Страница (ы) 123-172 Собирай по ягодке - наберешь кузовок

ГДЗ к Страница (ы) 128 Собирай по ягодке - наберешь кузовок Б. Шергин

1. В чем особенность заглавия? Как ты понимаешь его смысл?

Заглавие является не обычной фразой. Эти слова пошли с народного творчества, и являются известной пословицей. Она имеет прямой и переносный смысл. Если брать во внимание прямой, то действительно собрать целый кузовок ягод возможно лишь методом долгого сбора одиночных ягодок. Но это далеко не все, чему учит пословица. Ведь такой способом достижения цели касается всех дел.

Если ты хочешь чего-то добиться, то надо запастись терпением и настойчивостью. Некоторые желаемые результаты требуют медленного, но уверенного выполнения. Иногда скучная, монотонная, кропотливая работа является залогом достижения цели. Чем тяжелее и дольше путь, тем слаще результат.

2. Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.

Уже в начале произведения мы знакомимся с бабушкой Вани. Шергин описывает ее, как очень добродушную старушку. Женщина умела находить индивидуальный подход к каждому человеку. С детьми она вела себя весело, дабы те улыбались и смеялись ей в ответ. С взрослыми людьми бабушка общалась рассудительно. Особенностью бабушкиных разговоров было то, что она любила использовать фольклор: пословицы либо строчки песен. Такая речь была по-особенному красивой и завораживающей. Женщина была человеком, что всегда готов помочь советом тем, кому это необходимо. При этом она никогда не навязывала свои слова, идеи, а давала возможность человеку принимать нужное решение самостоятельно. Поэтому можно с уверенностью сказать, что бабушка была очень умна и неимоверно мудра.

3. Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником?

В рассказе говорится, что Митя получил заказ от академии. Это была очень важная и ответственная работа. Ее начало сложилось хорошо. От радости Митя расслабился и чуть ли не нарушил сроки выполнения заказа. Но, к счастью, получив совет, он успел все сделать. Ваня, разговаривая с бабушкой, говорит, что Митя обычный паркетчик, ведь работает с паркетом. Он не знает, что просто положить паркет могут многие, а вот сделать с этих кусочков дерева красивый узор способен только мастер. А вот бабушка это прекрасно знала и понимала. Поэтому, она считала работу Мити произведением искусства, а его соответственно художником.

4. Что случилось с Митей? Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?

Заказ от академии был для Вити очень важной и ответственной работой. Поэтому он быстро принялся за работу и выложил угол столешницы. Ему так понравился полученный результат, что он целую неделю ходил под впечатлением и любовался им. Митя только воображал, какой красивой будет окончательная работа, но при этом не двигался дальше.

Вскоре он понял, что сроки «поджимают», а заказ не выполнен. Он даже начал плакать от такого осознания.

Но тут пришел на помощь мастер. Он дал Мите дельный совет, дабы тот не переживал, а спокойно и уверенно каждый день делал определенную часть работы. Митя сначала не верил, что это поможет, но все-таки убедился в этом. Заказ был выполнен вовремя.

Тут помогла и народная мудрость с уст бабушки. Ее смысл в том, что каждая спешка должна быть грамотно обдуманной.

5. Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения?

"Глаза страшатся, а руки делают" - смысл этой пословицы в том, что не нужно бояться работы, которая кажется трудной, долгой или невыполнимой.

Нужно ее делать, хотя бы не спеша. Именно тогда «запустится процесс» и работа может даже стать в удовольствие. Ведь, дело само по себе не сделается.

"Собирай по ягодке - наберешь кузовок" - смысл этой пословицы в том, что даже мелкой и медленной работой можно добиться большого результата. Многие дела требуют кропотливого и неторопливого отношения. Нужно иметь терпение, только тогда ты добьешься желаемой цели.

Я согласен, что Шергин с помощью пословиц выражал любовь к народному творчеству. Ведь они – основа народной мудрости.

Долгие века люди закладывали в пословицы свои философские взгляды. С их помощью можно отобразить всю красоту народной речи, моральные взгляды нации, изысканность языка.

Таким образом Шергин подчеркнул, что народная культура является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

6. Прочитай выразительно диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передай при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.

7. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит».

- Ты знаешь, что значит "Комар носа не подточит"?

- Да. Я именно так вчера убралась в квартире.

Мама меня похвалила.

- А я не знаю.

Просто случайно услышал это выражение, и стало интересно, что оно значит.

Расскажи мне, пожалуйста.

- Это значит идеально выполнить задание, какую-то работу.

Вот, например, вчера мама попросила убраться в квартире.

