Стр. 71-106 Я и мои друзья 

Ответы к стр. 73 

1. Рассмотри рисунки. Так ли поступают настоящие друзья? Как бы ты поступил на их месте?

На рисунках я могу рассмотреть сюжет, когда мальчики собирали грибы и нашли один из них. При этом они разом побежали за ним и долго спорили кому же он достанется. В итоге просто сломали гриб и он не достался никому. Так друзья не поступают, ведь вместо того, чтобы уступить другу и потом вместе поесть суп из этого гриба или найти еще один,  для второго мальчика они лишь только поссорились не уступив друг другу. Если бы у меня случилась такая ситуация, то я бы уступил этот гриб. Далее если бы тот кому я уступил помог бы мне найти другой я был бы рад, а если он бы захотел еще бы один, то я бы не стал дружить с таким человеком.

2. Составь рассказ по рисункам. Запиши его в "Рабочую тетрадь".

Осенью было много грибов и мы с моим приятелем договорились сходить за ними. И вот, как только мы нашли в лесу первый гриб, то сразу же побежали к нему и начали спорить чей он. Так в споре мы не поняли как получилось, что гриб просто развалился. В итоге он не достался ни мне, ни ему. После этого я предложил собирать грибы вместе, но забирать их по очереди. Один ему, один мне.И вот тогда-то мы и насобирали грибов и даже сдружились собирая их так дружно.

Ответы к стр. 76 За игрой

1. Малыш огорчился, испытывал недовольство, досаду от причиненной ему обиды. В каких строках это выражено? Прочитай их.

Малыш обиделся и решил просто назло всем побыть в таком состоянии как можно дольше. Вот и отрывок подтверждающий это.

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!

2. Обсудите с другом строки : «Я ушел в свою обиду Буду жить в ней все года» Может быть, здесь что - то перепутано: можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату. А как уйти в обиду, жить в обиде?

Фраза это о том, что ребенок обижается и словно улитка прячется в свою ракушку, он спрятался в своей обиде. На самом деле это переносный смысл, так как физически он не покидал того места где находился, но в моральном и душевном плане он ушел в сою обиду и решил там жить! 

3. Обижаешься ли ты, когда тебя кто - то несправедливо огорчит? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь». Используй опорные слова.

Иногда я обижаюсь, но в большинстве случаев понимаю, что это бессмысленно. Ведь это ограничивает лишь меня. Это лишь со мной и другим на это в большинстве случаев все равно. Здесь есть два варианта не обижаться. Либо найти компромисс по поводу чего я обижаюсь, то есть решить проблему. Если же дело не решается, то лучше всего не общаться с тем человеком или по поводу той ситуации из-за чего может возникнуть обида. Обида сама по себе бессмысленна. 

4. Подумайте над смыслом пословиц. Составьте беседу на тему «Жизнь дана на добрые дела».

Пословицы о том, как лишний раз не обижаться или не попадать в ситуации, которые могут быть связаны с обидами

Смысл пословицы "Счастливым быть - никому не досадить" в том, что не стоит никому докучать, тогда и обид на тебя не будет.

Смысл пословицы "Дружбу помни, а зло забывай" состоит в том, что лучше помнить хорошее и доброе, а копить обиды в себе не стоит.

Смысл пословицы "В каждой шутке есть доля правды" заключается в том, что люди даже когда шутят, то иногда просто думают об этом. А все мысли могут и реализоваться.

Смысл пословицы "За шутку не сердись и в обиду не вдавайся" заключается в том, что иногда через шутку можно указать на недостатки или просто повеселиться. При этом на шутку не стоит обижаться если она намекает на что-то , а необходимо подумать почему так шутят и как это исправить. А если это шутка для веселья, то лучше всего свести ситуацию к улыбке и не более. 

Стр. 78 Я и Вовка 

1. Когда Витька был счастлив? Перечитай эти строки.

