Страница 41-76. ГДЗ к разделу учебника Слова...

Слово и его значение

Что такое лексическое значение слова?

Упражнение 48. Рассмотрите рисунок.

  • Скажите, кто здесь нарисован. Что нарисовано? Запишите несколько слов-названий этих предметов.

(Кто?) Дети, журавли. (Что?) Деревня, деревья, дома, осень, облака, небо, холм, ограда, дорожка.

  • Составьте по рисунку предложение и запишите его.

Прохладным осенним днём деревенские дети провожали клин журавлей в тёплые края.

Упражнение 49. Прочитайте.... А. Майков

  • Что вы представили, читая эти строки? Какие слова помогли вам представить эту картину?

Я представил осень. Стоят красные клёны. И зелёный густой лес. Мне помогли слова - осень, румянит клёны, ельник тенист.

  • Спишите предложение. Проверьте себя.

Уже румянит осень клёны,
А ельник зéлен и тени́ст.

Упражнение 50. Рассмотрите рисунок.

Берёза

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

  • Какой предмет вы увидели? Прочитайте его название.

Берёза

  • Что обозначает слово берёза? Прочитайте толкование значения этого слова.

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Упражнение 51. В учебнике на с. 138 - 140 помещён толковый словарь. Почему он так называется?

Словарь назван толковым, потому что он толкует, объясняет значения слов и понятий.

  • Определите по словарю значение слова шоссе.

Шоссе - дорога с твёрдым покрытием.

Упражнение 52. Узнайте слово по его значению. Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.

  • Запишите любые три предложения, вставляя пропущенные слова.

1. Сентябрь - первый месяц осени. 2. Воробей - маленькая птичка с коричневато-серым оперением. 3. Берёза - лиственное дерево с белой корой. 4. Ученик - тот, кто учится в школе. 5. Яблоко - плод яблони. 6. Ёжик - маленький зверёк с иглами на теле.

Упражнение 53. Прочитайте.

На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху. На моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них растут ягодки и маленькие блестящие листики.

Н. Павлова

  • Что обозначают выделенные слова?

Болото - топкое место со стоячей водой. Клюква - красная кислая ягода. Мох - растение без корней и цветков, растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях. Моховая подушка - небольшое мягкое возвышение из мха.

  • Спишите два первых предложения. Подчеркните в них главные члены.

На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху.

Упражнение 54. Прочитайте слово.

ягода

  • Скажите, что вы представили, прочитав это слово.

Небольшой сочный плод.

  • Составьте предложение со словом ягода. Запишите.

На лесной поляне краснела спелая ягода земляники.

Упражнение 55. Прочитайте.

дерево   чашка
ложка    гриб
зверёк    девочка

  • Если бы вам предложили сделать рисунок к каждому слову, то рисунки получились бы одинаковые или нет? Почему?

Рисунки были бы разными, потому что эти слова имеют разное лексическое значение.

  • Составьте предложение с любым словом и запишите его.

Голубая чашка с блюдцем стояла на столе.

Упражнение 56. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать?

Жук, бабочка, голубь, заяц, ёрш, карась, носорог, скворец, дрозд, комар, медведь.

  • Запишите получившиеся группы слов в четыре столбика. Устно дополните каждую группу своими словами.

Насекомые    Птицы     Рыбы      Животные
жук                голубь     ёрш        заяц
бабочка         скворец   карась    носорог
комар            дрозд                    медведь
кузнечик         ворона    щука      лисица
богомол        зимородок  лещ         енот

Упражнение 57. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как бы вы назвали каждую группу слов?

Учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, топор, лётчик, шахматы.

  • Запишите получившиеся группы слов в 4 столбика. Устно дополните их своими словами.

Профессии    Музыкальные   Инструменты Виды спорта
 людей          инструменты
учитель           гитара              молоток         хоккей
строитель         рояль             лопата           теннис
тракторист       баян               топор            шахматы
лётчик             скрипка
художник          пианино         клещи
архитектор       флейта            рубанок

Что такое однозначные и многозначные слова?

Упражнение 58. Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

1. Швейные иглы. 2. Иглы сосны. 3. Иглы у ежа. 4. Соломенная шляпка. 5. Шляпка гриба. 6. Шляпка гвоздя.

  • Чем похожи предметы, изображённые на рисунках. Соотнесите предметы и их названия.

Слова иглы и шляпка - это многозначные или однозначные слова? Докажите.
На верхних рисунках изображено то, что может означать многозначное слово "игла": швейная игла для шитья, иглы сосны, иглы ежа. На нижних рисунках - то, что означает многозначное слово "шляпrа": соломенная шляпка, шляпка гриба, шляпка гвоздя.

  • Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?

Из-за сходства по форме и "листья" хвойных растений, и покров на теле ежа, и инструмент для шитья называют словом "иголки".

  • Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?

Визуальное сходство всех этих предметов даёт основание назвать их одним словом "шляпка"

  • Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите его.

На пристани стояла девочка в жёлтой соломенной шляпке.

Упражнение 59. Рассмотрите схему. Прочитайте.

                              Слова
                             ⇓       ⇓
               Однозначные Многозначные
                               имеют
                                 ⇓ ⇓
                          одно    два и более
лексическое значение:   лексических значений:
ландыш, берёза               звезда, язык, иглы

  • Почему слова так названы: многозначные, однозначные? Объясните значения любого многозначного слова из схемы.

Однозначные слова имеют одно лексическое значение, а многозначные два и более. Звезда - 1) небесное тело, 2) морская звезда, 3) геометрическая фигура с остроконечными выступами, 4) воинский значок на головном уборе, 5) воинский знак отличия, орден, 6) тот, кто прославился в какой-либо области.

Упражнение 60. Прочитайте.

Подумайте только, как много
Значений у слова дорóга.
Дорóгой зовут автострáду,
И трóпку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синие вы́си над нами...

В. Остен

  • Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога.

Дорога, автострада, тропка, шлях, путь каравана, шаг альпиниста, след корабля, синие выси.

  • Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение.

Труд - дорога к успеху.

Упражнение 61. Прочитайте. Найдите в каждой группе предложений многозначные слова. Объясните их значения.

1. Расцвёл синий колокольчик. Звонко звенел колокольчик.
2. Пушистый снежок укрыл землю. На ковре спал пушистый котёнок.
3. На небе сияли крупные звёзды. Ребята вырезали из бумаги серебряные звёзды.

  • Проверьте по толковому словарю (с. 138 - 139), правильно ли вы определили значения многозначных слов.

1. Колокольчик - цветок. Колокольчик - маленький колокол. 2. Пушистый снег - мягкий, лёгкий. Пушистый котёнок - покрытый мягкой шерстью. 3. Звёзды - небесное тело. Звёзды - геометрические фигуры

  • Спишите первое предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Расцвёл синий колокольчик.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Упражнение 62. Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.

Плывут корабли. Плывут облака.

  • Выделенные слова - однозначные или многозначные? Сравните лексическое значение каждого слова.

Выделенные слова - многозначные. Плывут ("двигаются по воде") корабли. Плывут ("плавно двигаются по небу") облака.

Упражнение 63. Рассмотрите схему. Прочитайте.

              Многозначное слово
                   ⇓            ⇓
Прямое значение Переносное значение
                   ⇓              ⇓
Прямо указывает       Как бы переносит частичку
на предмет прямого   значения на другой
(признак, действие)   предмет (признак, действие)
по какому-либо
сходству

Дождевое облако        Облако пыли, золотые руки,
золотая цепочка         тяжёлое наказание,
тяжёлая сумка,           работа стоит, заря горит.
стол стоит,
костёр горит.

  • Скажите, что вы узнали из схемы. Выпишите сочетания слов, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

Мы узнали, что многозначное слово имеют прямое и переносное значение. Облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стоит, заря горит.

  • Составьте предложение с любым сочетанием слов. Запишите его.

Заря горит алым пожаром.

Упражнение 64. Прочитайте. В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каком в переносном?

1. Лошадь бежит (прямое) рысью. Вода бежит (переносное) ручьями. 2. У моего друга мягкий (переносное) характер. На столе лежит мягкий (прямое) хлеб. 3. Горят (прямое) в печи дрова. С холоду щёки горят (переносное). 4. На стене висит ковёр (прямое). Красив белоснежный ковёр (переносное) зимы!

  • Спишите те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.

Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр.

Упражнение 65. Прочитайте.

1. Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. (М. Пришвин)
2. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (И. Тургенев)
3. Таяли снега в поле, таяли облака в небе, падая на землю мокрым снегом. (М. Горький)
4. Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна. (С. Есенин)

  • Попробуйте объяснить значение выделенных слов. Писатели употребили эти слова в прямом или в переносном значении? Для чего?

1. Почки только начали раскрываться, появились зелёные хвостики (краешек листочка). Солнце село (зашло), звезда зажглась (появилась, засветила на небе), море заката ( закат окрасил всё небо). 3. Таяли (исчезали) облака . Погасло (скрылось за горизонт, зашло, село) солнце, плывёт (плавно движется) луна. Писатели все выделенные слова употребили в переносном значении. Писатели и поэты часто используют слова и выражения в переносном значении. Это помогает им необычно представить предметы и явления, создать яркие, запоминающиеся образы.

  • Спишите любое предложение.

Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна.

Страница 52. ГДЗ 7gy.ru к тему учебника Синонимы и антонимы

Что такое синонимы?