Я сделала все: сложила вещи, протерла везде пыль, подмела и вымыла полы.

Когда мама вернулась с работы, то сказала, что я молодец, квартира аж «блестит».

- Теперь я понял. Интересно откуда пошло это выражение.

- Я думаю, что оно пошло из наблюдений за миром животных, насекомых.

Комары же маленькие и могут пролезть в любую щель, то есть найти изъян.

А в надежно защищенное помещение комар не залезет.

- Я понял. Если «комар носа е подточит», значит выполненная работа не имеет недостатков.

- Совершенно верно.

Ответы к страницам 135 - 136 Рассказ "Цветок на земле" А. Платонов

1. Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Главный герой чувствовал себя одиноким.

Он постоянно грустил и тосковал из-за отсутствия чего-то интересного в жизни.

Ведь Афоня был не обычным ребенком, а невероятно любознательным.

Его отец служил Родине, мать целыми днями трудилась, а дедушка круглосуточно проводил время на печке.

Афоне хотелось с кем-то пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

2. Расскажи, как относится Афоня к своему дедушке. О чём он просил его?

Мальчик любит своего 87-летнего дедушку.

За свою жизнь он много наработался на земле.

Афоня часто упрашивает старичка не спать.

Ведь ему одиноко и скучно самому.

Еще он просит поведать ему обо всем, что Титу известно.

А какие вопросы ты задаёшь взрослым, о чём хочешь узнать?

Я часто спрашиваю у дедушек и бабушек об их детстве, о том, чем они занимались в молодости.

Спрашиваю, где они учились и какие были особенности обучения.

Также мне интересно слушать о разнице между нашими временами и теми далекими, когда старички еще были молодыми.

Это всегда очень интересные и захватывающие истории.

Ведь многое изменилось.

Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров.

Общение происходило совсем по-другому.

Были другие увлечения, занятия.

Сегодня существуют профессии и понятия, о которых в те времена даже не думали.

Не было такой разнообразности продуктов и не было многих возможностей, которые мы сейчас имеем.

Как по мне, это были достаточно сложные времена.

Но в них есть и свои плюсы.

Тогда люди намного больше общались, разбирались в людях, а сегодня многие из нас зависимы от компьютерных технологий.

Автор назвал Афоню добрым внуком, ты так же считаешь? Объясни свой ответ.

Афоня заботится о старичке, забирая из его бороды крошки; делает своеобразные подарки (гребень); даже иногда спит рядом с ним.

Поэтому, я думаю, мальчик действительно был добрым внуком.

Но при этом, в силу своего возраста и непонимания всех правил этикета,

Афоня иногда неуважительно общается со стариком.

Он заводит с ним тему о смерти, еще и в очень некрасивой форме.

3. О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

Тит рассказал о чудесах, которые творит голубой цветок.

Он поведал, что самое главное – это из мертвого создавать живое.

Именно такое умение имел тот самый цветочек.

О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

4. Нравится ли тебе Афоня? Представь, что ты повстречался с ним и хорошо его узнал. Расскажи о нем. Какой он:

Афоня неимоверно энергичный и любознательный мальчишка.

Он не мог сидеть на месте, его наполняла жажда узнавать нечто новое.

Именно поэтому он часто не давал покоя дедушке, показывая свою настойчивость.

Его интересовал весь окружающий мир, и это похвально в силу его возраста.

Мальчик расстраивается, когда не получает ответ на какой-либо вопрос.

Ему присуще быть вдумчивым и внимательным.

Ведь он пытается, как губка, впитать всю информацию, что ему предоставляется.

Также Афоня достаточно понятливый.

Ведь, когда Тит рассказал ему о цветке, то мальчик даже сам смог сделать определенные выводы, и задавал грамотные вопросики.

С таким ребенком интересно вести беседу.

Ведь, уже имея хороший багаж знаний, он способен рассказать много всего занимательного.

В его глазах виден ум и даже мудрость, что удивительно для столь молодого мальчика.

Также он умеет показывать упрямство и упорство.

Но они выражаются лишь в добрых намерениях.

Это из-за того, что Афоне не терпится узнать как можно больше всего интересного.

И это конечно же похвально.

Также, не стоит забывать, что Афоня является добрым ребенком, способным на теплые, искренние чувства.

Есть у него и негативные черты, которые выражаются в некоторых неуважительных разговорах с дедом.

Но причиной является его детская наивность и неосведомленность в правилах этикета.

5. Объясни, как ты понимаешь смысл таких слов: "Дед...погладил головку внука, посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле". О чем подумал дед?

