Страница 35-140. Звуки и буквы. Слог. Ударение
Ответы к домашним заданиям ГДЗ к разделу учебника Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.
37. Рассмотрите рисунок Звукограда. Как вы думаете, почему в одних домиках живут по четыре звука, в других - по два, а в третьих - по одному? Почему в некоторых домиках занавески на окошках одного цвета, а в других - разных цветов?
Расскажите все, что вы знаете о гласных и согласных звуках.
В русском языке гласных букв десять: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.
Гласных звуков шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки. Они состоят только из голоса. Гласные можно легко тянуть, петь.
Гласные звуки бывают ударными и безударными: во́ды, вода́.
Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Согласные, которые состоят только из шума, называются глухими.
Согласные, которые состоят из шума и голоса, называются звонкими.Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, например:
[ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают парными и непарными:
[ б ] - [ б` ] (парные по твёрдости/мягкости);[ з ] - [ с ] (парные по звонкости/глухости);
[ ш ], [ ж ], [ ц ] (непарные твёрдые согласные);
[ ч` ], [ш`], [ й` ] (непарные мягкие согласные).
Согласные парные по твёрдости / мягкости
Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
Мягкие: [б`], [в`],[г`],[д`],[з`],[к`],[л`],[м`],[н`],[п`],[р`],[с`],[т`],[ф`],[х`].Согласные непарные твёрдые: [ж], [ш], [ц].
Согласные непарные мягкие: [ч`], [ш`], [й`].
Согласные парные по звонкости / глухости
Звонкие: [б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`].
Глухие: [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т], [т`], [ш], [с], [с`].Согласные звонкие непарные: [й], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].
Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].
38. Рассмотрите изображение Буквограда. На каких улицах в этом городе живут:
буквы Аа, Оо, Уу, Ии, Ыы, Ээ, Ее, Ёё, Яя;
буквы Бб, Вв, Гг, Дд, Жж, Зз, Йй, Кк, Мм, Нн, Пп, Рр, Сс, Тт, Фф, Хх, Цц, Шш, Щщ?
Какие буквы не попали ни на одну улицу? Почему?
Что вы можете рассказать о буквах?
Буквы Аа, Оо, Уу, Ии, Ыы, Ээ, Ее, Ёё, Яя живут на улице Гласные.
буквы Бб, Вв, Гг, Дд, Жж, Зз, Йй, Кк, Мм, Нн, Пп, Рр, Сс, Тт, Фф, Хх, Цц,
Шш, Щщ живут на улице Согласные.Буквы ъ и ь не попали ни на одну из улиц, поскольку не дают звуков.
39. Допишите предложения.
Звуки мы ... . записываем и читаем
Буквы мы ... . слышим и произносим
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы записываем и читаем.
40. Прочитайте пословицу. объясните её смысл и спишите.
Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки.
Сначала необходимо научиться читать и писать, это поможет изучать все другие науки.
41. Прочитайте алфавит. Назовите пропущенные буквы.
А, Б, В, Г, .., Е, Ё, Ж, З, И, .., К, .., М, Н, О, П, Р, С, Т, У, .., Х, Ц, .., Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, .. , Ю, Я.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
42. Попробуйте записать по памяти буквы русского алфавита. Сколько букв вы записали? Назовите их правильно.
В русском алфавите 33 буквы.
43. Чтобы легче запомнить буквы алфавита, прочитайте стихотворение А. Шибаева.
Азбука-река
Мы по течению реки
плывём, считаем островки:
А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, Е, Ё, ЖЭ
(восьмой проехали уже),
ЗЭ, И, И краткое, КА, ЭЛЬ
(не сесть бы где-нибудь на мель),
ЭМ, ЭН, О, ПЭ, ЭР, ЭС, ТЭ, У
(- Плывёшь ли, Машенька? - Плыву!)
ЭФ, ХА, ЦЭ, ЧЕ, ША, ЩА
Пустяк пройти осталось:
твёрдый знак, Ы, мягкий знак да Э, Ю, Я.
Вот и прощай, река моя!
(А островков-то - посмотри -
Не так уж мало: тридцать три!)
