Страница (ы) 45-56 Поэтическая тетрадь 1

Страница (ы) 46 Саша Черный.

Стихотворение "Что ты тискаешь утенка..."

1. Как поэт убеждал малыша не тискать утёнка? Прочитай.

Ты представь такую штуку, -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой со скуки
Поиграть бы в свой черед?

2. Объясни смысл следующих строк: "Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь – и капут".

Поэт имеет в виду, что руки («лапы») человека, в данном случае малыша, слишком большие и сильные по отношению к утенку. Если немного не рассчитать силу и сильнее прижать, можно просто-напросто покалечить либо вовсе убить маленькое беззащитное существо.

3. Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно, что-то советует?

Автор ругает маленького мальчика, но делает это по-дружески. Он приводит пример, чтоб мальчик наглядно понял и осознал, каково утенку в его руках. Автор советует малышу не делать так, а лучше отнести утенка к маме.

4. Это стихи веселые или грустные?

Хоть автор и ругает героя, стихотворение скорее веселое, потому что в нем приводится шутливый пример с бегемотом и это вызывает улыбку.

Стихотворение "Воробей"

1. Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Каким ты представил себе воробья? Помогли ли тебе в этом выразительные слова (эпитеты) серый, юркий и сравнение словно мышка? Как ты понимаешь слова глазки — бисер?

Уже с первых строк произведения, я вижу крошечное, немного неуклюжее, серенькое существо. Эпитет дает мне возможность нарисовать в воображении цвет воробья и характерные ему увертливость, неуловимость, скорость. Ведь мыши именно так выглядят и ведут себя. «Глазки -бисер» говорит о том, что воробей имел малюсенького размера и блестящие, как стеклышка, глазки. Если автор обратил на них внимание, значит они очень яркие, и являются «изюминкой» маленькой птички.

2. Еще раз прочитай стихи, прислушайся к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?

Автор использует ритмичные, обрывисты фразы «прыгай», «ну-ка». Это показывает, как воробей передвигается неуверенно, делает небольшие прыжки. «Еще немножко» описывает характер воробья, который настороженно относится к человеку и поэтому не решается близко к нему подойти. «Фурх!» показывает, что птичка быстро и неожиданно взлетает.

3. Как поэт относится к воробью? Обрати внимание, как он его называет.

Автор с теплотой и трепетом обращается к маленькой птице. Он ласково называет воробья пичужка, хочет с ним дружить. Злится на снег, который «обижает» птичку. В конце стихотворения поэт расстроен и возмущен, что воробей улетел. Можно сказать, он даже обижен на него за это.

Стихотворение "Слон"

1. Что необычного в изображении слона?

Необычным является то, что маленький мальчик смог усадить в клетку большого слона. На самом деле такого не бывает и не может быть, поэтому такие слова автора удивляют и забавляют.

2. Прочитай в лицах разговор слона с малышом. Определи, шутливым или серьёзным то ном надо читать эти стихи.

Это произведение нужно читать в шутливом тоне, так как малыш шутит со слоном и предлагает ему поиграть с новой игрушкой - бархатным слоном.

3. Попробуй рассказать веселую историю про слона или сочини небольшое стихотворение о нем. Запиши его план в «Рабочую тетрадь».

   Маленькая Оля пошла с родителями в цирк на представление. В нем выступали клоуны, фокусники, жонглеры, обезьяны и тигры, голуби и змеи. Но наибольший восторг девочки вызвал красивый, талантливый слон. Он так прелестно танцевал и играл в мяч, что Оля привстала и не садилась все его выступление. Когда оно закончилось, девочка громко хлопала в ладоши и уверенно сказала: «Я заберу его себе!». Так она и сделала.
   Она отвезла слона к бабушке в деревню и осталась у нее жить на все лето. Слон стал для Оли настоящим другом. Они вместе рисовали, играли в мяч, ходили на речку, помогали бабушке убирать грудку. Когда закончились каникулы, Оля хотела отвести слона в школу. Но, к сожалению, ей отказали. Директор сказал, что в их школе учатся только дети, и он не может сделать такого исключения. Оля расстроилась, но ничего поделать не могла.Она отвела слона обратно в цирк.
   Каждый день после школы девочка бегала навещать своего друга. Оля не пропустила ни единого выступления своего любимого слона. Всегда поддерживала и переживала за него, чтоб невзначай он не забыл движений танца, либо не упустил с хобота мяч. Но талантливый слон никогда не подводил ожиданий своей подруги.
   Когда Оля выросла, то тоже стала цирковой артисткой. Теперь она намного больше времени проводила со слоном. Все их выступления проходили «на ура». Оля чувствовала себя самой счастливой на свете. Вот такая бывает крепкая дружба!

