§ 1. Древнейшие люди на территории Восточно - Европейской равнины
Вопросы к параграфу по пунктам, страница 11
1. Что заставляло древнего человека двигаться с места вместе с ледяными щитами?
Ответ:
Вместе с ледяными щитами начинали свое движение животные, на которых охотились древние люди. Люди следовали за ними на север, чтобы не потерять источник пищи.
2. Почему период истории, когда предки современного человека появились на территории Восточной Европы, назвали каменным веком, а не костяным?
Ответ:
В этот период древние люди изготавливали орудия труда и оружие в основном из камня.
Страница 13
1. Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?
Ответ:
Потому что мамонты передвигались по степям ледникового периода в поисках пищи.
2. Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи?
Ответ:
Крупным животным приходилось подстраиваться под меняющийся климат, пищи становилось все меньше, зимой приходилось идти на юг, чтобы можно было найти траву, а летом – на север, чтобы спастись от кровососущих насекомых. Это затрудняло их выживание. К тому же все это время на них охотился человек, который и истребил большинство крупных животных.
Страница 14
1. Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?
Ответ:
Хвойные леса разрастались, а широколиственные сокращались. Стал беднее травяной покров и сократились заросли кустарника - основного источника питания для травоядных животных. Человек начал подкармливать диких животных, а некоторых из них позднее смог приручить. Для этого необходимо было научиться накапливать запасы растительных кормов — молодых побегов и травы.
2. Какие изменения в жизни людей принято называть неолитической революцией?
Ответ:
Неолитическая революция – это переход от присваивающих форм хозяйства (собирательства и охоты) к производящим (земледелию и скотоводству).
Страница 15
1. В чём отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?
Ответ:
Земледельцы вели оседлый образ жизни, возделывали землю. Кочевники занимались скотоводством, а это требовало постоянного передвижения в поисках пастбищ со свежей травой.
2. Каким образом использование железа изменило жизнь древних людей?
Ответ:
Когда люди научились обрабатывать железо, они смогли изготавливать более эффективные, прочные и долговечные орудия труда и оружие.
Вопросы и задания к параграфу 1, страница 16
1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Можно ли говорить о том, что в ледниковый период человек жил трудной, но достаточно спокойной и предсказуемой жизнью? 2) Почему таяние ледника заставило человека быть находчивым и инициативным?
Ответ:
1) Жизнь человека в ледниковый период была трудной, ему приходилось подстраиваться под изменение климата, добывать себе пропитание охотой и земледелием, а для этого нужно было постоянно трудиться. Жизнь была довольно предсказуемой, но не вполне спокойной. Человек рисковал жизнью на охоте, а от явлений природы зависел его завтрашний день, приходилось переходить с места на место, потому что животные двигались в поисках пищи. Человек искал способы выжить в трудных условиях, в связи с чем мог измениться его привычный образ жизни.
2) Таяние ледников влекло за собой изменение климата. Животным приходилось менять привычные места обитания в поисках пищи. Человеку приходилось подстраиваться под эти изменения, придумывать новое оружие, способы охоты, освоить приручение животных, в частности собаки, которая помогала на охоте. Все эти трудности заставили человека быть находчивым и инициативным.
2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 12 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Чему должны учиться дети каменного века? Чем они могли быть полезны взрослым в сложных природных условиях ледникового периода? 3) Напишите небольшой рассказ о детях со стоянки Сунгирь, начните его так: «Когда охотники ушли на большую охоту, детям и женщинам была поручена непростая работа…»
Ответ:
1) Суровый климат накладывал свой отпечаток на образ жизни человека. Люди носили теплую одежду, сделанную из шкур убитых им животных - мамонтов, шерстистых носорогов, оленей, потому что она хорошо сохраняли тепло и не давали человеку замёрзнуть. У взрослых волосы, борода, усы закрывали лицо от холодных ветров и снега. Оружие также было сделано из останков животных - костей и зубов. В эпоху каменного века оружие делали из кусочков кремневых пластин, в эпоху железного века начало активно использоваться железо. Дети мало чем отличались от взрослых, разве что ростом.