Упражнение 66. Прочитайте.... А. Барто

  • Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины земли. Одинаково или по-разному они произносятся?

Родник, ключ. Эти слова произносятся по-разному.

  • Спишите. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.

Скажи "родник" -
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.

Упражнение 67. Прочитайте.

Родина, Отчи́зна, Отéчество.
Мир, спокóйствие, дрýжба, соглáсие.
Ловкий, провóрный, шýстрый, ю́ркий.
Разговаривать, бесéдовать, общáться.

  • Каким научным словом можно назвать слова каждой группы? Объясните значение выделенных слов.

Это слова-синонимы. Родина - место рождения, родная страна. Мир - дружеские отношения, согласие. Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Разговаривать - вести разговор, беседовать.

  • Какие из данных слов вы часто слышите в речи?

Родина, мир, спокойствие, дружба, согласие, разговаривать, общаться.

  • Спишите любую группу слов.

Разговаривать, бесéдовать, общáться.

Упражнение 68. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.

рисунок           бежать      красный
узор                 мчаться       алый

Рисунок и узор - синонимы, так как узор - это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней. Бежать, мчаться - синонимы, так как слово "мчаться" означает "очень быстро нестись, бежать". Красный, алый - синонимы, так как алый - яркий оттенок красного цвета. Эти пары слов близкие по значению, одинаковые по смыслу.

  • Составьте предложения со словами любой пары синонимов. Запишите одно из них.

Зима дарит нам свои рисунки. Каждое утро у меня на окне новый неповторимый узор.

Упражнение 69. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.

  • Найдите в стихотворении синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении?

Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. Листья осины обладают удивительным свойством: они приходят в движение от малейшего дуновения ветерка. Не зря другое её название "тополь-дрожащий". И. Токмакова даёт ряд синонимов, чтобы усилить, обратить наше внимание на это свойство дерева.

  • Спишите предложение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложении синонимы.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

Упражнение 70. Прочитайте.

Ветер, чуткий, думать, правильный.

  • С помощью словаря подберите к данным словам синонимы. Запишите каждую группу синонимов.

Ветер, буря, ураган.
Чуткий, отзывчивый.
Думать, размышлять.
Правильный, верный.

 ГДЗ 7gy.ru к тему учебника Что такое антонимы?

Упражнение 71. Прочитайте.

Приполз Муравей на берег моря. Поглядел, как волны одна за другой на берег накатываются, и загрустил: "Море такое большое, а я такой маленький... За всю свою жизнь я не смогу увидеть даже конца его..."

А. Усачёв

  • Почему Муравей загрустил? Объясните, что и кого сравнил по величине Муравей.

Муравей загрустил, потому что он сравнил по величине себя и море.

  • Слова большой и маленький - это близкие или противоположные по значению слова? Спишите предложение, в котором есть эти слова.

Слова большой и маленький - это противоположные по значению слова.

Поглядел, как волны одна за другой на берег накатываются, и загрустил: "Море такое большое, а я такой маленький...

Упражнение 72. Прочитайте.

Здравствуйте, чистый, храбрый, вчера, весна, хвалить, радость.

  • Найдите в словаре антонимы к этим словам.
  • Запишите слова парами по образцу.

Образец. Здравствуйте - до свидания, ... .

Здравствуйте - до свидания, чистый - грязный, храбрый - трусливый, вчера - сегодня, весна - осень, хвалить - ругать, радость - грусть.

Упражнение 73. Прочитайте пословицы.

  1. Вместе тесно, а врозь скучно.
  2. Дождик вымочит, а солнышко высушит.
  3. Ученье - свет, а неученье - тьма.
  4. Умел взять, умей и отдать.
  5. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  • Найдите в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объясните, как вы понимаете их значение.

Вместе (сообща) - врозь (раздельно), вымочит (сделает мокрым) - высушит (сделает сухим), свет (освещение) - тьма (отсутствие света), взять (захватить рукой) - отдать (дать обратно, вернуть), смелого (храбрый) - трусливого (боязливый).

  • Спишите любые две пословицы, подчеркните в них антонимы.

Вместе тесно, а врозь скучно. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

  • Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.

Вместе тесно, а врозь скучно. Говорится, когда близкие друг другу люди часто ссорятся, спорят, а в разлуке скучают друг без друга.

Упражнение 74. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке.... В. Тимофеев

Отгадка: дятел.
Насекомые и личинки наносят непоправимый вред деревьям, прячась глубоко в древесине или под корой, вызывая заболевания растений и разрушая их. Добраться до вредителей под силу только дятлам. Дятел простукивает дерево, определяя, нуждается ли оно в "санитарной помощи". Личинки пугаются звуков, начинают шевелиться, пытаясь убежать. Птица чуткими ушами слышит эти движения и в нужном месте начинает отламывать кору. Язык дятла смачивается слюной и далеко высовывается из клюва, прямо в отверстие, где личинка или насекомое к нему приклеивается.

