ГДЗ к страницам 58-66 Главные и второстепенные члены предложения
86. Прочитайте и спишите предложения. Найдите главные члены в каждом предложении. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя чертами.
1. Молодые воробушки весело прыгают по дорожке. 2. Ёжик свернулся клубочком. 3. Маленький совёнок выпал из гнезда. 4. Перед ненастьем муравьи прячутся в муравейнике. 5. На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов.) 6. С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк. (А. Пушкин.) 7. Горит восток зарёю новой. (А. Пушкин.) 8. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. (А. Пушкин.)
87. Спишите предложения. Подчеркните подлежащее в каждом предложении и укажите, какой частью речи оно выражено.
1. Ямест. от Мазая рассказы слыхал. (Н. Некрасов.) 2. Старый Мазайсущ. разболтался в сарае. (Н. Некрасов.) 3. Догорал апрельский светлый вечерсущ.. (И. Бунин.) 4. По волнам колыхалось жёлтое брюхосущ. мёртвой акулы. (Л. Н. Толстой.) 5. Мой садсущ. с каждым днём увядает. (А. Майков.) 6. Наш корабльсущ. стоял у берегов Африки. (Л. Н. Толстой.) 7. Над седой равниной моря ветерсущ. тучи собирает. (М. Горький.) 8. И мымест. сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова.)
Найдите предложение с обращением, подчеркните его.
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
88. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу подлежащие из слов для выбора. Полученные предложения запишите.
1. Дятел сущ. долбит гл. своим клювом деревья. 2. Заяц сущ. к зиме меняет гл. свою серую окраску на белую. 3. Сова сущ. охотится гл. в темноте. 4. Австралийский кенгуру сущ. носит гл. своего детёныша в сумке. 5. Ящерица сущ. сбрасывает гл. свой хвост, чтобы удрать от врагов. 6. Летом медведь сущ. часто лакомится гл. малиной. 7. В реках, озёрах и болотах тропических стран живут гл. крокодилы сущ. . 8. Пчелысущ. собирают гл. с цветов сладкий сок — нектар.
Слова для выбора: сова, пчёлы, дятел, крокодилы, кенгуру, ящерица, заяц, медведь.
Обозначьте, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые.
89. Прочитайте текст. Спишите его. Найдите в каждом предложении главные члены. Определите, словами какой части речи выражены сказуемые.
Лоси
Однажды летом ребята сидели гл., пр.в. на берегу реки. Вдруг совсем рядом зашевелились гл., пр.в. кусты. К воде подошла гл., пр.в красивая стройная лосиха. Она жадно пила гл., пр.в. воду. За ней выбежал гл., пр.в. лосёнок. Ребята вскрикнули гл., пр.в. от неожиданности. Лосиха тревожно вскинула гл., пр.в. голову и бросилась гл., пр.в. в воду.
Лосёнок поплыл гл., пр.в. за матерью. Ребята долго смотрели гл., пр.в. им вслед. Скоро красивые животные доплыли гл., пр.в. до берега и скрылись гл., пр.в. в чаще леса.
Определите, в каком времени употреблены в тексте все глаголы (в прошедшем времени).
90. Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены предложения.
1. На мутном небе мгла носилась. (А. Пушкин.) 2. Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья. (И. Михайлова.) 3. Ласточка с весною в сени к нам летит. (А. Плещеев.) 4. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. (Е. Трутнева.) 5. Вьюга злится за окном. (С. Дрожжин.)
Обведите в словах из выделенных предложений известные вам орфограммы.
91. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замените сказуемые в предложениях глаголами-синонимами из слов для выбора. Какой текст у вас получился: художественный или деловой? Запишите его.
Утро
Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошелестел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны.
Текст художественный.
Слова для выбора: разгоралась, зажглась, отозвались.
92. Определите, какие предложения могут быть употреблены в научной речи, а какие — в речи художественной.
1. Сурок спит в норе с осени до весны. (Науч.) — Сурок заляжет в нору с осени и спит без просыпу до весны. (Худ.) 2. Ящерица умеет быстро зарываться в песок. (Науч.) — Ящерица может в одну секунду в песок зарыться: прижмётся к песку животом, задрожит, затрясётся и утонет в нём. (Худ.) 3. Сильный ветер может раскачивать деревья. (Науч.) — Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, берёзки и ели. (Худ.) (И. Бунин.)
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные члены)
93. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите несколько предложений на тему «Подготовка к концерту». Подчеркните главные члены в каждом предложении.
Девочки и мальчики готовились к концерту. Хор репетировал песню. Максим дирижировал. Настя и Коля отрабатывали движения для народного танца. Оля опоздала на репетицию и надевала сарафан. Скоро начнётся концерт.
94. Спишите стихотворение. Подчеркните главные члены в каждом предложении.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки.
Режут лёд снегурки.
С. Погореловский
Есть ли в предложениях второстепенные члены? Что они поясняют? Поставьте к ним вопросы от главных или от других второстепенных членов предложения и запишите по образцу.
