Страница (ы) 57-108 Люби живое

ГДЗ к Страница (ы) 59 Рассказ "Моя Родина" М. Пришвин

1. О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Важны ли они для писателя? Почему?

Пришвин рассказывает, как когда-то в детстве он встал до рассвета, и мама угостила его чаем с молоком. Молоко было особенно вкусным, поэтому маленький Пришвин и дальше начал вставать рано. Это стало важной привычкой, что очень пригодилась ему в жизни. Ведь таким образом, автор успевал сделать много работы еще до того, как весь мир проснется. Такой режим прибавляет жизненных радостей, счастья, а главное – здоровья. Писатель рассказывает, как после чаепития он ходил охотиться. Пришвин описывает свои наблюдения за природным и животным миром и дает советы читателям, делая акцент на том, что для человека Родина является неотъемлемой частью жизни.

2. Прочитай предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.

Мне кажется, что "охота" Михаила Пришвина заключается в том, какие чудеса природы он находит.

Этому можно найти подтверждение в тексте следующей цитатой: Моя охота была и тогда и теперь - в находках.

3. Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединяет в одном рассказе.  Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? Обсудите с другом.

Слова мама, солнце, природа, Родина - воплощение родины человека. Ведь Родина - это не просто территория, на которой рождается каждый из нас. Родина – это и родимая матушка, и небо над головой, и солнышко, и звезды, и ручьи, и лесные просторы, и весь животный и природный мир, что есть на родной земле. Поэтому Пришвин так и назвал свой рассказ. Ведь в нем он описывает все то, что является неотъемлемой частью Родины.  Даже чай с ароматным молочком – частичка Родины писателя.

4. Определи основную мысль рассказа.

Я думаю, что автор хотел донести мысль о том, что нужно оберегать, ценить и любить природу. Ведь, как ты относишься к природе, так ты относишься к Родине. Поэтому настоящий патриот, обязательно будет охранять мир, что его окружает.

5. Как ты думаешь, слова "природа" и "Родина" имеют общий корень?

Да. Природа родного края - это и есть Родина любого человека. Пример однокоренных слов слова "Родина" - родимый, родители, зарождение , они имеют корень "род".

6. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о том, как ты летом был в лесу. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План:
1) В гостях у бабушки
2) За грибами
3) Очарование леса
4) Бабочки

Летом я отдыхал в деревне у бабушки. Деревня расположена рядом с лесом.
Бабушка взяла меня с собой по грибы. Идем и любуемся красотами природы. Бабушка листву разгребает и грибы находит. тут и белые грузи, и подберезовики в коричневых шапочках, и разноцветные сыроежки.
А взглянешь вверх, и видишь высокие белые стволы берез. Длинные ветви с зелеными листьями свисают почти до самой земли. Так очаровал меня этот лес, что я забыл о грибах.
Вдруг мне на корзинку села красивая желтая бабочка. Я не двигался, чтобы не спугнуть ее, но она улетела. Меня позвала бабушка и мы вернулись в деревню.

Другой вариант рассказа смотрите в ответах к рабочей тетради в теме "Люби живое"

Ответы к страницам 66 - 67 Сказка "Листопадничек" И. Соколов-Микитов

1. Почему Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе?

Причиной такого названия является то, что зайчиха родила в осеннюю пору года, когда уже осыпалась листва. Вот и получили все три зайченка такие имена. Главным героем стал один из них. Именно о нем и говорится в названии произведения.

Другие названия: «Приключения Листопадничка», «Зайчишка и его друзья», «Находчивый зайка», "Зимние испытания", "В погоне за теплотой", "Маленький, да удаленький", "Отважный зайчик".

2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Маленький зайка мечтал отправиться в теплые страны. Он не раз видел, как большие птицы учат своих детей летать, чтоб те смогли туда попасть. Также он был свидетелем того, как и все остальные зверьки готовятся к приходу холодной поры. Зайчишка боялся, что вместе со своей семьей может просто замерзнуть лютой зимой. Также зайчишка наблюдал, как у всех животных идет подготовка к суровой поре, они прячутся в свои домики, собираются спать. Он опасался, что зима принесет для него скуку и одиночество.

3. Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

По пути в теплые места зайчишка встретил семью бобров. Они были очень трудолюбивы и быстро строили себе жилье, чтоб перезимовать. Их хатка не очень понравилась маленькому Листопадничку. Там было не так светло, как в лесу, где привык жить зайчик. А еще сыро и не достаточно тепло. Но Листопадничку пришлось остаться, так как бобры уже достроили хатку, и чтоб выйти, пришлось бы нырнуть в ледяную воду. Зайчишка же еще не научился плавать. Поэтому и не решился на такой поступок, а просто остался жить у своих новых друзей.

4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.

В хатку бобров пытались пробраться разные злые животные. Среди них и коварная рысь, и хитрая лисица, и росомаха, а выдре даже удалось повредить жилище. Это очень пугало маленького зайчишку. Но, к счастью, бобер умел прогнать непрошеных гостей. Листопадничек частенько грустил по своей любимой маме и по теплому гнездышку, которого ему так не хватало.

5. Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?

Пришла весна, а за ней и сильное наводнение. Оно разрушило обитель бобров, что уже была повреждена выдрой. Бобер хотел помочь Листопадничку спастись, но из-за скользкого хвоста ему это не удавалось. Зайчишка смог сам выбраться из воды, и быстро побежал к болоту. Там он наконец-то увиделся с мамой и согрелся в родном гнездышке. Листопадничек поведал другим зайцам о своих необычных путешествиях. С того времени его называют отчаянным храбрецом.

6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.

Мне кажется, писатель хотел показать, что родной дом самое уютное место. А также хотел донести до читателя, что если уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость. Это поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.

7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?

Мечтательным, добрым, трудолюбивым, храбрым, отчаянным.

8. Представь себя в роли зайчика - Листопадничка и расскажи о своем путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?

