Страница 71. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн
101. Рассмотрите модели слов. Какие звуки в словах твёрдые, а какие - мягкие?
Запишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки. Какие буквы следует писать после них? Почему?
Ножи, шишки, щука, часы.
После ж,ш пишем и. После ч, щ пишем а,у.
102. Прочитай пословицы. Какую из них ты считаешь самой важной для себя? Почему? Запиши её по памяти.
Верь своим глазам, а не чужим речам.
Жизнь дана на добрые дела.
Ошибаясь, не стыдись исправиться.
Не делай никому зла и прощай обиду.
103. Прочитайте стихотворные строки. Запишите их по памяти. Подчеркните слова с буквосочетаниями жи-ши.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.И. Суриков
104. Прочитайте слова.
Камыши, лежит, малыши, жить, шипеть, лыжи, шиповник, пиши, ошибка, шишки, животное, ножи, рыжик, жираф.
Выпишите сначала слова, которые обозначают предметы, а потом слова, которые обозначают действия предметов.
Составьте устно одно-два предложения с данными словами (по выбору).
Слова, которые обозначают предметы отвечают на вопросы кто? что?
Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делает? что делать? что делай? и т.д.
1) Камыши, малыши, лыжи, шиповник, ошибка, шишки, животное, ножи, рыжик, жираф.
2) Лежит, жить, шипеть, пиши.Малыши нашли в лесу рыжик. Жираф лежит в своём вольере.
105. Выполните задание до конца.
Чиж — чижи, ландыш — ..., нож — ..., гараж — ..., груша — ..., уж — ..., ёж — ..., морж — ..., ёрш — ..., грош — ..., малыш — ..., мираж — ..., этаж — ... .
Чиж — чижи, ландыш — ландыши, нож — ножи, гараж — гаражи, груша — груши, уж — ужи, ёж — ежи, морж — моржи, ёрш — ерши, грош — гроши, малыш — малыши, мираж — миражи, этаж — этажи.
106. Прочитайте две группы слов. Какая буква пропущена?
1. Душ..стые‚ высокая, холодная, пуш..стый, тугая, ж..рный, быстрая. 2. Ландыш.., снеж..нка, гусь, снег, верш..на, пруж..на, маш..на.
Составьте словосочетания из слов первой и второй групп.
Образец. Душистые ландыши.
Запишите три-четыре любых словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.
Записываем 3-4 из следующих словосочетаний:
Душистые ландыши‚ высокая вершина, холодная снежинка, пушистый снег, тугая пружина, жирный гусь, быстрая машина.
107. Запишите слова. вставляя один из трёх слогов: чу, щу или чай.
Полу.., выклю.., отве.., ..ник, шеп.., пла.., ле.., ..лок, ..жой, ..ка, ..пальца, та.., сви.., и.., ры.. .
Получай, выключай, отвечай, чайник, шепчу, плачу, лечу, чулок, чужой, чайка, щупальца, тащу, свищу, ищу, рычу.
108. Допишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.
Весной в рощах ... грачи.
Громко ... клювом дятлы.
В кустах ... сороки.
В гнёздах ... птенцы.
Весело ... ручейки.
В клетке ... звери.
Весной в рощах кричат грачи.
Громко стучат клювом дятлы.
В кустах трещат сороки.
В гнёздах пищат птенцы.
Весело журчат ручейки.
В клетке рычат звери.
109. Составьте из слогов слова. Запишите. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков.
Та-ча-зай, щу-чи, да-за-ча, щад-пло-ка‚ ча-да, чан-ко, ник-чай, жик-ё, ща-ча, вель-ща.
Зайчата, чищу, задача, площадка, дача, кочан, чайник, ёжик, чаща, щавель.
110. Рассмотрите рисунок и прочитайте вопросы. Ответьте на вопросы, используя опорные слова. Запишите Ответы к домашним заданиям ГДЗ так, чтобы у вас получился текст.
Кто пригласил в гости бабушку?
Что дети поставили на стол?
Кто поил бабушку чаем?
Чем внуки угощали бабушку?
Опорные слова: Оля, Витя, ч..йник, ч..шки, внуч..та, вареньем, печеньем.
Оля и Витя пригласили бабушку в гости. Дети поставили на стол чайник и чашки. Внучата поили бабушку чаем. Внуки угощали бабушку вареньем и печеньем.
111. Выполните задание до конца.
Товарищ — нет товарища.
Лещ — нет леща.
Борщ — нет борща.
Мяч — нет мяча.
Плющ — нет плюща.
112. Измените выделенные слова так, чтобы в них появился слог -щу.
Чистить вещи — я чищу вещи.
Искать клещи — я ищу клещи.
Тащить ящик — я тащу ящик.
Пустить кораблик — я пущу кораблик.
113. Помогите Ане и Ване составить текст по опорным словам.
Чапка, пушистый хвост, мыши, дача, рыжий кот, Гриши, чулан, ловил мышей, вдруг, однажды, скоро
Летом мальчик Гриша отдыхал на даче. Там жил кот по имени Чапка. У него был длинный и пушистый хвост. Чапка ловил мышей. Однажды рыжий соседский кот залез в дом. Его не интересовали мыши. Кот пробрался к миске с едой. Скоро миска была пуста. Вдруг из чулана выскочил Чапка и схватил рыжего кота за загривок. Чужой кот взвыл и убежал. Вот так Чапка прогнал вора.
114. Прочитайте. Подберите к данным словам такие слова-родственники, чтобы в них было буквосочетание чк или чн.
Туча — тучка, река — ..., рука — ..., ёлка — ..., белка — ... .
Ночь — ночной, дача — ..., скука — ..., молоко — ... .
Точный — точность, колючий — ... .
Туча — тучка, река — речка, рука — ручка, ёлка — ёлочка, белка — белочка .
Ночь — ночной, дача — дачный, скука — скучный, молоко — молочный.
Точный — точность, колючий — колючка.
115. Спиши. Подчеркни буквосочетания щн, чн.
Щука - хищная рыба.
Лев, тигр - хищные животные.
Трактор, вездеход - мощные машины.
Математика - точная наука.
116. Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Зашите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.
С..нич..ка - небол..шая птич..ка. Она мен..ше воробья. У неё чёрная г..ловка и белые щёч..ки. Грудка у с..нич..ки жёлтен..кая‚ а спинка зеленоватая.
Живёт эта птич..ка в л..сах и с..дах. В гор..де мы её видим в парках и скверах. Там на д..ревьях и кустарниках она находит себе пищ.. . Питается с..ница насекомыми и их личинками.
Синичка
Синичка - небольшая птичка. Она меньше воробья. У неё чёрная головка и белые щёчки. Грудка у синички жёлтенькая‚ а спинка зеленоватая.
Живёт эта птичка в лесах и садах. В городе мы её видим в парках и скверах. Там на деревьях и кустарниках она находит себе пищу. Питается синица насекомыми и их личинками.
117. Выполните задание до конца.
Пшеница - пшеничный хлеб.
Яблоко - яблоч... пирог.
Огурец - огуреч... сок.
Овощи - овощ..ой суп.
Пшеница - пшеничный хлеб.
Яблоко - яблочный пирог.
Огурец - огуречный сок.
Овощи - овощной суп.