Вначале Витя был огорчен, что не пошел в кино с другом, но позже из строк приведенных ниже ясно, когда он был счастлив:

Сказал он мне: «Витька! Ты бы не смог
Пойти сегодня со мной на каток?»
И сразу я,
И сразу я
Воскликнул: «Конечно! Ведь мы – друзья!»

2. Найди строки, в которых говорится, как переживал мальчик.

Эти строки являются вопросом, на который Витя не может найти ответ: А как же я, а как же я?  Витя не понимает как так случилось, что не смотря на все договоренности он не был приглашен в кино.

3. Обсудите с другом. Куда бы вы хотели пойти вместе в выходные дни.

Чаще всего с другом мы просто гуляем во дворе. Но иногда мы с классом или с нашими родителями куда-нибудь выезжаем. Такое времяпрепровождение нам особенно нравится. В выходные я бы хотел сходить с моим другом в зоопарк, ведь там много красивых и интересных животных.

ГДЗ к стр. 84 Анна, не грусти! 

1. Почему Кате вдруг стало радостно?

С Катей произошел несчастный случай и она попала в больницу. В больнице было весьма скучно и к ней никого не пропускали. И только тогда, когда Катя услышала пришедшую к ней подругу, есть стало радостно и хорошо. Ведь подруги повстречались и пообщались вновь.

2. Как ты думаешь, почему автор назвал свой рассказ “Анна, не грусти”?

Эти слова являются неким спасательным кругом как для Кати, так и для Ани. Ведь Катя произнося эти слова поддерживает не только Аню, но и себя, подразумевая, что все наладится и грустить им не придется. И все эти неприятности лишь временное явление.

3. Придумай продолжение рассказа об Ане и Кате. Запиши его план в “Рабочую тетрадь”.

После того как девочки увиделись через такое маленькое отверстие в окне, Кате стало куда лучше. Она стала намного быстрее выздоравливать и буквально через пару дней ее перевели на домашнее лечение. И вот дома девочки виделись каждый день и весело проводили время. А Катя приходила в больницу лишь на процедуры. И с такой поддержкой подруги, на поправку Катя пошла очень быстро!

4. Соотнести название рассказа с пословицами.

Эти пословицы четко отображают главную мысль произведения. С любой поддержкой переживать сложные обстоятельства намного легче. Вы можете поговорить, посоветоваться, поиграть. И тем самым проблемы уже не кажутся такими серьезными. Мы понимаем, что одной Кате было бы очень тяжело. Ведь она еще маленькая и нуждается в друге. Ей очень повезло с подружкой. Я думаю, они еще долго будут дружить.

5. Перескажи текст от лица Кати.

Однажды зимой мы с мой подругой отправились кататься на горку. И все было хорошо, пока я неудачно не съехала и не упала на руку. Рука очень болела и меня отправили в больницу. Там и выяснилось, что у меня перелом и необходим уход и лечение. В итоге меня положили в палату, где пахло только лекарствами и было очень грустно. Но случилось нечто хорошее, ведь к моей палате со стороны закрытого окна пришла подруга Аня. Мы с ней смогли даже немного пообщаться. После этого мне стало гораздо лучше и я быстро поправилась!

Стр. 86 Два пирожных 

1. Определи главную мысль произведения.

Главной мыслью произведения является идея, что каждый получает по заслугам. То есть если старшая дочь проигнорировала просьбы о помощи, то ей ничего и не досталось. С младшей же дочерью все наоборот.

2. Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя.

Автор хотел донести до детей истину о том, что если ты хочешь получить что-то хорошее, сделать свою жизнь лучше, то для этого надо стараться. Только труд, взаимное уважение и помощь могут изменить наш мир к лучшему!

Ответы к стр. 92 Волшебное слово 

1. Может ли быть слово волшебным? Как ты это понимаешь? Как отвечает на этот вопрос В. Осеева?

Само по себе слово конечно не может быть волшебным, если это не сказка. Все мнимое волшебство слова может проявиться тогда, когда его применить с почтением, уважением там, где это необходимо. Тогда общение между людьми может стать лучше и  более доброжелательным. 