  • Найдите в загадке противоположные по значению слова, а также антоним к слову близко.

Враг - друг. Близко - далеко.

  • Спишите загадку. Подчеркните антонимы.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.

  • Составьте предложение по рисунку. Запишите его. Подчеркните в нём подлежащее.

Громко стучит по берёзе дятел, избавляя дерево от вредных личинок.

Упражнение 75. Прочитайте. Подберите из слов для справок антонимы к словам мелкий, лёгкая, сладкое.

Слова для справок: трудная, тяжёлая, крупный, горькое, кислое, глубокий.

  • Спишите, вставляя пропущенные слова. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

1. Мелкий пруд - глубокий пруд. Мелкий дождь - крупный дождь. 2. Лёгкая сумка - тяжёлая сумка. Лёгкая задача - трудная задача. 3. Сладкое яблоко - кислое яблоко. Сладкое лекарство - горькое лекарство.

Упражнение 76. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха. Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Лисички рано появляются в лесу. Это очень вкусные грибы.

В. Солоухин

  • Почему лисички так названы? На что похожи лисички по цвету? Что обозначает выражение стайка лисичек?

Слово произошло от древнерусского "лисый", то есть жёлтый. Гриб назван так за свой цвет. Лисички похожи по цвету на морковь. "Стайка лисичек", то есть группа грибов.

  • Запишите заголовок и ответы на вопросы:

Какого цвета лисички?
Что дрожит в середине грибка
Как смотрит стайка лисичек из мха?

Лисички

Лисички яркого цвета, как морковь. В середине дрожит росинка. Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха.

Страница 58.  ГДЗ 7gy.ru к тему учебника Однокоренные слова

Что такое родственные слова?

Упражнение 77. Прочитайте.

Вдумайтесь в значение слова родственники. Кого так называют? А знаете ли вы родственников из своего рода? Можете ли составить свою родословную: кем был твой дед, прадед? Спросите об этом своих родителей и родных.

  • Прочитайте выделенные слова. Выскажите мнение: что их роднит, объединяет?

Все эти слова объединяет общая часть слова (род-), в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Упражнение 78. Прочитайте.

брат)           барабан)             рыб
брат)ик        барабан)щик       рыб)ёшка
брат)ишка    барабанн)ый       рыб)ак

  • Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? Объясните свой ответ.

Слова в каждой группе можно назвать родственными. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть (корень слова), в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

  • Спишите любую группу слов. Выделите общую часть родственных слов так: ∩.

Брат), брат)ик, брат)ишка.

Здесь и далее у нас корни будут выделены скобкой ), а вы выделяйте дугой над корнем.

Упражнение 79. Прочитайте родственные слова. Что обозначает каждое из них?

        грибок
гриб грибник
        грибной

Грибок - навес в виде крыши, установленный на центральном столбе. Грибник - любитель собирать грибы. Грибной - например, приготовленный из грибов.

  • Что общего в лексическом значении этих слов? Найдите в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение.

Общее то, что все эти слова связаны с грибами. Гриб - общая часть всех слов.

  • Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб знаком ∩. От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной?

Гриб), гриб)ок, гриб)ник, гриб)ной. Эти слова образовались от слова гриб.

Упражнение 80. Прочитайте. Выскажите мнение: являются ли данные слова родственными и почему?

мама            сын
сын           сынок
дедушка    сыночек
тётя           сынишка

В первом столбике слова не являются родственными, у них нет общей (одинаковой) части слова. Во втором столбике родственные слова, они имеют общую часть слова (сын).

  • Запишите только родственные слова.

Сын, сынок, сыночек, сынишка.

  • Подберите родственные слова к словам дедушка, тётя, мама.

Дедушка - дед, дедушкин. Тётя - тётушка, тётин, тёти. Мама - мамочка, мамин, мамуля.

Упражнение 81. Прочитайте пары слов.

лётчик - пилот        быстро - скоро
липкий - клейкий   правильный - верный

  • Докажите, что слова каждой пары являются синонимами, а не родственными словами.

Эти слова - синонимы, так как они произносятся по-разному. а по смыслу очень близкие. Они не имеют общей (одинаковой) части слова, следовательно, они не родственные.

  • Найдите среди синонимов "родственников" для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий.
  • Запишите эти группы родственных слов. Выделите в них общую часть знаком ∩.

Быстр)о, быстр)ый, быстр)ота. Лип)кий, лип)нуть, лип)учий.

Упражнение 82. Прочитайте.

Лето, лететь, летний, летом
Гора, горевать, горка, гористый.
Сыр, сырость, сырок, сырник.

  • Все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Почему?
  • Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть знаком ∩.