Я родился осенней порой, на болоте. Вместе со своей семьей каждое утро наблюдал за взрослыми журавлями, которые учили своих детей летать. В те моменты мне тоже очень хотелось этому научиться. Ведь приближалась зима, а я боялся, что замерзну на холодном болоте. Когда улетели журавли в теплые страны, то страх еще больше овладел мною. Поэтому я решил отправиться вслед за ними. Когда я перебегал лес, то встретил бобров. Они делали себе хатку на зиму. Я зашел осмотреть ее. Там было темно и прохладно. Поэтому мне не очень хотелось здесь оставаться. Но, к сожалению, я уже не смог вернуться обратно. Бобры достроили жилище, и надо было прыгать в воду, чтоб попасть наружу, а плавать я не умел. Вот и пришлось мне остаться зимовать с бобрами. Всю зиму я помогал кормить и воспитывать малышей. Мне было не комфортно, не хватало маминой ласки и теплого гнездышка. К тому же, постоянно приходили непрошеные гости. Они очень пугали меня, но смелый бобер умел с ними справиться. Но злая выдра таки смогла испортить хатку. Из-за этого весеннее наводнение снесло плотину. Чтоб спастись, надо было переплыть воду. Бобер пытался помочь мне, но я никак не мог ухватиться за его скользкий хвост. Было очень страшно. Но я победил свой страх и сам поплыл к берегу. Затем я быстро побежал к родному болоту. Как же было радостно вновь увидеть родную маму, согреться в родном гнездышке. Наконец-то я смог как следует выспаться. На следующий день я рассказал всем зайцам на болоте о своих нелегких происшествиях. Они с восторгом слушали мою историю. С того времени все уважают мою смелость и находчивость.

План пересказа:

1. Наблюдения за журавлями
2. Путешествие в теплые места
3. В гостях у бобров
4. Нелегкая зима
5. Наводнение
6. Родное болото
7. История о необыкновенных приключениях

Я перескажу подробно те моменты, что больше всего показывают эмоции и переживания Листопадничка. Ведь они отображают характер зайчишки, его детские страхи, а также смелость и находчивость.

9. Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.

Я думаю, Соколов-Микотов имел возможность видеть рождение зайцев, подготовку зверей к зимней поре, перелет птиц в теплые страны. А общение зверей, жизнь зайчишки в домике бобров и все его переживания - скорее фантазия писателя. Животные не умеют разговаривать и автор не смог бы заглянуть в жилище бобра, чтоб описать то, что отображено в его произведении. Тем более, переживания, мысли и мечты зайчишки никак нельзя узнать в реальном мире. Человек только издалека может наблюдать за поведением зверей. А что творится у них в голове, никому не известно. К тому же, животные, как правило, бояться людей, поэтому все особенности их существования тяжело проследить.

10. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй свое мнение.

Это  сказка. В ней описываются события, которых не может быть в реальной жизни. Умение животных разговаривать главное отличие этого произведения от рассказа.

11. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План:

1. В школе.
2. Новая мечта.
3. В Африке.
4. Полёт в космос.
5. Снова дома.

Рассказ смотрите в рабочей тетради в разделе Люби живое

ГДЗ к Страница (ы) 70 Рассказ "Малька провинилась" В. Белов

1. Что произошло в доме Лидии? Перечитай этот эпизод. Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? Обрати внимание, как описывает автор негодование Лидии.
Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением: Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков? Как ты считаешь, что изменилось бы в рассказе?

Малька - небольшая дворняжка, родила в доме Лилии (ее хозяйки) двух щеночков. Автор рассказывает, как он уловил крики, когда пришел к Лидии взять молоко. Она очень сильно ругала свою собачонку, возмущалась, называла ее плохими словами.

Такое негодование передают восклицательные и вопросительные предложения, в которых отражен весь гнев Лидии. Она не могла остановиться, упрекала и угнетала своего питомца. Собачка чувствовала себя виноватой, ведь хорошо понимала, что разозлило ее хозяйку.

Когда автор хотел посмотреть на новорождённых, Малька чуть было его не укусила. Она защищала своих детей.

Если заменить эпизод предложенным предложением, то читатель не сможет ощутить и понять, то моральное состояние, которое переживала Лидия. Ведь именно монолог хозяйки показывает ее негодование и злость на Мальку. Каждое слово, фразы наполнены негативными эмоциями, неуважением и горечью.

2. Опиши встречу рассказчика с Малькой на тропе. Ответь на вопросы:
Как выглядела Малька?
Какое открытие сделал рассказчик? Какие чувства он испытал?
Подумай, почему Малька получила такую кличку.

Когда автор встретил кривоногую собачонку, то увидел как она уверенно и деловито бежит по тропе, при этом одна.

Оказывается, собачка была очень любящей и верной матерью. Она, несмотря на ругань хозяйки, бегала кормить своего дитя. Малька не знала ни страха, ни усталости. Каждый день преодолевала большие расстояния ради благополучия сыночка.

Рассказчик был изумлен таким поведением маленького существа. Несмотря на свою природную слабость, она показывала неимоверную духовную силу, самостоятельность, самоотверженность и материнские качества, которые присущи далеко не всем. Я думаю, что собачку так назвали из-за ее небольших размеров. Других вариантов причин такой клички у меня нет.

Возможно, в жизни собачки были какие-то истории, в результате которых она получила это имя, но автор об этом не упоминает.

3. Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Лидия – вредная, хотя в душе добрая. Она сначала сильно ругала, обзывала и унижала собачку, а потом переживала, чтоб щенятам нашлись хозяева. Мои симпатии принадлежат Мальке и автору.

Малька – собачонка, вызывающая сочувствие и жалость к себе. Она верная, самоотверженная и любящая мама. Она смелое и ответственное животное.

Автор – повествователь истории, который с трепетом относится к Мальке и жалеет дворняжку. переход к ответам в рабочей тетради

4. Как заканчивается рассказ? Почему?

Конец произведения - мнение автора о Мальке.

Он восхищается ее смелостью и добрым сердцем, которое наполнено материнской любовью. Писатель подчеркивает, что далеко не каждая мать на такое способна.

Я считаю, что это главная мысль, которую писатель хотел донести своему читателю. Каждый человек должен взять за пример черты этой собачки. Все мы обязаны заботиться о своих родных, оберегать их, не смотря ни на какие препятствия. А поведение хозяйки - пример того, как поступать нельзя. Ведь животные тоже имеют чувства и их надо уважать.

Маленькие размеры и внешняя беззащитность не являются причиной, чтоб пренебрежительно относится к питомцу.

Ответы к странице учебника 72 Рассказ "Еще про Мальку" В. Белов

1. Что произошло весной? Прочитай еще раз о происшествии на реке.
Можно ли сказать, что это самый напряженный момент в произведении Белова? Объясни.