2. Можно ли назвать старика из этой сказки магом, чародеем, волшебником, колдуном? Какое слово ты выберешь? Почему?

Конечно старик не волшебник, но он знает как можно исправить ситуацию и обычным путем.  Ведь он сказал мальчику, что надо сделать, чтобы все у него наладилось. В итоге одно слово помогло мальчику наладить отношения со всей семьей. Теперь, когда Павлик знает это слово и знает как им пользоваться, ему будет намного легче.

3. Расскажи, как вел себя Павлик при встрече со стариком. Обрати внимание на слова сердитое лицо, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком по скамейке. О чем говорят эти слова?

Павлик вел себя весьма несдержанно. Он был раздражен и показывал свое недовольство и всячески пытался показать, что недоволен окружающим миром. Однако старик отреагировал на подобное спокойно.

4. Проследи, как менялось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово.

Вначале Павлик лишь подумал о том, что это всего лишь причуды старика. Но решил проверить волшебное слово в деле. И вот сестра не отказалась, и дала краски. А потом и бабушка дала пирожок свой пирожок. Да и с братом получилось все как нельзя лучше.

5. Отметь слова и выражения, которые помогают представить удивление родных Павлика, когда они почувствовали его доброе отношение к ним.

Вот несколько строк:

Он очень обрадовался и одновременно удивился, когда сестра дала ему краски. Павел прыгал от радости и целовал бабушку. А про себя кричал, что это чистой воды волшебство. А когда брат согласился, то мальчик решил сказать спасибо за такой секрет. Он мигом выбежал во двор, однако дедушка уже ушел. Наиболее ярко выражено удивление в таком отправке:  "Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.

6. Обсудите с другом, какую силу имеют волшебные слова.

Волшебные слова это прежде всего слова уважения и вежливости. Именно слова спасибо, здравствуйте, спасибо, пожалуйста способны изменить ваше общение с людьми в лучшую сторону. Можно сказать, что ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!

7. Составь план рассказа. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

План рассказа "Волшебное слово" 

1. Трудные взаимоотношения
2. Старик рассказывает о волшебном слове
3. Теперь я знаю волшебное слово
4. Волшебное слово помогает

8. Перескажи текст от лица Павлика.

 Как только я встал, то мо день не задался прямо утра. Все как сговорились и не хотят меня слушать. Я уже подумал о том, чтоб сбежать от всех и навсегда. Вышел на улицу и сел на лавочку рядом со стариком. Старик стал расспрашивать, в чем дело и почему я такой злой. Мне не хотелось мне об этом говорить, но я рассказал, что меня никто не любит и не ценит. На что он ответит, что расскажет мне о волшебном слове, с которым у меня все исправится. Я, конечно, ему не поверил. Однако решил а почему бы и не проверить. И действительно чудо случилось. С этим словом все улыбались и были куда более сговорчивее. Я побежал поблагодарить старика, но не успел, он уже ушел. Теперь ни одна моя просьба не обходится без этого слова. И у меня все хорошо!

Стр. 95 Хорошее 

1. Обсудите с другом смысл пословиц, Составьте диалог на тему одной из них.

Основной сутью в этих пословицах является мысль о том, что надо поступать порядочно. И, во-вторых, все же более делать, чем говорить.

Возможный диалог на тему: "Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить".

- Андрей, ты же вчера обещал помочь прибрать в клетке у нашего попугая, а теперь сидишь и играешь. Будешь помогать?

- Ну мне так не хочется отвлекаться, ведь игра такая интересная.

- Андрей, но зачем тогда говорить и можно ли поступать так безвольно, обещая сделать, но не выполняя обещания?

- Да, необходимо все же сделать что я обещал, а потом можно и продолжить играть. Я уже иду прибирать клетку!

Пример диалога с другом на тему: "Добрый человек добру и учит".

