Урок 46 Правописание
            Правописание ться и тся в глаголах

Упражнение 1. Запиши в два столбика: 1) слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? 2) слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделает?

купаться, веселиться, сердится, веселится, удивляется, уменьшается, спускаться, приземляться, двигается, нагибаться, двигаться, радоваться

Какая форма глаголов записана в первом столбике? А во втором?

        1                              2
купаться                сердится
веселиться             веселится
спускаться             удивляется
приземляться        уменьшается
нагибаться             двигается
двигаться
радоваться

В первом столбике записана начальная форма, а во втором форма 3 л., ед.ч.

Упражнение 2. Спиши, заполни пропуски в таблице.

Начальная форма (что делать?)  Фор ма 3-го лица единственного числа (что делает?)
знакомиться
мириться
                                                            беспокоится
                                                            тревожится
сердиться                              
                                                            нравится

Начальная форма          Форма 3-го лица
(что делать?)                  единственного числа
                                          (что делает?)
знакомиться                       знакомится
мириться                               мирится
беспокоиться                      беспокоится
тревожиться                        тревожится
сердиться                              сердится
нравиться                             нравится

Упражнение 3. Спиши, выбирая нужное слово из предложенной пары. Не забывай ставить вопрос. Он поможет тебе сделать правильный выбор.

сердится — сердиться Если я опоздаю к обеду, бабушка будет … .Собака … и рычит на кошку. учиться — учится Катя … на одни пятёрки. Мне очень нравится … в школе. ссориться — ссорится Я больше никогда ни с кем не буду … . Вася часто … с одноклассниками.

Если я опоздаю к обеду, бабушка будет (что делать?) сердиться.
Собака (что делает?) сердится и рычит на кошку.
Катя (что делает?) учится на одни пятерки.
Мне очень нравится (что делать?) учиться в школе.
Я больше никогда ни с кем не буду (что делать?) ссориться.
Вася часто (что делает?) ссорится с одноклассниками.

Упражнение 4. Спиши, раскрой скобки. Подчеркни безударные гласные в корнях глаголов.

Вспомнились мне нянины сказки, и захотелось, как в детстве, спрятат(?)ся в траву, затаит(?)ся в ней, чтобы слушать звенящую тишину летнего полдня. (Г. Скребицкий)

     Вспомнились мне нянины сказки, и захотелось, как в детстве, спрятаться в траву, затаиться в ней, чтобы слушать звенящую тишину летнего полдня.

Упражнение 5. Запиши слова в два столбика. В первый записывай глаголы, во второй — существительные.

[ца] - ться      [ца] - ца
что делать?  кто? что?

кури[ца], пугови[ца], улыба[ца], ули[ца], умыва[ца], учи[ца], умни[ца], учительни[ца], пени[ца], мыльни[ца], верте[ца], балова[ца], труди[ца]

улыбаться         курица
умываться         пуговица
учиться              улица
пениться            умница
вертеться          учительница
баловаться        мыльница
трудиться