С приходом весны снега начали таять и уровень вод в реке поднялся. Из-за этого она унесла деревянные бревна, с помощью которых собачка Малька попадала в деревню, где находился ее сын. Но это не могло напугать и остановить отчаянную мать. Она прыгнула прямо в реку, что была жутко холодной. Из-за этого собачка чуть было не погибла.

К счастью, на реке находился рассказчик и рыбак по имени Федор. Он выловил Мальку с воды, что уже была в шаге от погибели.

Я считаю, что этот момент является самым напряженным. Ведь, если бы не рыбак, главную героиню произведения унесли бы холодные, быстротечные воды реки. Когда я перечитывал эти строки, то на глаза накатывались слезы. Очень уж страшно было за собачку.

2. Если бы тебя опросили озаглавить рассказ, какие названия ты бы придумал? Объясни.

«Отчаянная Малька», «Самоотверженная мать».

Мне кажется, такие названия передают главные черты собачки. Она безрассудно жертвовала собой ради своего родного щенка. Хотя такой поступок мог бы закончиться плачевно, и тогда было бы некому кормить сыночка и так о нем заботиться. Но, скорее всего, Малька об этом не думала. Ее целью было добраться до своего ребенка любыми методами.

3. Как ты себе представляешь Мальку? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Я представляю Мальку крошечной, хрупкой дворняжкой. Еще у нее кривые лапки и большие ушки. В ее глазах видна искренняя доброта, материнская любовь, смелость, самоотверженность и верность. Несмотря на свои размеры, она производит впечатление уверенной и духовно сильной собаки. 

4. Над чем тебя заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

Читая рассказы о собачонке Мальке писателя Белова, я размышлял о том, что животные способны переживать о своей семьи, о своих детях. Для меня это стало большим открытием!

5. Подумай, рассказчик и писатель одно и то же лицо или нет. Обоснуй свое мнение.

Я думаю, что это одно лицо.

Автор выступает героем рассказа, ведет диалоги, описывает свои наблюдения за собачкой, передает эмоции и поведение героев, за которыми сам наблюдает.

Ответы к страницам 81 - 82 Сказка "Мышонок Пик" В. Бианки

1. Как мышонок стал мореплавателем? Что ты думаешь о детях?
Автор пишет, что ребята сыграли с мышонком злую шутку, а ты как считаешь?

Пик не планировал отправляться в морское путешествие. Просто однажды он пошел прогуляться с семьей, и в этот момент был замечен и пойман мальчишкой. Он планировал лишить маленькое существо жизни. От его рук пострадало ушко мышонка.

Но, к счастью, такая картина была замечена сестричкой мальчика. У нее и появилась идея сделать из Пика мореплавателя. Девочка знала, что таким образом можно его спасти. Ребята соорудили крошечное судно и поместили туда мышонка. Затем они пустили его на реку.

Я считаю, что писатель прав, говоря о злой шутке. Ведь Пик был еще совсем мал и не опытен. Он даже не умел искать пищу для жизни.

2. Расскажи о приключениях мышонка. Перечитай эпизоды, которые заставили тебя поволноваться за мореплавателя. Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?

Рассказ о приключениях мышонка для 3 класса:

Путешествие рекой стало жизненно опасным приключением для Пика. Не раз его жизнь могла оборваться. На него вели охоту большие птицы и злая щука. Они преследовали мышонка всю дорогу, пока рыба не опрокинула судно Пика. Тогда он просто-напросто оказался в реке.

Благодаря своей силе и находчивости мышонок сумел выбраться и спасти себе жизнь. Для этого он крепко уцепился зубками за свое судно. Таким образом, его отнесло к самому берегу.  Все эти трудности на пути мореплавателями, заставляли меня очень сильно переживать.

Я боялся за жизнь маленького существа, с которым судьба сыграла в злую шутку. Строки, где автор пишет о пустом суденышке, уж вовсе доводят до слез. Ведь в этот момент появляется мысль о смерти Пика.

Я был очень рад, когда понял, что это не так. Мореплаватель смог обхитрить больших, злых хищников. Благодаря уму, находчивости и удачи, Пик пережил все преграды и благополучно добрался до суши.

3. Перечитай главу "Хвост - цеплялка и шерстка - невидимка". Представь, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка - невидимка?

Будучи на лугу, мышонок был под прицелом хищников. Одинок, без поддержки, некому было научить маленькое создание, как вести себя в определенных ситуациях, как избегать опасностей. Но мышонок имел «хвост - цеплялку». Благодаря хвостику он шустро вылезал на ветки. Это позволяло ему прятаться от хитрых змей, что вели охоту на Пика.

Также у него была шерсть цвета невидимки. Таким образом, мышонок сливался с земной поверхностью и его не замечали хищные птицы. Если бы не такие особенности мышонка, он мог бы достаточно быстро лишиться жизни. Ведь луг был наполнен множеством зверей, что желали полакомиться маленьким существом.

Хорошо, что мышонок был находчивым и умненьким, и смог воспользоваться своим "оружием".

4. Как мышонку удалось перехитрить "соловья - разбойника"? Почему автор назвал так птицу? Встречал ли ты такое название раньше?

Эта птичка красиво пела, и Пик любил слушать ее «концерты». Но сорокопут-жулан - хищная порода птиц. Она ест таких маленьких существ, как Пик. Поэтому дружбы у них быть не могло. Сначала Пик не догадывался об этом. Но вдруг птица начала мчаться к нему, и мышонок все понял.

Шустрый и находчивый Пик быстро спрятался в корневых зарослях кустика и не вылезал оттуда. Соловью - разбойнику надоело высматривать мышонка и пришлось улететь. Таким образом, хищник был обхитрен.

Ранее, я не слыхал такого названия, и благодарен писателю, что он расширил мое мировоззрение.

5. Чему научился Пик во время своего путешествия? Подтверди свой ответ чтением текста.

Путешествие научило маленькую мышку многим важным навыкам и знаниям. Таким образом, Пик получил навыки выживания. Теперь он умел сооружать себе жилье, используя веточки кустиков.Там же он прятался от хищных змей.

Также Пик научился рыть земляные норы и делать зимние запасы зерен.Происшествие на речке, научило мышонка плавать и добираться до берега.Маленький Пик понял, как сделать шерсть сухой.Для этого ее нужно вылизывать.

