Ответы к странице 145

■ Трудно ли тебе было прочитать стихотворение "Зима! Крестьянин…"? Какие слова ты не смог понять самостоятельно? Что нужно сделать, чтобы объяснить значение этих слов?
А.С.Пушкин
***
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как−нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе , в красном кушаке .
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
(Из романа "Евгений Онегин")

Чтобы понять незнакомые слова − нужно посмотреть в энциклопедии или Интернете:
Дровни − это сани, на которых возили дрова.
Бразды − колеи, борозды, следы от полозьев на снегу.
Кибитка − крытая повозка.
Ямщик − человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку.
На облучке − на сидении для кучера впереди повозки.
Тулуп − шуба, скроенная как халат.
Кушак − пояс, сшитый, как правило, из широкой тесьмы.
Дворовый мальчик − маленький слуга в барском доме.
Салазки − наши обычные, ручные, санки.

■ Сравни два стихотворения А.С.Пушкина. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? В каком стихотворении поэт изображает зиму как живое существо?

Тема в двух стихотворениях − зима.
"Зима! Крестьянин, торжествуя,..." − зима представлена как обычное время года, со своими радостями и трудностями.
"Вот север, тучи нагоняя" А.С. Пушкин использовал прием олицетворения. И север, и зима представлены живыми персонажами