ГДЗ к разделу учебника "Повторение"
Страница 116-117 Текст
Упражнение № 193. Тексты бывают разные: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Почему эти тексты так называются?
К какому из текстов можно поставить вопрос какой? (предмет), к какому - что произошло? что случилось? что делает?, к какому - почему?
Какой? - текст-описание.
Что произошло? Что случилось? Что делает? - текст-повествование.
Почему? - текст-рассуждение.
Упражнение № 194. Прочитайте. Объясните, какой из текстов является повествованием, описанием, рассуждением. Спишите любой текст.
1. Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.
2. Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять перышки.
3. Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой». В оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.
Г. Скребицкий
1. Это текст-описание. Текст, в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
2. Это текст-повествование. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?
3. Это текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно выделить три части:
в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства;
вторая часть - это само объяснение, доказательство;
третья часть - это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?
Списываем любой текст.
• Представьте, что вы создаёте мультфильм. Содержание какого текста можно передать в одном кадре? Что вы изобразите в нём? Определите тип этого текста.
В одном кадре можно передать содержание первого текста-описания:
Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.
Я бы показал в этом кадре крупным планом синичку.
• Содержание какого текста следует передать в нескольких кадрах? Какие это будут кадры? Определите тип этого текста.
В нескольких кадрах следует передать второй текст-повествование:
Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.
Я бы рассказал в нескольких кадрах о действиях синички, происходящих одно за другим: синичка согрелась, открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки, громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.
• Какой текст нельзя передать в кадрах? Почему? О чём в нём говорится?
Третий текст-рассуждение нельзя передать в кадрах, потому что здесь автор просто ведёт рассуждения на тему, почему синица-лазоревка получила своё название:
Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает "светло-синий", "голубой". В определении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.
Упражнение № 195. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».
• Почему картина так названа? Что художник на ней изобразил?
• Где происходит действие? Какими вы увидели лес, деревья, поляну, сваленное дерево? Чем занимается медвежье семейство?
• Составьте по картине рассказ. Подготовьтесь его рассказать.
Сочинение
Вариант 1
Художник- пейзажист И.И.Шишкин в своей картине «Утро в сосновом лесу» показал нам жизнь русского леса.
Летнее утро. Оно ещё только начинается. Солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимается из оврага. Прохладно, свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло, но уже всё пробудилось.
В центре картины мы видим медвежат. Их трое. Двое залезли на дерево. Маленькие, мохнатые, весёлые, шаловливые, они исследуют дерево, по которому лазают и карабкаются. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Ему всё очень интересно, он самый любопытный.
Рядом их мать. Она внимательно следит за своими шалунами, оскалила зубы, рычит, предупреждает детей, чтоб не шалили зря.
Мне очень понравилась эта картина. Я люблю природу и животных. Мне кажется, картина вызывает желание сберечь красоту нашего леса со всем живым в нём.
Вариант 2
Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет, кажется, вот-вот загорится. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и непроходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой.
Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неугомонных, шаловливых медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, вот она и рычит.
В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось, что и сосны, и медвежата как живые. Очень захотелось побывать в этой чаще, подышать свежим воздухом и даже поиграть с медвежатами.
Вариант 3
Шедевр Ивана Ивановича Шишкина "Утро в сосновом лесу" пропитан трепетом и восхищением красотой и богатством первозданной природы растительного и животного мира.
Едва проснувшаяся от сна природа, начинает пробуждаться и наполняться движением. Картина передаёт всё богатство красок рассветной поры. По земле ещё клубится туман, позволяя нам почувствовать утреннюю прохладу. Лучи солнца только начинают пробиваться сквозь верхушки сосен и мягко освещать лесную поляну.
На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медвежата. Для них утро нового дня является настоящим праздником, лесная поляна - раздольем.
Картина "Утро в сосновом лесу" на протяжении века просит бережно относится к окружающей природе. У меня при взгляде на неё создаётся впечатление, как будто я сам присутствую там, и сама Вселенная сейчас приоткроет для меня ещё одну свою тайну.
Страница 117-120 Предложение
Упражнение № 196. Вспомните, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.
• Расскажите, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки.
1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
2. Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
3. Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
• Приведите примеры предложений, в конце которых ставятся эти знаки.
Однажды мы пошли в лес.
Какая твоя любимая книга?
Как богаты краски русской природы!
• Объясните, как составить из данных слов предложение. Составьте его и запишите.
Майские, листочки, деревьях, обгрызают, на, жуки.