2) Дети выполняли посильную работу по дому, ухаживали за младшими детьми. Мальчики с ранних лет учились у мужчин охоте, девочки помогали женщинам рода по хозяйству: готовили пищу, шили одежду, следили за огнем в очаге. Старшие мальчики были полноценными участниками охоты наравне с мужчинами.
3) Когда охотники ушли на большую охоту, детям и женщинам была поручена непростая работа по поддержанию огня в очаге, обработки мяса и шкур убитых животных. Необходимо было молиться своим богам, чтобы охота прошла успешно. Мальчики рода занимались изготовлением кремневого оружия для своих первых походов на большого зверя, а также отрабатывали навыки ведения боя со зверем, которым их учили отцы. Девочки вместе с матерями обрабатывали мясо, готовили пищу для всех членов рода, помогали в обработке меха и кожи, чтобы потом сшить теплую одежду. В свободное время они плели бусы из зубов и костей животных.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) железный век на территории Восточно — Европейской равнины; 2) неолит, период перехода от присвающего хозяйства к производящему; 3) малый ледниковый период; 4) окончание ледниковой эпохи; 5) начало Великого оледенения; 6) мезолит, начало таяния ледника; 7) появление первых людей на территории Восточно — европейской равнины, начало нижнего палеолита.
Ответ:
1) начало I тысячелетия до н.э.
2) 8 — 3 тысяч лет назад
3) IV тыс. до н.э.
4) 13 тысяч лет назад
5) 2 млн. лет назад
6) 11 — 8 тысяч лет назад
7) 40 тысяч лет назад.
4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?
Ответ:
«Человек ответил на все вызовы окружающего мира и благодаря этому научился не только выживать в природе, но и преображать ее».
Условия окружающей среды постоянно менялись и человеку пришлось приспосабливаться к ним. Но человеку помогла выжить его находчивость и инициативность. Человек научился делать теплую одежду, улучшать орудия труда и оружие для охоты. Он смог перейти от присваивающего хозяйства к производящему, приручить животных, которые помогали ему на охоте (собаки) и кормили его. Постепенно люди перешли к преимущественно оседлому образу жизни и стали сами преобразовывать природу - обрабатывать землю, выращивать сельскохозяйственные культуры. Человек и природа смогли сосуществовать в гармонии.
Мнение историка, страницы 17 — 18
1. На какие группы можно разделить находки из погребального комплекса? Чем объяснить насыщенность памятников разнообразными предметами из мира первобытных охотников? Почему у детей оказался такой же набор предметов, что и у взрослого охотника, в том числе оружие?
Ответ:
Находки из погребального комплекса можно разделить на:
-одежда
- украшения (костяные перстни, бусы, ожерелья, ),
- орудия труда (костяные иголки),
- вещи, используемые в ритуалах (охра, амулеты),
- оружие (кинжалы, копья).
Насыщенность памятников разными предметами можно объяснить верой людей в загробную жизнь, где все предметы могут пригодиться умершим.
Во времена ледникового периода дети занимались тем же, что и взрослые, с раннего возраста они учились охоте и помогали взрослым по хозяйству, у них так же было оружие для охоты, орудия труда для обработки мяса, меха и кожи. Поэтому в могиле у детей был такой же набор предметов, что и у взрослого охотника.
2. Попробуйте объяснить предназначение трех находок – амулета в виде лошади, бус из песцовых зубов и бивня мамонта, копье из бивня мамонта. Предположите, как происходил обряд прощания с охотниками – тайно или при общем собрании рода? Какой урок для остальных членов рода преподносился этим ритуалом?
Ответ:
Амулет в виде лошадки мог быть оберегом, дающим силу и волю лошади своему владельцу.
Бусы из песцовых зубов и бивня мамонта использовались в качестве украшений.
Обряд прощания с охотниками мог происходить при общем собрании рода, чтобы воздать честь умершему.
Урок в том, что необходимо быть смелым, сильным, развивать свои навыки в охоте и хозяйстве, чтобы быть похороненным со всеми почестями и благополучно существовать в загробном мире.