Урок 7 Правописание
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения
Давай вспомним, какие имена существительные относятся к 1-му склонению. Выбери правильный ответ.
1. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.
2. Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.
3. Имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
Ты помнишь, что правильно писать безударные окончания имён существительных тебе помогают либо таблица падежных окончаний, которую нужно запомнить, либо опорные слова для каждого склонения, то есть слова с ударными окончаниями.
Выбери опорные слова 1-го склонения: рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга. Объясни свой выбор.
Эти слова 1 склонения и они имеют ударные падежные окончания.
Упражнение 1. Прочитай. Найди в тексте имена существительные 1-го склонения. Объясни написание выделенных окончаний.
В домике на краю деревни1 скл. (земли) жили дедушка1 скл. и котёнок. А под печкой1 скл. (весной) в доме жила мышка1 скл.. Дедушка1 скл. и котёнок делали вид, что не знают об этом. Иначе пришлось бы её прогнать: кто же терпит мышей в доме?! А мышка1 скл. была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки 1 скл..
А ещё вместе с дедушкой1 скл. (весной), котёнком и мышкой1 скл. (весной) жила красивая птица1 скл. удод. Правда, оранжево-бело-чёрный удод жил не в самом доме, а совсем рядом. Ещё у дедушки1 скл. была яблоня 1 скл.. Она росла под окном, и звали её Агриппина1 скл.. Так уж дедушка1 скл. назвал. Агриппина 1 скл. приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней1 скл. (землёй) доброй и умной.
(Н. Абрамцева)
Упражнение 2. Спиши, добавь нужные окончания, в скобках запиши доказательство своего выбора.
Женщина поставила на стол тарелку с водой, уложила по краю тарелк… ( ) венок из цветов, так что стебельки окунались в воду, а по воде плавал большой лепесток тюльпана. Дюймовочка садилась в него и каталась от одного края тарелк… ( ) до другого. Вёслами служили два белых конских волоса. Загляденье да и только!
(По Х.-К. Андерсену)
Женщина поставила на стол тарелку с водой, уложила по краю тарелки (земли ) венок из цветов, так что стебельки окунались в воду, а по воде плавал большой лепесток тюльпана. Дюймовочка садилась в него и каталась от одного края тарелки (земли) до другого. Вёслами служили два белых конских волоса. Загляденье да и только!
Упражнение 3. Спиши, вставь буквы. Обозначь часть слова, в которую входит вставленная тобой буква. Подчеркни имена существительные 1-го склонения.
Приближалась ос…нь. Л…ства на д…ревьях уже стала опадать на землю. Днём она шуршит под н…гами, а веч…ром от р…сы …пять ст…новится мя…кой. Это позволяет охотнику подойти к зверю оч…нь бли…ко.Мы переправились через реку и вступи-ли в лес, полный т…инственного сумрака. Когда солнце скрылось за г…ризонтом, на землю опустились сумерки, и чем темнее становилось в тайге, тем больше ревели звери. Эта волшебная музыка нап…лняла весь лес.
(По В. Арсеньеву)
Приближалась осень. Листва на деревьях уже стала опадать на землю. Днём она шуршит под ногами, а вечером от росы опять становится мягкой. Это позволяет охотнику подойти к зверю очень близко.
Мы переправились через реку и вступили в лес, полный таинственного сумрака. Когда солнце скрылось за горизонтом, на землю опустились сумерки, и чем темнее становилось в тайге, тем больше ревели звери. Эта волшебная музыка наполняла весь лес.