Александр Сергеевич Пушкин

Ответы к странице 92

1. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?

На развитие читательских и поэтических возможностей Александра Пушкина воздействовал особенный уклад его семьи. В московском доме, где прошло детство поэта, собирались известные писатели тех пор. Сергей Львович, отец поэта, его дядя, Василий Львович, и некие другие родственники писали стихи.

В доме отца было много книжек на российском и французском языках. Пушкин рано научился читать и с алчностью «пожирал» книги из библиотеки отца. В семь лет Пушкин уже начал писать мелкие комедии на французском языке. С русским устным народным творчеством мальчугана знакомили бабушка и няня Арина Родионовна.

Литературная среда семьи грядущего поэта давала богатые способности для развития поэтического таланта.

2. Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно, и ресурсы Интернета

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень обожали литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчугана придумывали стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он придумывал на французском языке мелкие комедии и разыгрывал их перед собственной сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

Обучался Пушкин в Царскосельском Лицее. Лицеистов учили прекрасные педагоги. Рядом, во дворце, жил правитель Александр I. Дворец и Лицей окружал красивый парк. Пушкин обожал гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт оставался верен всю жизнь.

После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был выслан поначалу в южную ссылку, а потом в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин написал много красивых стихотворений и поэм, житейские повести и роман в стихах «Евгений Онегин».

Поэт умер на дуэли, когда ему было 30 семь лет. Уже больше двух сотен лет прошло со дня рождения поэта, а его произведения читают и обожают люди в почти всех странах мира.

Няне

Ответы к странице 93

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне?
Назовите их.

Стихотворение «Няне» Пушкин предназначил Арине Родионовне, собственной няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы понимаем, что поэту принципиально все в жизни няни: и как она горюет под окном горницы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».

Поэт употребляет нежные воззвания:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

Но отношение поэта к няне выражено не только лишь в словах, да и в самом строе предложений, в музыкальности и ласковости стиха.

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Создатель представляет для себя, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет размеренную стабильную жизнь, вяжет на спицах. Но в душе в нее беспокойно: она беспокоится за собственного возлюбленного воспитанника, нередко глядит в ворота — а вдруг в их покажется знакомый наездник?

3. Как вы понимаете слова и выражения: «Подруга дней моих суровых...», «Давно, давно ты ждёшь меня...», «Горюешь, будто на часах...», «Глядишь в забытые вороты...», «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь...»

Поэт принуждает нас вдумываться в каждое выражение.

«Подруга дней моих грозных...» — в самые трудные времена няня было рядом со своим воспитанником, утешала его, давала ему силы, даровала свои рассказы, песни и сказки.

«Давно, давно ты ждешь меня...» - воспитанник вырос, трудные времена прошли, и герой издавна не приезжал к няне, которая ожидает его в собственной горнице.

«Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» значит «быть часовым, охранять что-то, не уходя со собственного места». Няня горюет, тоскует по собственному воспитаннику, она, словно часовой, задумывается о нем беспрестанно, как будто бережет, охраняет его душу.

«Глядишь в забытые вороты...» — ворота позабыты, другими словами давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ожидают. Няня глядит на их, как будто ожидает, что ее возлюбленный воспитанник вот-вот приедет.

«Тоска, предчувствия, заботы / Вытесняют твою всечастно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывает волнение, сердечко начинает посильнее биться, появляется чувство, что ему тесно в груди, что оно как будто желает вырваться на свободу.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление онапряжённом ожидании няней своего питомца?

Чувство напряженного ожидания няней собственного любимца передают такие художественные средства:

- сравнение: «Горюешь, будто на часах»;
- эпитеты: «в забытые вороты», «На черный отдаленный путь»;
- метафора: «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою все-частно грудь...»;
- противопоставление (антитеза): светлый — черный («Ты под
окном своей светлицы» — «На черный отдаленный путь»).

Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях

Ответы к странице 112

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.

2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

Посреди героев этой сказки мне приглянулись юная царевна, богатыри и королевич Елисей, а мачеха вызвала чувство возмущения.

3. Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне...» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

Сказка Пушкина поближе к народной, чем притча Жуковского. В пушкинской притче зла царевне вожделеет не сторонняя колдунья, а злая мачеха, как это обычно бывает в российских народных сказках. Пушкин употребляет чудесные числа Семь и 3: царевна попадает к 7 богатырям, Елисей трижды обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Принципиально, что королевич обращается именно к силам природы.

В пушкинской притче, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин почаще употребляет ритмичные повторения, к примеру, «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; употребляет неизменные эпитеты, к примеру, «с белоснежной зори», «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».

Сказка Пушкина нравится мне больше, так как она более духовная, чем сказка Жуковского.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Когда королева прощается с царем, ей очень обидно. Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже захворали глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как правитель уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество королевы.

5. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла...»?

У королевы родился ребенок, и ей нельзя было беспокоиться. Когда она увидела царя, то ощутила такое волнение, что здоровье не выдержало. Королева погибла к моменту начала обедни, другими словами церковной службы.

6. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

Новая царица не похожа на первую. Первая любила мужа, а вторая любит только себя. Пушкин пишет о ней:
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?

Симпатии читателей вызывает царевна. Стихотворные строчки о ней начинаются с союза «но», так как Пушкин противопоставляет молодую царевну королеве, ее мачехе.

8. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Королева добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная. Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.

Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Когда царевна попадает к богатырям, мы узнаем ее характер. Она обходительная, работящая, умеренная, хорошая, хозяйственная. Богатыри наблюдательные, смелые, рачительные, залихватские. Они по обожали царевну за красоту, доброту и нежную заботу, желают жениться на ней, но уважают ее чувства.

10.Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Воззвания Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклору. В этих воззваниях проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства появляются в ласковости воззваний, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в напористом повторении головного вопроса:

Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

11. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Царевна умоляет Чернавку пощадить ее, обещает наградить. Чернавка любит царевну и осознает, что та ни в чем же не повинна. Она отпускает царевну и гласит ей: «Не кручинься, Бог с тобой». Христиане веруют, что Бог всегда помогает праведникам, и Чернавка уповает, что Бог поможет царевне.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница на-строения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И молва трезвонить стала: И трубит уже молва:
Дочка царская пропала! Дочка царская жива!

1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р’] мягкий, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р] жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.

Будьте внимательны к слову

Ответы к странице 113

Исключительно в авторской притче могли повстречаться такие выражения: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив ритуал грустный, вдруг погасла жертвой злости. Остальные перечисленные выражения свойственны для народной речи.

Литература и другие виды искусства

Ответы к странице 113-114

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

Мы познакомились с иллюстрациями Т. Мавриной и палехского художника Е. Пашкова. По моему воззрению, иллюстрации Пашкова более точно отражают наружный и внутренний вид героев.

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

По сказкам А.С. Пушкина Н.А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д.Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попке и работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую смешную оперу «Ай да Балда!».

Более известна опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.

Куски этих музыкальных произведений использовались режиссерами при разработке мультфильмов по пушкинским сказкам.

3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.

4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

По этой притче сняты художественный кинофильм и мультфильм. Есть два диафильма: с рисунками художника Е. Мешкова и с рисунками Л. Панова.

Главные эпизоды: королева ожидает царя; королева рождает малыша и погибает; правитель женится 2-ой раз; королева смотрится в зеркальце; королевич Елисей сватается к царевне; королева приказывает Чернавке убить царевну; Чернавка отводит царевну в лес; царевна заходит в дом богатырей; разговор царевны с богатырями; богатыри сватаются к царевне; королева угрожает Чернавке; старушонка кидает царевне яблочко; царевна кусает его и погибает; богатыри хоронят царевну; Елисей обращается к Солнцу, Месяцу и Ветру; Елисей ударяется о гроб царевны; свадьба.

Проверьте себя

Ответы к странице 114

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку

«Сказка о золотом петушке» заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Фонохрестоматия

Ответы к странице 114

1. Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?

В сказке А.С. Пушкина есть эпизоды, напоминающие сказку В. А. Жуковского: злая старушка (мачеха — у Пушкина, злая колдунья — у Жуковского) погружает красивую даму (царевну) в смертельный (Пушкин) либо просто сон (Жуковский), а выручает ее красивый и смелый принц.

2. Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.

Царевна очень рачительная, доверчивая — не соображает, почему лает пес. Нищенка же изо всех сил старается показаться хорошей, но в ее речи проскальзывает настоящий настрой: «Пёс окаянный победил, чуток до погибели не заел».

4. Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

Поначалу Елисей обратился к солнцу: он еще полностью бодр. Потом пришел черед месяца: принц ожидает его, тоскуя, и уже молит об ответе. Ответ был неутешительным, но Елисей не пал духом, а продолжил поиски и обратился к ветру: тут он вызнал, что царевна мертва, но снова же не отчаялся и не отправился домой, а побежал быстрее поглядеть на нее.

5. Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Передать удовлетворенное, торжественное настроение в конце сказки помогает соответственная музыка, идущая фоном.

У лукоморья

Ответы к странице 94

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

В народных сказках происходят самые различные чудеса. Лягушка может преобразовываться в Василису Премудрую, волк — в златогривого жеребца и в царевну, лента — в реку, гребень — в нередкий лес. Мальчишка Иванушка преобразуется в козленочка, Марьюшка в уточку. Возникает персонаж, которого нет: Сват Наум, либо руки, которые делают нужные работы. Баба-яга со собственной избушкой и летающей ступой — это одно из самых умопомрачительных чудес. Животные в притчах могут говорить, помогать людям в подходящий момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Чудесные предметы помогают людям либо нечистой силе, например магический клубочек показывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет узреть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой королевы.

2. Каково общее настроение этого отрывка?

Общее настроение этого отрывка загадочное, таинственное, настроение ожидания чудес.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: там леший бродит, следы невиданных зверей, лес и дол видений полны, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, королевич мимоходом пленяет грозного царя, царь Кащей над златом чахнет? Расскажите об этом.

Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем лохматого сгорбленного старика, покрытого корой, с пылающими очами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог. «Следы невиданных зверей» большие, ясно отпечатанные в земле, похожие на копыта и птичьи следы сразу. В вечернем сумраке по равнине и по лесной почаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и на животных. Через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Время от времени она кипит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют сберегал от водяных монстров. Королевич таковой сильный, что он может мимоходом, другими словами просто, без напряжения, взять в плен грозного царя. Правитель Кащей тощий, нос у него крючкам, он посиживает на коленях над сундуком с золотыми монетами в черном подземелье. Пылает свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от алчности.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы, когда читаете пролог к «Руслану и Людмиле» — «У лукоморья дуб зелёный...»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Когда мы читаем пролог к поэме «Руслан и Людмила», мы вспоминаем народные сказки, в каких герои встречают Бабу-ягу в избушке без окон, без дверей, либо ее родственника Кащея Бессмертного; сказку про Ивана-царевича и серого волка. В пролог Пушкин вводит персонажей из собственных литературных произведений: «Сказки о царе Салтане» и поэмы «Руслан и Людмила».

Фонохрестоматия

Ответы к странице 95

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Зачин (обозначение места действия — фантастической страны):
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт налево — песнь заводит.
Налево — сказку говорит».
Концовка (завершение описания чудесной страны, повтор объектов, но уже в их отношении к автору):
«И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил...»
Интонация актёра меняется, он старается походить в этих местах на народного сказителя.

 

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

Ответы к странице 116

1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские на-родные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.

Стихотворная речь отличается от житейской точным ритмом и рифмой.

Возьмем отрывок из сказки «Царевна-лягушка»:

«Старшие братья как пошлй находить собственные стрелы, сходу их нашли: один— в боярском тереме, другой— на купеческом дворе. А Иван-царевич длительно не мог отыскать собственной стрелы«.

Мы видим, что в этом отрывке ударения размещаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и т.д.

