Страница 23-40. ГДЗ к разделу Предложение

Страница 24. Что такое предложение

Упражнение 20. Прочитайте. Какая группа слов составляет предложение? Объясните свой ответ.
1. Родина, осень, доброта, жизнь.
2. У каждого есть своя.
3. У каждого человека есть своя родина.

Третья группа слов - предложение. У каждого человека есть своя родина. Здесь выражена законченная мысль.

  • Спишите предложение. Какая мысль выражена в нём? Как вы её понимаете?

У каждого человека есть своя родина.

У каждого человека есть своя родина, то есть место, где он родился.

Упражнение 21. Прочитайте. Спишите.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.

С. Есенин

  • Определите, сколько здесь предложений. О чём сообщается в каждом из них?

Здесь четыре предложения: 1) Ночь. 2) Вокруг тишина. 3) Ручеёк лишь журчит. 4) Своим блеском луна всё вокруг серебрит. В первом предложении сообщается о ночи, во втором - о тишине, в третьем - о журчании ручейка, в четвёртом - о блеске луны.

  • Как на письме обозначается начало и конец предложений? А как в устной речи отделяется одно предложение от другого?

На письме первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак. В данном тексте в конце каждого предложения стоит точка. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Упражнение 22. Прочитайте.
Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
1. Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
Быстро пролетело лето.

2. Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
Кто пишет книги для детей?

3. Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

  • Сделайте вывод: какую "работу" выполняет каждый знак препинания (. ? !) в конце предложения?

Точка ставится в повествовательных предложениях, где спокойно сообщается о чём или о ком-либо. Вопросительный знак заключает в себе вопрос. Восклицательный знак служит для выражения каких-либо эмоций, побуждает к действию.

  • Спишите выделенные предложения.

Быстро пролетело лето. Кто пишет книги для детей? Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Упражнение 23. Прочитайте предложения так, как подсказывают знаки препинания.

Мы гуляли в осеннем лесу.
До чего красиво здесь!
А вы были в осеннем лесу?

  • Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.

Эти предложения несут разную интонационную окраску. Перед нами повествовательное, побудительное и вопросительное предложение.

  • В каком предложении автор обращается к нам с вопросом? В каком он выражает чувство и даёт оценку увиденному? А в каком предложении содержится сообщение?

В третьем предложении автор обращается к нам с вопросом. Во втором выражает чувство и даёт оценку увиденному. В первом содержится сообщение.

  • Спишите предложения. Устно подготовьте ответ на вопрос, содержащийся в третьем предложении.

Мы гуляли в осеннем лесу.
До чего красиво здесь!
А вы были в осеннем лесу?

Упражнение 24. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Как вы это определили? Читайте, выделяя голосом каждое предложение и делая паузы между ними.

Как быстро пролетело лето! ...

  • Что означают слова быстро, скоро?

Быстро - не теряя времени, не мешкая, живо; через небольшой промежуток времени. Скоро - в ближайшем будущем, через небольшой промежуток времени.

  • Догадайтесь, какую "работу" должны выполнить пропущенные знаки препинания.

Пропущенные знаки препинания обозначают конец предложения.

  • Спишите. Правильно обозначайте начало и конец каждого предложения.

Как быстро пролетело лето! Уже наступила осень. Желтеют листья на деревьях. Чаще стали лить дожди. Скоро и птицы улетят в тёплые края.

Упражнение 25. Прочитайте. Из какой группы слов можно составить предложение? Как это сделать?

листьями    играет
с, ветерок   весело
деревьев    осенний

дождик   сентябрь
ярко        светить
ветер       высокий

Из первой группы слов можно составить предложение. Надо поменять порядок слов.

  • Составьте предложение и запишите его.

Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.

  • Чем различаются слова ветер и ветерок? Как вы понимаете выражение ветерок играет?

Ветер - это сильный, ощутимый ветер, ветерок - слабый, лёгкий. Ветерок - уменьшительная форма слова "ветер".

Упражнение 26. Прочитайте. Объясните, как составить предложение из данных слов. Составьте предложение и запишите его.

пригласить театр
спектакль на
Женя Саша

Чтобы составить предложение из данных слов, нужно объединить слова по смыслу, изменить форму некоторых из них, добавить слово (предлог) в.

Женя пригласил Сашу на спектакль в театр.

Упражнение 27. Прочитайте предложения так: в первом выделите голосом слово осень, во втором - слово наступила.

Осень наступила.
Осень наступила.

О чём сообщается в каждом предложении?
В первом предложении сообщается, что наступила осень, а не весна или зима.
Во втором предложении сообщается, что осень уже наступила.