Слова в предложении должны быть связаны по смыслу, оно должно содержать законченную мысль.
Майские жуки обгрызают на деревьях листочки.
Упражнение № 197. Прочитайте.
— Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
— Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!
• Почему вы улыбнулись?
• Этот текст - диалог или монолог? Как вы это определили?
Это текст - диалог. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.
• Объясните постановку знаков препинания в конце предложений и перед речью каждого участника разговора. Спишите текст.
В диалоге слова каждого лица - участника разговора - пишутся с новой строки. Перед словами ставится горизонтальная черта (-), которая называется тирé.
Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.). Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?). Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
Списываем:
— Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
— Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!
• Разыграйте сценку разговора действующих лиц.
Упражнение № 198. Прочитайте. Найдите границы пяти предложений. Читайте, выделяя голосом каждое предложение.
Кто видел цветущую берёзу это бывает в мае листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки хороша берёзка в серёжках она вся золотится, как будто в солнечном дожде.
Э. Шим
• Запишите любые два предложения, правильно обозначая их начало и конец.
• Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм и постановку знаков препинания в конце предложений.
• Прочитайте ещё раз. Составляют ли предложения текст? Почему? Придумайте заголовок к тексту.
Цветущая берёза
Кто видел цветущую берёзу? Это бывает в мае. Листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. Хороша берёзка в серёжках! Она вся золотится, как будто в солнечном дожде.
Упражнение № 199. В предложении есть главные члены: подлежащее и сказуемое.
• Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Подлежащее - главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и другие.
• Почему их называют главными членами предложения?
Их называют главными, потому что они и без второстепенных членов составляют предложение.
Упражнение № 200. Прочитайте рассказ Н. Сладкова. Почему он так назван?
Птицы весну принесли
Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки на реке лёд раскололи. Зяблики появились в лесу. Зелёная травка заворсилась. Пеночки прилетели. Цветы запестрели. Кукушка вернулась. Листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались. Черёмуха зацвела.
Весна так и делается: каждый понемножку.
• Как вы понимаете значение выражений травка заворсилась, листья проклюнулись?
Травка заворсилась - первая травка показалась.
Листья проклюнулись - показались первые маленькие листочки из почек.
• Спишите нераспространённые предложения. Подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
Пеночки прилетели. Цветы запестрели. Кукушка вернулась. Соловьи показались. Черёмуха зацвела.
• Объясните написание выделенных орфограмм.
Безударные гласные в корне: прилетели - прилёт, принесли - принёс, трясогузки - тряска, раскололи - расколот, зелёная - зелень, заворсилась - ворс, запестрели - пёстрый, зацвела - зацвёл.
Глухой/звонкий согласный в корне: травка - трава, понемножку - понемножечку.
Сочетание чк: пеночка.
Разделительный ь: листья, соловьи.
Упражнение № 201. Рассмотрите схемы предложений. Выпишите из текста упр. 200 предложения, которые подходят к данным схемам.
• Подчеркните главные члены предложения. Назовите второстепенные члены, которые поясняют подлежащее, сказуемое.
Первая схема:
Зелёная травка заворсилась.
Вторая схема:
Листья на берёзах проклюнулись.
В первом предложении второстепенный член - зелёная, поясняет подлежащее - травка.
Во втором предложении второстепенный член - на берёзах, поясняет сказуемое - проклюнулись.
Упражнение № 202. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы составить из слов каждой группы предложение?
1. Ребята, дубом, жёлуди, собрали, спелые, под. 2. Посадили, в, они, землю, семена. 3. Появились, весной, ростки. 4. Второклассники, за, молодыми, стали ухаживать, деревцами. 5. Около, дубовая, скоро, зашумит, школы, роща.
• Составьте предложения и запишите их. Докажите, что записанные предложения составляют текст. Придумайте к нему заголовок.
Рождение дубовой рощи
Ребята собрали под дубом спелые жёлуди. Они посадили семена в землю. Весной появились ростки. Второклассники стали ухаживать за молодыми деревцами. Скоро около школы зашумит дубовая роща.
Страница 120-122 Слово
Упражнение № 203. Каждое слово имеет своё лексическое значение.
• Как называются слова, которые имеют одно значение? несколько значений?
Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными.
Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.
• Какие слова в языке называют синонимами? антонимами? Приведите примеры таких слов, пользуясь словарями в учебнике.
