называется межнациональным.
3. Почему культура нашей страны называется многонациональной?
В состав России входит много народностей, и культура нашей страны складывается из культур всех населяющих её народов, поэтому культура нашей страны называется многонациональной.
4. Объясни, как складывается многонациональная культура. Какова роль русской культуры в истории России?
Многонациональная культура складывается из традиций и обычаев народов, населяющих Россию. Роль русской культуры в истории России велика, поскольку число русских превосходит другие национальности.
5. Что такое национальность? Кто её должен определять? По каким признакам?
Национальность - принадлежность человека к определённой нации. Признаки такой принадлежности - это язык, культура, часто - внешний вид, место рождения. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Таким образом, в Российской Федерации признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.
В классе и дома
1. Используя ресурсы Интернета, подбери материал и подготовь компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России».
Обычаи народов России.
Слайд 1. Россия – многонациональная страна
Здесь бы я рассказала о том, как много народов проживает в России и на каких языках они говорят. А потом бы я рассказала о самых многочисленных этносах и перешла бы к их обычаям.
Слайд 2. Русские
Это самый многочисленный этнос, который представлен во всех субъектах страны. Тут я бы отметила религию, религиозные праздники, обычаи, связанные с временами года и образом жизни.
Слайд 3. Татары
По численности этот этнос занимает 2 место в России. Татар много, но они не одинаковые: есть астраханские, есть крымские, есть сибирские и татары Поволжья. Здесь можно сказать об их религии и праздниках, например, про Сабантуй или Навруз.
Слайд 4. Башкиры
Еще один многочисленный народ, который проживает в основном в Башкорстостане. Они тоже мусульмане, как и татары, и имеют в целом те же праздники и обычаи + кони и кумыс.
Слайд 5. Чуваши
Этот этнос уникален тем, что является тюркским по сути, но в тоже время исповедует православие.
Слайд 6. Тувинцы
Это тоже тюркский народ, который проживает в Сибири и на Алтае. Их образ жизни тесно переплетен с обычаями, традициями, скотоводческой деятельностью.
2. Объясни, почему национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека.
Национальность дана нам с самого рождения. Мы ее не выбирали, а, следовательно, это и ни недостаток и ни заслуга. Все люди одинаковые. и действия, взгляды и характер людей тоже не зависит от национальной принадлежности.
3. Выполни проект «Русский язык — язык межнационального общения». Найди в книгах и материалах Интернета высказывания о русском языке, принадлежащие людям, для которых русский язык — неродной. Подготовь плакат или компьютерную презентацию.
Русский язык объединяет всю нашу необъятную страну. На этом языке разговаривают около двухсот различных народов и национальностей, которые живут на территории России. Несмотря на большое количество этносов и огромную по площади территорию страны, русский язык стал языком межнационального общения. Есть государства с маленькой площадью и с небольшой численностью населения, где люди, живущие, буквально через дорогу, говорят и не понимают друг друга. России же удалось сплотить такое большое количество наций всего лишь одним средством – русским языком. При этом, не ущемляя права на существования родных языков других этносов, таких как хакасский, корякский, коми, тувинский и многие другие. Определение «язык межнационального общения» я понимаю как возможность общения людей различных наций и народов между собой.
Практикум
1. Вместе с друзьями подготовьте плакат на тему «С чего начинается Родина». Представьте его в классе и на родительском собрании.
2. Разделитесь по своему желанию на группы и распределите задания:
1) Подготовьте сценарий праздника «Россия — Родина моя».
2) Подберите стихи о родном крае. Что вам известно о поэтах, авторах выбранных стихов?
3) Подберите иллюстрации, показывающие красоты вашего родного края. Что вы знаете об авторах подобранных картин?
4) Подберите записи музыкальных произведений о Родине. Что вам известно о композиторах, музыка которых вам нравится? Попробуйте исполнить какое−либо из отобранных произведений.
5) Проведите опрос среди одноклассников, что для них является символом Родины. Привлеките к опросу родителей. Интересные ответы поместите на плакате.
6) Составьте маршрут экскурсии «Знай свой край», выберите для этого самые любимые места одноклассников.
Пример
Стихи о родном крае.
