Страница 86. Ответы к домашним заданиям ГДЗ к уроку Ударение. Ударный слог

126. Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского.

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но... по-разному нас слышат.

(Омонимы)

127. Прочитайте пары слов. В чём их сходство и различия?
Кру́жки − кружки́, за́мки − замки́,
Стре́лки − стрелки́, пла́чу − плачу́.
− Составьте предложения со словами любой пары.

Кру́жки − это стакан;
кружки́ − это секции;
за́мки − это старинные здания;
замки́ − средство охраны;
стре́лки − линия в ту или иную сторону;
стрелки́ − люди, которые стреляют из чего либо;
пла́чу − отдаю плату за тот или иной предмет;
плачу́ − лью слезы

Маша помыла все кружки. Малыши раскрашивали кружки.

128. Прочитайте друг другу стихи Я. Козловского. Какие слова мы одинаково пишем, но по−разному слышим? Почему?
Косит косец, а зайчишка косит,
Трусит трусишка, а ослик трусит.
В ведёрко руки окуни,
Не бойся: это окуни.
− Спишите стихи. Поставьте в словах знак ударения. Объясните, какую роль выполняет в слове ударение.

Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.

В ведёрко руки окуни́,
Не бойся: это о́куни.

От ударения зависит смысл слова.

129. Произнесите пары слов: Тру́сит − труси́т, за́мок − замо́к. Сравните слова по звучанию и смыслу.

Тру́сит - труси́т, за́мок - замо́к.

Слова каждой пары одинаково пишутся, но разные по звучанию.

130. Прочитайте слова с верным ударением. Запишите слова. Поставьте в них ударение. В словах шофёр и свёкла знак ударения ставить не нужно.
Шофёр, щавель, свёкла, договор, портфель, столяр, магазин, углубить;
занял − заняли − заняла;
понял − поняли − поняла;
позвонишь − позвонит − позвоним − позвонят.

Шофёр, щаве́ль, свёкла, догово́р, портфе́ль, столя́р, магази́н, углуби́ть; за́нял - за́няли - заняла́; по́нял - по́няли - поняла́; позвони́шь - позвони́т - позвони́м - позвоня́т.

131. Объясните, имеет ли значение для общения людей умение правильно ставить ударение в словах.

Прочитайте слова из орфоэпического словарика «Говори правильно». Выпишите те из них, которые твои знакомые произносят с неправильным ударением.

Догово́р, позвони́т, позвони́шь, свёкла, столя́р, щаве́ль, шофёры.

132. Измени место ударения так, что получилось новое слово. Запиши слова парами. Поставь в словах знак ударения.

Кру́жки — ...,
пла́чу — ...,
по́лки — ...,
стре́лки — ...,
гво́здики — ... .

Составь предложения с любой парой слов. Запиши предложения.

Кру́жки — кружки́,
пла́чу — плачу́,
по́лки — полки́,
стре́лки — стрелки́,
гво́здики — гвозди́ки.

Я режу лук и плачу. Я сам плачу за покупку в магазине.
Папа купил гвоздики, чтобы смастерить скворечник. Алые гвоздики растут под окном.

133. Прочитайте стихи Я. Козловского.

Мне слово «чудно»
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на «о», -
Исчезло «чудно»,
Родилось «чудно».

На двери замка
Нет замка.
Живёт щегол здесь
Первый щёголь.
И утром белка
Из белка
Ему сбивает
Гоголь-моголь.

Запишите пары слов, которые различаются ударением.

Чу́дно - чудно́, за́мка - замка́, бе́лка - белка́.

134. Прочитайте слова. Расскажите, могут ли слова с одинаковым написанием иметь разное значение. (да) Спишите пары слов. Обозначьте ударение.

хло́пок – хлопо́к
су́шу – сушу́
со́лью – солью́
кру́жки – кружки́

стои́т – сто́ит
мо́ю – мою́
тру́сить – труси́ть
за́мки – замки́

Составьте устно предложения с любой парой слов.

Я мою свой велосипед. Мою игрушечную машину я подарил брату.

135. Прочитайте предложения. Запишите их. Поставьте знак ударения над выделенными словами. Как вы догадались, что это разные слова?

Солнце се́ло за гору. Село́ спит. Лена занимается в спортивном кружке́. В глиняной кру́жке налито молоко.

136. Прочитайте слоговые схемы, выделяя голосом ударный слог. К каждой схеме подберите слова с тем же ударным слогом.

ла-ла-ла́ ла-ла́-ла ла́-ла-ла

Слова для выбора: огурец, корова, весело, молодец, сорока, девочка, магазин, капуста, комната.

ла-ла-ла́     ла-ла́-ла     ла́-ла-ла
огурец         корова        весело
молодец       сорока        девочка
магазин        капуста       комната

137. Прочитайте стихи.

Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Грызёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.

Я. Козловский

Запишите слова, которые пишутся одинаково. Поставьте в этих словах знак ударения.
Приведите свои примеры слов, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
Придумайте предложения с подобранными словами.

Ири́с - и́рис
Атла́с - а́тлас, стре́лки - стрелки́, ду́хи - духи́, за́мок - замо́к.
За лесом виднелся старинный замок. На двери висел бльшой замок.

138. Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её как можно быстрее и без запинок.

Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?

Где прыгают сорок сорок? Запишите ответ на этот вопрос.

Сорок сорок прыгают в поле.