Веселая история про слона "Там, где хобот, там перед!"

   Эта история случилась с одним очень рассеянным слоном Пашей и научила его быть внимательным. Как-то утром слон Пашка просыпается и как обычно не причесываясь и не смотря в зеркало решил выйти погулять на улицу.
   Вышел слон, идет по улице и что-то неудобно ему идти - лапы ему мешают. Странно - подумал слон Пашка - никогда со мной такого не было, чтобы мне лапы мешали, но шел дальше. Дошел он до речки и захотел попить водички. Сунул хобот в речку, а водичка в хобот не набирается. Странно - опять подумал слон Пашка - никогда со мной такого не было, чтобы вода в хобот не набиралась... Как же я теперь пить буду? - испугался слон Пашка.
   Тут Пашка слышит голос своего друга крокодила Митьки:
- Пашка привет! Ты чего это задом наперед ходишь и хвост в реку суешь? Это у тебя игра какая-то? Давай и я в нее поиграю!!! Ого! - подумал слон Пашка - это что я с утра не заметил, что на реку пошел задом наперед? - Вот это да!!! Совсем я рассеянный стал.
   Повернулся слон Пашка передом к речке, опустил хобот, попил воды и решил, что он больше никогда не будет таким рассеянным, и всегда утром будет умываться и смотреть в зеркало, чтобы опять не перепутать зад с передом.

План веселой истории про слона Пашку:

1) Рассеянный слон Пашка.
2) Вода в хобот не набирается и лапы мешают идти.
3) Замечание крокодила Митьки.
4) Слон Пашка берется за ум.

4. Обсудите с другом произведения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Главными героями прочитанных произведений являются животные. В них присутствуют и люди. Таким образом, автор хочет показать нашу связь с животным миром, научить правильно с ним обходится, ценить, уметь любоваться и замечать столь прекрасные особенности каждого животного. Такая мысль присутствует в каждом стихотворении этого раздела. К тому же все они забавные, веселые, пронизаны легкостью и добротой. Саша Черный пишет простым непринужденным языком, что позволяет легко запоминать его стихи. Он с теплотой и трепетом относится к животным и это очень заметно. Автор называет их ласковыми словами, жалеет и восхищается ими.

Александр Александрович Блок.

Стихотворение "Ветхая избушка"

1. Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил? Запиши в «Рабочую тетрадь»

Бабушка смотрит из окна на своих внуков, которые играют со снегом. Потом  бабушка с внуками пьют за столом чай, смотрят в окно, где наступает весна, ярко светит солнце и тает снег.

2. Поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Объясни.

Блок радостно описывает увиденное. Он использует слова, которые передают веселый настрой детворы, занимательность их забав. Автор ставит восклицательные знаки, которые показывают, что некоторые строки стихотворения нужно читать с повышенным голосом, это говорит о бодром настроении. Возможно, у поэта и присутствует нотка грусти по уходящей зиме, но, видно, что и весну он встречает с радостью.

3. Выбери эпизоды, где изображены картины зимних забав детей. Как ты думаешь, какое настроение у ребят? Подтверди свой ответ выборочным чтением.

Зимние игры деток детей в стихотворении Блока состоят из катания на быстрых санках и строительстве снежного дома. Поэт рассказывает о том, что дети смеются и бегают, а это значит что настроение у них чудесное!

Стихотворение "Сны"

1. О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия. Вспомни и запиши их названия в «Рабочую тетрадь»

О сказках А.С. Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,  «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

2. Какие сладкие сны снились мальчику? О чем они? Какие сны снятся тебе? Расскажи.

