ГДЗ к разделу Имя существительное 

12. Прочитайте первую группу слов и выпишите сначала названия зимующих птиц, а потом названия перелётных птиц.

Грач, жаворонок, журавль, иволга, кулик, ласточка, лебедь, скворец, соловей, ворона, воробей, дятел, рябчик, синица, снегирь, сойка, тетерев.

Зимующие птицы: ворона, воробей, дятел, рябчик, синица, снегирь, тетерев.
Перелётные птицы: грач, жаворонок, журавль, иволга, кулик, ласточка, лебедь, скворец, соловей, сойка.

Прочитайте вторую группу слов и выпишите сначала названия трав, а потом названия кустарников.

Малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, барбарис, сирень, калина, крыжовник; клевер, щавель, ландыш, папоротник, подорожник, подснежник, гвоздика, лебеда, ромашка.

Травы: клевер, щавель, ландыш, папоротник, подорожник, подснежник, гвоздика, лебеда, ромашка.
Кустарники: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, барбарис, сирень, калина, крыжовник.

В какую большую группу можно объединить все выписанные слова? (Имена существительные)
На какие вопросы отвечают выписанные слова? Запишите.

Это имена существительные. Они отвечают на вопросы кто? что?

13. Прочитайте текст. Подчеркните имена собственные.

Можно ли что-то узнать о городе по его названию? Не всегда, но можно. Название города может быть связано с именем знаменитого человека. Так возникли названия многих городов: Хабаровск, Пушкин, Королёв. В названии города может отражаться особенность его расположения. Волгоград назван так потому, что расположен на Волге, а город Пятигорск назван так потому, что недалеко от него находится пятиглавая гора Бештау. Имя города может быть связано с его историей. В городе Торжке в древности была развита торговля. В Вышнем Волочке речные суда волоком перетаскивали по земле из одной реки в другую. Много интересного может рассказать название города!

Ответьте одним предложением на вопрос к тексту.
На что может указывать название города?

Название города может указывать на имя знаменитого человека, на расположение города или на его историю.

14. Придумайте названия для города или деревни по их описанию. По выбору нарисуйте любой город или деревню, названия для которых вы придумали.

Город‚ расположенный на семи горах — Семигорск.
Город, в котором очень много цветов — Цветоград.
Город, в котором живут создатели космических ракет — Косморакетск.
Деревня, в которой дома отапливаются печками — Печкино.

15. Прочитайте строки из стихотворений Е. Евтушенко и английского поэта Дж. Ривза. Подчеркните имена существительные. Запишите по памяти несколько «говорящих» названий.

1. Детство - это село Краснощёково,
Несмышлёново, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
Но Беззлобнино, но Чистоглазово.

2. Деревня Уныллоу - скучное место,
Крестьяне в Уныллоу - сплошь ворчуны.

Краснощёково, Несмышлёново, Всеизлазово, Скок-Поскоково, Жестоково, Беззлобнино, Чистоглазово, Уныллоу.

Измените название деревни Уныллоу так, чтобы оно звучало радостно. Напишите несколько предложений о жителях деревни, название которой вы придумали.

Улыбкино. Жители Улыбкино всегда улыбаются. Они очень добрые.

16.  Подумайте, в каких случаях данные слова могут быть именами собственными, а в каких случаях - именами нарицательными.

Ночка, зорька, пушок, лужки, городище.

Превратите имена нарицательные в собственные.
Составьте и запишите предложения с каждым из слов. Не забудьте, о какой буквы надо писать имена собственные.

Кошка Ночка ловит мышей. Корова Зорька пасётся на лугу. Щенок Пушок грызёт кость. Деревня Лужки стоит на окраине леса. Село Городище очень большое.

17. Прочитайте текст. Обведите нужные буквы в скобках.

Город (К, к)лин расположен между (Г, г)ородами
(М, м)осквой и (Т, т)верью. В этом (Г, г)ороде про-
живает около ста тысяч жителей. В (К, к)лину есть
музей композитора (П, п)етра (И, и)льича (Ч, ч)ай-
ковского. В (К, к)лину развита стекольная и хими-
ческая промышленность.

Определите, какой это текст - художественный или деловой.

18. Укажите номер строчки, в которой все прописные буквы употреблены верно. Ответ проверьте в конце рабочей тетради (2 часть).

1. Чёрное Море, город Челябинск, Котёнок мурзик.
2. Чёрное море, город челябинск, котёнок Мурзик.
3. Чёрное море, город Челябинск, котёнок Мурзик.

Ответ: 3.

19. Укажите номера строчек, в которых все прописные буквы употреблены верно. Ответ проверьте в конце рабочей тетради (2 часть).

1. В городе Новгороде, на Реке Днепр.
2. На острове Сахалин, с собакой Мухтаром.
3. В деревне сосновка, В Атлантическом океане.
4. В посёлке Мирный, на реке Белой.

Ответ: 2, 4.

20. Запишите несколько одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. На какой вопрос отвечают слова в каждой группе?

Имена существительные одушевленные — (кто?) кошка, собака, мама, папа, ворона.
Имена существительные неодушевлённые — (что?) стол, бумага, учебник, ручка.

21. Укажите номера строчек, в которых все имена существительные одушевлённые. Ответ проверьте в конце рабочей тетради (2 часть).

1. Собака, орёл, Кавказ.
2. Овечка, котёнок, волк.
3. Строитель, учитель, сестра.
4. Город, тайна, братишка.

Ответ: 2,3

22. Прочитайте строки из книги М. Яснова «Стихи о том, как иногда сочиняются стихи». Выпишите имена существительные, которые придумал малыш. Укажите, одушевлённые они или неодушевлённые.

Про мамонтов

Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.

А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.

И, взяв на колени
Тетрадь и пенал,
Пыхтел и стихи сочинял...

Папонт, бабонт, дедонт, внучонт.

Как образованы выписанные слова? От каких слов они образованы? (от слов папа, бабушка, дедушка, внук) Попробуйте выделить в этих словах корень. Сравните их со словом из заглавия.

23. Игра "Придумай героя". представьте, что вы пишете книгу и вам нужно придумать для героя книги имя и фамилию, выбрать ему профессию, место жительства. Напишите о своём герое по образцу.

Образец. Это Александр Беляев. Он детский врач. Александр живёт в городе Ярославле.

Обведите одушевлённые имена существительные.

Это Иван Петров. Он программист. Иван живёт в городе Челябинске.

24. Прочитайте скороговорки Л. Ульяницкой и Л. Фадеевой. Запишите одну из них по памяти. Обведите собственные одушевлённые имена существительные.

1. Клим из Клина
Ехал в Крым.
Ким из Крыма
Ехал в Клин.

2. Подарили Вареньке валенки,
Валеньке варежки,
Саньке санки,
А Сеньке что и Саньке!

Клим из Клина
Ехал в Крым.
Ким из Крыма
Ехал в Клин.

Обозначьте орфограммы в скороговорках.

25. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему несколько предложений. Расскажите обо всех именах существительных в предложениях: собственные они или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые. Напишите об именах существительных по образцу.

Образец. Вчера мы с Сашей были в зоопарке.
Саша - имя сущ., собств., одуш.
Зоопарк - имя сущ., нариц., неодуш.

В зоопарки ребята видели медвежат и попугаев.
Зоопарк - имя сущ., нариц., неодуш.
Ребята - имя сущ., нариц., одуш.
Медвежата - имя сущ., нариц., одуш.
Попугаи - имя сущ., нариц., одуш.