ГДЗ к страницам 52-57. Предложение
74. Сколько предложений можно выделить в тексте? Разделите его на предложения и запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Зимняя ночь
Наступила ноч.. в лесу по ств..лам и суч..ям толстых дерев..ев постукивает моро.. в тёмн..м высок..м небе рассыпались яркие зимние звёзды тихо и беззвучно в зимн..м лесу.
И. Соколов-Микитов
Подчеркните в записанных предложениях сочетания имён существительных с именами прилагательными.
Зимняя ночь
Наступила ночь. В лесу по стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо и беззвучно в зимнем лесу.
75. Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали предложения? (Нет)
1. Много, лесах, наших, живёт, лосей, в. 2. Красивых, охраняют, зверей, люди, заботливо. 3. Людей, почти, умные, не, лоси, страшатся.
Что нужно сделать, чтобы получились предложения? Составьте и запишите предложения из данных слов.
В наших лесах живёт много лосей. Люди заботливо охраняют красивых зверей. Умные лоси почти не страшатся людей.
76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.
1. На горизонте показался большой клин журавлей. 2. Ты слышал, какие звуки издают журавли? 3. Возвращайтесь весной, журавли!
Спишите предложения. Выпишите из первого предложения сочетание имени существительного с именем прилагательным.
1. На горизонте показался большой клин журавлей. (Повеств., невоскл.) Большой клин. 2. Ты слышал, какие звуки издают журавли? (Вопросит., невоскл.) 3. Возвращайтесь весной, журавли! (Побудит., воскл.)
77. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Запишите сначала побудительные предложения, а потом повествовательные предложения.
1. От неумелого лесоруба деревья плачут. (Якутская пословица.) 2. Кончил дело — гуляй смело. (Русская пословица.) 3. Готовь сани летом, а телегу зимой. (Русская пословица.) 4. Гуляй, да заботу знай. (Белорусская пословица.) 5. Семь раз примерь, один раз отрежь. (Русская пословица.)
Кончил дело — гуляй смело. Готовь сани летом, а телегу зимой. Гуляй, да заботу знай. Семь раз примерь, один раз отрежь. (Побудит.)
От неумелого лесоруба деревья плачут. (Повеств.)
78. Попробуйте вопросительные предложения переделать в повествовательные только с помощью интонации и знака препинания в конце предложения. При этом нельзя ни добавлять, ни исключать, ни изменять ни одного слова. Какие предложения не удастся переделать таким образом?
1. За деревней есть пруд? 2. Вероника уехала в лагерь? 3. Когда же наступит жаркое лето? 4. Кто обитает в этом озере? 5. Я могу вам верить? 6. Вы сможете помочь мне? 7. Где же мы встретимся?
За деревней есть пруд. Вероника уехала в лагерь. Я могу вам верить. Вы сможете помочь мне.
Не удалось переделать предложения со словами когда, кто, где.
79. Определите тип предложений по цели высказывания. (Повествовательные.) Попробуйте сделать эти предложения вопросительными, добавив, где это необходимо, вопросительные слова. Полученные предложения запишите, подчеркните в них главные члены.
1. Наступят долгожданные каникулы. 2. Сестра спрятала свои игрушки. 3. Пешеходы должны переходить улицу. 4. Можно переходить улицу на зелёный свет светофора.
Когда наступят долгожданные каникулы? Куда сестра спрятала свои игрушки? Где пешеходы должны переходить улицу? Можно переходить улицу на зелёный свет светофора?
80. Запишите предложения, поставив в конце каждого из них нужный знак препинания.
1. Как талантлива эта маленькая балерина_ 2. Давайте говорить друг другу комплименты (Б. Окуджава.) 3. На заре по высокой траве одиноко бродит белый конь_ 4. Что вы делаете зимой в деревне_ 5. Советую тебе прочитать сказки В. Бианки_ 6. Неужели никто не сможет мне помочь_
1. Как талантлива эта маленькая балерина! 2. Давайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджава.) 3. На заре по высокой траве одиноко бродит белый конь. 4. Что вы делаете зимой в деревне? 5. Советую тебе прочитать сказки В. Бианки. 6. Неужели никто не сможет мне помочь?
81. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина ‹Вопросительный знак». Попробуйте дополнить его недостающим вопросом.
Разные вопросы
Задаю я всем:
— Как?
— Откуда?
— Сколько?
— Почему?
