ГДЗ к страницам 67-74 "Предложения с однородными членами"
102. Найдите в предложениях однородные члены и поставьте к ним вопросы.
1. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. Крылов.)
Взялись везти (кто?) Лебедь, Рак, Щука.
2. Долго бегала девочка по полям, по лесам.
Бегала (где?) по полям, по лесам.
3. Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше. (М. Исаковский.)
Ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал.
103. Отгадайте и спишите загадки. Найдите в них однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах.
О О
1. Пришли (сказ.) мужики без топоров, срубили (сказ.) избу без углов. (Муравьи)
О О
2. Серебряные нити сшивают (сказ.) землю и небо. (Дождь)
О О
3. Махнула (сказ.) птица крылом и закрыла (сказ.) весь свет одним пером. (Ночь)
О О О
4. Днём молчит (сказ.), а ночью кричит (сказ.), по лесу летает (сказ.),
О
прохожих пугает (сказ.). (Филин)
Подсказка: муравьи, дождь, филин, ночь.
104. Запишите предложения, расставляя запятые на месте пропусков там, где это необходимо.
1. Мы везём с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая! (С. Михалков.) 2. Андрюша Рыженький всего боялся: собак, котов, гусей, мышей, пауков и даже петухов. (М. Зощенко.) 3. Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок... У него было семь прозрачных лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. (В. Катаев.)
105. Прочитайте предложения. Найдите в них однородные члены. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые.
1. Письмо само никуда не пойдёт, но в ящик его опусти —
О О О
оно пробежит, пролетит, проплывёт тысячи вёрст пути. (С. Маршак.)
О О О
2. Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро. (Н. Некрасов.)
О О О
3. Метели, снега и туманы покорны морозу всегда. (Н. Некрасов.)
О
4. На белом снегу оставили свои следы чёрные тетерева,
О О
пёстрые рябчики и тетёрки.
О О
5. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев.)
О О
6. Звёзды меркнут и гаснут. (И. Никитин.)
106. Прочитайте скороговорки. Запишите их, ставя знаки препинания при однородных членах. Главные члены предложения подчеркните.
1) Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
2) Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испёк спозаранку.
3) Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит и перевышахматит!
4) У Аграфены и Арины
Растут георгины.
107. Прочитайте начало сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица...
Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась... Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело, да сколько улетело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Составьте и запишите два предложения с однородными членами в виде ответов на вопросы:
Что делала Рукодельница? А что делала Ленивица?
Подберите синонимы к словам рукодельница и ленивица. Разберите слова по составу. Как называются слова рукодельница — ленивица?
Рукодельница рано вставала, сама одевалась, печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, на колодец за водой ходила.
Ленивица в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переворачивалась, мух считала да жаловалась, что ей скучно.
Рукодельница - труженица, работница.
Ленивица - лентяйка, бездельница.
Рукодельница и ленивица - антонимы.
Рукодельниц[а], ленивиц[а].
108. Прочитайте пары слов. К какой группе они относятся? Составьте и запишите предложения таким образом, чтобы данные слова-антонимы были употреблены как однородные.
Длинный — короткий.
Ясный — пасмурный.
Начинает — кончает.
Быстро — медленно.
Подчеркните в составленных вами предложениях главные члены. Укажите, какими частями речи они выражены.
Ямест. разложил гл. длинные и короткие шнурки по разным коробкам.
Пасмурный и ясный дни сущ. одинаково подходили гл. для охоты.
Спортсмен сущ. начинает гл. разбег на старте, а кончает гл. бежать гл. на финише.
Речь сущ. течет гл. не быстро, не медленно, а благозвучно.
109. Прочитайте текст, который составил Ваня. Какой недостаток вы заметили? Замените выделенные предложения одним предложением с однородными членами.
Я часто езжу на поезде. Мне нравится смотреть в окошко. За окном поезда мелькают поля. За окном мелькают реки. Мелькают леса. Мелькают деревни.
О О О О
За окном поезда мелькают поля, реки, леса, деревни.