Упражнение 28. Прочитайте предложения. Выделяйте голосом важные по смыслу слова и обозначайте интонацией конец предложения.

Кто написал стихотворение "Игрушки"?
(Стихотворение "Игрушки" написала Агния Львовна Барто.)

Кто автор рассказа "Первая охота"?
(Виталий Валентинович Бианки является автором рассказа "Первая охота".

Кто написал сказку "Айболит"?
Сказку "Айболит" написал Корней Иванович Чуковский.)

К какому произведению дана иллюстрация?
Данная иллюстрация дана к рассказу В. Бианки "Первая охота".

Упражнение 29. Прочитайте. Какие предложения можно составить из данных слов? Составьте их.

солнышко светит ярко осеннее

Ярко светит осеннее солнышко.

Осеннее солнышко светит ярко.

Светит ярко осеннее солнышко.

Запишите любое составленное предложение.

Упражнение 30. Сравните предложения. В чём их сходство и различие?

Солнышко светит.
Ярко светит солнышко.
Осеннее солнышко ярко светит.

Сходство этих предложений в том, что они имеют общую пару слов (грамматическую основу) солнышко светит. Различие в том, что первое предложение нераспространённое, а второе имеет второстепенный член предложения - ярко. Третье - два второстепенных члена предложения: осеннее, ярко.

О чём говорится в каждом предложении? Что говорится о солнышке? Ответьте одним словом.
В каждом предложении говорится о том, что солнышко светит. Светит.

Какие слова повторяются в каждом предложении? Понятен ли смысл предложений, если бы этой пары слов не было?

В каждом предложении повторяются слова - солнышко светит. Смысл предложений стал бы непонятен, если убрать эту пару слов (главные члены предложения) - солнышко светит, так как в ней заключён главный смысл предложения.

Выскажите мнение: можно ли сказать,что слова солнышко светит являются главными членами предложения?
(Что?) солнышко. Солнышко (что делает?) светит. Солнышко светит - главные члены предложения.

Упражнение 31. Прочитайте. Спишите.

Осенью журавли улетают на юг.

Докажите, что выделенные слова составляют основу предложения.
Журавли улетают - основа предложения, так как в этих словах заключается главный смысл предложения.

Проверьте себя: закройте полоской бумаги сначала оба выделенных слова, затем только одно из них. Всякий раз читайте и незакрытые слова. Поняли ли вы смысл прочитанного? Составляют ли эти слова предложение?
Смысл прочитанного без основы предложения непонятен, потому как в ней заключён смысл предложения. Журавли улетают - предложение, без этой пары слов предложение превращается в набор слов.

Теперь вы убедились, что основой предложения (его главными членами) являются слова журавли улетают.

Упражнение 32. Прочитайте вопросы. Составьте и запишите ответы на вопросы, используя данные слова.

Где росла рябина?
Кто прилетел к рябине?
Что делали птицы?
С л о в а: у школы, дрозды, стали клевать, рябины, ягоды.

Найдите в первом предложении его основу.
Рябина росла у школы. (Основа - рябина росла)
Дрозды прилетели к рябине.
Птицы стали клевать ягоды рябины.

Упражнение 33. Прочитайте.

Меж берёзок паучок
сплёл красивый гамачóк.

Г. Бахарева

Докажите, что выделенные слова составляют основу предложения.
Паучок сплёл - основа предложения, так как в этих словах заключён главный смысл предложения.

О чём ещё сообщается в предложении? Что сплёл паучок? Какой гамачок? Где паучок сплёл свой гамачок?
Паучок сплёл гамачок. Паучок сплёл красивый гамачок. Меж берёзок паучок сплёл красивый гамачок.

Сделайте вывод: какую роль выполняют в предложении слова, которые не составляют основу предложения?
Слова, которые не составляют основу предложения (второстепенные члены предложения) поясняют и уточняют главные члены предложения.

Упражнение 33. Прочитайте. Спишите предложения.

Тихо веет осенний ветерок.
Жёлтый листочек упал с берёзки.
Художник рисует осенние листья.

Докажите, что выделенные слова являются второстепенными членами предложения.
Все эти слова не составляют основу предложения, а поясняют и уточняют главные члены предложения, следовательно, являются второстепенными членами предложения.

На какие вопросы отвечают второстепенные члены каждого предложения? Какие слова они поясняют?

Ветерок (какой?) осенний. Веет (как?) тихо.
Листочек (какой?) жёлтый. Упал (откуда?) с берёзки.
Рисует (что?) листья. Листья (какие?) жёлтые.