Синонимы - разные по звучанию слова с близкими по смыслу значениями. Лиловый - фиолетовый, грустный - печальный, воин - солдат - витязь.
Антонимы - слова с противоположным значением. Горький - сладкий, радость - горе, жара - холод.
Упражнение № 204. Прочитайте.
Хорошо, привольно летом!
Зеленеет тёмный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес...
С. Дрожжин
• В каком предложении выражена главная мысль, а в каком - автор её раскрывает?
Главная мысль: Хорошо, привольно летом! Главная мысль выражена в первом предложении, во втором - автор её раскрывает.
• Спишите. Проверьте себя.
Хорошо, привольно летом!
Зеленеет тёмный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес...
• К каким словам стихотворения можно подобрать синонимы? антонимы?
Синонимы: жаркое - горячее, ласковое - нежное.
Антонимы: тёмный - светлый, хорошо - плохо.
• Какое слово употреблено в переносном значении?
Смотрит - слово впереносном значении.
Упражнение № 205. Прочитайте.
— Родник! — сказал лесник. — Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
К. Паустовский
• Какие слова назвал лесник «роднёй»? Согласны ли вы с ним?
Лесник назвал "роднёй" слова родник, родина, народ.
• Подберите к выделенным словам синонимы.
Родник - источник, льётся - течёт, глядите - смотрите, родина - отчизна.
• Спишите предложение о роднике и реке. Проверьте себя.
Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ.
Упражнение № 206. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными. Почему эти слова называют ещё однокоренными? Приведите примеры таких слов.
В русском языке есть слова - "родственники", родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
Корень слова - это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Примеры однокоренных слов: лес, лесок, лесной, лесник. Дорога - дорожный, дорожка, подорожник, железнодорожный.
Упражнение № 207. Прочитайте. Докажите, что каждая группа слов - это однокоренные слова.
Сад — садовник — садовый; соль — солонка — солить; морж — моржиха — моржовый; мёд — медовый — медок; груз — грузить — грузчик; морковь — морковный; боль — болеть.
• Спишите. Выделите корень в каждой группе однокоренных слов.
• Определите, к какой части речи относится каждое слово.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.
сущ. сущ. прил.
Сад - садовник - садовый;
сущ. сущ. гл.
соль - солонка - солить;
сущ. сущ. прил.
морж - моржиха - моржовый;
сущ. прил. сущ.
мёд - медовый - медок;
сущ. гл. сущ.
груз - грузить - грузчик;
сущ. прил.
морковь - морковный;
сущ. гл.
боль - болеть.
Страница 122-125 Части речи
Упражнение № 208. Все слова в русском языке объединяются в группы - части речи.
• Какие части речи вы знаете? По каким признакам вы научились их распознавать?
Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
Предлог - это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
• В каких случаях мы используем слова разных частей речи?
Чтобы составить предложение, мы используем слова разных частей речи.
Упражнение № 209. Рассмотрите рисунок.
• Определите тему рисунка. Составьте по рисунку рассказ. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
Тема: ледоход.
Весной лёд на реке раскололся на льдины. Льдины поплыли по реке. Два зайчика плывут на льдине. Звери и птицы им не могут помочь. Они смотрят в разные стороны: не появится ли где добрый человек?
• Какие части речи вы употребили в предложениях? С какой целью?
Я употребил существительные (для названия предметов), прилагательные (для обозначения признаков предметов), глаголы (для обозначения действия предметов), предлоги (для связи слов в предложении).
Упражнение № 210. Прочитайте. Назовите рассказ.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода.
Н. Носов
Это рассказ Н. Носова "Живая шляпа".
• А что было дальше? Расскажите.
• Спишите. Проверьте себя.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода.
Упражнение № 211. Выберите из текста упр. 210 любое имя существительное и расскажите о нём по плану:
1. На какой вопрос отвечает это имя существительное?
2. Что оно обозначает?
3. Это существительное собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?
4. Оно употреблено в форме единственного или множественного числа?
Шляпа - существительное (что?). Обозначает предмет. Нарицательное, неодушевлённое. Единственное число.
Упражнение № 212. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
Что за птица?
Гребень ___________,
грудь __________,
крылья __________,
а хвост __________,
Слова для справок : золотая, зелёные, разноцветный, красный.
• Вставьте пропущенные имена прилагательные. Запишите описание птицы.
Что за птица?
Гребень красный,
грудь золотая,
крылья зелёные,
а хвост разноцветный.
• Выберите из загадки любое имя прилагательное и расскажите о нём по плану:
1. На какой вопрос отвечает это имя прилагательное?
