Страница (ы) 109-122 Поэтическая тетрадь 2

ГДЗ к Страница (ы) 110 - 11 Самуил Яковлевич Маршак

Стихотворение "Гроза днем"

1. Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.

Автор стихотворения использует выражение «проехал грохот».

Оно сразу рисует в воображении эти сильные и пугающие звуки.

После слова «грохот» идет слово «гром».

Начинаются слова со звонких, твердых звуков [г] и [р].

Они тоже передают характер этого природного явления и подчеркивают его силу.

2. Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты передашь при чтении? Объясни.

Я читаю это стихотворение с поднесенным, радостным настроением.

Сначала мой тон сообщающий, а темп чтения нормальный.

Но со слов «весело и быстро» я ускоряю темп и читаю в более радостном и веселом тоне.

Автор как будто подталкивает к этому.

К тому же в последних четырех строках идет перечисление, что также влияет на мой темп чтения.

Стихотворение "В лесу над росистой поляной..."

1. Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик, от имени которого написано стихотворение?

Мальчик хочет забрать с собой воспоминания о летнем туманном рассвете, о кукушке, которая с ним играла, о лагере в лесу.

Такое желание появилось из-за того, что он и зимой хочет помнить о прекрасных летних моментах.

2. Почему голос кукушки назван стеклянным и "звучит, как вопрос и ответ"? Какие чувства вызывает у тебя "стеклянный" голос кукушки: радость, печаль, удивление?

Песни кукушки довольно необычны, они не похожи на пение других птиц.

Я думаю, многие даже задавали кукушке вопросы о жизненном возрасте и «считали ее ответ».

Ее кукование обрывистое и твердое, как будто стуки по стеклу.

Скорее всего, поэтому поэт назвал его стеклянным.

А следующее выражение, думаю, связано с поверьем спрашивать у этой птицы, сколько лет ты проживешь.

Хотя, возможно, она может ответить и на другие вопросы.

Песни кукушки таинственны и по-особому волшебны.

Они вызывают у меня печаль.

Так как не хочется, чтоб птица замолкала, но в определенный момент она все равно это делает.

К тому же, стихотворение наполнено тоской по уходящему лету.

Это подчеркивает грусть от кукования птицы.

3. Как бы ты озаглавил это произведение? Почему?

«Печальное пение», «Последние звуки лета», «Кукушка», « Символ уходящего лета», «Летние воспоминания», «Память о лете».

Для меня это произведение наполнено легкой тоской и грустью по уходящей поре.

Предложенные мною названия объединяют слова поэта и дают им общую оценку.

Они подчеркивают главную мысль, эмоции и настроение мальчика.

4. Оживи свои воспоминания о лете и прочитай выразительно стихотворение. Какие слова ты выделишь голосом при чтении?

Я читаю произведение в нормальном темпе, со спокойным, сообщающим и поднесенным тоном.

В первых строках я выделяю слова «росистой», «стеклянный».

Затем подчеркиваю голосом слова «память», «о лете».

В последних строках главными для меня являются слова «лагерь, палатки», «птицу».

Непарные строки я читаю более поднесено и медленно, а в парных делаю акцент на сообщающий тон и слегка ускоряю темп.

Ответы к страницам 112 - 115 Агния Львовна Барто

Стихотворение "Разлука"

1. Обсуди с другом, действительно ли все поступки мальчик совершал для мамы.

Нет, мальчик заблуждался, что его поступки делались для мамы.

Скорее мама научила его так поступать, но все это делалось только для него, для его благополучия.

Конечно, и на маму влияло такое поведение.

Ведь если ребенок здоров, умен и аккуратен, то и мама спокойна.

Но главным образом, такой способ жизни влияет именно на мальчика: развивает его, защищает от опасностей, делает крепким и здоровым.

2. Сочувствуешь ли ты мальчику? Почему?

Я сочувствую тому, что мальчик не понимает, что его поступки предназначены для его же блага.

Заблуждения героя, его неосведомленность вызывают сочувствия.

Еще грустно, что мама в командировке и это вызывает у ребенка тоску и скуку.

Всегда печально, когда мамы нет дома.

Ведь она, как никто другой, приласкает, приголубит, позаботится и обережет.

Стихотворение "В театре"

1. Найди строки, в которых говорится о большом желании девочек попасть в театр. Как ты их прочитаешь? Что девочки увидели в театре?

Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.

Я читаю их с восторгом, с максимально поднесенным настроением.

Стараюсь передать все восхищение девочек театром.

Девочки смогли увидеть лишь пол театра, ведь все представление ползали по нему в поисках номерка.

Все их мечты и планы увидеть фею, обрушились.

Ведь номерок был потерян в начале представления, а найден – в конце.

В итоге, дети не успели посмотреть на игру артистов.

2. Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

Я не думаю, что поэтесса осуждает девочек.

Ведь нельзя назвать их виновными в сложившейся ситуации.

Конечно, можно было бы дождаться конца представления, лишь потом начинать поиски.

Но такая уж детская натура.

Барто скорее с иронией и легкой насмешкой говорит о столь необычном походе в театре.

Она создает контраст между восторгом девочек от театра и тем, что они не воспользовались таким шансом.

3. Это стихотворение веселое, насмешливое или грустное? Объясни.

Я не считаю, что это произведение грустное.

Оно скорее веселое и даже, в какой-то мере, насмешливое.

Поэт смеется с девочек, которые говорят о любви к театру, а на самом деле не ценят свой шанс находиться в нем.

Возможно, дети даже не любили на самом деле этот вид искусства, а сами себе накрутили такое увлечения.

Из-за паники, девочка даже не думала дождаться конца представления, чтоб отыскать свой номерок.

Она сразу бросилась в поиски.

Еще смешным является конец стихотворения.

Не видя даже части представления, героиня утверждала, что балет ей очень понравился.

4. Если бы тебя попросили рассказать, о чем это произведение, что бы ты ответил? Запиши в «Рабочую тетрадь».

В произведении в «В театре» рассказывается о девочке, которая упустила свой шанс посмотреть балет.

Еще и не дала сделать это своей подруге и мешала окружающим.

Девочка долго мечтала сходить в театр на балет, а когда у нее выпала такая возможность, то все представление она провела в поисках номерка гардероба.

Хотя потом утверждала, что балет ей понравился, на самом деле так и не видя его.

Я считаю, что девочка вовсе не разбиралась в балете, а просто сама себе придумала, что любит его.

5. Обсудите с другом спектакль, который вы видели вместе. Что каждому из вас особенно понравилось. Составьте диалог по содержанию.

Обсуждение с другом спектакля "Кот в сапогах" для 3 класса.
- Тебе понравился вчерашний спектакль?

- Да. Мне кажется, что актеры прекрасно вошли в образ.

Во время спектакля я вообще забыл, что кота в сапогах играл человек.

Так было правдоподобно.

- Согласен. Он был милым и забавным.

- А тебе, что больше всего понравилось?

- Мне понравилось перевоплощение маркиза с простого и наивного в серьезного и важного.

Актер хорошо отобразил характер персонажа.

Еще мне очень запомнились костюмы.

- Да - да, прям как из мультфильмов. Их, наверное, шили на заказ.

- В театре есть костюмеры. Они этим и занимаются.

- Теперь я опять хочу в театр.

Не думал, что мне так понравится.

Почему-то предполагал, что будет скучно.

- Я с удовольствием пойду с тобой.

Ответы к страницам 116 - 117 Сергей Владимирович Михалков

Стихотворение "Если"

1. Почему поэт так озаглавил свое стихотворение?

Слово «если» ассоциируется с какими-то возможными вариантами, размышлениями о чем-то.

Дети рассуждают, что было бы, если проделать с природными явлениями различные «штучки».

Каждая их идея начинается со слова «если».

Возможно, это и подвигло автора так озаглавить свое произведение.

2. Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день, превратить лужу в море, каплю в каплицу?

Богатые фантазия и воображение дали возможность детям разукрасить унылый, пасмурный денек.

Они смогли отыскать в каждом природном явлении что-то интересное и необычное.

Это сделало обычные наблюдения из окна захватывающим и увлекательным занятием.

Ответы к страницам 118 - 119 Елена Александровна Благинина

Стихотворения «Кукушка», «Котенок»

1. От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Кукушка» и «Котенок»?

В первом произведении, как по мне, рассказчиком является юный мальчик.

Он философски мыслит и наслаждается природой, любит наблюдать за окружающим миром и вдохновляется им.