Упражнение 35. Прочитайте. Соотнесите предложения и схемы. Объясните, какая схема к какому предложению подойдёт.

Ветер дует. Дети играют.
Птицы летают. Дождь льёт.

Кто? что делают?            Что? что делает?

Птицы летают.                     Ветер дует.
Дети играют.                       Дождь льёт.

  • Выскажите мнение: являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему?

Слова, из которых состоит каждое предложение являются главными членами предложения, потому что они составляют основу предложения и заключают в себе главный смысл предложения.

  • О ком или о чём говорится в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова?

В первом предложении говорится о ветре, во втором - о птицах, в третьем - о детях, в четвёртом - о дожде. Слова ветер, дождь отвечают на вопрос что?, а слова птицы, дети отвечают на вопрос кто?

  • Что говорится в каждом предложении о подлежащем? На какие вопросы отвечают эти слова?

Ветер (что делает?) дует. Птицы (что делают?) летают. Дети (что делают?) играют. Дождь (что делает?) льёт.

  • Спишите любое предложение. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

 Птицы летают.

Упражнение 36. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

Банный день

Загремел весёлый гром...
Дождь идёт в лесу густом.
Там сегодня банный день,
Мойтесь все, кому не лень.
Растрепав свои причёски,
Моют головы берёзки.
Запылённые дубы
Моют рыжие чубы́.

З. Александрова

  • Что означает выражение банный день?

День, когда парятся в бане.

  • Спишите первые два предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены (подлежащее и сказуемое).

 Загремел весёлый гром...
Дождь идёт в лесу густом.

Упражнение 37. Рассмотрите схему. Прочитайте.

Главные члены предложения...

  • Какие члены предложения называются главными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Как они подчёркиваются в предложении?

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении; сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и др. Подлежащее подчёркивается одной чертой, сказуемое - двумя чертами.

  • Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое.

Нужно задать вопросы. (Кто?) Школьники (подлежащее). Подчеркиваем одной чертой. Школьники (что делают?) учатся (сказуемое). Подчеркиваем двумя чертами.

Упражнение 38. Прочитайте.

  • Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу).

Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.

  • Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопрос кто? или что? Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопрос что делает? что делают? и др. (Что?) Река (что делала?) катилась. (Что?) Вода (что делала?) замерзала. (Что?) Ледок (что делал?) таял. (Что?) Река (что сделает?) покроется.

Страница 35. Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

Упражнение 39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Пробуждение

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.

Все предложения можно распределить в две группы: распространённые (предложения состоят из главных и второстепенных членов) и нераспространённые (предложения состоят только из главных членов).

  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

Наступает утро. Блеснуло солнце. Запели птицы.

Упражнение 40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов, значит надо найти только грамматическую основу: Лисятки играют.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов: Шаловливые лисятки играют в прятки под кустом.

  • Запишите распространённое предложение.

Шаловливые лисятки играют в прятки под кустом.

Упражнение 41. Прочитайте.

Стучал дятел. Пролетела чайка.
Дятел стучал. Чайка пролетела.

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?

Все эти предложения нераспространённые. В первом предложении каждой группы подлежащее стоит после сказуемого, во втором - перед сказуемым.

  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

В лесу громко стучал дятел. Над морем пролетела белая чайка.

Упражнение 42. Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.

(Кто?) Собака (подлежащее) лежит. Кораблик (что делает?) плывёт (сказуемое). (Кто?) Котята (подлежащее) играют.

  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

Добрая собака лежит на полу. Парусный кораблик плывёт по волнам. Весёлые котята играют друг с другом.

Как установить связь слов в предложении

Упражнение 43. Прочитайте. Сравните предложения: в чём их сходство и различие?

Яблоко упало.
Спелое яблоко упало с яблони.

Сходство этих предложений в том, что они имеют одинаковую грамматическую основу (яблоко упало). Различие в том, что, первое предложение нераспространённое, второе - распространённое.

  • Прочитайте распространённое предложение. На какой вопрос отвечает каждый член предложения? От каких слов вы задавали вопросы?

(Что?) Яблоко. Яблоко (что сделало?) упало. Яблоко (какое?) спелое. Упало (откуда?) с яблони.

Упражнение 44. Прочитайте.

Могучий дуб одиноко стоял на краю леса.

  • Докажите, что это предложение распространённое.

Это предложение распространённое, оно распространено второстепенными членами (могучий, одиноко, на краю леса)

  • На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? С каким членом предложения он связан по смыслу?

