Ответы к разделу учебника русского языка Наша речь

Страница 6. Виды речи

Упражнение 1.  Рассмотрите схему.

     Устная речь
      ⇓            ⇓
слушание говорение
      ⇓            ⇓
    речь про себя
      ⇓             ⇓
    чтение письмо
       ⇓             ⇓
  Письменная речь

  • Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь об этом рассказать.

Слушание, говорение, чтение, письмо — это наша речь.
Устная речь — это речь, которую мы слышим или произносим.
Письменная речь — это речь, которую мы читаем или записываем.

Упражнение 2. Прочитайте.

Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь, написанная буквами и другими знаками.. Письменная речь - это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя - это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

  • Что вы узнали о видах речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше?

Сперва люди научились разговаривать, возникла устная речь. Прошло немало времени, прежде чем человек научился читать и писать.

Страница 7

Упражнение 3. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложение.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Л. Успенский

• Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите её своими примерами. (Ребенок еще не научился как следует говорить, а уже слышит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык. Потом ребенок сам учится говорить. В школе и институте он постигает знания с помощью языка и речи. С помощью речи мы общаемся с людьми.)
• Подходят ли рисунки к этому высказыванию? (Да) Почему вы так думаете? Объясните. (На них изображено общение людей)
• На каком языке происходит общение между людьми? (В России - на русском)
• Спишите предложение. В этом вам поможет Памятка 5 "Как научиться правильно списывать предложение" (с. 132)

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Страница 8. Что можно узнать о человеке по его речи?

Упражнение 4. Прочитайте строки из стихотворения "Кем быть?" В. В. Маяковского.

- Здравствуйте, дети!
Кто из вас болен?
- Поставьте этот градусник
под мышку, детишки!
- Вам бы
        очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
           ложечкой
пить понемножечку.

  • Скажите, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человека? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?
    Речь принадлежит доктору. Нам помогли определить профессию этого человека следующие слова: болен, градусник, порошок, микстуру. По речи собеседника можно узнать профессию человека и род его занятий.
  • Спишите первое предложение. Проверьте себя.

- Здравствуйте, дети!

  • Когда употребляют слово здравствуйте? Какие другие слова-приветствия вы знаете и используете в своей речи?

Привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Упражнение 5. Прочитайте выразительно отрывки из сказки "Гуси-лебеди" и сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Страница 9, продолжение упр. 5

  • Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.

В первом отрывке девочка разговаривает с речкой, во втором - старуха со стариком. В первом отрывке девочка обращается за помощью к речке, во втором - старуха бранит старика.

  • Сравните, как в сказке "Гуси-лебеди" девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?

В первый раз девочка разговаривает грубо, нетерпеливо, холодно; во второй раз речь её становится вежливой, уважительной. Обращение: "речка, матушка" показывает нам, что речь девочки стала вежливой.

  • Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?

Во втором отрывке слова принадлежат старухе. Её речь сообщает нам, что она грубая, невоспитанная, корыстолюбивая, жадная, злая, неблагодарная.

Страница 10-14. ГДЗ к теме Диалог и монолог

Страница 10 Как отличить диалог от монолога?

Упражнение 6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев...

Это русская народная сказка "Теремок". Её герои: муха-горюха, блоха-попрыгуха.

  • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?

Мы прочитали диалог, потому что здесь приведена речь двух участников - мухи-горюхи и блохи-попрыгухи. В первой реплике спрашивает блоха-попрыгуха; во второй отвечает муха-горюха, и она же спрашивает; в третьей отвечает блоха; четвёртая принадлежит мухе.

Страница 11

  • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.
  • Догадайтесь, какую роль выполняет знак "тире" (-) в диалогической речи.

В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

  • Спишите диалог. Проверьте написанное.

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха, а ты кто?
- А я блоха-попрыгуха.
- Ступай ко мне жить.

Упражнение 7. Вспомните диалог из сказки "Колобок", который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

Подготовьтесь разыграть этот диалог.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, подавно уйду!

Страница 12

Упражнение 8. Прочитайте строки из сказки Г. Х. Андерсена "Дюймовочка".

- Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

  • Отрывок из сказки - это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?

Это монолог, так как это речь одного лица (Дюймовочки), обращённая к ласточке.

  • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.

Прощай, маленькая птичка! До свидания.

  • Выпишите из текста "вежливое" слово. Когда так говорят? Какие ещё "вежливые" слова вы знаете?

Спасибо. Так говорят, когда благодарят кого-нибудь. Пожалуйста, извините.

Упражнение 9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой "Синие листья".

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
- Я ей давала, а она не берёт.
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Страница 13

  • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.

Это диалог, так как здесь приведён разговор трёх лиц.

  • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?

Диалог происходит между учителем и девочками Леной и Катей.
Нужно предлагать от всего сердца, чтобы людям хотелось взять у тебя.

  • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
  • Спишите последнюю реплику.

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Упражнение 10. Рассмотрите рисунки.

  • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому - диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.

По первому рисунку можно составить диалог между Колобком и Волком, а по второму - монолог зайца.

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

  • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каком - монолог?

В случае Волка и Колобка мы используем диалог - реплики двух персонажей. В случае зайца - речь одного зайца, обращённая к слушателям (монолог).

Страница 14

Упражнение 11. Подготовьте диалог-беседу на тему "Разговор по телефону" или рассказ-монолог на тему "Что мне особенно понравилось в дни летних каникул".

Диалог "Разговор по телефону"

- Алло!
- Алло! Это Миша. Привет!
- Привет! Что делаешь?
- Скучаю. Мои мама и папа ушли в кино.
- Приходи ко мне. Будем скучать вместе.
- Уже бегу!

Проверь себя

1. Для чего нужна речь?

Речь нужна нам для общения.

2. Какие виды речи вы знаете?

Устная речь, письменная речь, речь про себя.

3. Приведите пример жизненной ситуации, когда можно сказать:
Каков человек - такова и его речь.

- Сын, помоги мне с уборкой, протри пыль на полках, - сказала мама.
- Да, мама, хорошо, вот только игрушки за братом соберу и с собакой погуляю.

4. Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог.

- Тит, поди молотить!
- Брюхо болит.
- Тит, поди кисель есть!
- А где моя большая ложка?

Это диалог (разговор двух или нескольких лиц).

  • Прочитайте текст ещё раз. Что вы можете сказать о Тите как человеке по его речи?

Тит ленивый и хитрый.