"Язык как средство общения"

ГДЗ к страницам 35-50. Средства общения

49. Рассмотрите рисунки. Подберите и запишите к каждому из этих рисунков подпись и пословицу.

Подписи к рисункам для выбора. Общение устное и письменное. Общение людей с животными. Общение с помощью мимики. Общение с помощью жестов.

Пословицы для выбора. Ласковое слово и кошке приятно. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает — пожинает. Ласку и собака любит. Что в сердце варится, то в лице не утаится. Посмотрит — рублём подарит. Не маши, а рассуди, не сердись, а слушай. Кому глазком мигают, а нам руками машут.

1. Общение людей с животными. 
Ласковое слово и кошке приятно. 

2. Общение с помощью жестов.
Кому глазком мигают, а нам руками машут.

3. Общение устное и письменное. 
Кто говорит, тот сеет, а кто слушает — пожинает. 

50. Прочитайте сообщение профессора И. Самоварова.

   Учёные продолжают изучать язык, открывать его законы и правила, чтобы нам было легче общаться и понимать друг друга.
   Известно, что люди в древности научились передавать сообщения с помощью движений рук, головы, плеч, губ, глаз, то есть они овладели языком жестов и мимики.
   Но этот способ общения не годится для передачи сообщения на расстояние, в темноте. Например, жестом можно было изобразить оленя, но нельзя было сообщить, какой олень — старый или молодой.
   Только через много-много тысяч лет люди догадались: звуки, которые они произносят, могут заменить движения рук, головы, плеч, губ, глаз, и, к примеру, коротким словом слон можно обозначить огромное и сильное животное.
   И вот когда было придумано обозначать предметы окружающего мира звуками, был открыт величайший секрет языка.

51. Запишите ГДЗ на вопросы.

  1. Как люди общались друг с другом в древние времена?
  2. Что можно передать жестами? Всегда ли пригоден такой способ общения?
  3. Что можно передавать звуками речи?
  4. В чём состоит великий секрет языка?

Закончите предложение.

Все предметы и мысли люди научились обозначать ... .

1. В древние времена люди общались друг с другом с помощью жестов и мимики.
2. Жестами можно изобразить предмет, но нельзя его описать.  Такой способ общения не пригоден в темноте.
3. Звуками речи можно передавать сообщения, описывать предметы, выражать свои мысли.
4. Великий секрет языка состоит в умении обозначать звуками все предметы окружающего мира.
Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками, словами.

52. Сравните разные способы передачи сообщения: с помощью жестов из языка индейцев майя и с помощью звуко-буквенного письма. Какой способ, по вашему мнению, позволяет более точно выразить мысль? (2-й)

— Белый человек заключил с нами договор о мире. Но он обманул нас. Я всё сказал.
Белые люди и мы дружили четыре года. Потом они обманули нас. Я закончил.

Какое из высказываний больше соответствует сообщению, переданному на языке жестов? (Второе) Как вы думаете, можно ли жестами точно воспроизвести сообщение? (Нельзя)

53. Прочитайте высказывания выдающихся людей о русском языке.

1. Язык наш сладок, и пышен, и богат. (А. Сумароков.)

2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает... Пушкин! (И. Тургенев.)

3. Русский язык... велик перед всеми в Европе. В нём есть великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. Ломоносов.)

54. Составьте текст, используя опорные словосочетания. Какой текст у вас должен получиться: научный или художественный?

Гласные и согласные звуки. 6 гласных звуков. Ударные и безударные гласные звуки. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. 10 гласных букв. 21 согласная буква. 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука одновременно. 2 буквы, которые не обозначают звуков. 33 буквы.

Звуки условно делят на гласные и согласные. В русском языке 6 гласных звуков. Гласные могут быть ударными и безударными.  Согласные звуки могут быть твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
На письме звуки обозначают буквами. В русском алфавите 10 гласных букв и 21 согласная буква, а так же 2 буквы, которые не обозначают звуков. Всего в алфавите 33 буквы. Существует 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука одновременно.

55. Прочитайте текст.

Древние египтяне придумали 22 знака (22 буквы) для записи согласных звуков. С помощью этих знаков можно было записать любое слово. Изобретатель букв о гласных не заботился.