Мышонок овладел методами спасения от хищников, научился пользоваться особенностями своей шерстки и хвостика. Теперь он умел длительное время не шевелиться и тихо ждать «отступления врагов». Такие умения стали залогом жизни Пика в столь тяжелых и непривычных для него условиях.

6. Подумай, что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика.

Скорее всего, многие моменты произведения могут быть реальностью. Ведь и в правду, жизнь маленьких мышей в условиях дикой природы является непростой задачей. На них действительно охотятся разные хищники, и маленькие существа прячутся от них, чтобы выжить.

Еще мыши действительно могут жить в доме людей и даже быть их любимыми питомцами. Также они могут и страдать от человеческих рук. А вот путешествие по реке, переживания, эмоции, характер Пика являются выдумкой.

Автор, вряд ли, мог бы такое наблюдать.

7. Обсудите с другом. Чем Бианки хотел поделиться с читателем? Над чем заставил задуматься?

Автор описал нелегкие приключения мышонка, чтоб донести до детей и взрослых, что не стоит жестоко шутить с животными. Ведь они тоже имеют чувства, страхи и могут умереть.

Произведения вызывает чувства сожалению и переживания за судьбу Пика. Ты начинаешь на себе ощущать всю ту боль, эмоции, что испытывает мышонок. Автор учит нас любить, беречь, ценить природу и весь мир животных. Ведь все они - живые существа и не заслуживают на страдания.

8. Выпиши названия глав из сказки Бианки, и у тебя получится план, с помощью которого ты можешь пересказать это произведение.

1) Как мышонок Пик попал в мореплаватели
2) Кораблекрушение.
3) Страшная ночь.
4) Хвост - цеплялка и шерстка - невидимка.
5) «Соловей - разбойник».
6) Конец путешествия
7) Постройка дома
8) Незваный гость
9) Кладовая
10) Снег и сон
11) Ужасное пробуждение
12) По снегу и по льду
13) Из беды в беду
14) Горе-музыкант
15) Мышеловка
16) Хороший конец

9. Представь, что ты попал в сказку и вместе с мышонком Пиком совершил путешествие. Расскажи своими словами о том, что происходило. Постарайся передать голосом свое отношение к героям.

Рассказ "Как я попал в сказку и вместе с мышонком Пиком совершил путешествие" для 3 класса:

Мышонок Пик жил вместе со своей семьей в лесу недалеко от реки Но однажды.... его схватил невоспитанный мальчишка и хотел убить. Потом подошла сестра, и по ребятам было видно, что они нечто задумали.

Уже через пару минут серенький клубочек сидел на самодельном судне и медленно плыл по речке. Я испугался за судьбу Пика и начал бежать по берегу вдоль речки. Совсем скоро показались огромные чайки, что желали полакомиться мышкой, беззащитным существом, а прямо недалеко от суденышка плыла коварная щука. Мне очень хотелось помочь Пику, но я не умел плавать.

Вскоре я увидел, как к суденышку приближается большая птица. Секунда и оно уже было перевернуто. Тогда меня взял ужас.

Я не знал, что делать. Но вскоре увидел Пика, который шустро перебирал лапками, направляясь к берегу. Здесь я его и подождал. Когда я хотел помочь Пику, он юрко сиганул от меня. Видимо, дети его сильно напугали.

Я пытался отыскать мышонка, покормить его. Но никак не мог найти среди кущей и деревьев. Потом я увидел маленький серенький клубочек, что сидел за ветками кустов. Это и был Пик.

Я сделал вид, что не замечаю его. Я начал незаметно наблюдать за мышонком.

Увидел, как он вылизывает себе шерстку, ловко цепляется за веточки, а когда пролетают хищные птицы, он сразу ложится на землю и не шевелится. Я ежедневно ходил к Пику. Когда его долго не замечал, сильно переживал. Но вскоре мышонок развеивал мои страхи, и я успокаивался.

Спустя неделю я никак не мог поймать взглядом Пика. Надеялся, что он просто сильно спрятался. Ведь не хотелось думать о смерти мышонка.

Несколько дней я приходил в луг с надеждой увидеть Пика, но, к сожалению, моя мечта не сбылась.

Пришла весна. Мы с родителями пошли в гости. Там был тот самый мальчик со своей сестрой, что издевались над маленьким Пиком. Меня взяла обида. Но вскоре я увидел того самого мышонка.

Оказывается, он больше не боится людей и вернулся к детям. Я был неимоверно рад. Подбежал к Пику и начал с ним играть.

С тех пор мы лучшие друзья!

10. Как ты думаешь, чем закончилось путешествие мышонка? Найди и прочитай продолжение сказки.

Приключения Пика имели хороший конец. Он сумел выжить и даже добрался до дома ребят, которые и отправили его в столь дальнее плаванье. Пока Пик отсутствовал, девочка ломала голову мыслями о его судьбе и очень желала его возвращения. Даже мальчик согласился оставить мышку. Когда Пик увидел доброту девочки, которая ухаживала за ним, кормила, то решил навсегда поселиться в их доме. Дети соорудили для него собственный домик. Когда мальчишка играл в дудку, Пик выходил из жилища, чтоб послушать музыку. Вот такой счастливый конец.

Ответы к Страница (ы) 96 - 97 Рассказ "Про обезьянку" Б. Житков

1. От чьего имени ведется рассказ?

Историю рассказывает мальчик Алеша, главный герой рассказа "Про обезьянку". Этот парнишка – прототип соседа Житкова, с которым автор много лет жил в коммунальной квартире.

2. Как попала обезьянка к мальчику?

У мальчика был товарищ, которого в произведении называют Юхименко. Папа заставил его как-то избавиться от питомца, ведь от него были лишь хлопоты. Он и подарил обезьяну мальчику.

3. Как произошло знакомство мальчика с Яшкой? Почему он сказал: "Я глазам своим не верил"? Какие слова помогают представить обезьянку. Расскажи о том, как она выглядела.