2. Что оно обозначает?
3. С каким именем существительным оно связано по смыслу?
4. Оно употреблено в форме единственного или множественного числа?
Красный (какой?) - прилагательное, обозначает признак предмета, связано с именем существительным гребень, в единственном числе.
Упражнение № 213. Кто подберёт больше имён существительных к данным именам прилагательным? Можно изменять форму имён прилагательных, например: синее небо.
Красный мак, красный закат, красный флаг, красный бант, красное платье, красное яблоко, Красная книга, красная ягода, красные туфли, красные губы.
Оранжевое солнце, оранжевое настроение, оранжевый тигрёнок, оранжевый апельсин, оранжевый верблюд, оранжевая морковь, оранжевая ручка, оранжевые цветы.
Жёлтый подсолнух, жёлтый одуванчик, жёлтые цыплята, жёлтые листья, жёлтая краска, жёлтая ваза, жёлтая осень.
Зелёная трава, зелёная поляна, зелёная лягушка, зелёная осина, зелёный лес, зелёный кузнечик, зелёный дуб, зелёные листья, зелёные шторы, зелёные глаза, зелёное поле.
Голубое небо, голубая даль, голубая дымка, голубая сосна, голубая вода, голубая чашка, голубые незабудки, голубой колокольчик, голубой шар.
Синее море, синие фиалки, синие васильки, синие чернила, синяя река, синяя акула, синий автомобиль, синий карандаш.
Фиолетовый фломастер, фиолетовый галстук, фиолетовый баклажан, фиолетовое пальто, фиолетовые сливы.
• Подберите синоним к любому имени прилагательному (вам поможет словарь синонимов учебника).
Красный - алый.
Оранжевый - апельсиновый.
Жёлтый - золотой.
Зелёный - изумрудный.
Голубой - лазурный.
Синий - васильковый.
Фиолетовый - лиловый.
• Составьте предложение с любым именем прилагательным. Запишите его.
Красная заря разлилась по вечернему небу до самых горных вершин.
или
Оранжевый закат окрасил небо.
Упражнение № 214. Прочитайте.
Сидели свиристели и свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель свиристит. Приятной такой свиристелькой.
Н. Сладков
• Почему птицы свиристель, кукушка, кряква так названы?
Птиц так назвали из-за того, что кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель свиристит.
• Спишите. Подчеркните глаголы. Над словами первого предложения укажите части речи.
гл. сущ. гл.
Сидели свиристели и свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель свиристит. Приятной такой свиристелькой.
• Выберите любой глагол и расскажите о нём по плану:
1. На какой вопрос отвечает глагол?
2. Что он обозначает?
3. Он употреблён в форме единственного или множественного числа?
Свиристели (что делали?) - глагол, обозначает действие, мн. ч.
Упражнение № 215. Прочитайте выразительно.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
• Почему журавль дал такой ответ? Согласны ли вы с ним?
Я согласен с журавлём, потому что дом - лучшее место на земле.
• Спишите стихотворение.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
• Найдите местоимения. По каким признакам вы их определили?
Местоимения: мы, он. Они указывают на лицо, но не называют его.
Страница 126-127 Звуки и буквы
Упражнение № 216. Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах. Подготовьте ответ на любой вопрос.
1. По каким признакам можно определить звуки: гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у|тя|та.
Отличия согласного звука от гласного:
согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык);
согласный звук образует слог только вместе с гласным: кни́|га, дрýж|ба.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, и буквой ь (мягкий знак): мел, ключ, мяч, мир, лёд, конь.
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э: мак, сон, лук, сыр, мэр.
При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.
2. Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи?
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.
Согласные звуки [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'] обозначаются буквами б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Всего 10 букв, обозначающих гласные звуки и 21 буква, обозначающая согласные звуки.
3. Какими буквами обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, и буквой ь (мягкий знак): мел, ключ, мяч, мир, лёд, конь.
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э: мак, сон, лук, сыр, мэр.
4. Какие буквы не обозначают звука?
Буквы твёрдый (ъ) мягкий (ь) знаки звука не обозначают.
Упражнение № 217. Прочитайте.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
• Какие звуки передают раскаты грома? Произнесите их.
Раскаты грома передают звуки: [г], [р].
• Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Люблю́ грозý в начáле мáя,
Когдá весéнний пéрвый гром,
Как бы резвя́ся и играя́,
Грохóчет в нéбе голубóм.