Лет)о, лет)ний, лет)ом.
Гор)а, гор)ка, гор)истый.
Сыр), сыр)ок, сыр)ник.

Упражнение 83. Прочитайте...Н. Бетенькова

  • Спишите стихотворение. Найдите родственные слова. Обозначьте в них общую часть знаком ∩.

Ли́с)ка, ли́с)онька, лис)á!
Ты в каких живёшь лесáх?
Лис)ий хвост замёл следы.
Где лис)ичка? Видел ты?

Страница 61.  ГДЗ 7gy.ru к тему учебника Что такое корень слова?
Что такое однокоренные слова?

Упражнение 84. Прочитайте группы родственных слов. Догадайтесь, почему они так написаны.

дом → домик
          домище
          домишко

слон → слониха
            слонёнок
             слонята

  • Чем различается лексическое значение родственных слов? А есть ли общее в значении этих слов?
  • Найдите в словах общую часть, которая "хранит" это общее значение. (дом и слон)
  • Спишите родственные слова. Выделите в них общую часть знаком ∩.

Дом), дом)ик, дом)ище, дом)ишко.
Слон), слон)иха, слон)ёнок, слон)ята.

Упражнение 85. Прочитайте однокоренные слова, данные в словаре однокоренных слов.

  • Запишите любую группу однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначьте в словах корень.

Лес), лес)истый, лес)ник, лес)ной, пере(лес)ок.

  • Составьте предложение с любым словом. Запишите это предложение.

Как красив лес осенью!

Упражнение 86. Прочитайте пары однокоренных слов.

трава   шум    смелый
травка шуметь   смелость

Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами? Теперь вы убедились, что в слове обязательно должен быть корень. Он "хранит" общее значение всех однокоренных слов.

То, что осталось незакрытым, нельзя назвать словами, потому что теряется лексическое значение.

Упражнение 87. Прочитайте.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Разбежались кто куда,
Приведи-ка их сюда!

И. Демьянов

  • Найдите в строках однокоренные слова. Объясните, как вы их узнали.

Мы узнали их по общей части (корню).

  • Спишите первое предложение. Обозначьте в однокоренных словах корень.

Испугались медвежонка
Ёж) и еж)ихой и еж)онком,
Чиж) с чиж)ихой и чиж)онком,
Стриж) с стриж)ихой и стриж)онком.

Упражнение 88. Прочитайте. Спишите.

Лист) - лист)ик, стул) - стуль)чик, вод)а - вод)ичка, ягод)а - ягод)ка, дождь) - дожд)ик, дуб) - дуб)овый.

  • Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

Каждая пара слов - это однокоренные слова, так как у них одинаковая общая часть.

Упражнение 89. Подберите к каждому из слов однокоренное - то, от которого образовалось данное слово...

  • Какая буква пропущена в каждом слове? А какую букву надо написать в однокоренном слове?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах корень.

Берёз)овый - берёз)а, сентябрь)ский - сентябрь), ветер)ок - ветер), сахар)ный - сахар), яблонь)ка - яблон)я.

Упражнение 90. Прочитайте. Найдите однокоренные слова.

море          моряк          светлый
светить       свет           белый
беленький   морской     белеет

  • Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в словах корень.

Мор)е, мор)як, мор)ской.
Свет), свет)ить, свет)лый.
Бел)ый, бел)енький, бел)еет.

Упражнение 91. Прочитайте. Что обозначают слова?

  • Почему эти предметы так названы? Подберите к каждому слову однокоренное.
    Запишите слова по образцу. Обозначьте в них корень.
    Образец: Чайник - чай, ... .

Чай)ник - чай), сахар)ница - сахар), хлеб)ница - хлеб), сол)óнка - соль), масл)ёнка - масл)о, мыль)ница - мыл)о, свет)ильник - свет).

Упражнение 92. Прочитайте. Запишите слова.

Звёзд)очка, тигр)ята, звон)ок, свет)ить.

  • Как найти корень в слове? Если затрудняетесь ответить, обратитесь к Памятке 4 "Как найти корень слова" (с. 132).
  • Выделите в каждом слове корень.
  • Найдите любое из этих слов в словаре однокоренных слов учебника (с. 135). Запишите всю группу однокоренных слов. Выделите в них корень.

Звезд)а, звёзд)очка, звёзд)ный, без)звёзд)ный.
Тигр), тигр)ица, тигр)ёнок, тигр)ята, тигр)иный, тигр)овый.
Звон)ить, звон), звон)ок, звон)очек, звон)арь, за)звон)ить.
Свет), свет)ить, свет)ленький, свет)лый, свет)лячок.

Упражнение 93. Прочитайте. Являются ли однокоренными пары слов? Объясните ответ.

