Российские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Фёдор Иванович Тютчев

Фонохрестоматия

странице273 («Зима недаром злится...»)

1. В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои, персонажи, действующие сообразно их характерам. Какими словами поэт выражает своё отношение к Весне и Зиме? Как это отношение передаёт актёр интонациями, тембром голоса?

Зима: злится, прошла ее пора, хлопочет, ворчит, взбесилась, ведьма злая, враг.
Весна: гонит, засуетилось, трезвон, хохочет, шумит, прекрасное дитя, горя мало, румяней стала.

Ответы к странице 273—274 («Весенние воды»)

1. Вы прослушали ещё одно стихотворение Ф. И. Тютчева о весне. Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия. Как эту радость, оживление, многозвучность актёр передаёт средствами художественного чтения?

3. Как чувства весеннего пробуждения актёр передаёт голосом, интонацией?

1. 3. Актер читает стихотворение с особенным выражением, делает большой напор на восклицания, помогает ему в этом му-зыкальное сопровождение.

2. Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов (шумят, бегут, будят, блещут, гласят и т. д.)?

Глаголы делают речь более живой, подвижной, активной, быстрой — что вполне соответствует нашим представлениям о весне.

Алексей Николаевич Плещеев

Фонохрестоматия

Ответы к странице 274 («Весна»)

1. Как вы думаете, почему поэт, ожидая прихода весны, признаётся: «И сердце сильно так в груди / Стучит...»? Так ли безмятежно радостна интонация актёра, читающего стихотворение? Только ли о природе слова автора: «Пора метелей злых и бурь / Опять надолго миновала...»?

2. Как актёр передаёт надежду поэта на ожидаемое счастье без метелей и бурь?

1-2. Интонация читающего не совсем безмятежна: герой еще помнит о том, что случилось с ним «зимой», и ему нетерпится поскорее окунуться в весну, в новую жизнь — светлую, теплую, радостуню.

3. Различаются ли общая тональность, настроение прозвучавших стихотворений Ф. И. Тютчева и стихотворения А. Н. Плещеева? Как вы думаете почему?

Да, тональности и натсроения отличаются. Стихотворение «Зима недаром злится...» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» более лиричное.
Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» не столь радостен и безмятежен, в нем есть воспоминания о не очень радостной зиме.

Иван Саввич Никитин

Фонохрестоматия

Ответы к странице 276-277 («Утро»)

2. Какую часть стихотворения актёр произносит тихим проникновенным голосом, близким к благоговейному шёпоту? Прочитайте эти строки.

Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

3. В какой части стихотворения мы слышим интонацию русской народной песни? Найдите эти строки в тексте стихотворения и прочитайте вслух.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое...

Тютчев - Как весел грохот летних бурь

Ответы к странице 277 («Как весел грохот летних бурь...»)

Фонохрестоматия

Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?

У Тютчева описана летняя буря — и основной упор идет именно на живость и радость природы, у Никитина идет описа-ние утра, причем с точки зрения молодого пахаря, на его восприятие природы (ему не может быть просто беззаботно радостно, его жизнь тяжела).

Ответы к странице 279 («Есть в осени первоначальной...»)

1. Умиротворение, спокойствие, легкая ностальгия.

Аполлон Николаевич Майков

Фонохрестоматия

Ответы к странице 280-281 («Ласточки»)

1. Послушайте чтение актрисой стихотворения «Ласточки» и выделите три части: первую — грусть от увядания природы и наступления осени, вторую — воспоминание о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третью — сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица.

2. Какие интонации, оттенки голоса характерны для прочтения каждого из трёх фрагментов?

1-2.Часть первая (грусть):
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст...
Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...

Часть вторая (ностальгия, радость воспоминаний):
А помню я, как хлопотали Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда Пять маленьких, быстрых головок Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

Часть третья (сожаление, грусть, одиночество):
И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко...
О если бы крылья и мне!

Иван Захарович Суриков

Фонохрестоматия

Ответы к странице 282

«Зима»

1. Какие чувства рождает у вас картина ночного снегопада?

Чувство успокоения, умиротворения.

2. Помогает ли вам музыка увидеть красоту первого пушистого снега?

Да, помогает: будто бы слышно, как летит любая снежинка в отдельности.