Пока мальчик не увидел обезьянку, он не мог поверить словам Юхименко. С первого взгляда обезьянка вызвала восторг, поэтому он и сказал такую фразу. Весь внешний вид животного изумлял мальчишку. Обезьянка была небольшого роста; мордочка напоминала старушку, она была полностью в морщинах, глазки светились, блестели, а лапки были похожи на руки человека, который надел черные перчатки. Обезьянка была в жилетке. Понятно, что видя такое существо впервые, парнишка был очень сильно удивлен такой необычной картиной. Это и вызвало у него неимоверное желание стать хозяином питомца.

4. Как встретили обезьянку в семье мальчика? Удалось ли новому хозяину справится с ней? Какие забавные истории происходили с Яшкой? Как в них проявился характер обезьянки? Расскажи.

При встрече с обезьянкой родители просто промолчали, а сестрички были в восторге. Уследить за обезьянкой было достаточно сложно.

Это был своеобразный маленький хулиган, который умудрялся и чернила разлить, и на штору вылезти, даже штукатуркой метал и к гостям лез.

То он пищу ворует, то прическу портит.

Вот такой вот шкодливый, игривый и находчивый друг.

5. Какие победы одержал Яшка во дворе? Прочитай о них и выбери самые интересные для пересказа.

Двор для обезьяны был гораздо приятнее, чем закрытый дом.

Там он мог «разгуляться».

Яшка смог оседлать собаку и проехаться верхом на ней.

Затем он добрался и до котов.

Обезьяна полезла на дерево вслед за старым котом.

Бедному животному пришлось спрыгнуть с самых верхних ветвей дерева.

Я бы хотел пересказать «сражение» Яшки с котом.

Так как считаю, что это очень забавный момент.

Читать о таких приключениях очень интересно, и они вызывают искреннюю улыбку.

План моего рассказа о победах обезьянки Яшки во дворе:

1. Огромный кот

2. Обезьяна крадется к своей «цели»

3. Животные лезут на дерево

4. Испуганный кот прыгает вниз

6. Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие? Объясни.

Обезьяна не рождена для жизни в закрытом помещении, таком как квартира.

Не получалось сделать Яшку послушным.

Он проявлял своеволие и шкодливость.

Лазил туда, куда не следует, крушил все вокруг, портил цветы, таскал со стола еду, неуважительно относился к гостям (чуть ли не изо рта забирал еду, портил прическу).

Семья не выдержала такого поведения.

Они потребовали убрать питомца, либо посадить в клетку.

Мальчику не хотелось расставаться с уже полюбившимся зверьком, но он понимал, что вынужден это сделать.

Ведь он не мог идти против желаний семьи.

И сам осознавал, что от обезьяны слишком много хлопот.

Ведь неизвестно, сколько еще "пакостей" она могла создать.

Даже гостей нельзя было позвать, так как Яша всегда был готов испортить впечатление.

А способ парнишка выбрал такой же, каковым и сам заполучил обезьянку – отдать товарищу.

Но вскоре отсутствие питомца вызвало у семьи скуку и тоску по нему.

И это понятно.

Ведь, несмотря на свое поведение, обезьяна успела полюбиться.

Я думаю, что его выходки даже чем-то веселили семью и вызывали улыбку.

В игривости нет ничего плохого и животное не виновато, что таким его создала природа.

7. Подумай, можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили".

Я считаю, что предложенные слова уместны для рассказа.

Мальчик приручил животное, а затем отдал его.

Стоит понимать, прежде чем взять питомца («приручить»), нужно сначала хорошо все обдумать и спросить совета семьи.

Ведь всем должно быть комфортно разделять квартиру с новым жителем.

В ином случае, рано или поздно придется расстаться с питомцем, а это всегда неприятно.

Так случилось в жизни мальчика.

Семья не могла больше терпеть хулиганство обезьяны, ведь он создавал много проблем и неловких ситуаций.

Поэтому каждый поступок нужно как следует обдумывать, взвешивать «плюсы» и «минусы», лишь потом действовать.

Необходимо учитывать, что каждое существо имеет свои особенности и нельзя их игнорировать, принимая какие-то решения.

Экзюпери использует такое выражение в своем произведении, в котором рассказывает о мальчике, который приручил розу.

Он стал ответственным за ее жизнь, оберегал, ценил и любил.

Мальчик чувствовал поручительство за растение и стал для него настоящим другом.

8. Прочитай план. Он поможет тебе пересказать эту интересную историю друзьям, которые ещё не знакомы с рассказом Житкова.

1) Знакомство с обезьянкой.

2) Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.

3) Как Яшка стал царём во дворе.

4) Расставание.

Краткий пересказ по плану в учебнике для друзей рассказа Житкова "Про обезьянку" для 3 класса.

Когда мне было 12 лет, мой одноклассник Юхименко подарил мне живую обезьянку Яшку.

Яшка очень маленькая макака, который любит тепло, сладкое и хочет быть везде главным.

Когда я принес его домой, то Яшка сразу стал шкодничать.

Он украл картошку с вилки у доктора, растрепал гостье прическу и запачкал штору чернилами.

Меня он считал своим хозяином и шел ко мне погреться под куртку.

Когда стало тепло Яшка вышел на улицу и сразу стал сражаться с обитателями двора - собаками и котом.

Ему удалось победить Каштана - главную собаку во дворе, а также прогнали уличного кота, который жил и кормился в этом дворе.

Яшка хорошо прожил целое лето во дворе: кушал семечки подсолнечника и орехи и грелся на солнышке.

Но пришла осень и всем стало ясно, что обезьянку нужно забирать домой, в дом, чтобы Яшка не замерз.

Родители не хотели Яшку забирать в дом, потому что представляли какую шкоду можно его от него ожидать и попросили меня отдать Яшку.

Мне очень не хотелось этого делать, но пришлось.

Я нашел одного друга и отдал ему Яшку.

Когда Яшка ушел всем стало грустно, но никто вида не подавал.

Яшку нельзя было возвращать домой.

9. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой ответ?
Что нужно сделать, чтобы получился сжатый пересказ: определить основную мысль произведения, выделить смысловые части, озаглавить их?

Мальчик увидел у друга маленькую обезьянку, которую звали Яшка. Парнишка очень захотел, чтоб он стал его домашним питомцем и товарищ с радостью отдал животное. Яшка много проказничал, и это быстро надоело семье мальчика. Когда потеплело, питомца выпустили во двор, но он и там умудрился нахулиганить. В итоге, семья потребовала у мальчика отдать животное либо запереть в клетке. Он подарил обезьянку товарищу. Но после этого семья осознала, что скучает по своему игривому другу.

