Ответы к странице 115-116
1. Соотнеси пословицы с содержанием рассказа.
Всякий человек в деле познаётся.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
За правое дело стой смело!
К рассказу М. Пришвина "Ребята и утята" можно подобрать пословицы о добре, любви к природе, об ответственности по отношению к братьям нашим меньшим, о материнской любви и заботе. В рассказе "Ребята и утята" мальчики поймали утят, переходивших дорогу, а писатель объяснил им, что так делать нельзя, мальчики поняли, что были не правы.
Поэтому подходят пословицы:
Всякий человек в деле познаётся.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
За правое дело стой смело!
2. Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Опиши путь уточки с утятами.
Уточка−мать ведёт за собой стайку маленьких утят. Они очень подвижные и весёлые, им не терпится оказаться в озере.
Их путь начался в лесу, где утка вывела утят. Они вышли из леса и пошли мимо деревни. Возле кузницы они пытались перейти дорогу, но встретили ребят.
Потом они пошли по полю прямо к озеру.
3. Опиши, как вела себя утка−мать. Найди в тексте подтверждение своих мыслей.
Уточка очень переживала за утят, но не знала как им помочь.
"Всё время, пока ребята ловили утят, уточка−мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении".
4. Оцени поступки мальчиков. Ответь на вопросы:
• Зачем мальчики стали ловить утят: хотели посмеяться, решили помочь, не подумали о последствиях?
• Что мальчики хотели сделать с утятами?
• Что произошло, почему ребята струсили?
• Какой приказ дал рассказчик? Обрадовались ли они ему или разозлились? Почему?
Ребята были весёлыми и беззаботными. Они были легкомысленными, не думали о последствиях своего поступка. Их можно назвать несмышлёными.
Ребята не подумали о последствиях, когда ловили утят.
Они хотели поймать и потом отпустить утят.
Когда автор поругал ребят − они струсили.
"− Живо, − приказал я ребятам, − идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм."
5. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
Ребята были весёлыми и беззаботными. Они были легкомысленными, не думали о последствиях своего поступка. Их можно назвать несмышлёными.
6. А как поступил бы ты на месте рассказчика: стал бы ругать ребят или объяснил им, как труден путь утят к озеру?
Я бы постарался объяснить ребятам, что утятам тяжело добраться до озера. Их и так подстерегают разные опасности, хищники. И долг каждого человека помогать им.
7. Обсудите с другом. Что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?
Писатель показал себя большим другом всего живого. Он любит природу, зверей и птиц. Он никогда не навредит природе, а всегда станет на её защиту. И это он объяснил ребятам.
8. Прочитай разные варианты плана к рассказу М. Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию.
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3. Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествие.
1. К озеру!
2. Беда.
3. Спасайте!
4. Свобода.
1. Уточка переводит своих утят к озеру.
2. Ребята зашвыряли утят шапками.
3. Что вы будете делать с утятами?
4. Семья продолжает своё путешествие.
Этот план мне больше всего понравился:
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3. Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествие.
План наиболее точно раскрывает историю про уточку и её утят.
9. Составь свой план пересказа. Запиши его в "Рабочую тетрадь".
1. Долгий путь к озеру.
2. Нападение ребят.
3. Автор защищает уточек.
4. Уточка и утята продолжают свой путь.
10. Как ты думаешь, осознали ли ребята свой поступок? Чтобы ты хотел сказать им? Составь небольшой текст.
Мне кажется, что ребята всё поняли. Они больше не будут обижать животных − ни маленьких, ни больших.
Я бы сказал ребятам:
"Прежде, чем что−то делать, нужно подумать, какие последствия может иметь твой поступок. Не навредит ли он кому−нибудь, на обернется ли бедой? Даже без злого умысла, вы могли стать виновниками большой беды. Так поступать, как вы сделали, нельзя.
Животные − наши братья, и человек должен их беречь и защищать. Потому что без них наша жизнь станет скучной и неинтересной. А общение с природой всегда дарит человеку счастье."