ГДЗ к страницам 75-77 учебника. Тема Простые и сложные предложения 

118. Прочитайте строки из стихотворения А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.

Обратите внимание: это всё одно предложение. Сколько в нём частей? Найдите главные члены предложения в каждой его части. Запишите их по образцу.
Образец. Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) ... .

Небо (что делало?) дышало, солнышко (что делало?) блистало, день (что делал?) становился, сень лесов (что делала?) обнажалась, туман (что делал? ложился.

119. Прочтите сложное предложение из стихотворения И. Бунина. Выделите в нём все части. Найдите подлежащее и сказуемое в каждой части.

[Кругом вода  журчит, сверкает],
[Крик  петухов звучит  порой],
А [ветер  мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает ].

120. Прочитайте предложения в двух группах. Можно ли эти предложения назвать сложными? Почему?
1. Сверкнула молния. Раздались раскаты грома. Хлынул поток дождя.
2. Стали дни коротки. Солнце светит мало. Вот пришли морозы. И зима настала. (И. Суриков.)
Объедините простые предложения в каждой группе таким образом, чтобы получилось одно сложное предложение.

1. Сверкнула молния, раздались раскаты грома, хлынул поток дождя.
2. Стали дни коротки, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала. 

121. Объясните постановку запятых в четверостишиях из произведений С. Маршака и А. Пле­щеева.

1. Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.

2. Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Какое из двух предложений является сложным, а какое — предложением с однородными членами? Запишите по памяти любое из четверостиший.

1. Простое предложение с однородными членами.
2. Сложное предложение из трех простых.

122. Прочитайте строки из басни. Найдите сложное предложение. Назовите основу каждой части сложного предложения. Объясните расстановку знаков препинания в нём.

Чижа захлопнула злодейка-западня.
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
И. Крылов

Бедняжка  в ней и рвался, и метался,
А голубь  молодой над ним же издевался.

123. Прочитайте предложения. Какие из этих простых предложений можно соединить по смыслу в сложное предложение? Составьте два сложных предложения. Запишите их, расставляя знаки препинания.

Надвигалась свинцовая туча.
Ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки.
Бесшумно пролетают над высокими снежными сугробами совы.

Надвигалась свинцовая туча, и ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, бесшумно пролетают над высокими снежными суг­робами совы.

124. Закончите предложения так, чтобы они получились сложными. Выберите один из союзов из скобок. Запишите полученные предложения, верно расставив знаки препинания.

1. Урок закончился, и дети стали собираться домой. 2. Мама подарила мне красивую книгу, а папа купил велосипед. 3. Люда и Сергей дружат, но они иногда спорят по пустякам. 4. В классе установили новый компьютер, и учитель был очень рад такому сюрпризу. 5. Я хорошо знаю правила ор­фографии, но я плохо умею применять их на практике. 6. На улице стоит прекрасная погода, но мама все равно велела мне повязать шарф. 7. Папа купил мне билет на спектакль в Театр юного зрителя, и я очень был этому рад. 8. Брат любит читать книги, но он не любит рассказывать мне о прочитанном.