Дуб (какой?) могучий, стоял (где?) на краю, стоял (как?) одиноко, на краю (чего?) леса.

  • Спишите предложение. Подчеркните главные члены. Выпишите остальные пары слов, связанные по смыслу.

Могучий дуб одиноко стоял на краю леса.
Дуб (какой?) могучий, стоял (где?) на краю, стоял (как?) одиноко, на краю (чего?) леса.

Упражнение 45. Прочитайте.

1. На, желтеют, листочки, деревьях. 2. На, певчие, улетают, птицы, юг. 3. Запасает, орешки, на, бурундук, зиму. 4. Сушит, на, белка, ветках, грибы.

  • Составьте предложения из слов каждой группы таким образом:
    а) сначала найдите пару слов, которая образует основу предложения;
    б) потом найдите слова, которые поясняют (распространяют) главные члены.
  • Запишите предложения. Прочитайте их.

1. Листочки желтеют. На деревьях желтеют листочки. 2. Птицы улетают. Птицы улетают на юг. 3. Бурундук запасает. Бурундук запасает орешки на зиму. 4. Белка сушит. Белка сушит грибы на ветках.

  • Придумайте ещё 1-2 предложения на эту тему.

Насекомые попрятались по своим жилищам. Бурый медведь готовится к зимней спячке.

Упражнение 46. Прочитайте скороговорку. Спишите.

Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.

  • Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое.
  • Выпишите из предложения две пары слов:
    а) подлежащее и второстепенный член, который его поясняет;

Листья (какие?) жёлтые.

  • б) сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.

Шуршат (где?) под ногами.

Упражнение 47. Рассмотрите в "Картинной галерее" учебника репродукцию картины Ильи Семёновича Остроухова "Золотая осень".

  • Почему художник так назвал эту картину? Какой период осени он изобразил? Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
  • Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
  • Составьте по картине рассказ. Начните его так:
    На картине художник изобразил золотую осень.
  • В конце скажите, чем вам запомнился этот осенний пейзаж.
  • При составлении рассказа используйте опорные слова.

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"

   На картине Ильи Семёновича Остроухова изображён сказочный, загадочный лес.
Само название передаёт восхищение. Золото - это блеск, красота, богатство, великолепие. Всё богатство жёлтого, бронзового, золотистого, янтарного художник использовал в своей палитре, чтобы передать очарование самой прекрасной поры в лесу.
   Бледно-голубое небо проглядывает сквозь кружево веток на заднем плане картины, чтобы не отвлекать наше внимание от пышного наряда молодых клёнов. Даже старые сплетённые деревья, напоминающие чудовищ, не выглядят угрюмо. Они, как лесные сторожа, следят за порядком в лесу, приодевшись в ярко-жёлтый наряд.
   Скачущие по траве белобокие сплетницы-сороки, кажется, забыли, зачем спешили и присели на лесную тропинку, не смея оторвать глаз от этого блеска и великолепия. А какой роскошный ковёр из разноцветных листьев постелила осень! Как же хочется самому пробежаться по тропинке на картине, услышать, как шуршат под ногами листья.
   У меня эта картина вызывает радостное, праздничное, восторженное настроение.

Страница 40. Проверь себя

1. Какую группу слов называют предложением? Приведите пример предложения на тему "Листопад". Запишите его.

Слова, выражающие законченную мысль, являются предложением.
Как красив листопад!

2. Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? На что они указывают?

В конце предложений ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки. Точка указывает на то, что в предложении спокойно сообщается о чём-либо. Вопросительный знак указывает на то, что предложение содержит вопрос. Восклицательный знак указывает на то, что предложение произносится с сильным чувством.

3. Что такое подлежащее и сказуемое? Как их найти в предложении?

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Чтобы найти их в тексте, нужно поставить вопрос: подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?, сказуемое - на вопрос что делает? что сделает?

4. Составьте из данных слов два предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены.
В, жужжат, цветами, кузнечики, траве, пчёлы, стрекочут, над.

В траве стрекочут кузнечики. Над цветами жужжат пчёлы.

5. Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, затем распространённое. Запишите их. В чём различие этих предложений?
Ребята, в, шахматы, играют.

Ребята играют. Ребята играют в шахматы.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов. Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

6. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему текст из 3 - 4 предложений. Запишите его.

Наступила золотая осень. Земля покрылась разноцветным ковром. Дети стали собирать в лесу листья клёна. Когда придёт зима, букет из листьев будет напоминать им о дивной поре.