Страница 3. ГДЗ по теме Двузначные числа. Сложение. Вычитание

Задание 1. Вставь пропущенные цифры так, чтобы получились верные равенства.

1) 37+3=40      54+6=60      56+4=60

2) 32+ 8=40      29+1=30      63+7=70

Чем похожи все равенства? Получается круглое число.

Задание 2. Найди значения выражений.

1) 80-8–4=68    60-6-5=49     70-7-6=57     40-4-3=33
2) 32-9-7=16     81-7-8=66     63-8-9=56     72-6-5=61

Задание 3. На лётном поле 18 самолётов. 4 самолёта улетели, а 2 прилетели. Сколько самолётов стало на аэродроме? Реши задачу разными способами.

1 способ
18-4=14 (с.) стало, когда 4 улетели
14+2=16 (с.) стало всего

2 способ
4-2=2 (с.) на столько улетело больше, чем прилетело
18-2=16 (с.) стало всего

Ответ: 16 самолётов стало на аэродроме.

Задание 4. По какому признаку можно разбить числа 33, 4, 5, 22, 3, 11, 44, 9 на две группы?

33, 22, 11, 44 – есть десятки и единицы, двухзначные
3, 4, 5, 9 – только единицы, однозначные

Уменьши числа одной группы на 8, а числа другой группы увеличь на 9. Запиши верные равенства.

33-8=25    22-8=14    11-8=3      44-8=36
3+9=12    4+9=13     5+9=14     9+9=18

ГДЗ к странице 4

Задание 5. Прочитай вопрос задачи: «Сколько всего детей занимается в студии?». Выбери условие, которое позволит тебе ответить на вопрос задачи.
Ответ:

2) В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
3) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
4) В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.

Задание 6. Вставь знаки арифметических действий так, чтобы равенства были верными.

1) 8+7-6=9     15-7+1=9     4+8-3=9
2) 6+6-4=8      7+7-6=8      9+3-4 = 8

Задание 7. Для записи чисел в математике используют 10 знаков, которые называют цифрами. Для записи слов в русском языке используют 33 знака, которые называют буквами. На сколько больше в русском языке букв, чем в математике цифр?

33-10=23 (зн.)    Ответ: на 23 знака букв больше, чем цифр.

Задание 8. Найди значения выражений.

1) 13-4+5=14      11-5+6=12
2) 14-9+60=65     12-7+80=85

Страница 5

Задание 9. Прочитай условие задачи. Девочки собирали для поделок жёлуди и шишки. Катя нашла 15 шишек и 30 желудей, Юля - 29 шишек и 20 желудей. На какой вопрос ты ответишь, записав выражение:

1) 15 + 30 – Сколько Катя собрала желудей и шишек?
2) 30 – 15 – На сколько у Кати больше желудей, чем шишек? 
3) 15 + 29 – Сколько всего шишек? 
4) 29 – 20 – На сколько шишек больше у Юли, чем желудей? 
5) 20 + 29 – Сколько всего у Юли шишек и желудей? 
6) 30 + 20 – Сколько всего желудей? 
7) 30 – 20 – На сколько больше Желудей у Кати, чем у Юли?
8) 29 – 15 – На сколько больше у Юли шишек, чем у Кати? 
9) 30 - 29 – На сколько больше желудей у Кати, чем шишек у Юли?

Сколько нужно выполнить арифметических действий, чтобы ответить на вопрос:
«Сколько желудей и шишек собрали Катя и Юля?» 3 действия

Задание 10. Верно ли утверждение, что в каждом столбце значения выражений одинаковы? Верно

1) 68 – 9=59    2) 37+4=41   3) 80-9=71   4) 42+8=50
    67–8=59         36+5=41       79-8=71        43+7=50
    66-7=59         35+6=41       78-7=71         44+6=50

Задание 11. Измерь длину и ширину прямоугольника. Вычисли периметр прямоугольника.

Измеряем линейкой. АК=_см     КМ=_см     РАКМЕ=АК*2+КМ*2

Страница 6

Задание 12. Прочитай условие задачи.
Во дворе гуляли 10 мальчиков и 7 девочек.
• Ответь на вопрос, выполнив арифметические действия.
1) Сколько всего детей во дворе?
2) На сколько больше во дворе мальчиков, чем девочек?
• Выбери схему, которой можно воспользоваться, отвечая на каждый вопрос.

