ГЛАВА 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов

Страница 24 § 6. УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

ВСПОМНИТЕ

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ответ

Лупа, микроскоп, телескоп.

2. Для чего их применяют?

Ответ

Их применяют, чтобы увеличить объект и рассмотреть то, что человек не может увидеть невооруженным глазом.

Страница 25

1. С помощью каких приборов изучают клетки?

Ответ

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы – микроскоп и лупу. С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно. С помощью микроскопа можно изучить строение клетки.

2. Что представляют собой лупы и какое увеличение они могут дать?

Ответ

Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные. Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект в 2-20 раз. Штативная лупа может увеличить объект в 10—20 раз.

3. Из каких частей состоит световой микроскоп?

Ответ

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса. В верхней части тубуса находится окуляр. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

4. Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?

Ответ

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 8, а на объективе — 20, то кратность увеличения будет составлять 8 20 = 160.

Задание

Найдите в энциклопедиях или Интернете, какие ещё увеличительные приборы используют современные учёные. Подготовьте короткое сообщение.

За несколько веков существования микроскопа, исследователями было создано кардинально отличающиеся виды этого прибора. А именно были изобретены оптические, электронные, сканирующие зондовые, рентгеновские.
Оптический микроскоп представляет собой самую простую структуру, а также является одним из самых недорогих вариантов, такое устройство способно увеличивать объект в 2000 раз. Именно такие устройства используются во время учебы. Для увеличения используется луч света.
Электронный – по сравнению с оптическим представляет собой усовершенствованное устройство, способность к увеличению объектов достигает минимум в 20000 раз. В отличии от оптических в данном устройстве для увеличения используется пучок электронов.
Сканирующие зондовые – благодаря данному устройству можно получить 3-х мерное изображение, с максимально точными характеристиками объектов.
Рентгеновский – изучает объекты размер, которых приравнивается к размеру рентгеновской волны. Данное устройство способно не только описывать структуру, но и рассказать о химическом составляющем исследуемого объекта.

ПОДУМАЙТЕ! Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. А через непрозрачные предметы свет не проходит , соответственно, изображения мы не увидим.

Страница 26

Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

1. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Ответ

Их клетки видно под лупой, они довольно крупные.

2. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Сравните увиденное с рисунком 11, зарисуйте в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Ответ

Зарисовываем рис. 11. Клетки мякоти плодов томата имеют круглую форму.