Страница 10. Ответы к домашним заданиям ГДЗ к теме Слово, предложение и текст в речевом общении
10. Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского "Школьные слова".
Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, в лесу родилась ёлочка. И ещё знал слов девять или десять. А в школе всё новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, перемена, горячий завтрак!
Это очень интересно!
Какие новые слова мальчик узнал в школе? Назовите другие "школьные" слова. Запишите не менее пяти таких слов. Написание каких из них нельзя проверить, а надо уточнить в орфографическом словарике?
В школе мальчик узнал слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, перемена, горячий завтрак.
Другие школьные слова: портфель, ученик, урок, тетрадь, учебник.
11. Спиши стихи И.Токмаковой. Подчеркни слова с непроверяемым написанием.
Мы сажали огород,
Пусть морковка там растёт,
Помидор и кабачок,
Зеленеет пусть лучок,
Завивается горох,
И салат совсем неплох.
Поспевает огурец.
Тут и песенке конец!
12. Прочитайте. Найдите предложения и выпишите их.
Клён наряд багряный сбросил.
Серый дождик слёзы льёт.
13. Прочитайте группы слов. Связаны ли слова в каждой группе по смыслу? Нет. Можно ли назвать эти группы предложениями? Нет.
Свяжите слова по смыслу. Запишите предложения. Проверьте друг друга.
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
3. Верному другу цены нет.
4. Старый друг лучше новых двух.
14. Проверьте, закончена ли мысль в следующих предложениях. Нет.
Допишите предложения, используя слова ведут, идут.
Белые гуси к речке идут
Белые гуси гусяток ведут.
15. Прочитайте текст вслух. Определите границы предложений.
Правильно оформите предложения при списывании. Вставьте пропущенные буквы.
Подумайте, как выраженную в первом предложении мысль передать одним словом. Озаглавьте текст.
Осень
Пришёл сентябрь. Ветер срывает листья с берёз. Часто идёт дождь. Сад и огород опустели. В саду сняли сладкие яблоки. На грядках нет капу́сты и морко́ви. Люди очень рады богатому урожаю.
16. Прочитайте диалог Ани и Вани. Что выражает каждое из предложений: сообщение, вопрос, побуждение (просьбу)?
1 - побуждение, 2 - сообщение, 3 - вопрос.
Придумайте и запишите диалог, используя предложения всех трёх типов.
- Ты научишь меня играть на гитаре?
- Конечно, неси свою гитару.
- Я уже принёс ее, вот она.
17. Прочитайте предложение. Запомните, как пишутся названия осенних месяцев.
Составьте устно с каждым словом предложения так, чтобы одно из них содержало сообщение, а другое - вопрос.
Сентя́брь - первый ме́сяц осени. Сентя́брь - первый или второй ме́сяц осени?
Октя́брь - дождливый ме́сяц. Октя́брь - дождливый или солнечный ме́сяц?
Ноя́брь - время холодов. Ноя́брь - время холодов или жары?
18. Составь предложения трёх типов.
1. Бабушка, я приеду к тебе в гости в субботу.
2. Антон, ты приедешь ко мне в гости?
3. Антон, зайди ко мне после уроков.
19. Свяжите слова по смыслу, составьте предложения и запишите их. Как называются предложения, которые вы записали? Повествовательные.
На реке начался ледоход. Вот показалась большая льдина. На ней плыл зайчишка. Он бегал от одного края льдины к другому. Льдину прибило к берегу. Зайчишка прыгнул на землю и свалился без сил.
20. Прочитайте стихотворные строки А.Плещеева. Объясните расстановку знаков в конце предложений. Запишите стихотворные строки по памяти.
Записываем стихотворение.
Первое предложение повествовательное, в конце ставим точку. Второе - вопросительное, ставим знак вопроса. Третье - повествовательное, но по интонации восклицательное. Ставим восклицательный знак.
21. Прочитайте строки из стихотворения "Новые сапожки" Г.Лагздынь. Найдите восклицательные по интонации предложения. А какие они по цели высказывания?
Запишите восклицательные предложения. Правильно поставьте знаки в конце предложений.
Мама сказала: "Смотри, береги!
Носи аккуратно, сынок, сапоги́."
По цели высказывания предложения побудительные.
