Род имён существительных

31. Как определить род имени существительного? Прочитайте, как отвечают на этот вопрос Ваня, Аня и Совёнок.

Ваня: — Надо определить, кого слово называет: если женщину, то это существительное женского рода, а если мужчину, то мужского рода.Аня: — Все слова, которые не обозначают ни мужчин, ни женщин, надо отнести к среднему роду.Совёнок: — Надо соотнести имя существительное со словами он мой (мужской род), она моя (женский род), оно моё (средний род).

Верно отвечает Совёнок.

32. Запишите имена существительные, распределив их по родам.

1. Сирень, столица, совет, язык, привет, яблоко, космонавт, коллекция, метро, пальто.

2. Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

(А. Майков)

3. Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

(А. Фет)

Имена существительные мужского рода (он мой) -  совет, язык, привет, космонавт, сон, ветер, орёл, лист.
Имена существительные женского рода (она моя) - сирень, столица, коллекция, нянька, ночь.
Имена существительные среднего рода (оно моё) -  яблоко, метро, пальто, дитя, солнце, окно.

33. Вставьте в слова пропущенные буквы. Если затрудняетесь в выборе буквы, обратитесь к орфографическому словарику в конце учебника.

Автобус, антенна, капитан, дорога, чувство, группа, космонавт, расстояние, фамилия, суббота, растение, огурец, картофель, молоко, корзина, яблоня, декабрь, болото, вагон, яблоко.

Выпишите имена существительные, распределив их по родам.

Имена существительные мужского рода — автобус, капитан, космонавт, огурец, картофель,  декабрь, вагон.
Имена существительные женского рода —  антенна, дорога, труппа,  фамилия, суббота, корзина, яблоня.
Имена существительные среднего рода —  чувство, расстояние, растение,  молоко,  болото, яблоко.

34. Впишите вместо пропусков подходящие существительные. Обратите внимание на слова для выбора. Как можно определить, какое слово надо вставить? Укажите род вписанных имён существительных.

1. На тарелке лежали большое румяное  
яблокоср.р., жёлтая сочная грушаж.р.,
розовый виноградм.р..

2. На уроке мы читали русскую народную
сказкуж.р., весёлое стихотворениеср.р.
и интересный рассказм.р. про дрессировщика Дурова.

Слова для выбора: виноград, груша, яблоко; стихотворение, сказка, рассказ.

35. Подумайте, могут ли однокоренные существительные быть разного рода. Спишите слова, выделите в них корень. Укажите род каждого имени существительного.

Море, моряк, морячка, морячок. Вода, наводнение, водник, водичка. Зелень, зелёнка, озеленение, зеленец. Огонь, огниво, огнёвка. Воин, войско, война.

Мореср.р., морякм.р., морячкаж.р., морячокм.р.. Водаж.р., наводнениеср.р., водникм.р., водичкаж.р.. Зеленьж.р., зелёнкаж.р., озеленениеср.р., зеленецм.р.. Огоньм.р., огнивоср.р., огнёвкаж.р.. Воинм.р., войскоср.р., войнаж.р..

Замечание от : 
В некоторых случаях у лингвистов нет единого мнения по поводу членения слова на морфемы, как в словах воин, войско, война. Исторически это однокоренные слова, корень "вой". Но в данном случае с достаточным основанием можно считать корнем и "вой", и "воин" ("войск"). Второе понятнее, но первое ближе к исторической правде.

36. Может ли суффикс помочь определить род имени существительного? Спишите имена существительные. Выделите в них суффикс. Укажите род имён существительных.

Уч/и\/тель\м.р., чит/а\/тель\м.р., пис/а\/тель\м.р., истор/ик\м.р., хим/ик\м.р., журнал/ист\м.р., связ/ист\м.р., футбол/ист\м.р., уч/и\/тель\/ниц\аж.р., чит/а\/тель\/ниц\аж.р., пис/а\/тель\/ниц\аж.р., студент/к\аж.р., артист/к\аж.р., спортсмен/к\аж.р..

37. Может ли окончание имени существительного помочь определить его род? Выпишите сначала существительные мужского рода, затем женского рода, потом среднего рода. Выделите окончание имён существительных.

Машин[а], настроени[е], рощ[а], пригород[], сестр[а], брат[], дедушк[а], сирень[], окн[о], стол[], рожь[], рек[а], пени[е], акаци[я], алле[я], сел[о], дупл[о], пчел[а], чтени[е].