Второе стихотворение ведется от лица девочки.

Она добродушная, способная на сочувствие и ласку.

2. Что ты думаешь о детях? Какие они, как относятся к природе, животным и птицам?

Эти дети вызывают у меня уважение.

Ведь они умеют ценить окружающий мир, любоваться им, заботиться и искренне любить.

Например, мальчик наслаждается пением кукушки, ощущает всю неповторимость и красоту ее песен.

Девочка заботливо и с жалостью относится к котенку, и тоже находит в нем прекрасные черты.

3. О чем стихотворения Благининой? Как ты думаешь, почему она так много пишет о любви к животным?

Поэтесса рассказывает об окружающем нас природном и животном мире.

Я думаю, что она, как и герои ее произведений, умела замечать всю красоту и неповторимость животного мира.

Благинина хочет вызвать у читателя понимание ценности животных, любовь к ним и показать нашу связь с миром животных.

4. Как бы ты поступил, если бы увидел бездомного котёнка? Запиши.

Если бы я увидел бездомного котенка, то отнес бы его домой, чтоб накормить.

Но так как у нас есть котята, я бы начал искать ему другого хозяина.

Спросил бы у одноклассников, попросил родителей узнать у коллег не нужен ли им котенок.

Если бы хозяин не нашелся, то отнес бы котенка в приют.

Но перед этим попытался бы уговорить родителей его оставить.

Ответы к Страница (ы) 120 - 121 Наши проекты

Образец проекта о времени года. Праздник поэзии для 3 класса.

Время года - Весна

1. Открытие праздника

Выходят ведущие – девочка и мальчик.

Ведущий: Здравствуйте, школьники и школьницы!

Ведущая: Здравствуйте, их родители!

Ведущий: Вы заметили, как на улице светло и ясно? Птички запели, деревья ожили. К чему бы это?

Ведущая: А я знаю! Все потому, что пришла весна!

Ведущий: Точно! И сегодня мы собрались, чтоб поздравить Вас с этим прекрасным событием! И так…

Вместе: Праздник Весны объявляется открытым!

Ведущие уходят

2. Выходит девочка и читает стихотворение «Динь! Дон!» Юнны Мориц.

3. Выходит мальчик-Всезнайка и загадывает загадки на тему «Весна».

4. Играет музыка «Утро в лесу, пение птиц».

Под ее звуки выбегают две девочки-птички и читают стихотворение «Чик-чирик!» И.Косякова

(4 строчки читает птичка1, 4 строчки – птичка2, 2 строчки – птичка1, 2 строчки – птичка2).

Девочки остаются на сцене.

5. Выбегают еще дети-птицы, дети-цветы и Весна.

Танец по музыку Иоганна Штрауса «Звуки Весны».

6. 2 мальчика и 2 девочки читают отрывок с произведения «Зеленый Шум» русского поэта Николая Некрасова (каждый по несколько строк).

Выходят ведущие

Ведущий: Талантливые ребята! Не правда ли?

Ведущая: Ты совершенно прав. Но у нас еще есть сюрприз.

Среди ребят спрятался истинный поэт.

Поприветствуем аплодисментами юное дарование!

Ведущие уходят

7. Выходит мальчик/девочка и читает собственное стихотворение.

Весна

Пришла красавица-весна,

Растаял снег вокруг.

Цветочки встали ото сна,

Позеленело вдруг.

Бегут хрустальные ручьи,

И солнышко сияет.

Вернулись бодрые грачи,

Земля вся расцветает.

Закопошились муравьи,

Синеют небеса.

Поют таланты-соловьи,

На листиках – роса.

Вокруг прекрасно и светло,

И ветер обдувает.

В душе и сердце так тепло,

Весна всех восхищает!

8. Выходят ведущие и все дети, что участвовали в проведении праздника.

Поют песню «Солнечная капель».

Песня заканчивается, и дети хором говорят: «Спасибо за внимание!», машут руками и потихоньку все уходят со сцены.

Конец праздника!

Ответы на вопросы:

Что такое тема стихотворения?

Тема – это главное, о чем говорится в произведении. Как правило, тема выражается в нескольких словах.

О чем можно рассказывать в стихотворении?

Стихотворения могут быть на самые разные темы. Можно рассказывать о природе, о животных, о любви, о дружбе, о детстве, о родителях, о школе и т.д.