Заглавие произведения можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

В нем действительно есть цветочки, что выступают истинными тружениками.

Но есть и другой цветок.

Это любознательный герой Афоня.

Несмотря на свой возраст, он осознает всю ценность природы.

Он понимает, что к жизни необходимо относится бережно.

При этом, сам еще растет, как и те полевые цветы.

Я считаю, что именно об этом думал Тит, когда гладил мальчика по голове.

Он наверняка видел в нем потенциал и осознавал, что не зря прожил жизнь, ведь у него есть достойный наследник.

6. Каким бы ты нарисовал цветок, о котором рассказал Платонов?
Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение. Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Я бы изобразил мальчика.

Ведь, как по мне, это главный цветочек, о котором хотел поведать писатель.

На моей иллюстрации этот ребенок сидел бы в траве возле обычного маленького полевого цветочка.

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.
Я думаю, рассказ имеет такое название, так как писатель сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка, который тяжело борется за свое существование.

Цветы, чтоб пробиться к свету преодолевают препятствия в виде мертвого песка и непогод.

Так и человек, чтоб добиться в своей жизни успеха, преодолевает множество различных преград.

Главное иметь настойчивость, силу воли и уверенность в достижении желаемого результата.

Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?
Этот рассказ о маленьком мальчике, который был удивительно любознательным.

Ему часто приходилось скучать, так как оставался он дома наедине с дедушкой.

Тот, в свою очередь, почти всегда спал.

Внуку это не нравилось, ведь он еще многого не знал и был наполнен кучей вопросов.

Мальчик любил своего дедушку, но в то же время его раздражала сонливость старичка.

Но как-то Афоне все-таки удалось вывести деда на прогулку.

Тогда он и узнал главную тайну: цветочек умеет с мертвого создавать живое.

Это и является главной мыслью произведения.

Ведь тот самый малыш тоже является своеобразным цветком.

Дед гордится им, так как видит в его глазах достойное поколение.

7. Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа «Цветок на земле».
С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

Текст от лица Тита следует читать медленно, сосредоточенно, сообщающим тоном.

Стоит делать паузы, показывать задумчивость пожилого человека.

Слова мальчика нужно говорить с быстрым, торопливым темпом.

В голосе может присутствовать раздраженность и некая требовательность.

8. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

1) Кто главный герой произведения?
2) Как Афоня относился к дедушке?
3) Почему дедушка Тит все время лежит на печке?
4) Как на Тита повлияла остановка часов?
5) Чем занялись дедушка с внуком?
6) Что увидели на прогулке Тит с Афоней?
7) Что дедушка рассказал о цветке?
8) Как Афоня относился к цветам?

Ответы к странице учебника 143 Рассказ "Еще мама" А. Платонов

1. О ком этот рассказ? Что тебе в нем понравилось? Обрати внимание на заглавие произведения. Как ты понимаешь его?

В этом произведении рассказывается о мальчишке, который впервые пошел в школу. Он очень боялся и не желал расставаться со своей любимой мамочкой. Первоклассник хочет как можно скорее вернуться домой, ведь вдруг там что-то случилось, а мама одна.

В школе с мальчишкой познакомилась учительница. Она видела волнение в глазах ребенка и успокоила его, сказав, что станет еще одной мамой.

Аполлинария Николаевна проявляет искреннюю заботу, учит первоклассника красиво выводить слово «Мама», которое невероятно ценное для него. Артем осознает, что женщина и вправду добрая, как его мамочка. Это вызывает доверие, и его сердце принимает учительницу, как еще одну заботливую маму.

Также она рассказывает, что в жизни будет еще много истинных мам. От такой идеи произведения и пошло его название.

Мне понравилось это произведение своим необычным сюжетом, добротой и некой теплотой. И, конечно же, оно очень забавное. Я с улыбкой читал о том, как вел себя мальчишка в первый учебный день. Также приятно наблюдать, что в нашей жизни действительно есть люди, забота которых напоминает материнскую.

2. Расскажи, как Артем собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?

Мальчик не хотел уходить из дома в новое незнакомое место, каковым была для него школа.

Он всеми силами оттягивал время и пытался убедить мамочку, что ему не надо туда ходить.

Мальчишка убеждал, что будет гораздо лучше, если он останется дома.

Когда мама вела ребенка за руку, он хотел вынуть ее.

Но у него это не получилось.

Причиной такого нежелания является то, что в школе Артему пришлось бы находиться без мамы.

А он был очень привязан к ней и думал, что ни она, ни он так не смогут.