Сны мальчика были наполнены захватывающими сюжетами сказок. Там и царевна, и богатыри, и кони. Их всех порождали рассказы няни. Мальчик представлял, как конник мчится за спящей царевной, как он сражается со змеем. Это отрывки из сюжетов сказок Александра Пушкина.

Мне редко снятся сны. Обычно это сны про школу или про друзей, как мы вместе придумываем разные игры.

3. Какое стихотворение Сурикова напомнило тебе произведение Блока?

В строках своего стихотворения "Сны" автор вспоминает свое детство. Поэтому мне кажется, что есть аналогия с произведением Сурикова "Детство".

Стихотворение "Ворона"

1. Перечитай первые две строки стихотворения. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

В начале стихотворение поэт изображает птицу с помощью очень яркого эпитета - лохматости вороны.

2. Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? Найди нужные строки.

"... Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком..."

3. Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Обрати внимание на вопросительное предложение.

Автор детально описывает поведение вороны. То, что птица посмотрела на землю искоса («боком»), хорошо отражает ее любопытную натуру. К тому же, после этих строк, поэт сразу пишет вопросительное предложение. Оно подчеркивает внимательно устремленный взгляд вороны, которая пыталась распознать в траве что-то полезное для себя, возможно, еду.

4. Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Ворона испытывает радость от прихода весенней поры. Теперь и дышится ей легче, и больше не придется голодать и холодать. Такое состояние отражают последние строки произведения. Восклицательное предложение показывает, что это радость является действительно очень сильной.

"... И уж так - то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно...!"

5. Какой ты представляешь ворону?

Я представляю ворону любопытной черной птицей. Она растрепанная и обессиленная после зимы. Но потепление бодрит и радует ее. Еще немного и ворона окрепнет под влиянием долгожданной весны.

6. Как ты понимаешь строку «А уж в воздухе – вешние звоны»?

Я думаю, что поэт имел в виду звон капель, что падают с деревьев, домов. Также это могут быть звонкие потеки подснежных ручейков.

Сергей Александрович Есенин

Стихотворение "Черемуха"

1. Неторопливо перечитай стихотворение Есенина. Какие строки тебе особенно понравились, запомнились?

В этом произведении мне понравились строки о зелени, которая сияет в серебре.

После прочтения я сразу представляю весеннюю траву, которая утром серебриться на солнце из-за утренней росы.

2. Какая картина возникает в твоем воображении, когда ты читаешь строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли тебе сравнения? Почему?

Читая эти строки, я представляю молодую черемуху, на которой появляются первые цветочки. Их извивистая форма напоминает кудри. Также я представляю майское солнце, которое освещает прекрасное дерево, ведь именно в мае черемуха распускается.

3. Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей?

"... Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет ..."

4. Как ты думаешь, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

Я думаю, поэт хотел показать, что у природы есть своя определенная жизнь. Она по-своему интересна и необычна. Природа общается между собой, в данном случае ручей напевает черемухе песни. У них свой язык, своя культура, свои занятия и увлечения. Их нельзя сравнить с человеческими, но при этом, природа тоже живая.

5. Мысленно остановись у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог тебе услышать, почувствовать, представить?

Благодаря произведению Есенина, я представляю всю красоту ветвей черемухи, ее соцветий; чувствую духмяные запахи, которые создает молодое дерево; слышу звон кристально чистого ручейка; наблюдаю за ярким, теплым солнцем. Прекрасная картина!

6. Сделай иллюстрации к стихотворению "Черёмуха". Найди выразительные слова (эпитеты), которые помогут тебе в этом.

Ответы к страницам 56 Проверим себя и оценим свои достижения

1. Как ты думаешь, что общего в стихотворениях Саши Чёрного, А. Блока, С. Есенина?
Выбери ответ:

V поэты любят Родину, природу.
V сьтихи красиво написаны.

2. На какие группы по темам ты мог бы разделить прочитанные произведения? Объясни почему.

1) О животных
2) О природе
3) О детях

Потому что, например С.Черный, описывал забавные истории из жизни животных. Блок писал о детях, их забавах, снах. Также он рассказывал о вороне, которая радуется приходу весны (я думаю, что это произведение можно отнести и в первую, и во вторую группу). Есенин изображал прекрасную природу, воплощением которой в его стихотворении стала черемуха.