Главная особенность сжатого пересказа – изложения главных событий без эмоциональных оценок. К тому же, как правило, не рассказываются детали, но смысл текста остается. Поэтому, чтоб сжато пересказать произведение, нужно определить главную мысль, которую автор хочет донести читателю; затем выделить части, которые обладают наибольшей смысловой нагрузкой, и дать им названия.

Ответы к страницам 101 - 102 Рассказ "Капалуха" В. Астафьев

1. Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

Так зовут птицу, что является самкой глухаря.

Такое слово пришло с карельского языка от «копала», которое означает «глухо».

2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

Гнездо птицы было обнаружено ребятами случайно.

Мальчики гнали скот на пастбище, дорога к которому проходила сквозь лесной просек.

Там они обнаружили бугорок с кустом черники.

А прямо на просеке, в корнях дети увидели гнездо.

Рассказчик от испуга чуть не наступил на него.

Но, к счастью, этого не произошло.

Ребята увидели, что в гнезде лежит четыре яйца.

Они хотели забрать их, но заметили, что птица начала сильно волноваться.

Мальчики узнали, что отчаянная мать даже пожертвовала пухом на своем животике, чтоб согреть будущих детей.

Это вызвало у них сожаление и уважение к капалухе.

Поэтому они отказались от своей затеи.

А птицу сравнили со своей мамой, которая тоже всегда о них заботится.

3. Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения "озираться по сторонам", "ощупать глазами бугор", "сердце мое забилось от испуга"?

Рассказчик истории разволновался из-за того, чуть ли не ступил прямо на гнездо.

Ведь тогда, он бы просто раздавил яйца капалухи.

Заметить гнездышко оказалось достаточно тяжело.

Оно пряталось под корнями и сверху покрыто мхом.

Рассказчик даже не мыслил вредить будущей матери.

Об этом говорят фразы из текста, что приведены для примера.

Он тщательно пытался сразу распознать гнездышко, о котором узнал от мальчишек.

А в момент, когда мало не ступил на него, жутко перепугался.

Слова писателя передают волнение рассказчика, его сострадание к капалухе.

Видно, что для рассказчика судьба птицы была не равнодушна.

В ином случае, он не стал бы себя так вести.

Это вызывает уважение.

Было бы хорошо, если бы каждый человек осознавал всю ценность и неповторимость животного мира.

4. Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.
Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Мальчишка не серьезно воспринимает живое, он не осознает всей ценности природы.

Нельзя сказать, что он злой, просто, возможно, в силу своего возраста не достаточно осведомлен.

Это и вызвало у него желание забрать капалухины яйца.

Рассказчик же был против такого поступка.

Поэтому он задал такой вопрос мальчику, чтоб «разбудить» в нем сожаление и понимание последствий.

Как только ребята увидела волнение будущей матери, ее сердцебиение, грудь, на которой не было пуха, то сразу отказались от своей затеи.

Они осознали чувства капалухи, которая, как любое живое существо, переживает за своих детей и хочет дать им все самое лучшее.

Мальчики поняли, что нельзя нарушать спокойствие птиц, а также других животных.

5. Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: "Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце"?
Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова?

Когда глухарка увидала людей возле своего гнездышка, то быстро отошла от них.

Взлететь у нее не получалось, потому что крылья просто онемели от того, что капалуха постоянно обнимала в гнездышке свои яйца.

Через время ей все-таки это удалось.

Она не отводила взволнованного взгляда от опасности, воплощением которой были люди.

Ее сердцебиение участилось, и это было сильно заметно из-за ее оголенной груди.

Ведь пух на ней птица выщипала, чтоб дать своим деткам как можно больше тепла.

Слова автора, что описывают эту картину, поведение капалухи, ее страх, дают хорошо понять, что птица искренне переживала за судьбу будущих детей.

Такая любовь очень сильно напоминает материнские чувства Мальки.

Ведь собачка тоже была заботливой матерью и ради своего ребенка жертвовала собой.

Это еще раз подтверждает, что животные тоже имеют чувства, эмоции и страхи.

6. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Встреча с глухаркой показала детям, какими самоотверженными, верными и любящими могут быть птицы.

Ведь будущая мать ради благополучия детей выщипала пух на животике.

Таким образом, она хотела дать им как можно больше тепла.

Волнение в глазах, сильное сердцебиение очередной раз подтвердило это.

Поэтому герои произведения не решились взять яйца.

Я считаю, что такое приключение в жизни ребят обязательно поменяло их отношение ко всему живому.

Они осознали, что животные тоже имеют чувства, испытывают волнение, страх, искренние материнские чувства.

Думаю, после такой истории мальчики больше не испытают желания взять яйца из гнезда.

Скорее наоборот, они будут помогать различным животным, дабы те чувствовали себя максимально безопасно и комфортно.

7. Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди информацию о птицах в нём. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».

Птицы - большой по численности и разнообразный по видовому составу класс животных.

Отличительной чертой птиц есть умение летать.

Тело птиц хорошо приспособлено к полету. Птицы имеют облегченные кости, сильные мышцы и крылья. Тело птиц покрыто перьями, многие из которых выполняют роль руля.

Птицы широко распространены по всей планете, они живут на всех континентах. Многие птицы совершают длительные сезонные перелеты.

Есть и нелетающие птицы, такие как пингвины, страусы.

Для выведения потомства птицы откладывают яйца, из которых на свет появляются птенцы.

8. Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать автор?

Прочитанное произведение – не обычная история с мира животных, а поучительный рассказ о материнских чувствах.

О том, что каждое живое создание переживает и заботится о своем потомстве, даже если оно еще не родилось.

Такое волнение и отображено в последнем абзаце.

Автор хотел подчеркнуть эмоциональное состояние птицы.

Она так долго ждала своих любимых деток и испытывала неимоверный страх за то, что за короткое время до их появления, может просто лишиться будущих птенчиков.

В последних строках собрано все то, что позволяет максимально осознать главную мысль рассказа.

Писатель вызывает у читателя жалость и осознание того, что нельзя нарушать покой живых существ.

Ведь они, не меньше наших матерей, переживают за судьбу своего ребенка.

Я думаю, каждый, прочитав это произведения, сделает для себя определенные выводы и станет намного внимательней относиться к окружающему миру.