Решение:

1) 10+7=17 (д.) - играли во дворе (схема 1)
2) 10-7=3 (д.) - на столько больше во дворе мальчиков, чем девочек. (схема 2)
Ответ: на 3 больше.

Задание 13. Прочитай условие задачи.
В автогонках стартовало 76 легковых машин и 20 грузовых. К финишу пришли 70 легковых машин и 10 грузовых.
На какой вопрос ты ответишь, записав выражение.

1) 76 + 20 - сколько всего машин стартовало?
2) 76 - 70 - сколько легковых машин не доехало до финиша?
3) 70 + 10 - сколько машин всего финишировало?
4) 76 - 20 - на сколько больше было легковых машин, чем грузовых?
5) 20 - 10 - сколько грузовых машин не доехало до финиша?
6) 70 - 10 - на сколько больше пришло к финишу легковых машин, чем грузовых?

Задание 14. Найди значения выражений

1)
16 - 7 + 4 = 13
12 - 4 + 6 = 14
15 - 9 + 7 = 13
13 - 5 + 8 = 16
2)
14 - 6 + 70 = 78
12 - 8 + 90 = 94
16 - 9 + 80 = 87
17 - 8 + 60 = 69

Чем похожи выражение?

Тем, что последовательность действий и их алгоритм математических вычислений схожи.

Страница 7

Задание 15. В трёх палатках разместились 24 туриста. В первой палатке 9 туристов, во второй столько же. Сколько туристов в третьей палатке?
• Сравни два способа решения I задачи и поясни каждое действие.

1 -й способ

1) 9 + 9 = 18 (т.) -  узнали сколько туристов в 1 и 2 палатке.
2) 24 - 18 = 6 (т.) - узнали сколько туристов в 3 палатке.
Ответ: 6 туристов.

2-й способ

1) 24 -  9 = 15 (т.) - узнали сколько туристов во 2 и 3 палатке или 1 и 3, что по значению одно и то же.
2) 15 - 9 = 6 (т.)  - узнали сколько туристов в 3 палатке.
Ответ: 6 туристов.

Задание 16. Вставь пропущенные цифры так, чтобы получились верные равенства.

1)
87 + 4 = 91
57 + 5 = 62
67 + 6 = 73
44 + 9 = 53

2)
83 - 7 = 76
54 - 6 = 48 
36 - 8 = 28 
43 - 6 = 37

• Сравни равенства в каждом столбце. Чем они похожи?

Похожи тем, что в столбиках последовательность действий и их алгоритм математических вычислений схожи.

Задание 17. Баскетбольный матч закончился со счётом 50 : 48. На сколько очков одна команда опередила другую?
Запиши решение задачи.

50 - 48 = 2 (оч.) - на столько одна команда опередила другую.
Ответ: на 2 очка.

18 Сравни выражения в каждой паре Чем они похожи? Чем отличаются?
Найди значения выражений.

Похожи значениями чисел, а отличаются арифметическими знаками в вычислении.

1)
43 + 9 = 52
43 - 9 = 34

2)
64 + 8 = 72
64 - 8 = 56

3)
35 + 6 = 41
35 - 6 = 29

Страница 8

Задание 19. Прочитай задачу. Кирилл поймал 27 рыб. Из них 10 окуней, 8 ершей, остальные — щуки. Сколько щук поймал Кирилл?
• Выбери схему, которая соответствует задаче.

Подходит схема 2.

Запиши решение задачи разными способами.

Способ 1

1) 27 - 10 = 17 (р.) - было ершей и щук
2) 17 - 8 = 9 (щ.) - поймал Кирилл.
Ответ: 9 щук поймал Кирилл.

Способ 2

1) 10 + 8 = 18 (р.) - было ершей и окуней
2) 27 - 18 = 9 (щ.) - поймал Кирилл.
Ответ: 9 щук поймал Кирилл.

20. Прочитай задачу. Юля и Таня прыгали в высоту. Юля прыгнула на 95 см. На сколько сантиметров прыгнула Таня?
Можно ли ответить на вопрос задачи?

Нет нельзя, так как нет соотношения между известной и неизвестной величиной.

Дополни условие задачи и запиши её решение.

Дополнение: Таня прыгнула на 10 см выше, чем Юля.

Решение:

90 + 10 = 105 (см) - прыгнула Таня
Ответ: на 105 см прыгнула Таня.