Гора - горный, лиса - леса, осина - осиновый, лень - ленивый, смелый - храбрый, оса - осина, горе - гористый, корм - кормить, рис - рисовый.

Пары слов, которые не являются однокоренными: лиса - леса (не близки по смыслу, не имеют общей части), смелый - храбрый (синонимы), оса - осина (не близки по смыслу), горе - гористый (не близки по смыслу).

  • Выпишите пары однокоренных слов. Выделите в них корень.

Гор)а - гор)ный, осин)а - осин)овый, лень) - лен)ивый, корм) - корм)ить, рис) - рис)овый.

Упражнение 94. Прочитайте. Найдите среди данных слов синонимы, антонимы, однокоренные слова.

грусть      печальный       грустить
унылый            грустный       весёлый

  • Запишите слова так: на первой строке - однокоренные слова, на второй - синонимы, на третьей - антонимы.
  • В однокоренных словах выделите корень.

Грусть), груст)ить, груст)ный.
Унылый, печальный, грустный.
Грустный - весёлый.

Страница 65.  ГДЗ 7gy.ru к тему учебника Слог. Ударение. Перенос слова
Какие бывают слоги?

Упражнение 95. Прочитайте отрывок из стихотворения "Кем быть?" В. В. Маяковского.

Фырчит машина скорая,
Летит, скользя,
Хороший шофёр я
Сдержать нельзя.
Только скажите,
Вам куда надо -
Без рельсы
жителей
Доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
"С пу-
ти
уй-
ди!"

  • Как вы думаете, почему автор некоторые слова разделил на слоги?
  • Спишите первое предложение. Проверьте себя.

Фы|рчит ма|ши|на ско|ра|я,
Ле|тит, ско|льзя,
Хо|ро|ший шо|фёр я
Сде|ржать не|льзя.

  • Подчеркните слово, в котором есть только один слог. Разделяйте другие слова на слоги вертикальной чертой (|)

Упражнение 96. Прочитайте. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. Как узнать, сколько в каждом слове слогов?

Уч...нику - удача, учит...лю - радость. Если ученику улыбнулась удача, значит он чего-то достиг, чему научил его учитель. А учителю радость, потому что он научил ученика, выполнил долг.

Корень учения горек, да плод его сладок. Обучение не всегда даётся легко, но перед образованным человеком открываются многие двери.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.

Ученику - удача, учителю - радость. Корень учения горек, да плод его сладок.

Упражнение 97. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Почему птиц так называют?

Птицы называют сами себя. "Гал-гал!" - кричит галка. "Кряк-кряк!" - крякает кряква. "Гра-гра!" - кричат грачи. "Сквор-сквор!" - поют скворцы.

  • Выпишите из текста четыре слова: односложное, двусложное, трёхсложное и четырёхсложное.

Грач, гал|ка, кря|ка|ет, на|зы|ва|ют.

  • Почему птиц так называют: скворцы, кряква, грачи, галка? А как по-другому называют крякву?

Этим птицам дали название по звукам, которые они издают. Кряквой называют утку.

Упражнение 98. Прочитайте слоги и отгадайте скороговорку.

три дца са тых дцать три сят
у ти ло по три хво ви
трёх по ро сят сти ка

  • Запишите скороговорку. Научитесь читать её быстро и правильно.

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Упражнение 99. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.

Уж - не - бо - ó - се - нью - ды - шá - ло,
Уж - рé - же - сóл - ны - шко - бли - стá - ло,
Ко - рó - че - ста - но - ви́ - лся - день.

  • Чем необычна эта запись? Что за знак стоит над буквами? Что обозначает этот знак?

Эта запись необычна тем, что все слова в ней разделены на слоги. Над буквами стоит ударение. Этот знак обозначает, что данный звук произносится с бóльшей силой.

  • Прочитайте строки медленно, по слогам, выделяя голосом ударный слог. А теперь прочитайте строки наизусть.

Запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами.

Уж небо óсенью дышáло,
Уж рéже сóлнышко блистáло,
Корóче станови́лся день.

Упражнение 100. Прочитайте. Когда так говорят?

Пожелтел листок - осенняя весточка.

Это примета осени. Вариант: Упал с дерева один листок - жди осени.

  • Посоветуйте, как определить ударение в словах.

Чтобы правильно определить ударение в словах, нужно произнести слово и посмотреть, какой гласный тянется дольше, тот и будет ударным.

  • Спишите. Обозначьте в словах ударение.

Пожелтéл листóк - осéнняя вéсточка.

Упражнение 101. Прочитайте. Почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения?

Договóр, дождь, тóрты, шофёр, день, свёкла, позвони́т, столя́р, щавéль, пóнял, понялá.

Знак ударения не ставится:
- в слове, имеющем один слог (он всегда ударный);
- над буквой ё.