44. Различаете ли вы название буквы и звук, который она обозначает?
Назовите правильно все буквы русского алфавита.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Докажите, что алфавит помогает людям быстро найти фамилии друзей в записной книжке. Расскажите, где ещё может быть использован алфавит. Чем он удобен?
Фамилии в записной книжке написаны в алфавитном порядке. Алфавит используют в библиотеке, в поликлинике и любых других картотеках, в классном журнале.
А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, Е, Ё, ЖЭ, ЗЭ, И, И КРАТКОЕ, КА, ЭЛЬ, ЭМ, ЭН, О, ПЭ, ЭР, ЭС, ТЭ, У, ЭФ, ХА, ЦЭ, ЧЕ, ША, ЩА, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
45. Вспомните сказки К. Чуковского. Запишите их названия в алфавитном порядке.
Если первые буквы названий сказок совпадают, то слова ставятся в алфавитном порядке по вторым буквам слов.
"Айболит", "Бармалей", "Краденое солнце", "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", "Телефон", "Федорино горе".
46. Запишите имена своих приятелей, одноклассников и одноклассниц в алфавитном порядке.
Если первые буквы имён совпадают, то слова ставятся в алфавитном порядке по вторым и далее буквам.
47. Прочитайте имена ребят и запишите в алфавитном порядке.
Григорий, Евгений, Анна, Алла, Борис, Зинаида, Дмитрий, Василий, Егор, Елена, Александр, Людмила, Сергей, Татьяна, Ольга, Геннадий, Виктор, Олег, Маргарита.
Александр, Алла, Анна, Борис, Василий, Виктор, Геннадий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Егор, Елена, Зинаида, Людмила, Маргарита, Олег, Ольга, Сергей, Татьяна.
48. Прочитайте стихотворение Я. Козловского. Какие «высочайшие права» даны буквам?
Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
Он зовётся АЛФАВИТ,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Буквам даны высочайшие права образовывать слова.
49. Прочитайте стихотворение В. Берестова. Что поэт говорит о гласных и согласных звуках? В чём их особенность?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс... — змеиный слышен свист.
Шшш... — шуршит опавший лист.
Жжж... — шмели в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.
Какими гласными можно передать вой ветра? Плач ребёнка? Какие согласные передают тарахтение мотора, шуршание листьев, жужжание шмеля и шипение змеи?
Ууу - вой ветра.
Ааа - плач ребенка.
Ррр - тарахтение мотора.
Шшш - шуршание листьев.
Жжж - жужжание шмеля.
Ссс - шипение змеи.
50. Догадайтесь, какие слова здесь загаданы. Прочитайте сначала слова, в которых пропущены буквы согласных звуков, а затем слова, в которых пропущены буквы гласных звуков.
В каком случае легче догадаться, какие слова загаданы? почему?
Запишите отгаданные слова, используя буквы гласных и согласных звуков.
Однажды, скоро, вдруг, ручка, тетрадь, карандаш, ученик.
51. Составьте друг для друга "угадайки", записав загаданные вами слова сначала с помощью одних только гласных букв, а потом с помощью только согласных.
_О_О_А С_Р_К_ __О_А ШК_Л_
сорока школа
52. Распределите слова для выбора по звуковым схемам и запишите.
Слова для выбора: ворона, корова, сорока, Мила, рыба, нога, нота, утка, арка, Рита, сила, мама, Марина, калина, поляна.
1) Ворона, корова, сорока.
2) Марина, калина, поляна
3) Утка, арка.
4) Мила, Рита, сила.
5) Рыба, нога, нота, мама.
53. Прочитайте стихотворные строки и сравните их звучание.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна...
А. Пушкин
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била бурю. Била бой!
Р. Сеф
Какие строки звучат плавно, напевно? Обратите внимание, какими, звуками (гласными или согласными) заканчиваются в них слова.
Какие звуки помогают услышать бой барабанов? Какие это звуки - гласные или гласные?
Строки Пушкина звучат плавно, напевно, слова в них оканчиваются на гласный.
Бой барабанов передает согласный звук [б].