3. Что ты можешь сказать об отношениях мамы и сына?
Какой наказ мама дала Артему? Прочитайте с другом диалог.

Видно, что главный герой очень любит родную мамочку.

И это, конечно же, правильно.

Мальчик сильно привязан к ней, поэтому без нее даже в школу ходить не хочет.

Он боится, что за время его отсутствия может случиться что-то плохое.

Будучи уже в школе, Артема не покидают мысли о маме.

Он беспокоится, что мама скучает по нему.

Его начинают посещать мысли об опасностях, что могут ей грозить пока сын в школе.

Значит, он готов защищать маму, несмотря на свой возраст.

Мама Артема тоже очень его любит, и желает мальчику только добра.

Она, понятное дело, не может оставить сына дома.

Но в ее словах видна уверенность в своем ребенке, она не сомневается, что у него все получится.

А в конце произведения маму берет гордость за Артема.

Она дает ему наказ учиться и расти большим.

4. Что приключилось с Артемом по дороге в школу?

Когда мальчик шагал в то самое, нежеланное для него место, на дорогу выбежал гусак и ущипнул его.

Артем решил, что эта птица дикая и даже живет с орлами.

Затем первоклассник наткнулся на лохматую собаку и посчитал ее за волка.

5. Расскажи, как Артем появился в классе. Что его беспокоило?

Когда мальчик встретил первых школьников, то принял их за неимоверных умников.

Это напугало еще неопытного первоклассника: он хотел бежать к маме, ведь, в отличие от этих детей, ничего не знал.

Но мальчик был замечен учительницей, и она завела его в классную комнату.

За парту Артем тоже боялся сам сесть, поэтому сидел рядом с учительницей.

Находясь в классе, Артем не отрывал глаз от окна, что показывает путь к дому.

Мальчик первый раз куда-то пошел без мамы и очень переживал по этому поводу.

Его посещали самые страшные мысли о том, что может случиться, пока он не с ней.

Мальчик боялся, что возможен пожар, и тогда мама умрет.

Но учительница успокоила мальчишку, сказав, что дом потушат другие люди и все будет хорошо.

6. Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?

Первоклассник уже в первый день показал успехи.

Мальчик остался в школе после занятий.

Учительница научила его писать очень ценное для него слово – «Мама».

Также Артем сумел каллиграфично написать «Родина», которая тоже является матерью.

7. Как автор относится к Артёму? Объясни.

Платонов с добротой и трепетом описывает поведение мальчика, его переживания и мысли.

Он показывает, что ребенок не по возрасту серьезен и заботлив.

Ведь Артем чувствовал ответственность за свою маму, поэтому очень не хотел оставлять ее одну.

Автор приводит пример, как ребенок может преодолеть свои страхи и переживания.

Несомненно, писатель любит своего героя, гордится им, и видит в нем настоящего человека.

8. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил? Запиши свой ответ в «Рабочую тетрадь».

Я считаю, что главная мысль этого произведения - жажда знаний, которая проявляется, когда начинаешь что-то изучать.

В нем поднята тема огромной любви и привязанности к матери.

А также умение ребенка преодолеть свои страхи и осознать, что в жизни есть и другие мамы, например первая учительница, Родина.

ГДЗ к странице учебника 153 Рассказ "Золотые слова" М. Зощенко

1. От чьего имени ведется рассказ?

Рассказ ведется от лица мальчика Миньки.

Это прототип маленького Зощенко.

Писатель решил поделиться с читателем своими детскими воспоминаниями, ведь из них можно извлечь много всего полезного.

2. Какие эпизоды рассказа заставили тебя улыбнуться? Перечитай их.

Впервые я улыбнулся, когда читал, как Ляля вмешивается во взрослый разговор.

В результате, начальник был очень обижен.

Все попытки исправить ситуацию только усугубляли ее.

Затем смешным является история с маслом, которое оказалось в стакане того же начальника.

Реакция мужчины на столь необычный чай была очень смешной, и отговорка детей тоже.

3. Как изменилось поведение Лели и Миньки? Почему это произошло?

Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили 2 месяца сидеть вместе с взрослыми за столом.

Когда Леле и Мине уже разрешили это, они ели, молча, ведь знали, что в ином случае папа разозлится.

Но расстроились ребята не сильно, так как еда пришлась им по вкусу.

Случилось так, что Минька уронил масло.

Он очень сильно начал переживать.

А Лельку в это время переполнял смех.

Когда масло было обнаружено начальником, дети смеялись.

Гости начали сильно возмущаться и требовали объяснений.

Тогда улыбка покинула Лелю и Миньку.