 

- Сегодня в автобусе я помог пожилому человеку поднять сумку по лестнице, так как ему было тяжело.

- И что, он хоть сказал тебе спасибо?

- Конечно, а потом он мне помог закрыть форточку напротив меня. Ведь в автобусе было прохладно, а форточка была высоко и я не мог до нее достать и сидел под сквозняком.

- О, как вы удачно помогли другу другу!

2. Какое желание однажды утром появилось у Юры?

У Юры возникло просто множество желаний, в которых он выступал в качестве героя-спасителя.   Он выдумывал самые разные ситуации, в которых приходил на помощь своим близким людям. Первоначально он решил, что спасет свою сестру, которая тонула бы. Потом придумал, что на его няню нападут волки, и он их прогонит. Так и спасет ее. А еще своего пса бы обязательно спас и вытащил из колодца.

3. О чём он мечтал? Выбери подходящие строки и прочитай их выразительно.

Он много мечтал о героических поступках, но это все были мысли и не более.

4. Почему мальчик не осуществил своей мечты?

Юра настолько был увлечен своими мыслями и мечтами, что до реальных дел руки у него не доходили. Так все его хорошие поступки и существовали только в иллюзиях.

5. Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

Конечно мог, если бы задумывался не о героических подвигах, а о том, чем реально может помочь родным и близким. Скажем он мог бы помочь с приборкой, вынести мусор, но такие мелочи его не интересовали.

6. Объясни смысл названия рассказа.

Главная мысль рассказа это показать читателю, что надо помогать, прежде всего, самыми простыми и столь необходимыми поступками, а не мечтать о героических подвигах, которые могут и не приключиться.

7. Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.

В рассказе следующие действующие лица.

Главный герой - мальчик Юра. Все остальные лицо второго плана - сестра, няня, собака, мама. Все они участвуют в рассказе, но главным выступает все равно мальчик. Его мысли и поступки в центре произведения. Автор выступает главным повествователем в рассказе. У него есть такие фразы “Проснулся Юрик утром” “А сестрёнка тут как тут” и др.

8. Запиши в «Рабочую тетрадь» названия произведений В. Осеевой, которые ты у прочитал в учебнике. Какие рассказы этого автора ты ещё прочитал?

Волшебное слово, Хорошее, Почему.

Также я знаю рассказ "Динка", "Синие листья". Ещё есть сборник рассказов "Лукошко сказок". Все эти рассказы весьма интересные и поучительные.

Стр. 103 Почему? 

1. Выбери ответ, который ты считаешь правильным:

  • мальчик признался в своём поступке, потому что его мучила совесть;
  • мальчику было жаль Бума;
  • мальчик боялся наказания;
  • мальчик жалел маму.

 Все же самой главной причиной, которая повлияла на мальчика была его совесть. Ведь именно из-за нее он не смог спокойно далее пережить эту ситуацию. Он осознавал, что не прав, но боялся в этом признаться. Конечно здесь есть и другие причины, скажем жалость к собаке. В итоге ряд причин явился неким движущим фактором для развития ситуации в рассказе.

2. Представь, что ты оказался на месте мальчика и решил поделиться с другом, рассказать ему всё, что произошло. Что ты ему будешь говорить, какими словами он будет тебя утешать?

- Привет, Антон. Мне немного не по себе из-за того что произошло утром и я хотел бы посоветоваться с тобой.  Выслушаешь?

- Привет, конечно давай обсудим. Быть может я действительно помогу тебе.

- В общем я ненароком разбил чашку папы, а свалил все на собаку. Ну и мама так расстроилась, что выгнала собаку на улицу. Теперь мне не по себе, что я не сказал правду и что собаке досталось. Что теперь делать? Как все исправить?

- Да, здесь ты конечно хватил. Лучше было бы сказать правду, пусть она и неприятная, но думаю мама отнеслась бы к ней с пониманием. А так все теперь весьма сложно. Мой совет все рассказать как было и есть на самом деле.