22. Прочитайте предложения. Какой знак нужно поставить в конце каждого предложения? Объясните свой выбор.
Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки.
Осень - красивое время года.
Как прекрасен бывает осенний лес!
Ноябрь - весенний или осенний месяц?
Подари нам, осень, свои краски и последние цветы.
23. Прочитайте. Сравните группы предложений. Какие из них связаны между собой по смыслу, а какие нет? Спишите группу предложений, связанных по смыслу.
2. Ребята вышли на опушку леса. Там весело звенел небольшой ручей. У ручья сияли незабудки. Они были такие яркие, будто в них отразилось голубое весеннее небо. Вокруг незабудок росли ярко-жёлтые лютики. Они сверкали своими золотыми лепестками.
24. Можно ли из предложений каждой группы составить текст? В каком порядке должны стоять предложения?
Щенок и котёнок
У Кати был котёнок. А у Маши был щенок. Щенок и котёнок ели из одной миски.
Дождь
Огромная туча закрыла всё небо. Птицы в саду умолкли. Сверкнула молния. Ударил гром. Пошёл сильный дождь.
25. Прочитайте басню Л.Толстого.
Заглавие "Два товарища" выражает тему, а "Друг познаётся в беде" - главную мысль басни.
26. Разделите текст на предложения. Запишите его, правильно оформляя предложения на письме.
Наша речка
Река у нас мелкая и узкая. Летом ребята плавают от берега к берегу. Осенью вода в речке становится холодной. Трава по берегам желтеет. Листья на деревьях и кустах облетают. Зимой грянут моро́зы. Речка покроется льдом.
27. Прочитайте стихотворные строки русских поэтов.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко−красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
А. Плещеев
Обратите внимание, как поэтам удалось, используя небольшое количество слов, нарисовать целые картины природы.
Запишите любое четверостишие по памяти.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Найдите и подчеркните слово, в котором все согласные твёрдые.
Сад, там, на. Кроет, солнце.
28. Прочитайте. Объясните, чем тексты отличаются друг от друга. Какой вопрос можно поставить к каждому тексту?
1- текст повествование (что произошло?), 2 - описание (какой был щенок?), 3 - рассуждение (почему щенок убежал?).
Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие.
У кого из вас дома есть животные? Помните ли вы животных - героев рассказов, сказок или мультфильмов. Опишите своего любимца. Как он выглядит? Какие у него повадки?
У кота Матроскина полосатая шкурка и длинный полосатый хвост. У него большие глаза и острые ушки. Кот Матроскин умеет говорить. Он очень любит молоко. Матроскин умный и хозяйственный.
29. Подумайте, какого типа тексты (описание, сообщение, рассуждение) могут иметь такие заглавия: "Моя любимая речка" (описание), "Как я купался в реке" (сообщение), "Почему я люблю нашу речку?" (рассуждение).
Составьте и запишите рассказ с любым из данных заглавий.
Как я купался в реке
Летом я купался в реке. Вода в реке была тёплой. Я плавал и играл в мяч с друзьями на воде. Еще мы играли в догонялки. Бегать по пояс в воде очень трудно. Я очень хорошо отдохнул и накупался у реки.
30. Рассмотрите рисунки.
Как вы думаете, по какому рисунку можно составить текст-описание? (цветок в вазе) По какому - текст-повествование? (мама поливает цветок) А по какому - текст-рассуждение? (мама и ребенок)
Составьте устно эти тексты, озаглавьте их и расскажите друг другу. Запишите один из составленных текстов.
Роза
У меня на подоконнике растёт цветок. Это роза. У розы зелёные листья на длинных колючих стебельках. Цветки у неё красные. Когда роза цветёт, аромат разносится по всей комнате. Роза очень красива.
Мамин подарок
Маме на день рождения мы с папой подарил розу. Эта роза живая. Она растет в цветочном горшке. Мама очень обрадовалась подарку. Роза может долго расти и радовать своими цветами, если ухаживать за ней. Мама поливает розу. Летом мы пересадим ее в горшок побольше.
Живая веточка
Почему нельзя срывать веточки с растений? Растения тоже живые. Если сорвать ветку или листик, из ранки пойдет сок. Так плачет растение. Сломанное растение может погибнуть.