Упражнение № 218. Прочитайте. Сколько предложений можно составить из данных слов?
Стучат, зяблики, пищат, жуки, и, кузнечики, поют, дятлы, скрипят, шмели, и, пчёлы, жужжат, рябчики.
• Запишите составленные предложения. В конце поставьте нужный знак препинания.
Стучат дятлы. Пищат рябчики. Поют зяблики. Скрипят кузнечики и жуки. Жужжат шмели и пчёлы.
• Выберите любое задание и выполните его:
1. Произведите звуко-буквенный разбор любого слова.
жуки́ - 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
[ж] - согласный, звонкий, твёрдый;
[у] - гласный, безударный;
[к’] - согласный, глухой, мягкий;
[и] - гласный, ударный.
2. Выпишите буквы из выделенного слова по алфавиту.
Скрипят - и, к, п, р, с, т, я.
3. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Запишите это слово.
Поют - 4 б., 5 зв.
Упражнение № 219. Кто правильно назовёт все буквы русского алфавита?
Запишите по памяти все буквы в алфавитном порядке.
А, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я
Страница 127-129 Правила правописания
Упражнение № 220. Вспомните, какие буквы в корнях слов надо проверять. Когда их надо проверять?
• Используя форзац учебника, вспомните правила правописания слов, которые вы уже изучили.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или заменить форму слова (моря́ - мóре, у мóря);
б) или подобрать однокоренное слово (травá - трáвка, зелёный - зéлень) - так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук перед согласным, надо:
или изменить слово: островки - островок, дубки - дубок;
или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка - сказочка, сказочный.
• Для чего надо знать правила орфографии?
Чтобы быть грамотным и писать без ошибок.
Упражнение № 221. Прочитайте. Объясните правописание выделенных орфограмм.
Москва, дожди, сугроб, стакан, Алёша, пчела, мороз, ученик, Россия, синичка, ручьи, ночной, больница, сказка, чаща, лыжи, сладкий, бежать, шина, чудо, ищу, Волга, Дюймовочка.
• Запишите 3-4 слова на разные правила. Каждое слово пишите с новой строки, а рядом с ним - 2-3 слова на это же правило. Подчеркните в словах орфограммы.
Москва, мороз, стакан, ученик, синичка.
Дожди, пчела, больница, бежать.
Сугроб, мороз, сказка, сладкий.
Алёша, Волга, Дюймовочка.
Синичка, ночной, Дюймовочка.
Чаща, лыжи, шина, чудо, ищу.
• Составьте с одним из слов предложение. Запишите. Подчеркните в нём грамматическую основу.
В выходные мы катаемся на лыжах.
Упражнение № 222. Прочитайте.
3..лёной л..ствой одеты д..рев..я. На тр..ве прохладная р..са. Пахнет гр..бами, душ..стой з..мл..никой. В кустах п..ёт сол..вей. На верш..не ели свил гн..здо ястре.. . В глухой ч..ще ж..вёт ры..ь. Хорошо летом в л..су!
• Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Безударный гласный в корне слова: зелёной (зéлень), листвой (лист), деревья (дéрево), на траве (трáвы), роса (рóсы), грибами (гриб), поёт (пой), соловей (солóвушка), гнездо (гнёзда), в лесу (лес).
Разделительный мягкий знак (ь): деревья.
Сочетания жи-ши, ча-ща: душистой, вершине, живёт, чаще.
Непроверяемый гласный в корне: земляникой.
• Определите тему текста. Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
Тема: о природе, лето в лесу.
Главная мысль: Хорошо летом в лесу!
• Придумайте к тексту заголовок.
Летом в лесу
Зелёной листвой одеты деревья. На траве прохладная роса. Пахнет грибами, душистой земляникой. В кустах поёт соловей. На вершине ели свил гнездо ястреб. В глухой чаще живёт рысь. Хорошо летом в лесу!
Упражнение № 223. Прочитайте.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Плещеев
• Напишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните изученные орфограммы. Объясните их написание.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Звонкий-глухой согласный в корне слова: травка (трава).
Безударный гласный в корне слова: зеленеет (зéлень, зелёный), блестит (блеск), с весною (вёсны), летит (полёт).
Сочетание чк: ласточка.
Упражнение № 224. Расшифруйте скороговорку.
СОБИРАЛАМАРГАРИТАМАРГАРИТКИЫАГОРЕ.
РАСТЕРЯЛАМАРГАРИТАМАРГАРИТКИВОДВОРЕ.