Такое лёгкое письмо переняли многие народы. Но древние греки придумали буквы не только для согласных, но и для гласных звуков и создали алфавит. Его название происходит от первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета» (А и Б).

Попробуйте прочитать слова без гласных.

Првл гр в фтбл. Встртмс н стдн. Збт гл в врт.

Без гласных прочитать и понять написанное сложно, но возможно.
Правила игры в футбол. Встретимся на стадионе. Забит гол в ворота.

56. Определите, какие сочетания звуков являются словами. Почему? Что надо изменить в остальных сочетаниях, чтобы получились слова?

Спорт, тропс, глаз, азлг, имя, яма.
Телиб, беседка, жагаб, портрет, газета, яелла, озележ, нофелет.
Прочитайте слова казак, заказ, топот, комок, боб слева направо и справа налево. В чём особенность этих слов?

Слова: спорт, глаз, имя, яма, беседка, портрет, газета.
Нужно изменить порядок букв (тропс - спорт, азлг - глаз) или прочитать с конца (телиб - билет...).
Слова казак, заказ, топот, комок, боб одинаково читаются и слева направо, и справа налево.

57. Прочитайте текст Р. Киплинга. Определите тип текста: описание, повествование или рассуждение. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите их часть речи.

              Рикки-Тикки-Тави
Рикки-Тикки-Тави был мангуст. И хвост, и мех были у него как у мален..кой кошки, а гол..ва и все повадки — как у ласоч..ки. Глаза у него были розовые, и кон..чик его беспокойного носа тоже был розовый. Рикки мог почесаться, где вздумается, всё равно какой лапой: передней ли, задней ли. И так умел он распушить свой хвост, что хвост делался похожим на круглую длинную щётку. И его боевой клич, когда он мч..лся в высоких травах, был: рикки-тики-тикки-чк!

Найдите в тексте и выпишите три слова, все согласные звуки в которых твёрдые, и два слова, в которых все согласные мягкие.

              Рикки-Тикки-Тави
Рикки-Тикки-Тави былглаг. мангуст. И хвост, и мех были у него как у маленькойприл. кошки, а голова и все повадкисущ. — как у ласочки. Глаза у него были розовые, и кончик его беспокойного носа тоже был розовый. Рикки мог почесаться, где вздумается, всё равно какой лапой: передней ли, задней ли. И так умелглаг. он распушить свой хвост, что хвост делался похожим на круглую длинную щётку. И его боевойприл.  кличсущ., когда он мчался в высоких травах, был: рикки-тики-тикки-чк!

Мангуст, хвост, голова. Тики, ли.

58. Игра «Слова из слова». Образуйте из букв данных слов новые слова.
Транспорт, насос, камыш, лыжи, жало, навес, атлас, автор.

Транспорт, спорт, транс, рапорт, тропа, сон, стан, трос, трап, порт, трон, сор, сорт, спор.
Насос, сосна, сон, нос, оса.
Камыш, мак, кыш, мы.
Лыжи, жил, ил.
Жало, жал.
Навес, весна, вес, нас, сев.
Атлас, ласта, салат, стал.
Автор, рота, вар, вор, ров, рот.

59. Разделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах. В каком слове ударение ставить не нужно? (овёс)

Морковь, радио, позвонишь, договор, туфля, догнала, включат, овёс, майка, юла, объехать, приняла.

Какие слова нельзя разделить для переноса? (овёс, юла) Объясните почему. (Потому что первый слог у них состоит из одной буквы, а одну букву нельзя оставлять на строке)

Комментарий к заданию: 1. По УМК Климановой слова на слоги делятся по "старым" правилам. 2. Не путайте деление на слоги и деление для переноса.

Мор-ко́вь, ра́-ди-о, по-зво-ни́шь, до-го-во́р, ту́ф-ля, до-гна-ла́, вклю-ча́т, о-вёс, ма́й-ка, ю-ла́, объ-е́-хать, при-ня-ла́.

60. Найдите ошибки в разделении слов для переноса. Запишите эти слова, верно разделив их на части для переноса. Укажите, к какой части речи относится каждое из слов.

Стр-ани-ца, а-ку-ла, длин-на-я, за-пре-ти-ть, от-ъе-ха-ть, род-ное, ма-як, выл-ьет, пе-ре-не-сёт, ма-йка, зай-ка, об-ъезд.