Родина
З.Александрова
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Детские произведения автора неоднократно переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку и стали песнями.
Свои первые стихи начала писать ещё будучи в детском доме. Работая прядильщицей, продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка», некоторые из них были напечатаны в 1926 г. Вскоре вышли две её книжки — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни» (1928).
Дебют поэтессы в детской литературе относится к 1930—1931 годам. В 1930 году написала ставшую популярной детскую песенку «Ветер на речке». После этого стала писать для детей.
Для стихов и песен автора характерны многообразие тематики, непринужденность интонаций, мягкий лиризм.
Поезжай за моря−океаны
М.Исаковский
Поезжай за моря−океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
Михаил Васильевич Исаковский родился 7 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Угранского района Смоленской области) в бедной крестьянской семье.
Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил её весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил своё обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений — «Просьба солдата» — было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь».
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Под звёздами балканскими» и другие. В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. О. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина».
Кремлёвские звёзды
С. Михалков
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
С.В.Михалков родился 28 февраля 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея появились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. В эти годы Сергей начал печататься. В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов−на−Дону) было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». После окончания школы Сергей Михалков возвратился в Москву и работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. С 1933 года он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», членом Московского группкома писателей. Публиковался в журналах «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Вышел первый сборник его стихов.
30 декабря 2000 года президент В.В. Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова. Классик сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков
3. Попроси своих родителей показать тебе паспорт гражданина России и рассмотри его. Свой паспорт ты получишь в 14 лет.
Рассмотри паспорт.
4. Подготовь плакаты «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина». (Эту работу лучше выполнить в группе одноклассников.)
5. Найди возможность принять участие в озеленении своего двора, школы, улиц города, посёлка, в котором живёшь. Вырасти рассаду для цветника.
Для озеленения района: устраивать субботники с семьей и соседями в парках, в скверах района (садить деревья, очищать от мусора, садить цветы). Для пришкольного участка: можно собраться классом и посадить там цветы, нужные растения, почистить его от сорняков и от мусора.
6. Выясни, какие знаменитые произведения национальной литературы есть у разных народов. Найди и прочитай хотя бы одно.
Франция − Песнь о Роланде
Италия − Божественная Комедия
Испания − Дон−Кихот
Чехия − Похождения бравого солдата Швейка
Германия – Фауст
7. Предложи ребятам рассказать в классе о любой национальной культуре или провести день знакомства с культурой разных народов. Обязательно подбери иллюстрации, которые познакомят с национальной живописью, скульптурой, архитектурой; прослушай записи национальной музыки.
Я расскажу про езидов. Этот народ проживает в северной части Ирака. Езиды считаются субэтносом курдов, а некоторые ученые считают их отдельным народом. Так или иначе они говорят на диалекте курского языка курманджи – эздики. Их религия уникальна – это езидизм, который возник на основе зороастризма. У них один бог. Езиды проживают на территории, которая принадлежит Иракскому Курдистану, а также в странах СНГ и в Европе. Дело в том, что езиды часто шли против Османской империи в войнах и поддерживали Российскую империю. Они всегда шли против курдов, которые, наоборот, поддерживали турок (в геноциде армян и ассирийцев). Поэтому езиды живут именно здесь. Точных данных о численности езидов нет. Считается, что они проживают на планете в числе 2 миллионов человек. Притом что еще часть зарегистрирована как арабы. Курды ни раз пытались ассимилировать езидов, но те сохраняли свою идентичность. Мусульмане считают их неверными. Но «езид» означает:
а) народ султана Езида
б) они происходят из города Езден.
Их традиционная культура основывается на фольклоре и представляет собой молитвы, различные сказания и песни. У них есть музыкальные (духовые) инструменты, а для религиозных церемоний и обрядов они используют барабан. Езиды мужчины отпускают длинную бороду и длинные волосы в косе. Женщины носят рубахи, шальвары, несколько фартуков и головной убор в форме конуса.
8. Расскажи о своих любимых произведениях, объясни, почему они тебе нравятся.
Мои любимые произведения
Мои любимый произведения - это веселые, шуточные произведения с сюжетами из жизни. Это "Денискины рассказы" Виктора Драгунского, рассказы Голявкина.