—... ?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
Вопросы для выбора: куда? где? какая? зачем? отчего? о ком? что? кому? который? чья? какой? о чём?
Разные вопросы
Задаю я всем:
— Как?
— Откуда?
— Сколько?
— Почему?
— Зачем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
82. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак». Обратите внимание, с какой интонацией надо прочитать восклицательные предложения. (С восклицательной) Прочитайте эти же предложения ещё раз, представив, что в конце каждого предложения стоит точка. Есть ли разница в интонации? (Да)
Друз..я! В произведениях
Ст..ю я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торж. ство!
Не зря я от р..ждения
Противник т..шины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись д..лжны!
Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним, если это возможно, проверочные слова.
Друзья, стою́ - сто́я, торжество́ - торже́ственный, рожде́ния - ро́д, тишины́ - ти́хо, должны́ - до́лжен.
83. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? (Берегите знаки препинания!) Что будет отражать заглавие текста: тему или главную мысль?
***
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы.
Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
А. Коневский
Придумайте сказку о том, для чего нужны знаки препинания в конце предложений.
Когда-то очень-очень давно жила злая волшебница. Она не любила, когда все радуются и веселятся. Колдунья решила всех запутать и поссорить, а для этого она украла все знаки препинания. Теперь, когда кто-то писал письмо другу, он не мог спросить его, как у него дела, чем он занимается, потому что не было вопросительного знака. Люди перестали восхищаться искусством и красотой природы, перестали признаваться в любви, потому что у них не было восклицательного знака. А законы, по которым жили люди, стали непонятными и запутанными, потому что не было знаков, которые бы помогли отделить один закон от другого. Но тут появился человек, который помнил все знаки препинания. Он научил людей их писать и правильно использовать. И снова на всех лицах появились радостные улыбки.
84. Составьте из данных слов предложения, поставьте в конце каждого из них нужный знак препинания. Запишите полученные предложения, в скобках укажите их тип по цели высказывания и по интонации.
1. Когда, перелётные, в, края, птицы, вернутся, наши (?!.) 2. Расскажите, вчерашнем, мне, о, представлении, цирковом (?!.) 3. Ребята, спектакль, класса, смотрели, кукольном, в, нашего, театре (?!.) 4. Какая, стоит, прекрасная, на, погода, улице (?!.) 5. О чём, рассказать, своим, хотите, друзьям, вы (?!.) 6. Как, писать, уметь, хорошо (?!.)
Укажите все имена существительные, прилагательные и глаголы.
Когда перелётныеприл. птицысущ. вернутсяглаг. в наши краясущ.? (Вопр., невоскл.) Расскажитеглаг. мне о вчерашнемприл. цирковомприл. представлениисущ.. (Побуд., невоскл.) Ребятасущ. нашего классасущ. смотрелиглаг. спектакльсущ. в кукольномприл. театресущ.. (Повеств., невоскл.) Какая прекраснаяприл. погодасущ. стоитглаг. на улицесущ.! (Повеств., воскл.) О чём вы хотитеглаг. рассказатьглаг. своим друзьямсущ.? (Вопр., невоскл.) Как хорошо уметьглаг. писатьглаг.! (Повеств., воскл.)
85. Прочитайте отрывок из произведения С. Аксакова. Озаглавьте его. Разделите текст на части. Поставьте к каждой части вопрос. Что у вас получилось? (План)
Краса природы — так можно сказать о лесе. Полная красота местности состоит в соединении воды с лесом. Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.
В соединении леса с водою заключается великая цель природы. Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца и от ветров.
Сосну, ель, пихту... называют красным лесом или краснолесьем. Они вместо листьев имеют иглы, которых зимою не теряют, и встречают зиму во всей красе и силе. Лес, состоящий из одних сосен, называется бором.
Дуб, вяз, липу, берёзу, осину, ольху называют чёрным лесом или чернолесьем. В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.
Я не люблю красного леса, его вечной, однообразной и мрачной зелени. Я с малых лет привык любоваться весёлым разнолистным чернолесьем.
Выпишите выделенные предложения, подчеркните в каждом из них главные члены.
Какими новыми словами обогатил ваш словарь С. Аксаков?
Лес - краса природы
План:
1. В чём состоит полная красота местности?
2. Какая великая цель заключается в соединении воды и леса?
3. Какой лес называют красным?
4. Какой лес называют чёрным?
5. Какой лес любит автор текста?
Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами. Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца и от ветров. В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.