- Что же, спасибо. Я так и думал, но теперь решился наверняка. Сразу как приду домой все и всем расскажу. Так будет лучше для всех! Еще не поздно все исправить.

3. Придумай рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». Запиши его в «Рабочую тетрадь»

В школе нам задали сделать домашнюю работу связанную с гербарием. Однако с чего начать мне и не приходило в голову. Тут я решил, что мой друг наверняка мне поможет. Но все было не так просто. Мой друг просто мне отказал, он был занят, а к тому же думал, что я смогу сделать как у него и даже лучше. В итоге, при обращении к маме все решилось. Она мне подсказала как и что делать. У меня прекрасно получилось выполнить домашнюю работу и она была высоко оценена в школе!

План для рассказа "Нет лучшего дружка, чем родная матушка"

1. Домашнее задание
2. Друг отказал
3. Мама помогла
4. Ну вот и пятерка!
5. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Стр. 106 Проверим себя

1. Над чем заставляют тебя задуматься произведения этого раздела?

Произведения раздела о наших жизненных ситуациях, и о том, как же правильно себя необходимо вести. Произведения на примере своих героев показывают, как порой их герои совершали ошибки, но потом исправляли их. Показывают о пути становления героев в их жизни, о формировании их характера. Произведения помогают самим не делать ошибки, а делать выводы из ошибок героев!

2. Какие качества ты хотел бы воспитать в себе? На какого героя из прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим, с кем подружиться? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Больше всех из главных героев мне понравился мальчик из рассказа "Почему".  Да, он совершил ошибку, но он смог признаться в этом и все исправить. Это замечательная черта характера, которая весьма практична как для самого героя, так и для всех, кто окружает его. Я думаю нашел бы с ним общий язык и подружился. Мы с ним чем-то похожи, ведь мне тоже было очень жаль собаку. Я думаю такие качества как доброта, сопереживание и справедливость нужно в себе развивать.

3. Можешь ли ты преодолеть свою обиду? Какие произведения помогли тебе понять, что такое дружба?

Если я обижаюсь, то стараюсь избавиться от этого чувства как можно скорее. Ведь это только мои негативные впечатления, которые живут лишь для меня. И это не правильно, с ним не стоит продолжать жить. Если есть возможность, то надо сделать так, чтобы не обижаться. Если же нет, то об этом лучше всего не думать, но сделать для себя выводы, чтобы далее не попадать в ситуации, которые будут вызывать эту обиду. 

Произведение Булгакова "Анна, не грусти" очень хорошо рассказывают о дружбе. История четко показывает, что такое дружба и как она помогает в жизни.

4. Перечитай понравившиеся произведение. Какое из них ты хотел бы пересказать своим друзьям? Продумай, с чего надо начать рассказ, как продолжить, чем его закончить.

Мне хотелось бы рассказать о произведении Осеевой "Почему". Этот рассказ произвел на меня особое впечатление и оставил приятное ощущение. Я считаю, что на примере главного героя нужно для себя сделать вывод, чтобы не допускать подобных ошибок.

Краткий рассказ был бы такой:

Эта поучительная и вполне жизненная история об одном мальчике, но которая могла бы произойти с каждым из нас. Однако не каждый смог бы поступить правильно. Мальчик разбил памятную вещь - чашку, память об отце. Но из-за испуга быть наказанным и своего желания уйти от решения проблемы,  он переложил всю вину на собаку, за что она была наказана. Однако окончание у истории весьма позитивное, так как совесть у маленького мальчика все-таки есть. И у него хватило сил признаться и тем самым все исправить.

5. С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы? 

Вежливости открываются все двери. Красив тот, кто красиво поступает. Остёр на язык, да к делу не привык.

Первая пословица подходит к рассказу Осеевой "Волшебное слово". Там старик рассказал мальчику, что нужно обращаться вежливо, и все его проблемы решаться. Вторую и третью можно отнести к произведению "Хорошее". Ведь там главный герой только говорил о своих поступках, а на самом деле ничего не делал.