54. Подумайте, какие звуки речи могут передавать звуки окружающего мира (крик кукушки, жужжание пчелы, шелест падающих листьев, звон колоколов, грохот грома, свист проколотого мяча, писк комара, скрип двери, звук капели).
Вспомните звукоподражательные слова и составьте с ними предложения.
Кукушка кукует в лесу: "Ку-ку, ку-ку".
Над поляной громко жужжат пчелы: "Жжж".
Раскатистый гром прогрохотал: "Бабах!"
Капель звонко пела: "Кап, кап, кап".
55. Придумайте слова на каждую букву алфавита. На какие буквы слова начинаться не могут? Почему?
Запишите подобранные вами слова в алфавитном порядке.
Слова не могут начинаться на буквы Ы, Ь, Ъ.
Ананас, булка, волк, гусь, дом, енот, ёлка, жук, заяц, игла, йогурт, кол, лук, муха, носорог, окно, пень, репа, сахар, туман, ухо, филин, хомяк, цапля, чашка, шуруп, щека, эму, юла, яблоко.
56. Какими буквами могут быть обозначены гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]? Запишите эти буквы.
Обратите внимание, что в безударном положении буквы гласных могут звучать не так, как обозначаются на письме.
[а] - а,о, [о] - о, ё, [у] - у, ю, [ы] - ы, и, [э] - э, е, [и] - и, е.
57. Рассмотрите модели слов.
Запишите слова. Сравните их произношение и написание. Произнесите последний звук в каждом слове.
Подумайте, всегда ли слова пишутся так, как они произносятся.(нет) Докажите своё мнение примерами.
Арбуз [арбус], ананас [ананас], луг [лук], лук [лук].
Примеры: дуб [дуп], вода [вада].
58. Выпишите слова, написание которых расходится с произношением.
1. Рукав, зуб, суп, крот, гараж.
2. Лиса, лесник, родник, водный, утёс, дела.
Подчеркните в этих словах буквы, которые читаются не так, как пишутся.
1. Рукав, зуб, гараж.
2. Лесник, родник, дела.
59. Прочитайте Анин пересказ текста Л. Воронковой.
Первый снег
Подул студёный ветер. Застыла грязь на дороге. Лужицы промёрзли до самого дна. Деревня стала тёмная и скучная.
И вдруг пошёл снежок. Снежинки падали так густо, что не было видно даже соседнего двора. Они ложились на грязь на дороге, и на крыши, и на деревья. Деревня стала вся белая. А потом выглянуло солнышко и снег
заблестел.
Расскажите, как снег изменил всё вокруг. Запишите выделенные слова. Расходится ли их написание с произношением? (да)
Ветер, грязь, дороге, деревня, снежок, двора, деревья, снег.
60. Определите, какая орфограмма есть во всех словах. (ЖИ-ШИ)
Лужи, лыжи, уши, животные, ежи, ножи, чижи, пружина, свежий, жилище.
Запишите слова в алфавитном порядке.
Ежи, животные, жилище, лужи, лыжи, ножи, пружина, свежий, уши, чижи.
61. Прочитайте стихотворные строки.
Зимой по улице беж..т,
А летом в комнате леж..т.
Но, только осень настает,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой п..ртфель.
Карандаш в п..нале мается,
Но зато он не л..мается.
Ручка в т..сноте находится,
Но зато легко находится.
В. Берестов
Какие буквы пропущены? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Бежит, лежит - сочетание ЖИ-ШИ пишем с И;
портфель, пенале - словарные слова, их надо запомнить;
ломается (лом), тесноте (тесный) - проверяемые безударные гласные в корне.
Бежит, лежит, портфель, пенале, ломается, тесноте.
62. Вспомни известные тебе слова с непроверяемым написанием. Запиши несколько таких слов в алфавитном порядке.
Алфавит, вдруг, город, деревня, картина, месяц, народ, огород, улица, сапог, тетрадь, язык.
63. Угадайте, кто на рисунке "мамлыня", а кто "жаваруга". Какие звуки подсказали ответ? Составьте одно-два предложения с этими словами.
Мамлыня - доброе существо, Жаваруга - злое.
Мамлыня радостно улыбается прохожим. Жаваруга злобно рычит и кусается.