Нужно понимать, что все то, что нас окружает - это наша часть.

Нельзя пренебрегать этим.

9. Определи основную мысль произведения. Обоснуй свое мнение.

Я думаю, что главная мысль, которую автор хотел донести читателю это то, что материнская любовь – самая крепкая и искренняя на свете.

Ведь настоящая мать готова жертвовать собой ради благополучия ребенка.

Она всем сердцем и душой переживает за его судьбу.

Только мама может прочувствовать свое дитя на расстоянии.

Мама всегда оберегает и заботится о детях всеми своими силами и возможными методами.

В данном случае такой самоотверженной матерью выступает капалуха.

Страшно представить, какие эмоции она испытала, когда увидела опасность в лицах людей.

Ее сердце чуть ли не выскочило из груди.

Этот рассказ учит ценить животный мир, их чувства и переживания.

А также осознавать, что его нужно оберегать и заботиться о его благополучии.

Делать добро всегда приятно!

Ответы к страницам 106 Рассказ "Он живой и светится" В. Драгунский

1. Как ты понимаешь название рассказа?

Пока я не прочитал произведение, не мог понять, о чем идет речь.

Но после прочтения все стало на свои места.

Герой рассказа получил светлячка взамен на свой самосвал.

Может показаться, что такой обмен является не правильным, так как самосвал дорогое удовольствие.

Но для мальчика светлячок был чем-то неимоверным, сказочным, чудесным.

А его игрушка была просто мертвым предметом.

Название рассказа соответствует словам Дениски, который таким образом объясняет маме, почему он совершил столь необычный обмен.

Ведь только живое являет собой какую-то ценность и за такие чудеса мальчик готов отдать многое.

Волшебство светлячка намного весомей и ценнее любой игрушки.

2. Расскажи, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка.

История начинается с того, как мальчик ждет маму и в это время забавляется возле песочницы со своим новеньким самосвалом.

Он был прекрасным, имел много функций и очень нравился Дениске.

Вскоре к мальчику подошел товарищ.

Самосвал привел его в восторг.

Он захотел заполучить игрушку.

Но никакие «штучки» не могли уговорить Дениску обменять папин подарок.

Тогда Мишка показал свою самую ценную забаву – маленький коробок, в котором сидел неимоверно красивый светлячок.

Тут-то Дениска не устоял.

Ему казалось, что свет прекрасного создания рассеет всю его грусть из-за маминого отсутствия.

К тому же светлячок живой, а не мертвая игрушка.

Именно поэтому мальчик решился пойти на обмен.

Ответы к страницам 106 - 108 Проверим себя и оценим свои достижения

1. Еще раз посмотри произведения этого раздела. О чем они? Что их объединяет? Реальные события в них описаны или вымышленные?

В пройденном разделе размещены истории о животном мире.

Также рассказывается о птичках и насекомых.

У них есть общая мысль – нужно ценить окружающих нас существ, заботиться о них и уважать.

Главные события многих произведений скорее являются вымышленными.

Но, вполне возможно, что некоторые из них могли и вправду произойти в реальном мире.

Например, ребенок действительно может принести домой обезьянку, дети могут найти гнездо с яйцами, собачка может родить щенят, дети издеваться над мышкой, мальчик сделать необычный обмен.

А вот рассказ «Моя Родина», я думаю, полностью реальный.

Ведь в нем писатель рассказывает о своем детстве, впечатлениях и дает реальные советы со своего опята.

Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие к рассказам?
Образец таблицы Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие к рассказам?

Составьте с другом ответ на вопрос: чем сказки отличаются от рассказов?
Сказки, в отличие от рассказов, как правило, являются полностью вымышленными.

В их животные умеют разговаривать, общаются с другими породами зверей, живут у них, дружат с ними.

Это не присуще реальному миру.

Также в сказках могут быть волшебные предметы и герои, что переходят с одного произведения в другое.

Но в данном разделе таких особенностей не было.

2. Что нового ты узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?

Благодаря произведениям этого раздела, я узнал много нового.

  1. Теперь я знаю, кто такая капалуха и особенности высиживания яиц;
  2. знаю, как мыши выживают в условиях дикой природы;
  3. интересно было наблюдать за поведением обезьяны, которая стала домашним питомцем;
  4. знаю о самоотверженности собак и их способности на отчаянные поступки;
  5. узнал о зимовке и питании бобров.

А главное – теперь я хорошо осознаю, что весь животный мир имеет чувства и эмоции, которые нужно уважать.

После прочитанных произведений, я гораздо больше обращаю внимания на собачек, что пробегают мимо; на птичек, что летают в поднебесье; на насекомых, что шустро бегают по тропах.

3. Расскажи, есть ли у тебя дома зверек или птичка. Придумай рассказ о своем любимце, запиши его в «Рабочую тетрадь».

Рассказ о моем домашнем любимце попугае для 3 класса

У меня есть попугай.

Это подарок родителей на День рождения.

С первого взгляда я был очарован этой птичкой.

Она оказалась неимоверно умным созданием, и за короткое время стала для меня настоящим другом.

Мой попугай – девочка.

Зовут ее Марго.

Мы с ней хорошо ладим.

Она даже помогает делать мне домашние задания.

Ведь всегда, когда нужно выучить стихотворение либо приготовить пересказ, Марго становится первым слушателем.

Марго очень красивая птичка.

Перед ее мордочки – белый, животик – голубой, а спинка – ярко-синяя.

Крылышки – вообще изумительные.

Они переливаются разными цветами радуги.

У попугая есть специальная клетка с различными забавами.

Там Марго играет, когда я отсутствую.

Мне очень нравится наблюдать, как птичка кушает.

Она делает это быстро и очень интересно.

Если я на нее в это время смотрю, то и она не отрывает от меня взгляда.

Забавная картина!

Также у Марго всегда есть вода, она ее, видимо, очень любит.

Я частенько меняю водичку, так как она становится мутной от остатков еды на клюве птички.

Иногда мы выпускаем Марго полетать по квартире.

Она очень послушная и никогда не хулиганит.

Правда у нее есть привычка хватать мелкие вещи и переносить с комнаты в комнату.

Но это ничуть не вызывает дискомфорта.

Наоборот, потом мы всей семьей играем в «Отыщи мою вещь».

Я благодарен родителям за столь прекрасный подарок.