Стра-ни-цасущ., аку-ласущ., длин-наяприл., за-пре-титьглаг., отъ-ехатьглаг., отъе-хатьглаг., род-ноеприл., ма-яксущ., выль-етглаг., пе-ре-не-сётглаг., май-касущ., зай-касущ., объ-ездсущ..

61. Найдите в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина и выпишите слова, которые нельзя разделить на части для переноса.

..И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.

Выпишите по группам все имена существительные и глаголы.

И, тут, же, на, она, мать.
Имена существительные: волна, берег, бочку, мать, младенцем, землю.
Глаголы: послушалась, вынесла, отхлынула, чувствует.

62. Прочитайте стихотворные строки. Какие картины природы возникли в вашем воображении?  (дождь) Подумайте, благодаря чему вы смогли их представить. (Благодаря повторению звуков)

1. Я гляжу из-под плаща,
Как, треща и треща,
Гнутся ветки на весу.
Дождь в лесу! Дождь в лесу!
А. Барто

2. Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н. Некрасов

Какие звуки повторяются в стихотворных строках А. Барто? (щ, ш) Что помогает передать повтор этих звуков? (Шорох дождя)

Спишите стихотворные строки Н. Некрасова. Подчеркните слова, создающие грустное настроение. Какие гласные звуки «вторят» ветру? (у,э) Какие глаголы находит поэт, чтобы изобразить ель и лес как живые существа? (гонит, стонет, шепчет) Как называется такой приём? (Олицетворение)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

63. Подберите глаголы к данным словам так, чтобы рассказать о названных предметах как о живых существах. Запишите по образцу.

Образец. Берёза — растёт, красуется, шепчет, говорит, радуется.
Берёза. Ветер. Тучи. Солнце. Звёзды.

Берёза — растёт, красуется, шепчет, говорит, радуется.
Ветер — воет, несётся, стонет, ласкает, гонит.
Тучи — плачут, хмурятся, ползут.
Солнце — играет, ласкает, нежится, просыпается, засыпает..
Звёзды — глядят, подмигивают, танцуют.

64. Вспомните девять известных вам правил орфографии. Приведите устно примеры к каждому из девяти правил.

  1. Заглавная (прописная) буква в именах собственных. (Москва, Лена, Иванова, Нева)
  2. Проверяемая безударная гласная в корне слова (садовник - сад, котёнок - кот)
  3. Проверяемые парные согласные по звонкости-глухости в корне слова (поезд - поезда, легко - лёгонький, дождь - дождик)
  4. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн (пожилой, лыжи, шина)
  5. Непроизносимые согласные в корне слова (лестница, сердце)
  6. Удвоенные согласные (группа, коллекция)
  7. Разделительный мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки (письмо, обезьяна, объявление)
  8. Правила переноса слов (маль-чик, май-ка, груп-па)
  9. Непроверяемая гласная и согласная в корне слова (словарные слова)

Придумайте сказку о волшебнице-орфографии.

Жил-был мальчик Вова. Однажды у него был день рождения. Вова решил пригласить  к себе на праздник всех друзей. Он написал им приглашения и вручил. В назначенный день Вова приготовился принимать гостей. Он ждал час, другой, но никто не пришёл. Вова очень расстроился, но вдруг воздух всколыхнулся и в комнате появилась добрая волшебница Орфография. Она спросила, отчего мальчик так расстроен в свой праздник. Вова пожаловался, что друзья не пришли.
- Может они просто не поняли, что написано в приглашениях? Ты проверял в них правила орфографии?
- Нет, сказал Вова. Что же теперь делать?
- Давай попробуем всё исправить!
Фея взмахнула волшебной палочкой, и все тексты приглашений стали правильными.
И тут один за другим  к Вове стали приходить гости с подарками. Он был очень благодарен доброй волшебнице и обещал выучить все орфограммы и писать грамотно.

65. Определите, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов.

1. Улетать, перелететь, летательный. 2. Ночной, ночник, заночевать. 3. Арбуз, прорубь, матрос, плод. 4. Пирог, луг, ёрш, карась. 5. Кружки, гудки, глазки, овражки, островки. 6. Ложка, булавка, пряжка, книжка, бумажка. 7. Группа, коллектив, шоссе, колонна, сумма, грамматика, миллион, аллея. 8. Радостный, вестник, сердце, устный, честный, властный, ненастный. 9. Жимолость, пассажир, хижина, ерши, жираф. 10. Причал, пища, встреча, чаща, щавель, чашечка, учащиеся. 11. Щучий, чудовище, ищу, чучело, чуткий, щуриться.