Проплясали по снегам снежные метели.
Проплясали (по чему?) по снегам.
Метели (какие?) снежные.
Снегири снеговикам песню просвистели.
Просвистели (кому?) снеговикам.
Просвистели (что?) песню.
У заснеженной реки в снежном переулке звонко носятся снежки.
Носятся (где?) у реки, в переулке
У реки (какой?) заснеженный
В переулке (каком?) снежном
Носятся (как?) звонко
Режут лёд снегурки.
Режут (что?) лед
95. Прочитайте предложения. Найдите главные члены в каждом предложении.
Докажите, что все слова в предложениях связаны по смыслу. Для этого выпишите из каждого предложения словосочетания, поставив вопрос от одного слова к другому.
1. У лесного ручейка весело играют смешные медвежата. 2. В лесу на ивовых веточках распустились шелковистые пуховки. 3. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. 4. Над весенними цветами порхает первая бабочка.
Играют (как?) весело.
Играют (где?) у ручейка.
Ручейка (какого?) лесного.
Медвежата (какие?) смешные.
Пуховки (какие?) шелковистые.
Распустились (на чем?) на веточках.
На веточках (каких?) ивовых.
Муравьи (какие?) хлопотливые.
Побежали (по чему?) по кочкам.
Бабочка (какая?) первая.
Над цветами (какими?) весенними.
96. Разделите текст на части. В этом вам поможет план. Каждую часть запишите с красной строки. Дайте имя мальчику. На месте пропуска пишите или имя собственное, или местоимение.
Метель
В воскресенье Петя катался на лыжах. Дорожка вела к лесу. Петя въехал в лес. Он показался мальчику сказочным. Снежные шапки лежали на елях, молодых ёлках и пнях. Петя углубился в лес.
Но вот погода испортилась. Подул сильный ветер. Снег застилал мальчику глаза. Петя остановился.
Вдруг из белой пелены возник стог сена. Он обрадовал Петю не меньше, чем тёплая печка. Мальчик залез в заснеженный стог сена и спокойно переждал метель.
План текста
1) На лыжах в сказочный зимний лес.
2) Погода испортилась.
3) Стог сена.
97. Спишите строки из стихотворений и песен. Подчеркните главные члены в каждом предложении.
1. Летят перелётные птицы в осенней дали голубой. (М. Исаковский.)
2. Стоит стеной пшеница золотая по сторонам тропинки полевой. (М. Исаковский.)
3. Едва струёй гремучею сверкает жаркий ключ. (М. Лермонтов.)
4. Горные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов.)
Вершины (какие?) горные. Спят (в чем?) во тьме. Во тьме (какой?) ночной.
5. Ветхая избушка вся в снегу стоит. (А. Блок.)
Избушка (какая?) ветхая, стоит (в чем?) в снегу, в снегу (насколько?) вся.
Выберите два предложения и с помощью вопросов покажите связь слов в них.
98. Сравните предложения. Какие из них можно отнести к утвердительным предложениям, а какие — к предложениям с отрицанием?
1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. (А.Пушкин.) 2. Ещё природа не проснулась. (Ф. Тютчев.) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий.) 4. Правда в огне не горит, в воде не тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский.) 6. Ветер листы не срывает с ветвей, солнышко в тучи не прячется там... (А. Плещеев.) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева.) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт.) 9. Серёжа не заплакал и не показал даже виду, что ему больно. (Л. Н. Толстой.) 10. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Утвердительные: 3, 5, 7, 8.
С отрицанием: 1, 2, 4, 6, 9, 10.
Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно) Запишите предложения, раскрывая скобки.
99. Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке.
Прочитайте эти предложения. Что получится, если все люди будут так поступать?
Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять. Исправьте их предложения. Запишите получившийся вариант.
Не разоряй муравейники. Не вытаптывай цветы. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в незнакомом месте.
100. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Укажите падежи имён существительных.
Доктор Айболит
Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) любил зверей (Р.п.). В комоде (П.п.) у него жили зайцы (И.п.). В шкафу (П.п.) у него жила белка (И.п.). На диване (П.п.) жил колючий ёж (И.п.). В сундуке (П.п.) жили белые мыши (И.п.). А в комнате (П.п.) стояла старая лошадь (И.п.) рядом с кроватью (Т.п.).
К. Чуковский
В выделенных предложениях найдите все словосочетания. В каждом словосочетании поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову. Запишите найденные словосочетания вместе с вопросами.
На диване жил колючий ёж.
Еж (какой?) колючий, жил (где?) на диване.
А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.
Лошадь (какая?) старая, стояла (где?) в комнате, рядом с кроватью.
101. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены в выделенных предложениях. Укажите, какими частями речи они выражены.
Я живу в домике на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Снег всё время слетает с сосен длинными прядями. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки . Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом стоит у самого моря. Море не замёрзло. Снег лежит до кромки воды. На нём видны следы зайцев. Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат.
К. Паустовский