Дети назвали причину, по которой они не предупредили про масло - запрет говорить.

Папа ответил, что глупость не наказывается.

Тогда дети успокоились.

Они постоянно меняли свое поведение: могли веселиться, а могли быть серьезными.

Все зависело от ситуации.

4. Какие слова папа посоветовал "золотыми" буквами записать в своем сердце?
Как вы их понимаете? Обсудите с другом.

Папа дал детям такой совет:

Всё надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо

Я считаю, это значит, что каждая жизненная ситуация имеет свои особенности и их нельзя упускать из внимания.

Нужно ориентироваться на то, как сложилась ситуация и действовать соответственно, даже если придется нарушить какие-то правила.

В ином случае, можешь выглядеть просто глупо, что и произошло с Лелей и Минькой.

5. Объясни название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чем она заключается?

Рассказ был так озаглавлен, ведь его главная мысль заключается в словах папы, который учит детей тому, что нужно записать в своем сердце золотыми буквами.

Назвав так свое произведения, автор подчеркивает, что смысл рассказа именно в этом, и даже заранее подсказывает, о чем будет идти речь в произведении.

То есть, основная мысль – нужно всегда ориентироваться на сложившуюся ситуацию, и кроме указанных правил, пользоваться своим умом.

Это поможет избежать неприятных и глупых ситуаций.

6. Как "золотые слова" помогли автору стать счастливым человеком?

Прочитанный рассказ является автобиографическим. Автор признается, что понял всю ценность папиных слов уже с возрастом. Они помогли ему достичь успеха в работе, личной жизни и даже на войне. Писатель не следовал слепо правилам, которым его учили. Он задействовал свой разум. Это и помогло Зощенко стать счастливым.

7. Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясни почему.

Я считаю, что произведение является юмористическим. Ведь автор очень смешно и с иронией рассказывает о своих детских происшествиях. Многие моменты рассказа вызывают искренний смех и добрую улыбку. Наличие таких эпизодов и является причиной, чтоб рассказ отнести к юмористическим произведениям. Но стоит отметить, что за смешными ситуациями, скрывается ценная мораль, которая помогает читателю готовиться к взрослой жизни.

Ответы к Страница (ы) 163 - 164 Рассказ "Великие путешественники" М. Зощенко

1. Опиши главных героев рассказа. Сравни характеры Стёпки и Миньки.

Степка – энергичный мальчик, который жаждет приключений.

Его возраст не указан в рассказе.

Он имел организаторские способности, ведь именно он взял на себя подготовку к путешествию.

Также Степке присущи лидерские качества.

Его слушались и даже опасались спорить с ним.

Неизвестно, как бы сложилась судьба мальчика, если бы не вмешательство Лели.

Минька был более спокойным ребенком 6-ти лет.

Играть он, конечно, любил, но как-то быстро уставал, если приходилось иметь дело с трудностями.

Он, как и другие, слушался Степку.

Но под конец путешествия, мальчик уже был недоволен, что отправился в него.

В Миньке присутствует некая наивность.

Это выражается, когда он советует взять в поход нож, хотя это знали и без него.

В рассказе немалую роль играет и сестра Митьки – Леля.

Она на 2 года старше и заметно умнее.

Именно благодаря ей, история имена благополучный конец.

2. Расскажи, как каждый из героев проявил себя в путешествии. Кто из ребят тебе понравился?

Степка показал себя лидером, главнокомандующим.

Он не уставал и показывал дорогу другим.

Был лишь один момент, когда мальчик начал унывать: когда ему не удавалось отыскать солнце, чтоб создать огонь.

Во время путешествия Минька упал в канаву и получил осиный укус.

Но все это он перенес достаточно стойко и мужественно.

При этом ночь среди лесных просторов пугала мальчика.

Также Минька, как пишет автор, уже к вечеру начал «скулить».

Лелька показала себя умной и находчивой.

Благодаря изобретательности девочка смогла обхитрить Степку, и они вернулись домой незаметно для него самого.

3. Чем закончилось путешествие ребят?

Степка из-за своего упрямства желал двигаться дальше.

Но Лелька понимала, что нужно возвращаться домой.

Тут помогла ее находчивость.

Дети развернули своего «лидера» пока он спал.

Поэтому на утро Степка повел Лелю и Миньку обратным путем, который шел к дому.

Благодаря такой хитрости, дети благополучно добрались домой.

К счастью, родители только узнали об их исчезновении и не успели испугаться.

4. Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как ты произнесешь эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием?

Герои произведения, как и настоящие путешественники, решили отправиться в кругосветное путешествие.

