Урок 30 Правописание
           Знаки препинания при однородных членах предложения

Вера встретила предложения, в которых были однородные члены. Кроме привычных запятых, она увидела ещё и двоеточие.

Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Именами цветов там назывались даже улицы: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.

Почему в этих предложениях стоят такие знаки препинания? Витя предположил, что слово цветы в первом предложении называет общее понятие (обобщающее слово), а потом идёт перечисление видов цветов. Поэтому и стоит знак двоеточие (:).

Согласишься ли ты с рассуждениями Вити?

Витя прав.

Можно ли так же рассмотреть второе предложение?

Да.

Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. Обобщающее слово обозначается так: (•).

В лесной тишине изредка слышались чудесные звуки: шорох листьев, свист крыльев, постукивание дятла, песня зарянки.

Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире.

Деревья, дороги, домавсё окутал туман.

Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.

Везде: над головой, под ногами, рядом с тобой — живёт железо.

Упражнение 1. Прочитай. Объясни знаки препинания в предложениях с однородными членами. Спиши, подчеркни обобщающие слова.

Вот перед нами вода: реки, моря, озёра. И вода разноцветная: синяя, голубая, зелёная. Ярче всего тундра летом. На лугах пёстрые птицы: белые, чёрные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, жёлтые.

(По Н. Сладкову)

Примечание от 7  гуру. Обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; оно всегда выступает тем же членом предложения, что и однородные члены.

Упражнение 2. Спиши, расставь знаки препинания.

1. Сады луга леса всё зазеленело в майские дни. 2. Все мои родные мама папа брат и сестра ждали моего возвращения. 3. Шапка куртка брюки вся одежда была мокрой от дождя. 4. Удивительные звуки громкий перезвон колоколов чудесное пение раздавались совсем рядом. 5. Пете понравилось всё и пирожки и ватрушки и кексы и леденцы.

1. Сады, луга, леса - всё зазеленело в майские дни. 2. Все мои родные: мама, папа, брат и сестра - ждали моего возвращения. 3. Шапка, куртка, брюки - вся одежда была мокрой от дождя. 4. Удивительные звуки: громкий перезвон колоколов, чудесное пение - раздавались совсем рядом. 5. Пете понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы.

Упражнение 3. Спиши, расставь знаки препинания.

   Ваза скользнула на пол… Раздался оглушительный треск. Трах!
   И чёрненькие девочки и цветы и аисты всё смешалось и исчезло в одной общей груде черепков и осколков.
                                                            (Л. Чарская)

   Ваза скользнула на пол… Раздался оглушительный треск. Трах!
   И чёрненькие девочки, и цветы, и аисты - всё смешалось и исчезло в одной общей груде черепков и осколков.

Упражнение 4. Проверь работу Димы. Спиши только те предложения, в которых, как ты считаешь, Дима ошибся. Поставь знаки препинания правильно.

    И хотел бы ёжик пушистым быть, так ведь съедят! Вся надежда у него на свои колючки.
    Ёжик съёживается и ощетинивается. Лисица лапой его покатает и бросит. Волк толкнёт носом уколется фыркнет и убежит. Медведь губы свесит посопит недовольно и тоже укосолапит. И хочется им, да колется!А ёж полежит, потом развернётся, оглядится, принюхается и укатит в кусты. А был бы пушистый и мягонький?
                                                        (По Н. Сладкову)

Проверь себя: надо выписать два предложения.

    Волк толкнёт носом, уколется, фыркнет и убежит. Медведь губы свесит, посопит недовольно и тоже укосолапит.