  • Запишите слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем:

               ′ |_        __ | ′      __|__|
дождь    тóрты    шофёр   договóр
день      свёкла   столя́р    позвони́т
пóнял                 щавéль    понялá.

Упражнение 102. Прочитайте диалог выразительно.... М. Дружинина

  • Спишите диалог. Обозначьте в словах ударение.

- Здрáвствуй, ми́лая пчелá!
Как здорóвье? Как делá?
- Всё в поря́дке! Всё жужжý!
Извини́те, я спешý!

  • Вежливая ли речь участников разговора? Почему?

Это вежливая речь, так как участники разговора употребляют вежливые слова (здравствуй, извините)

  • Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова?

Простите, извините. Эти слова употребляют, когда хотят извиниться или попросить прощение.

Упражнение 103. Прочитайте. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?
1. Эта картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.
2. На улице весенняя капель. Несколько капель упало на подушку.
3. Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.

Слова различаются лексическим значением и тем, что ударение в них падает на разные слоги.

  • Спишите любую пару предложений. Обозначьте в словах ударение.

Эта картина мне дорогá. Лесная дорóга привела нас к деревне.

Упражнение 104. Прочитайте.

От удивленья охнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вилóк
Вскачь от ножей и ви́лок.

Я. Козловский

  • Найдите слова, которые произносятся по-разному, а пишутся одинаково. Что обозначают эти слова? А что значит слово кок?

Вилóк (кочан капусты), ви́лок (вилка - столовый прибор). Кок - судовой повар.

  • Спишите стихотворение. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение.
  • Найдите в строках слово, однокоренное слову капуста. Выделите в нём корень.

От удивлéнья óхнул кок
И почесáл заты́лок:
Капýст)ный брóсился вилóк
Вскачь от ножéй и ви́лок.

Упражнение 105. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

  • Запишите пары слов. Обозначьте в них ударение.

Поля́ - пóле, кольцó - кóльца, странá - стрáны, земля́ - зéмли, слезá - слёзы, зимá - зи́мы, травá - трáвы, росá - рóсы, горá - гóры.

  • Соедините линией одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова.

Соединяем подчеркнутые буквы в парах.

Упражнение 106. Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.

магазин
километр
творог
звонит туфля
инструмент
статуя
сантиметр простыня
портфель
банты
шарфы

  • Проверьте по орфоэпическому словарю (с. 134), правильно ли вы произнесли эти слова.
  • Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.

Магази́н, киломéтр, творóг, звони́т, тýфли, инструмéнт, стáтуя, сантимéтр, простыня́, портфéль, бáнты, шáрфы.

 ГДЗ 7gy.ru к тему учебника Как переносить слова с одной строки на другую?

Упражнение 107. Прочитайте. Вспомните, как переносится часть слова с одной строки на другую, если это слово не умещается на строке.

Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкаф, класс, ссора).
Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).
Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-ка, конь-ки, вь-юга, ру-чьи).
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).

  • Какие слова на этой странице перенесены с одной строки на другую и почему? Какое правило было использовано при переносе части каждого слова с одной строки на другую?

Пе-ре-носят, ни-ми, од-ной, бы-ло, мож-но. Слова перенесены с одной строки на другую по слогам.

Упражнение 108. Прочитайте. Подумайте, в какие группы можно объединить данные слова.

Медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь.

  • Выпишите сначала слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую, потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой (-).

Дождь, язык, ключ, иней, обувь.
Мед-ведь, паль-то, оч-ки,чай-ник, мол-ния, рус-ский, учи-тель.

Упражнение 109. Прочитайте....В. Степанов

  • Какие слова употреблены в переносном значении? Объясните их значение.

Заглянула (пришла), метели (листопад).

  • Спишите. Проверьте себя.
  • Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.

Упражнение 110. Прочитайте. Составьте из данных слов и словосочетаний две загадки про музыкальные ноты.

Семь ребят, на пяти проводах, стая птах, на лесенке, заиграли, отдыхает, песенки.

  • Запишите загадки. Выпишите из любой загадки слово и разделите его для переноса горизонтальной чёрточкой (-).

Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.

На пяти проводах
Отдыхает стая птах.

От-ды-ха-ет.

Упражнение 111. Прочитайте.

У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой - наст. И называются они настовичками. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками.

В. Бианки

  • Почему зайчат так называют: настовички́, листопáднички?

Настовички - зайчата, родившиеся весной. Листопаднички - зайчата, которые родились осенью.

  • Выпишите слово с такими признаками:
    а) слово отвечает на вопрос кто?;
    б) в слове 4 слога, второй слог ударный;
    в) первый слог при переносе слова нельзя оставить на строке.

О|хó|тни|ки

Упражнение 112. Прочитайте. Какие слова разделены для переноса, а какие - по слогам?