• Запишите скороговорку правильно, разделяя на слова.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Собирала Маргарита маргатки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
• Какие слова вы написали с заглавной буквы и почему?
Слова собирала, растеряла написаны с заглавной буквы, так как это начало предложения. Маргарита пишем с заглавной буквы, так как это имя собственное.
Упражнение № 225. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Пришёл месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы! На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши! Без них темнее станет лес.
Из журнала «Мурзилка»
• Что нового вы узнали из этого текста? Как выглядит ландыш? С чем сравниваются его цветки? Почему надо беречь это растение?
На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Без ландышей темнее станет лес.
• Подготовьтесь писать текст под диктовку.
Душистые жемчужинки
Пришёл месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы! На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши! Без них темнее станет лес.
КОНЕЦ УЧЕБНИКА!
Разбор упражнений по страницам ГДЗ по русскому языку 2 класс учебник 2 часть
Страница 14, упражнение 22
Прочитайте. Серая, затянула, все ,туча ,небо.На ,полетел, пушистый ,снежок, землю.Чудесные ,были ,похожи,снежинки, на ,белых, мотыл...ков, стайку. Они,в,медленно ,воздухе, кружились.Земля ,белый, радостно, пух, встречала ,зимы. Составьте из слов предложения. Если предложения составляют текст ,то придумайте к нему заголовок.
- Составьте из слов предложения.
- Запишите предложения вставляя пропущенные буквы.
- Если предложения составляют осмысленный текст, то придумайте заголовок.
Выпал первый снег
Серая туча затянула все небо. На землю полетел пушистый снежок. Чудесные снежинки были похожи на стайку белых мотыльков. Они медленно кружились в воздухе. Земля радостно встречала белый пух зимы.
Страница 110, упражнение 188
Прочитайте, какие имена существительные с предлогами перепутали свои места? Исправьте ошибки! запишите скороговорку правильно.
С горки Саня тянет сани.
В горку сани едут сами.
Надо записать так.
С горки сани едут сами.
В горку Саня тянет сани.
Страница 112, упражнение 192
Составьте из слов каждой строки предложение. Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка. К, боялись, тарелке, утята, подходить. Пугала, стрекоза, их, злая. Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор. Зажужжала, стрекоза, вдруг. Летела, на, прямо, она, тарелку. Хотели, убежать, утята. Не, смелый, но, испугался, Алёша. Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом. Насилу, она, вырвалась. С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не. Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его!
Смелый утенок
Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза. Однажды во двор пришел утенок Алеша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алеша схватил ее за крыло. Насилу она вырвалась. С тех пор злодейка не прилетала в сад.
Страница 117, упражнение 195
Составить рассказ по картине "Утро в сосновом лесу" 2 класс. Мы предлагаем вам ознакомиться со следующим рассказом, по которому вы сможете подготовиться.
На картине "Утро в сосновом лесу" Шишкин изобразил медведицу и трех медвежат. Они игриво лазают по старой сломанной сосне, а их мама находится рядом. Один медвежонок даже встал на задние лапы, чтобы посмотреть на восход солнца. На заднем плане мы видим могучие стволы сосен в тумане. Они раскинули свои красивые пышные ветви. Вдали верхушки сосен осветило утреннее солнце. Смотришь на эту картину и чувствуешь свежесть утреннего леса. Замечательная картина Шишкина повествует о жизни трех медведей. Хотя они выглядят реалистично, но они словно бы вышли из сказки про девочку Машу, которая пришла в гости к медведям. Зритель и впрямь, словно ребенок смотрит удивленными глазами на эту необыкновенную картину. Произведение Шишкина действительно гениально!
Страница 120, упражнение 202
Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из слов каждой группы составить предложения?
1. Ребята, дубом, желуди, собрали, спелые, под. 2) Посадили, в, они, землю, семена. 3. Появились, весной, ростки. 4. Второклассники, за, молодыми, стали, ухаживать, деревцами. 5. Около, дубовая, скоро, зашумит, школы, роща. Составьте предложения и запишите их. Придумайте к нему заголовок.
Рождение дубовой рощи
Ребята собрали под дубом спелые желуди. Они посадили семена в землю. Весной появились ростки. Второклассники стали ухаживать за молодыми деревцами. Скоро около школы зашумит дубовая роща.
Здесь будут разобраны неординарные задания, а также ниже, через форму комментариев, вы можете задать нам свои вопросы.