ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК
ГДЗ к §1. Загадка человека
Вспомним
Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?
Человек принадлежит к царству животных, а значит, у нас много общего. Животные могут мыслить, они издают звуки для общения, передачи информации. Но животные живут инстинктами, у нас же, помимо инстинктов, присутствует осознание себя. Животное не владеет речью и не занимается творческой деятельностью, это основное отличие от человека.
Обсудим вместе
Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?
Чтобы ребенок рос и развивался, недостаточно лишь удовлетворения его физиологических потребностей. Нужно, чтобы рядом были любящие родители, друзья, наставники. С ребенком нужно играть, заниматься.
Вопросы внутри параграфа
1. Рассмотри схему и проверь правильность своих выводов об отличиях человека от животного. Допустил ли ты ошибки? Чем ты можешь их объяснить?
(Подсказка: забыл, был невнимательным, не знал этого.) Выскажи свои предположения: зачем человек рождается? Каковы ценности человеческой жизни? Сверь свои высказывания с текстом.
У человека много отличий от животного. Человек осознает самого себя (помимо человека на это способны лишь крупные человекообразные обезьяны), обладает фантазией, способен к действиям по плану. Я считаю, что человек рождается для того, чтобы делать других счастливыми и приносить добро в этот мир.
2. Как ты понимаешь слова писателей? Какая ответственность лежит на человеке?
Человек должен нести ответственность за свои поступки, думать, что он делает. Он должен совершать хорошие дела, которые приносят пользу людям и всему окружающему миру. Думать не только о себе, но и о других.
3. Как ты думаешь: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»? Сверь свои ответы с текстом.
Когда человек рождается, то еще многого не знает о нашем мире. Его можно всему научить, передать ему важные знания. Но есть определенные черты характера, которые уже заложены в человеке.
4. Какие качества помогли О.И.Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.
О.И.Скороходовой проявить свои способности помогли сила воли, терпение и упорство. Ей очень помогли другие люди, врачи, которые учили ее жить без слуха, зрения и речи. Они занимались с ней и не бросили ее одну.
Проверим себя
1. Чем человек отличается от животных?
Человек:
- владеет речью;
- умеет производить орудия труда;
- имеет хорошо развитый головной мозг;
- осознает самого себя;
- обладает фантазией;
- способен к действиям по плану;
- способен к прямохождению;
- способен к творчеству.
2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
Наследственность – это признаки, которые получают дети от родителей и предков еще до своего рождения. Человек наследует внешность (цвет кожи, волос, глаз, черты лица), а так же свойства, характерные для всех людей и делающие их одним видом - строение тела, прямохождение, способность мыслить, говорить. Черты характера так же могут наследоваться.
3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
С биологической точки зрения человеку присущи сходные с животным характеристики: инстинкты, желание заботиться о потомстве, биологические потребности.
С социальной точки зрения человек реализуется как личность, взаимодействует с окружающими людьми и окружающим миром, имеет духовные потребности, необходимость в общении и культурном развитии.
4. Можно ли влиять на наследственность?
Гены в уже родившемся человеке не изменить. Но многое зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды человека, его воспитания, образования, нравственных ценностей.
В классе и дома
1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.
Влияя на поведение живого существа, инстинкты влияют тем самым на его шансы выжить и оставить потомство.
Инстинкт − побуждение (к действию), целесообразное поведение без осознания цели; безотчетное (бессознательное) влечение.
2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».
«Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку...
— Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!
— Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! — ласково сказала Мать Волчица. (Ребёнок протискивался среди волчат поближе к тёплому боку.) — Ой! Он сосёт вместе с другими! Так вот он какой, человечий детёныш!..»
Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.
Правда в том, что Маугли окруженный животными перенят их повадки и, следовательно, вел себя как они. Вымысел: Маугли принимает осознанные решения, но на это способна только личность, cформировавшаяся в человеческом обществе.
3. Герои известного фильма «Приключения Электроника» мальчик Серёжа Сыроежкин и робот Электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?
Электроник не умел выражать свои эмоции, смеяться, плакать. Эмоции присущи только людям.
4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей (свои, своих друзей и одноклассников, знаменитых людей) и оформи выставку. Если есть возможность, используй ресурсы Интернета.
Гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой».