Ответы к странице 8-9

9. Одно из слов в тексте дано в разных формах. Найди их и выпиши вместе с предлогами. Подчеркни начальную форму одной чертой.
Выпиши две группы родственных слов. У родственных слов выдели корень.

Бык бодается с быком,
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.

(В. Бахревский)

Формы слова-названия предмета:

(Кто?)    бык  , (с кем?)    с быком  , (от кого?)    от быка .

Родственные слова:

1. (Что делает?)     бодается,
    (какого?)    бодливого        .

2. (Что делают?)        убегают,
     (кто?)             бегун            .

Рассуждения ученика. В данном стихотворении есть слова, у которых есть одинаковая часть, которая пишется одинаково и в которой заключается общий смысл данных слов. Необходимо выяснить, где формы одного и того же слова, а где разные слова, являющиеся родственными. С быком: начальная форма бык. От быка: начальная форма бык, следовательно, бык, с быком, от быка — формы одного и того же слова, так как у них одинаковая начальная форма.
(Что делает?) бодается, начальная форма (что делать?) бодаться. Бодливого, начальная форма (какой?) бодливый. Бодается и бодливый — разные слова, так как у них разные начальные формы. Данные слова являются родственными словами, так как у них есть одинаковая часть бод (корень), которая хранит их общий смысл.

10. Спиши предложения, вставь нужные буквы. Устно проверь сомнительные написания. Подчеркни основу в каждом предложении. Сделай схему 3-го и 4-го предложений.

Рассуждения ученика. В слове мед парный согласный в конце слова. Чтобы правильно записать слово, надо подобрать проверочное слово — меда. Пишу букву Д. (То же со словами крот, стриж.) В слове ловкий парный согласный в середине слова. Проверочное слово ловок. Пишу букву В. Для слова мышь проверочное слово мыши. Так как это слово женского рода с основой на шипящий, в конце пишу Ь.

Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет жёлуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский любит мышь.

(С. Михалков)

3. ___ ==== -----.
4. ==== ---- _____.

Посмотри, какие схемы сделали к подчёркнутым словам Миша и Маша. Выбери правильную и обведи её.

Правильные схемы у Маши.

Дай характеристику каждому согласному звуку. Посмотри, как это сделала Маша.

Мёд [м’от]
[м’] — звонк., мягк.; [т] — глух., твёрд.

Ест [й’эст]
[й’] — звонк., мягк.   [с] — глух., твёрд.
                                  [т] — глух., твёрд.

Стриж [стр’иш]
[с] — глух., твёрд.    [т] — глух., твёрд.
[р’] — звонк., мягк.    [ш] — глух., твёрд.

Сыр [сыр]
[с] — глух., твёрд.     [р] — звонк., твёрд.