Спишите слова, подобрав, где это возможно, проверочные слова.

1. Улета́ть, перелете́ть, лета́тельный - полёт. 2. Ночно́й, ночни́к, заночева́ть - ночь. 3. Арбуз - арбузы, прорубь - проруби, матрос - матросы, плод - плоды. 4. Пирог - пироги, луг - луга, ёрш - ерши, карась - караси. 5. Кружки - кружечка, гудки - гудок, глазки - глаза, овражки - овражек, островки - островок. 6. Ложка - ложечка, булавка - булавочка, пряжка - пряжечка, книжка - книжечка, бумажка - бумажечка. 7. Группа, коллектив, шоссе, колонна, сумма, грамматика, миллион, аллея. 8. Радостный - радости, вестник - вести, сердце - сердечко, устный - уста, честный - честь, властный - власть, ненастный - ненастье. 9. Жимолость, пассажир, хижина, ерши, жираф. 10. Причал, пища, встреча, чаща, щавель, чашечка, учащиеся. 11. Щучий, чудовище, ищу, чучело, чуткий, щуриться.

66. Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните свой выбор.

Живой, шина, машина, шевелить.
Часовой, щавель, чаща, чесать.
Лесок, водичка, широкий, телефон.
Аллея, шоссе, аппетит, грусть.
Ложка, зубки, супчик, вокзал.
Местный, окрестный, прелестный, кружка.
Запишите из каждой строчки слова, подчиняющиеся одному орфографическому правилу. Обозначьте орфограммы.

Живой, шина, машина.
Часовой, щавель, чаща.
Лесо́к, води́чка, широ́кий.
Аллея, шоссе, аппетит.
Ложка, зубки, супчик.
Местный, окрестный, прелестный.

67. Спишите пословицы, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных.

1. Дер..во см..три в пл..дах, а человека — в д..лах. 2. Март — с в..дой, апрель — с тр..вой, а май — с цветами. 3. Апрельский цв..ток л..мает сн..жок. 4. В..сна кр..сна цветами, а ос..нь — сн..пами. 5. Ябл..ч..ко от ябл..ни недалеко падает. 6. Радость не веч..на, и печаль не бесконеч..на. 7. Одна лас-точ.-ка в..сны не делает. 8. На языке мё.., а под языком лё.. . 9. Не бойся перв..й оши..ки, избегай вт..рой. 10. Дога..ка не хуже разума. 11. Ко..ке — игру..ки, а мы..ке — слё..ки.

1. ДеревоВ.п. смотри в плодахП.п., а человекаВ.п. — в делахП.п.. 2. МартИ.п. — с водойТ.п., апрельИ.п. — с травойТ.п., а майИ.п. — с цветамиТ.п.. 3. Апрельский цветокИ.п. ломает снежокВ.п.. 4. ВеснаИ.п. красна цветамиТ.п., а осеньИ.п. — снопамиТ.п.. 5. ЯблочкоИ.п. от яблониР.п. недалеко падает. 6. РадостьИ.п. не вечна, и печальИ.п. не бесконечна. 7. Одна ласточкаИ.п. весныР.п. не делает. 8. На языкеП.п. мёдИ.п., а под языкомТ.п. лёдИ.п.. 9. Не бойся первой ошибкиР.п., избегай второй. 10. ДогадкаИ.п. не хуже разумаР.п.. 11. КошкеД.п. — игрушкиИ.п., а мышкеД.п. — слёзкиИ.п..

68. Прочитайте тексты диктантов, которые составили ученики четвёртого класса. Какой текст вам понравился больше других? Почему?