Сколько строк в строфе может быть в стихотворении?

Стихотворения могут иметь от 2 до 14 строк в строфе.

Ответы к страницам 122 Проверим себя и оценим свои достижения

1. Подумай, на какую тему, о ком пишут Маршак, Барто, Благинина. Грустные эти стихи или веселые? Что тебе интересно в них?

Эти литературные деятели пишут о природе, животных, детях.

Нельзя назвать их произведения полностью веселыми либо полностью грустными.

Ведь они описывали различные картины, каждая из которых имеет свой «характер».

К тому же, творческое наследие поэтов не ограничивается стихотворениями, что есть в нашем учебнике.

Если судить по произведениям пройденного раздела, то можно сказать, что Маршак весело описывает природное явление грома и грустно говорит об уходящем лете;

Барто весело рассказывает о разлуке мальчика с мамой и о забавном походе девочек в театр;

Благинина весело рассказывает о кукушке и о котенке, которого нашла девочка.

Мне интересно читать о природных явлениях, птицах, о которых пишут поэты.

Это вдохновляет и учит уметь замечать прекрасное вокруг себя.

Также очень забавляют истории Барто о детях.

Они не только веселые, но и, можно сказать, достаточно поучительные.

2. Какое из стихотворений Маршака тебе больше понравилось?

Мне понравилось произведение «В лесу над росистой поляной...».

Оно глубокое, пронизано искренними чувствами и цепляет за душу.

Когда, я читаю этот стих, то представляю себя на месте автора.

Кажется, что уже и я слышу пение кукушки и грущу об уходящем лете.

3. В каком стихотворении С.В.Михалкова изображены ребята-фантазеры, выдумщики?
О чем это стихотворение?

Такие забавные ребята изображены в стихотворении «Если».

В нем рассказывается о пасмурном, дождливом дне.

Из-за такой погоды, детям пришлось сидеть дома.

И чтоб развеять тоску, они смотрели в окно и придумывали всевозможные выходки с природными явлениями.

Ребята размышляли над тем, что произойдет, если соединить воедино все тучи, либо все лужи, или же все капли дождя.

Их фантазия вызывает улыбку, и даже восхищение столь необычным воображением.

4. В каком произведении есть такие строки:
И звучат печально...
В нашей комнате. Без мамы?
Как объяснить их смысл?
Знакомо ли тебе чувство этого мальчика? Расскажи, какие стихи Барто ты читал раньше.

Это последние строки с произведения «Разлука».

Я думаю, поэтесса хотела подчеркнуть грусть и тоску, которую испытывал мальчик из-за отсутствия мамы.

Из-за этого ему казалось, что даже гамма звучит по-другому, как-то печально.

Я понимаю мальчика, ведь мне знакомы его чувства.

Моя мама тоже когда-то уезжала в командировку, но всего лишь на 3 дня.

За это время я успел почувствовать пустоту на душе.

Кажется, что без мамы дом становится унылым и скучным.

Я привык к ее заботе, ласке, поэтому всегда хочется, чтоб мама была рядом.

Я знаком со многими стихотворениями Барто.

Они все они очень интересные, по-особому занимательные и легко читаются.

Ее "Мячик" - это первое произведение, которое я выучил наизусть.

И, думаю, каждый человек его знает.

Еще мне понравился стих "Очки" и "Маляр".

5. Кому из поэтов принадлежат строки:
...Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»?

Это слова Елены Благининой. Герой ее произведения наслаждается пением кукушки.

Сравни стихи «В лесу над росистой поляной...» и «Кукушка». Какое настроение создает у поэтов голос кукушки?
Указанные произведения имеют общие моменты, но есть и различия.

В двух стихотворениях рассказ ведется от имени мальчика, который восхищается пением кукушки.

Маршак называет голос птицы стеклянным, а Благинина – заунывным.

Это говорит, что песни кукушки звучат звонко, но при этом немного печально.

Видно, что авторы в восторге от неповторимости, уникальности и красоты пения этой птицы.

Стихотворение «Кукушка» веселое и наполненное восторгом, а стихотворение Маршака – более грустное, так как герой не хочет расставаться с кукушкой.

Еще одно различие: Благинина пишет, что с кукушкой расцветает лето, а Маршак наоборот – описывает конец летней поры.