Но в отличие от взрослых, наши путешественники даже не представляли, какие трудности могут случаться на столь тяжелом и долгом пути.

Они захватили с собой кучу ненужных вещей, немного еды и три рубля.

Но дети даже не догадывались, что с таким запасом далеко не уйдешь.

Я думаю, что автор с легкой насмешкой относится к такой идее, поэтому дал своему произведению ироничнее название.

Но, кроме иронии, в этих словах звучит гордость.

Ведь детям все-таки удалось пройти большой для них путь, они даже в лесу провели ночь.

К тому же, ребята не растерялись, а благополучно добрались домой.

5. В каком предложении заключена главная мысль рассказа? О чем важном хотел рассказать Зощенко? Обсудите с другом.

Герои произведения решились на путешествие, которое могло иметь плохие последствия.

Читателю, конечно, сразу понятно, что дети далеко не зайдут.

Но при этом, даже за такое короткое время они могли пострадать.

Ведь в лесу можно заблудиться, растеряться и запаниковать.

А родители даже не знали, куда ушли их дети.

Минька, когда попал в канаву, мог бы себе что-то сломать.

Не думаю, что Леля и Степа умели предоставлять первую медицинскую помощь.

Осы тоже представляют собой опасность.

Хорошо, что такой необдуманный поступок имел благополучный конец.

Поэтому главная мысль выражена в словах автора:

«Все хорошо, что хорошо кончается».

Зощенко учит читателя, что каждый поступок должен быть тщательно обдуман.

Нельзя в таком возрасте покидать дом, не спросив родителей. Ведь, если что-то случиться, они даже не смогут помочь.

6. По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим?

Этот рассказ наполнен смешными ситуациями.

Очень забавным образом проходят сборы в «великий поход», который в итоге ограничился соседним лесом.

Даже сама по себе идея путешествия является довольно-таки комической.

Разговоры ребят, которые обсуждают дальнейшие действия, тоже вызывают самый искренний смех.

Ведь они уже думают, как поступать с индейцами и как искать еду.

И непосредственно во время похода, дети тоже веселят читателя: то Минька в канаву упадет, то Степку во сне перевернут.

7. Восстанови порядок событий. Подумай что произойдет, если их порядок в рассказе нарушится. Составь план и перескажи эту историю.

Если бы порядок событий нарушился, то рассказ потерял бы многий смысл.

Можно поменять лишь встречу детей с родителями.

Если бы она произошла в начале, то поход бы сразу отменился.

Также можно поставить этот пункт в середине.

Это в случае, если бы родители раньше узнали про отсутствие ребят.

Тогда они бы отправились на их поиски и могли найти до того, как дети сами решили вернуться.

План:

1) Степа решает доказать, что Земля круглая

2) Подготовка к походу и отправление

3) Происшествия с Минькой

4) Ночевка и Лелькина идея

5) Дорога домой

6) Встреча с родителями

7) Наказание Степки

Митька не мог поверить, что земля круглая.

Поэтому Степа захотел доказать ему это, и дети решили отправиться в кругосветное путешествие.

С ними согласилась пойти и сестра Миньки – Леля.

Дети собрали с собой кучу разных вещей: тарелки, вилки, ложки, карандаши, одеяла и так дальше.

Еще прихватили немного еды и три рубля.

Тащить такую тяжесть было нелегко, поэтому делали они это по очереди.

Но как-то Минька упал на мешок и все там поломал.

Но это не единственное приключение, что случилось с ним.

Он и в канаву падал и страдал от жала осы.

Уже потемнело, и дети улеглись спать.

Пока Степа спал, у Лели появилась идея: перевернуть мальчика, чтоб на утро он повел детей в обратную сторону.

Так и сделали.

Наутро Степа не понял о выходке его друзей, и дети дружно шагали уже к дому.

Так они благополучно добрались в родные края.

Родители Миньки и Лели как раз вернулись домой.

За выходку детей, они думали их наказать, но вскоре отказались от этой мысли.

А Степку заперли в бане вместе с собакой, которая тоже путешествовала.

Но на следующий день дети опять начали играть все вместе.

Ответы к странице учебника 169 Рассказ "Федина задача" Н. Носов

1. Что тебе понравилось в рассказе Носова? Прочитай самые интересные эпизоды рассказа выразительно. Вызывают ли они у тебя улыбку, смех?

Мне нравится, как писатель описывает Федину "технику" выполнения домашнего задания.

Место того, чтоб вникнуть в суть задачи, мальчик включает концерт, что идет по телевизору и периодически его комментирует.