1. Осенью наши леса кажутся живыми. В лесу много шишек. Слышится свист ветра. Осенние дожди не похожи на летние. Они более затяжные. Хотя воздух свежий.
Тигран Карапитян

2. Наступила живописная осень. Шиповник и жимолость облетели. В тиши леса животные приготовили зимнее жильё, где им жить-поживать всю зиму. Неустрашимая белка насушила грибов и шишек. Они свешиваются с широких веток. Лес ожидает, когда зима накроет его пушистым снегом.
Настя Яровова

3. В погожий осенний денёк я решила пойти в парк. В его тиши можно отдохнуть и понаблюдать за природой.
   В этом месте жизнь как будто замирает. Здесь чистый и свежий воздух. Деревья сейчас напоминают рыжих котят. Как они хороши! Самые большие из них уже имеют голые вершины и принялись сторожить, чтобы не срывал проказник-ветер листики с маленьких деревьев. Вот как можно дружить!
   Опавшая листва лежит как расшитый узором ковёр. Ступаешь на него, а он под ногами шуршит. На широкой полянке растёт шиповник. Пора собирать его спелые плоды, но можно уколоться о его шипы.
   На ёлке и сосне висят шишки. Они поддержат зимующих птиц. А вот чижи и стрижи покружили над моей головой и полетели в тёплые края.
   Из всех жителей парка можно увидеть теперь только хлопотливую белочку. Она по-прежнему жизнерадостна. Всё куда-то торопится, бежит. А ужи и ежи спят в своих норках.
   Маргарита Махрина

Подумайте, при изучении какой орфограммы можно использовать эти диктанты (жи-ши). Из третьего текста выпишите слова с данной орфограммой.

Погожий, решила, в тиши, жизнь, свежий, рыжих, хороши, большие, вершины, сторожить,  дружить,  лежит, расшитый, шуршит,  широкой, шиповник, шипы, шишки, чижи, стрижи, покружили, жителей, жизнерадостна, бежит, ужи, ежи.

Выберите любую из девяти известных вам орфограмм. Составьте текст диктанта, который можно было бы использовать при изучении этой орфограммы.

Ранним осенним утром мы вышли на прогулку. Вот по шоссе идут пассажиры с утренней электрички. Мы побрели по длинной аллее. Жужжат  насекомые, собирают нектар с цветов. Я нашёл большой жёлудь для коллекции. Завтра принесу его в класс, чтобы показать друзьям.

69. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника десять слов с непроверяемыми безударными гласными и три слова с непроверяемыми согласными. Подчеркните орфограммы. Составьте предложения с любыми тремя из выписанных слов.

Багаж, беседа, билет, богатый, газета, желание, интерес, салют, свобода, теперь.
Автомобиль, вокзал, здесь.

С поля собрали богатый урожай пшеницы. Папа купил билет на поезд. На вокзале толпились люди.

70. Прочитайте стихи русских поэтов. Объясните, какие буквы нужно вписать на месте пропусков.

1. Посп..вает брусника,
Стали дни хол..днее,
И от пич..его крика
В сер..це стало грус..нее.

Стаи птиц ул...тают
Прочь, за синее море.
Все д..ревья блистают
В разноцветном уборе.

К. Бальмонт

2. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.

С. Есенин

Запишите стихотворение К. Бальмонта, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение в словах из первого четверостишия. На какие слоги падает ударение в словах?

Поспева́ет брусни́ка,
Ста́ли дни холодне́е,
И от пти́чьего кри́ка
В се́рдце ста́ло грустне́е.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

71. В приведённых ниже словах расставьте ударения. В каких словах знак ударения ставить не нужно? Объясните, какова роль ударения в словах.

Позвони́м, поняла́, портфе́ль, шофёр, щаве́ль, кварта́л, свёкла.

72. Игра «Кто быстрее?». Аня и Ваня подбирают группы из пяти слов так, чтобы ударение в каждом слове одной группы падало на определённый слог.

На первый слог: комната, ванна, мошка, кошка, тормоз.
На второй слог: собака, полоска, катушка, улитка, сова.
На третий слог: колесо, потолок, чешуя, карандаш, поворот.
На четвёртый слог: велосипед, круговорот, библиотека, изображение, переворот.

Поиграйте с Аней и Ваней: подберите и запишите группы слов.

73. Закончите схему.

... → [а], [о], [б - б’]
Буквы → а, б, в
... → дружба
Словосочетание → крепкая дружба
... → Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Звуки → [а], [о], [б - б’]
Буквы → а, б, в
Слово → дружба
Словосочетание → крепкая дружба
Предложение → Крепкую дружбу и топором не разрубишь.