У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги.

  • Запишите слова, которые разделены для переноса.

Улит-ка, окунь-ки, утю-ги.

Упражнение 113. Прочитайте. Определите тему текста.

Берёста - это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творóг. Берёсту использовали для письма. До нас дошли берестяные грáмоты - письма и докумéнты.

Тема текста: Как использовали люди берёсту на Руси.

  • Подумайте, являются ли слова берёзовая (кора) и берестяная (посуда) однокоренными. Объясните свой ответ.

Слова берёзовая (кора) и берестяная (посуда) не являются однокоренными, они имеют разное лексическое значение и не являются родственными.

  • Напишите ответы на вопросы:
    1. Что такое берёста?
    2. Что делали из неё люди?
    3. Что хранили в берестяной посуде?

1. Берёста - это верхняя часть берёзовой коры. 2. Из неё делали обувь, игрушки,украшения. Берёсту использовали для письма. 3. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творóг.

  • Проверьте написанное. Скажите, какое слово не уместилось на одной строке и вам пришлось перенести часть этого слова на другую строку. Как вы это сделали?

Упражнение 114. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

  • Ответьте на вопросы:
    Кого нашёл мальчик в лесу?
    Какая беда приключилась с зайцем?
    Как заботился мальчик о зверьке?
    Куда он отнёс зайца после выздоровлéния?
    Слова для справок: однажды, увидел, сломана лапка, принёс, перевязал, лечил, кормил, выздоровел, отпустил на волю.

1. Мальчик нашёл в лесу зайца. 2. Зайка сломал лапку. 3. Мальчик принёс его домой, перевязал лапку, лечил, кормил зверька. 4. После выздоровления мальчик отнёс зайца обратно в лес.

  • Составьте по рисункам и вопросам рассказ и озаглавьте его. Используйте слова для справок.
  • Запишите составленный текст.

Верный друг

Однажды мальчик нашёл в лесу зайца. У него была сломана лапка. Мальчик принёс зайца домой, перевязал ему лапку. Он кормил зверька и заботился о нём. Наконец, зайка выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Страница 75-76. Проверь себя

1. Какое из этих слов имеет значение "невоспитанный человек"?
невежда невежа

Слово невежа означает "невоспитанный человек".

2. Какое из данных слов лишнее? Почему? Благодарю, добрый, спасибо.

Добрый - лишнее. Слова "спасибо" и "благодарю" - синонимы.

3. Прочитайте слова. Какие из них являются многозначными? Объясните свой ответ.
Трамвай, молния, звезда, осина.

Слова "молния", "звезда" являются многозначными, потому что имеют несколько лексических значений.
Молния - электрический разряд в атмосфере; застёжка; стенгазета на злободневную тему.
Звезда - небесное тело; деятель искусства, науки, спортсмен, знаменитость; геометрическая фигура.

4. Прочитайте загадку. Какие слова употреблены в переносном значении? Как вы это определили?

Кто всю ночь на крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?

Отгадка: дождь. Слова "бьёт", "постукивает", "бормочет", "поёт", "убаюкивает" употреблены в переносном смысле, потому что они, скорее, относятся к человеку, нежели к дождю.

5. Прочитайте слова. Пугливый, смелый, правдивый.

Какое из данных слов будет:
а) синонимом к слову храбрый;
б) антонимом слову трусливый?
Запишите это слово.
Смелый.

6. Назовите словари, с которыми вы познакомились в этом разделе. Что можно узнать из этих словарей?

Толковый словарь. Изъясняет лексическое значение слов. Орфографический словарь. Содержит перечень слов в их нормативном написании. Словарь синонимов. Словарь слов, близких по значению. Словарь антонимов. Словарь слов, противоположных по значению. Словарь однокоренных слов. Приводит однокоренные, родственные слова. Орфоэпический словарь. Словарь, отражающий литературное произношение и ударение.

7. Найдите среди данных слов однокоренные слова. Запишите эти слова, выделите в них корень. Братик, сестричка, мама, сестра.

Сестр)ичка, сестр)а.

8. Прочитайте слова. Подберёзовик, берёза, березняк, берёзка.

Запишите слово берёза и допишите к нему однокоренные слова в порядке следующих значений:
а) "маленькая берёза";
б) "часть леса, где растут берёзы";
в) "гриб, растущий под берёзой".
Берёза, берёзка, березняк, подберёзовик.

9. Произнесите слова и укажите в них ударение.

Тóрты, бáнты, тýфля, звони́ть, повтори́ть.

10. Прочитайте слова. Составьте из ударных слогов каждого слова новое слово. Запишите его.
               якорь, погода, подарок

Ягода

11. Объясните, как перенести с одной строки на другую данные слова.

Яще-ри-ца, мыль-ни-ца, ска-мей-ка.