М.р.: пригород[], брат[], дедушк[а], стол[].
Ж.р.: машин[а], рощ[а], с естр[а], сирень[], рожь[], рек[а], акаци[я], алле[я], пчел[а].
Ср.р.:  настроени[е], окн[о], пени[е], сел[о], дупл[о], чтени[е].

38. Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского "Сказки Пушкина". Подчеркните нужные буквы в скобках. Вставьте пропущенные буквы.

Трудно найти в нашей стр(а, о)не чел(о, а)века, который бы не знал и не любил замечательные произведения в(е, и)ликого русского поэта Александра (С, с)ергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его ст(а, о)новятся нам всё ближе, д(а, о)роже и нужнее.

Выпишите из текста имена существительные: четыре слова женского рода, три слова мужского рода и два слова среднего рода.

Ж.р.: страна, жизнь, поэзия, любовь.
М.р.: человек, поэт, стих.
Ср.р.: произведение, солнце.

39. Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Великий сказочник». Подчеркните нужные буквы в скобках.

   Андерсен вырос в бедности. Единственной гордост(ь, ъ)ю сем(ь, ъ)и Андерсена была необыкновенная ч(и, е)стота в их доме, ящик с з(е, и)млёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в них цв(е, и)ли тюльпаны.
   В неб(о, а)льших событиях, кра(с, з)ках и звуках, окружавших тихого мальчика, он нах(а, о)дил повод для того, чтобы выдумывать необыкновенные истории.

Выпишите из текста имена существительные, распределив их по родам.

Ж.р.: бедность, гордость, семья, чистота, земля, краска, история.
М.р.: дом, лук, вазон, тюльпан, звук, мальчик, повод.
Ср.р.: окно, событие.

40. Игра «Собери семью вместе: маму, папу и детёныша». Прочитайте слова, вспомните и запишите названия «членов семьи» каждого животного по образцу. Укажите род имён существительных.

Образец. Медведица (ж. р.) — медведь (м. р.) — медвежонок (м. р.).

Медведица, тигрица, львица, слониха, гусыня, кошка, лошадь, корова, зайчиха.

Тигрица (ж.р.) - тигр (м.р.) - тигрёнок (м.р.), львица (ж.р.) - лев (м.р.) - львёнок (м.р.), слониха (ж.р.) - слон (м.р.) - слонёнок (м.р.), гусыня (ж.р.) - гусь (м.р.) - гусёнок (м.р.), кошка (ж.р.) - кот (м.р.) -котёнок (м.р.), лошадь (ж.р.) - конь (м.р.) - жеребёнок (м.р.), корова (ж.р.) - бык (м.р.) - телёнок (м.р.), зайчиха (ж.р.) - заяц (м.р.) - зайчонок (м.р.).

41. Прочитайте строки из стихотворения М. Яснова.

Жил на свете человек
По прозванью Чебурек
С дочкой и сынишкой
Пончиком и Пышкой.

Образуйте однокоренные «прозванья» для сына и дочки Чебурека.

Чебуречик, Чебурах, Чебурен, Чебурешка, Чебурашка.

42. Определите род имён существительных.

Фамилия (она моя) ж.р., картофель (он мой) м.р., тапочка, тапка (она моя) ж.р., туфля (она моя) ж.р., пианино (оно моё) ср.р.

Помогите Ане и Ване выбрать правильное употребление данных слов в предложениях. Какие существительные употреблены не в том роде, как это принято в русском языке? Запишите предложения, исправив три ошибки.

1. Малыш не знал своё фамилие. 2. Девочка долго не могла найти свою туфлю. 3. Шаловливый щенок сгрыз мой тапок и мамину тапочку. 4. Мы купили на базаре свежую картофель. 5. В зале стояло новое пианино.

1. Малыш не знал своей фамилии. 3. Шаловливый щенок сгрыз мою тапку и мамину тапочку. 4. Мы купили на базаре свежий картофель. 

43. Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Укажите род имён существительных.

Чёрный кофе. Концертный рояль. Вкусное какао. Белый лебедь. Московское радио.

Папам.р. любит чёрный кофем.р.. В центре комнатыж.р. стоял концертный рояльм.р.. Мамаж.р. сварила для меня вкусное какаоср.р.. Белый лебедьм.р. кружил над озеромср.р.. Московское радиоср.р. передаёт новостиж.р..