Такая картина смотрится очень реалистично, ведь даже я когда-то так делал.

Читать о таком без улыбки невозможно.

Плохо, что задача осталась не решенной.

Это еще раз подтверждает, что делать два дела одновременно не стоит.

Лучше сначала полностью сосредоточиться и сделать задание, а уже потом со спокойной душой отдыхать.

2. Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи основную особенность юмористического рассказа.

Несомненно, этот рассказ – юмористический.

Ведь, читая его, часто на лице появляется улыбка и хочется искренне смеяться.

Забавно наблюдать, как мальчик радуется тому, что никто не будет его отвлекать от выполнения уроков.

При этом он сам себе мешает делать их.

Он, то комментирует концерт, то просто подпевает.

Понятно, что таким образом задачу выполнить не удастся.

Каждый новый исполнитель вызывал у Феди какую-то реакцию.

В итоге мальчик так и не сосредоточился.

Автор высмеивает такой подход к выполнению школьных заданий и показывает, что он не дает хороших результатов.

Хотя это касается не только различных домашних заданий.

Если ты берешься за какое-то дело, то не надо отвлекаться на другие.

Сначала следует закончить одно, а затем переходить к остальным.

3. Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре? Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?
Представьте их встречу, разыграйте сцену с друзьями. Подумайте, какой разговор состоится между ними.

Федя хотел, и развлекаться, и задачку решить.

Первое у него получилось, а вот решение задания мальчик так и не нашел.

Вот и пришлось ему просить помощи Юру, что был его другом.

Я думаю, что Юра сможет найти решение задачи в случае, если не будет поступать так, как Федя: делать одновременно несколько дел.

Ведь Федин подход никому не принесет желаемых результатов.

Разговор мальчиков Феди и Юры из рассказа Носова "Федина задача":
- Юра, я всю голову изломал, но никак не решается эта странная задача, что дали в школе. Сделай с ней что-нибудь, пожалуйста.

- Дай-ка я посмотрю. Что там за космическая задача?

- Вот. Мне кажется, что она вообще неправильная и решения не существует.

- Что за выдумки? Она совсем простая. Сейчас вмиг решу и объясню всю ее суть.

- Хорошо, спасибо!

(проходит несколько минут)

- Юра! Мне скучно сидеть и ждать. Давай включим радио, послушаем, что там идет.

- Нет, Федя. Ты что? Это же будет отвлекать меня. Нельзя так. Сначала надо сделать дело, а потом развлекать, веселиться и так дальше.

- Тю! А я могу и уроки делать, и музыку слушать. Совмещаю приятное с полезным.

- Я заметил! (На лице Юры показывается ироничная улыбка) Это не так называется. Ты хочешь поймать одновременно два зайца. Это успеха не предвещает.

- Может ты и прав. А давай я еще раз попробую решить задачу.

- Точно. Давай параллельно решать.

(Федя тоже садится делать задание)

- Ура! Решил! Она и вправду совсем простая.

- Вот видишь, я же говорил. Достаточно просто сосредоточиться.

4. Почему автор озаглавил свой рассказ "Федина задача"? Какую задачу, по мнению писателя, должен решить мальчик? А ты догадался?

Название произведения можно рассматривать не только в прямом, но и в переносном смысле.

Прямой: главный герой и вправду пытался решить школьную задачу, но ему мешал концерт, который мальчик поминутно комментировал.

Переносный: перед Федей стояла и другая задача – научиться делать одно, самое главное дело и лишь после этого заниматься остальными.

Именно это хотел подчеркнуть автор.

И только эта задача полностью принадлежит Феде.

Хотя, я считаю, многие школьники страдают от аналогичной задачи.

Даже я когда-то имел привычку включать телевизор.

Казалось, что так веселее, но вскоре, я заметил, что результативность падает.

Автор учит читателя не допускать подобных ошибок.

Ведь таким образом, мы тратим больше времени на выполнение домашних заданий.

И это в лучшем случае.

В худшем - в итоге, их вообще можно не выполнить.

5. Найди в библиотеке сборник рассказов Н. Носова. Какие другие рассказы для детей вошли в эту книгу? Составь список.