110. Замените несколько предложений в каждой группе одним предложением с однородными членами и запишите его. Определите, какие члены предложения будут являться однородными.
1. В цирке выступали клоуны. В цирке выступали акробаты. В цирке выступали жонглёры.
О О О
В цирке выступали клоуны, акробаты, жонглеры.
2. В воскресенье я встречусь с друзьями. В воскресенье я погуляю в парке. В воскресенье я схожу на выставку собак.
О О О
В воскресенье я встречусь с друзьями, погуляю в парке, схожу на выставку собак.
3. Снег лежал на дорожках. Снег лежал на деревьях. Снег лежал на крышах домов.
О О О
Снег лежал на дорожках, на деревьях, на крышах домов.
111. Прочитайте отрывок из сказки К. Чуковского. Как она называется? Попробуйте из двух последних предложений составить одно предложение с однородными членами.
— Да, это Африка! — закричал Крокодил. — Скоро мы будем в Африке! Я вижу верблюдов! Я вижу слонов!
Сравните своё предложение с однородными членами и текст К. Чуковского. Что получилось выразительнее? Почему?
Я вижу верблюдов и слонов!
112. Прочитайте стихотворные строки. Объясните, как в стихах создаётся впечатление быстрого движения.
... Вот уж по Тверской возок несётся чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины, люди, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах.
А. Пушкин
Найдите однородные члены предложения. Запишите стихотворный отрывок в строчку, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните главные члены в каждом предложении.
Как вы думаете, что сегодня нельзя увидеть в Москве? Чем современная Москва отличается от старинной Москвы? Составьте два-три предложения о современной Москве (или о своём городе), используя однородные члены предложения.
В Москве много офисных зданий, высотных жилых домов, автомобилей, станций метро.
113. Прочитайте строки из сказки в стихах. Вспомните её название. Найдите однородные члены, поставьте к ним вопросы. Объясните, как надо расставить знаки препинания при однородных членах. Спишите, расставляя знаки препинания.
Мойдодыр
Да здравствует (что?) мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Давайте же (что делать?) мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
(В чем?) В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане...
К. Чуковский
114. Найдите в предложениях однородные члены. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обведите однородные члены предложения.
Любил купец детей своих больше своего богатства: жемчугов, драгоценных камней, золотой и серебряной казны. (С. Аксаков.) 2. На дворах и домах снег лежит полотном. (И. Никитин.) 3. На Амуре начался ледоход. Льды с грохотом напирали друг на друга, дыбились, уходили под воду и снова с шумом выплывали. 4. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и огромными ледниками. Озёра и реки Алтая полны рыбы. В лесах бродят северные олени, маралы, лоси.
Выделенные слова разберите по составу.
драгоцен н [ых], ледоход[], лед ник[ами], север н [ые]
115. Прочитайте два предложения. Сравните их по смыслу. Есть ли между ними разница? Сколько человек встретил Пётр на вокзале?
На вокзале Пётр встретил сестру, брата, своего товарища. 3 человека
На вокзале Пётр встретил сестру, брата своего товарища. 2 человека
Куда делся товарищ Петра?
116. Утром ученики одной московской школы получили телеграмму о прибытии иностранной делегации из Германии. Прочитайте текст этой телеграммы.
Делегация выезжает утром встречайте.
Как можно прочитать и понять это сообщение? Запишите два варианта. Что должно произойти утром?
Делегация выезжает, утром встречайте.
Делегация выезжает утром, встречайте.
117. Прочитайте предложения. Подумайте, на месте какого прочерка нужно поставить запятую. Как может измениться смысл предложений при иной постановке запятых?
1. Казнить нельзя, помиловать. - Казнить, нельзя помиловать. 2. Работать нельзя, есть конфеты. - Работать, нельзя есть конфеты. 3. Гулять не буду, учиться. - Гулять, не буду учиться.
Определите количество звуков и букв в выделенных словах.
Казнить - [казн’ит’] 7 букв, 6 звуков.
Конфеты - [канф’эты] 7 букв, 7 звуков.
Учиться - [уч’ица] 7 букв, 56 звуков.