Антон Павлович Чехов

Ответы к странице 263

1. Какими талантами обладали А. П. Чехов, его братья и сестра? Как Антон Павлович относился к чтению?

Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у их был талант артистов. Чехов просто перевоплощался в героев разных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай— художником. У брата Миши тоже был литературный талант, у Ивана — талант преподавателя, у Марии — художественные способности. К чтению Антон Павлович Чехов относился с увлечением. В особенности он обожал книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журнальчики.

2. Подготовьте рассказ о писателе, используя материалы статьи в учебнике и ресурсы Интернета

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. В семье Чехова было 5 братьев и одна сестра. Отец семейства заботился о качественном обучении своих детей, плюс ко всему ребятишки  занимались пением и музыкой. Чехов обучался в гимназии, где учитель закона Божия Покровский нередко рассказывал ученикам о литературе. Он окрестил Чехова Антошей Чехонте. Позже писатель сделал это прозвище своим псевдонимом.

Антон Павлович обожал театр и литературу, он нередко придумывал забавные истории и в лицах озвучивал их слушателям. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнал «Заика».

В 19 лет Чехов поступил в Столичный институт на медицинский факультет и через 5 лет окончил его. Он начал работать доктором, но гораздо больше времени уделял литературе. Многие произведения Чехова описывают случаи, связанные с медициной. Первые рассказы писателя — юмористические.

Хирургия

Ответы к странице 268

1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?

Чехов ведает о таковой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает несведущего фельдшера, который выдает себя за опытнейшего доктора.

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или... собственные размышления о провинциальных лекарях?

В этом рассказе слились и детская инсценировка, которую разыгрывали Чехов со своим братом, и наблюдения доктора Архангельского, и собственные размышления писателя о работе докторов в провинции.

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?

Земская поликлиника не описана Чеховым тщательно. В земских поликлиниках обычно были палаты для нездоровых и приемное отделение. Такие поликлиники были маленькими, нередко в их работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в каком инструменты, в бутылке — карболовый раствор. Фельдшер Курятин курит вонючую сигару. Фамилия фельдшера создателем выбрана специально. Она гласит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое досадное прозвище «курицын сын», другими словами глуповатый и пугливый человек.

Пациенты этой поликлиники — люди обыкновенные и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

Чеховский рассказ вызывает хохот и чувство возмущения хвастовством фельдшера.

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

И фельдшер, и нездоровой стают людьми невежественными, неблаговоспитанными. Поначалу они оба именуют друг дружку на «вы» и по имени и отчеству, а позже обзываются, передразнивают друг дружку и «тыкают». Дьячок ведает о глуповатых способах, которыми он пробовал унять боль в зубе. Курятин хвастает своим мастерством, которого по сути нет. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сострадания.

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Этот рассказ можно именовать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении забавнй ситуации, несуразных нравов героев и на высмеивании их недочетов. Слушая этот рассказ, охото смеяться, но в то же время становится обидно, так как понимаешь, что у людей бывает много недочетов, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание Вонмигласову.

Литература и изобразительное искусство

Ответы к странице 268

Как художники иллюстрировали рассказы Чехова? Чем интересны иллюстрации? На что в первую очередь художники обращают внимание?

К этому рассказу Чехова сделали иллюстрацию Кукрыниксы. Живописцы направили внимание на нравы героев. Они передали ужас дьяка перед операцией и самоуверенность Курятина, который выбирает инструмент для удаления зуба.

Фонохрестоматия

Ответы к странице 269

1. Расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

Фельдшер Курятин: толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в потрепанных трикотовых брюках, «на лице выражение чувства долга и приятности», курит зловонную сигару. Не очень интересуется своими посетителями — зевает, хмурится, гласит всё время о собственном.

Дьячок Вонмигласов: высочайший приземистый старик, в рясе, правый глаз с бельмом и полузакрыт. Всё время крестится, гласит сиплым голосом, всё трясется и опасается.

Чтение актеров очень живо воспроизводит наружность и характеры героев.

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

Поначалу дьячок относится к фельдшеру с огромным уважением, можно сказать, даже благоговением, а после того, как тот только всё попортил, он соображает, что перед ним жалкое подобие доктора, не разбирающееся в собственном деле, он бранится на него. Глас дьячка во 2-ой части становится посильнее и уверенней, благоговения в нем уже не ощущается.

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка?

Поведение фельдешера не изменяется: он как был чванливым дурачиной, не интересующимся ничем, не считая собственной личности, так и остался, еще только и нагрубил дьячку.

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

Дьячка очень жаль. Отношение к фельдшеру не очень поменялось: с самого начала было понятно, какой он.

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

Рассказ, с одной стороны, смешной, но если копнуть вглубь — печальный: оттого, что до сего времени у нас можно повстречать таких Курятиных.

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Мне нравится чтение обоих актеров, оба они очень убедительно изобразили собственных персонажей.

Будьте внимательны к слову

Ответы к странице 269

Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?

Фельдшер гласит: «Хирургия— пустяки... Здесь во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть...» Герой желает сказать, что он просто сможет сделать хирургическую операцию. Создатель дает читателям осознать, что фельдшер относится к собственной работе безответственно, что он не очень-то знает свое дело и храбрится перед операцией.

Деяния фельдшера молвят читателю, что у него не хватает познаний, чтоб избрать подходящий инструмент, и он выбирает инструмент наобум.

В протяжении всей процедуры с зубом Курятин гласит с разумным видом от значимости собственной работы, о том, что все необразованные, он один все соображает, и ведает, как вылечивал один раз помещика Египетского. Речь Курятина несвязная, отрывистая, в его лексиконе не достаточно слов. Он бранится и препирается с пациентом.

Фельдшер в этом рассказе — человек с низким уровнем культуры, плохо понимающий свое дело.