Разглядим отрывок из «Сказки о мертвой царевне...»:

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая.

Меж тем все шла да шла

И на терем набрела.

В этом отрывке главные ударные слоги размещаются ритмично: любая группа состоит из 2-ух безударных, 1-го ударного и 1-го безударного. Строчки рифмуются попарно: 1-ая со 2-ой, 3-я с четвертой. В народной притче рифмы нет.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

Ритм — это стабильное повторение каких-то однозначных явлений через равные промежутки времени, к примеру, тиканье и бой часов. В речи ритм может проявляться в стабильном чередовании ударных и безударных слогов в строке, в повторении идиентично построенных частей предложения, в повторении звуков.

В «Сказке о мертвой царевне...» чередование слогов размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в различных частях отличается друг от друга. При помощи прилагательных и повторения звука «о» Пушкин делает плавный, неспешный ритм при описании яблочка:

Оно

Сокуспелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Как будто медом налилось!

Возьмем другой отрывок:

Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его,свалился

И издох.

Ритм этого отрывка резвый, быстрый, отрывистый. Такое воспоминание появляется от потребления нескольких глаголов попорядку. Это соответствует содержанию текста.

О сказках Пушкина

Ответы к странице 118

1. Прочитайте и перескажите статью, подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок.

Сказки Пушкина хранят внутри себя частичку души поэта. Сильные чувства и переживания передаются в их при помощи небольшого количества слов:

На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Строка «Тяжелешенько вздохнула» гласит больше, чем целые тома стихов и прозы. Так выразительно и нежно может сказать только родной человек. В последующей строке будто бы слышится последний вздох умирающей. Такое скромное и глубочайшее выражение эмоций встречается исключительно в подлинно народных произведениях. Слово Пушкина незапятнанное, обычное, лишенное напыщенности и преувеличения.

Пушкинский стих передает ритм движения, борьбы и труда. Стихотворный ритм служит подспорьем четкому и меткому слову. Притча движется свободно и быстро. Навечно запоминаются картины природы, образы людей, животных, магических существ. За свободой повествования кроется серьезная-мысль. Глубокая мораль пронизывает сказку от начала до конца, она не выражена в некий одной строке либо в одной слове.

Пушкинская сказка — наследница сказки народной. Ясная и живая пушкинская речь — идеал, мера поэтического совершенства.

Русская литературная сказка

Ответы к странице 119

1. Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

Писательскими, либо литературными, именуют сказки, у каких есть создатель. Создатели литературных сказок нередко берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки.

Литературная притча отличается от народной тем, что создатель заполняет сюжет народной сказки новыми мыслями, а время от времени и выдумывает собственный свой сюжет. Писатель высказывает свое мировоззрение о поступках героев, употребляет литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных притчах.

2. Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?

Литературные сказки.

П.П. Ершов. «Конек-горбунок».
B.Ф. Одоевский. «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».
C.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Л.Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».
В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
М. Горький. «Про Иванушку-дурачка»
A.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
B.В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
Е.А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

Очень увлекательна сказка В.А. Жуковского «Три пояса». В ней рассказывается о бедной девице Людмиле, которую ведьма одарила за доброту и скромность магическим поясом. Когда юный князь Святослав направил внимание на Людмилу, завистливые сестры предложили ей обеспеченный наряд и отобрали волшебный пояс. Старушка-волшебница пожалела даму и возвратила ей пояс. Людмила стала женою Святослава.

Притча похожа на народную тем, что в ней две старшие сестры завидуют младшей, счастье и жених достаются младшей — скромной и трудолюбивой, как, к примеру, в притче «Хаврошечка».

От народной, сказки Жуковского отличается особым языком, в каком много литературных слов и выражений, и тем, что создатель в особенности подчеркивает главную идею собственной сказки. Жуковский гласит нам, что скромность важнее суетности, что зависть и самолюбие— жуткие чудовища, которые отравляют душу человека, и счастье достается умеренным и хорошим.

Эта сказка может привлечь увлекательным сюжетом и тем, что в ней добро одолевает зло.