  1. Мишкина каша
  2. Дружок
  3. Телефон
  4. Бенгальские огни
  5. Тук-тук-тук
  6. Огородники
  7. Приключения Толи Клюквина
  8. Про Гену
  9. Клякса
  10. Федина задача
  11. Находчивость
  12. Наш каток
  13. Замазка
  14. Фантазеры
  15. Живая шляпа
  16. На горке
  17. Саша
  18. Ступеньки
  19. Метро
  20. Огурцы
  21. Карасик
  22. Автомобиль
  23. Заплатка
  24. Шурик у дедушки
  25. И я помогаю

В книгу «Ступеньки» Николая Носова вошли произведения:

  1. Леденец
  2. Затейники
  3. Замазка
  4. Ступеньки
  5. Заплатка
  6. Огурцы
  7. На горке

Еще я нашел в библиотеке книги «Веселая семейка», «Приключения Незнайки», «Витя Малеев в школе и дома». Это повести Н. Носова.

ГДЗ к странице учебника 172 Рассказ "Телефон" Н. Носов

Телефон Носов Как ты общаешься с друзьями по телефону?
О чём вы говорите? Придумайте диалог. Разыграйте его в лицах.

Со своими друзьями я общаюсь по телефону на различные темы.

Иногда мы делимся впечатлениями от прошедшего дня, иногда обсуждаем домашнее задание либо делаем его вместе.

Бывает планируем встречу либо поход куда-то, комментируем просмотренный фильм, либо программу, говорим о погоде, пейзажах, музыке.

Со своим лучшим другом мы общаемся о своих планах, мечтах, целях.

Это могут быть, как длинные разговоры, так и совсем короткие.

Бывает, что мы просто молчим в трубку.

Пример общения с другом по телефону для 3 класса.
- Алло, приветик!

- Приветик!

- Чем ты сейчас занимаешься?

- Выполняю домашку по литературному чтению. А ты?

- Я тоже. Ты какое задание делаешь?

- Пока читаю стихотворение "Слон" Саши Черного.

- Я уже прочитал и думаю как сочинить собственную смешную историю про слоненка.

- Получается?

- Не очень... Как-то все грустные выходят...

-А ты представь рассеянного маленького слона и подумай какие приключения могли бы с ним произойти. С рассеянными всегда происходят смешные истории.

- Действительно! Сейчас представил рассеянного слоненка, и у меня появилась идея одного смешного случая! Спасибо!

- Пожалуйста! Всегда рад помочь советом другу!

- Сейчас запишу историю и перезвоню, расскажу.

- Давай, пока. Тоже буду писать.

- Пока! Созвонимся!

Ответы к Страница (ы) 172 Проверим себя и оценим свои достижения

1. Какие рассказы Носова ты читал?
Какой из них тебе запомнился? Почему?

Я читал все произведения Носова в учебнике - это "Федина задача", "Живая шляпа" "Затейники" и "Телефон", а также серию "Приключения Незнайки", "Мишкина каша" и так далее.

Мне запомнились все прочитанные произведения, потому что каждый из них вызывал у меня искренний смех.

Они забавные и увлекательные.

Читая рассказы, я ставил себя на место героев и вместе с ними проживал эти веселые события.

Произведения Носова читаются очень легко и учат полезным вещам, про которые ранее читатель мог не задумываться.

Теперь я точно не буду пытаться делать одновременно несколько дел, и всегда буду бережно относиться к вещам, особенно совместным.

Кроме произведений, что есть у нас в учебнике, я читал о приключениях Незнайки.

Считаю, что это самая увлекательная книга со всех, что я читал.

Она наполнена комическими историями, веселыми приключениями.

Ее герои добродушные и очень похожи на реальных людей.

Но а герои рассказа "Мишкина каша" так смешно варили кашу, что смеялся не только я, но и моя бабушка, когда я прочитал ей эту книгу.

2. Кто является главными героями его произведений? Хочется ли тебе еще раз встретиться с ними?

Носов знакомит нас с обычными детьми. Каждых из них имеет свой оригинальный характер.

Как и все люди, они могут веселиться и радоваться, а могут ошибаться и учиться на этих ошибках.

Простота произведений писателя позволяет "перенестись" туда, к этим героям, и вместе с ними переживать события рассказов.

Я бы с удовольствием встретился с героями еще раз. Ведь они не только заставляют искренне смеяться, но и учат многим полезным вещам.

3. Как ты думаешь, Носов писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чем его рассказы?

Я считаю, что писатель хотел в такой шуточной, увлекательной форме научить читателя важным жизненным правилам.

Его произведения учат, как можно поступать, а как не стоит.

Они показывают последствия тех или иных поступков и заставляют читателя задуматься над своим поведением.

Благодаря тому, что такая «наука» одновременно является интересной и смешной, ее хочется перечитывать вновь и вновь.

Рассказы хорошо запоминаются, ведь наполнены «яркими» моментами.

Благодаря этому их мораль навсегда остается в сердце и памяти читателя.