Считаю, это лучший сюрприз, ведь он живой!

Рассказ о домашнем любимце Морской свинке.

На самом деле у меня две домашние любимицы - две морские свинки.

Их зовут Мыша и Клава.

Свои имена свинки получили благодаря моей любви к различным гаджетам:).

На самом деле их полные имена - Мышка и Клавиатура:)

Я их очень люблю, забочусь каждый день, а вечером я играю со свинками и снимаю о них видеоролики для своего канала на Ютубе.

Когда у меня дома появились мои домашние любимцы, мне стало интересно узнать о них.

Оказалось, что морские свинки совсем не морские, а заморские.

И не свинки они совсем, а их название в Википедии - Кейви.

Родина морских свинок Южная Америка.

Когда-то давно предки моих свинок совершили большое путешествие в Европе и остались здесь навсегда.

Европейцы очень полюбили этих пушистых, безобидных животных, похожих на наших кроликов и сейчас во многих квартирах живут эти иностранцы из Южной Америки.

4. Как называются слова, что пропущены в тексте? Что изменилось бы в произведении без этих слов? Объясни.

В приведенном примере отсутствует средства выразительности речи, которые имеют название «эпитеты».

Если бы их не было, текст потерял бы свою, так называемую, окраску, привлекательность, выразительность.

Они позволяют полностью представить картину описанных событий.

Без них смысл ослабевает, а в некоторых моментах, даже теряется.

Поэтому писатели всегда используют эпитеты для своих художественных произведений.

5. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Бианки. Попробуй рассказать о них.
В этом тебе помогут вопросы:
Какие сказки или рассказы Бианки ты уже читал?

С творчеством Виталия Бианки я познакомился прочитав сказки "Как муравьишка домой спешил", "Кукушонок", "Мышонок Пик" и другие.

О чём он пишет в своих произведениях? Кто его герои? Легко или трудно им живётся? Почему? Приведи примеры.

Бианка описывает лесные просторы и их обитателей.

Всем им достаточно нелегко выживать в столь тяжелых условиях.

Приходится постоянно быть готовым к нападению хищников, которые стремятся ими полакомиться.

Например, муравьишка преодолел много испытаний, чтоб попасть к родному дому; куропатка воспитывала не только родных детей, но и чужих, так они лишились родителей из-за хищной птицы; мать кукушонка бросила его в чужое гнездышко; воробьи тяжело боролись с огромным котом, чтоб спасти своих деток.

Какими мыслями делится Бианки со своими читателями? Чему хочет их научить? В чём стремится убедить?

Бианка делится с нами мыслями о том, что окружающий мир общается с нами. Поэтому его нужно «слышать», видеть и осознавать его ценность. Автор учит читателя замечать красоту и особенности живого мира, что находится вокруг; проявлять добродушие и совершать гуманные поступки; учит заботиться, ценить, уважать и понимать животных, птиц и других живых существ.

6. Найди в энциклопедии текст о мышах. Сравни его с рассказом В.Бианки «Мышонок Пик».В энциклопедии находится материал, написанный научным языком.

В нем нет средств выразительности речи, эмоций, переживаний.

Это просто сухой познавательный текст.

Бьянка же рассказывает о мышах, используя интересные истории.

Акцент делается на чувства, что переживают эти существа.

Хотя в рассказе есть и много познавательного.

Но писатель подает материал в более легкой, выразительной и занимательной форме.

Я считаю, что это позволяет гораздо легче запомнить нужную информацию об особенностях существования мышей.

7. Расскажи о художественных рассказах и научно-познавательных текстах. Сформулируй своими словами, чем они отличаются друг от друга.

Художественные рассказы пишут писатели. В них изображаются картины природы, жизнь людей с помощью образов, художественных средств выразительности.

В научно-познавательных рассказах описываются явления природы, повадки животных и птиц на конкретных примерах.

8. Раздели тексты, которые ты прочитал в этом разделе, на художественные и научно-познавательные. Докажи свое мнение.

Научно -познавательный: Моя Родина. Художественные - все остальные.

Целью художественных текстов этого раздела является познакомить читателя с внутренним миром животных, показать их эмоции, в интересной форме рассказать об особенностях поведения.

Научно-познавательные текста являются более реальными.

Возможно, они и выдуманы писателями, но вполне могут произойти в реальной жизни.

Они более детально рассказывают об особенностях организма и существования тех или иных животных.

9. Читал ли ты те произведения Бианки, о которых рассказали твои одноклассники? Какие рассказы тебе захотелось прочитать? Почему?

Мои одноклассники мне рассказали о нескольких рассказах Виталия Бианки.

Это небольшие рассказы: "Аришка - трусишка" и Подкидыш".

Я с удовольствием прочитал эти рассказы и хочу прочитать еще другие рассказы автора о жизни животных.

Бианки очень увлекательно изображает жизнь обычных лесных жителей.

10.Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова? Объясни.

Эти два писателя рассказывают о приключениях представителей животного мира.

Герои проявляют свою находчивость, чтоб выжить в тяжелых условиях.

Каждый из них имеет за спиной интересные приключения, что наполнены опасностью и страхами.

Но и мышонок, и зайчик пережили эти трудные моменты и, в итоге, благополучно закончили свои путешествия.

11.Ты прочитал два рассказа Белова. Что их объединяет?

Главной героиней этих рассказов является отчаянная и верная дворняжка.

Она была настоящей матерью, любящей и самоотверженной.

В первом рассказе она хотела защитить щенят от автора, хотя он не собирался делать ничего плохого.

Во втором – она опять же проявляла смелость и материнскую любовь.

Собачка бегала в соседнюю деревню кормить своего сыночка.

Даже прыгнула в речку, чтоб любым способом добраться до своего ребенка.

Каждый раз дворняжка терпела ругань хозяйки, но это не могло ее остановить.

Материнское сердце готово преодолеть все препятствия для благополучия своего дитя.

12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое»? Составьте с другом такой список книг. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Книги Д.Дарелла: «Гончие Бафута», «Моя семья и другие животные», «Мой первый зоопарк». «Записки охотника» И.Тургенев. «Книга джунглей» Киплинг и «Белый Бим Черное ухо» Троепольский. К. Паустовский «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей», «Кот - ворюга». Рассказы В. Бианки «Лесные домики», «Приключения Муравьишки».