Как дополнила условие Маша, если она записала решение задачи так: 95 + 3 = 98 (см)?

Дополнила так: Таня прыгнула на 3 см выше, чем Юля.

Как дополнил условие Миша, если он записал решение задачи так: 95 - 7 = 88 (см)?

Дополнил так: Таня прыгнула на 7 см ниже, чем Юля.

Страница 9

Задание 21

Прочитай задачу.
В чайнике на 3 стакана воды больше, чем в кофейнике. Сколько стаканов воды в кофейнике, если в чайнике их 8?
Обозначь количество стаканов воды в кофейнике отрезком К.______.А и нарисуй схему, которая соответствует задаче.
Запиши решение задачи.


8 - 3 = 5 (ст.) - воды в кофейнике
Ответ: 5 стаканов.

Задание 22. Хватит ли восьми стульев для шести девочек и двух мальчиков?
Можно ли назвать этот текст задачей?
Сравни свой ответ с ответами ребят.

Можно. В тексте есть условие и вопрос
Нельзя. В тексте дан только вопрос.

• Кто прав: Миша или Маша?

Прав Миша. Можно, так как есть и условие и вопрос.

Задание 23. Прочитай задачу.
В саду распустились розы: 8 красных и 4 белые. Для букета срезали все белые розы и 3 красные. Сколько роз осталось в саду?

Решение:

1) 8 - 3 = 5 (р.) 
Ответ: 5 роз осталось в саду.

Можно ли решить задачу, выполнив одно действие?

Да, задачу можно решить в одно действие.

Задание 24. Вычисли значения выражений.

1)
35 + 4 = 39
68+1 = 69

2)
76 - 5 = 71
87- 4  = 83

3)
35 + 6 = 41
68 + 7 = 75

Страница 10

Задание 25. Сравни числа в первой и во второй строках.

9
16 17 18 19

Найди сумму чисел в первой строке.

6 + 7 + 8 + 9 = 30

• Догадайся, как можно быстро вычислить сумму чисел во второй строке.

Можно к результату суммы первой строки прибавить количество десятков соответствующее количеству числе во второй строке, то есть 30 + 40 = 70

Задание 26. Вставь пропущенные знаки действий так, ш чтобы получились верные равенства.

1)
7 + 5 - 9 + 15 =18
30 - 20 + 9 - 1 = 18

2)
8 - 7 + 6 = 7
8 + 4 - 3 = 9

Задание 27. Разбей выражения на две группы по способу вычисления результата.
Найди значения выражений. 

36 - 5 = 29
78 - 4 = 74

36 - 8 = 28
84 - 7 = 77

84 - 3 = 81
78 - 9 = 69

44 - 2  = 42
44 - 6 = 38


Задание 28. Прочитай текст: «Из корзины взяли 7 яблок. Сколько яблок осталось в корзине, если ... ?»

• Выбери данные и дополни текст так, чтобы получилась задача, которую можно решить.

1) В корзине было 5 яблок.
2) В корзине было 40 слив.
3) В корзине было 14 яблок. (выбираем это условие)

Запиши решение задачи.

Решение:

14 - 7 = 7 (яб.) 
Ответ: 7 яблок осталось в корзине.

Страница 11

Задание 29. Прочитай задачу. На остановке из автобуса вышли 14 пассажиров, а вошли 9. На сколько меньше пассажиров стало в автобусе?
• Выбери схему, которая соответствует условию задачи, если отрезок АК обозначает количество пассажиров в автобусе до его остановки.

Подходит 2 схема

• Что обозначает на схеме отрезок МК?

Отрезок МК показывает на сколько пассажиров изменилось их количество после остановки.

Запиши решение задачи. Решение:

14 - 9 = на 5 (пас.) 
Ответ: на 5 пассажиров в автобусе стало меньше.

Задание 30. Верно ли утверждение, что значения всех выражений в столбце одинаковы?

1)
7 + (6 + 30)
7 + (30 + 6)
7+ 36
36 + 7
2)
6 + (5 + 40)
6 + (40 + 5)
6 + 45
45 + 6
3)
9 + (7 + 50)
9 + (50 + 7)
9 + 57
57 + 9

Да, верно, так как здесь порядок вычисления не имеет значения.

Задание 31. Вставь пропущенные числа так, чтобы получились верные равенства.

37 + 54 = 37 +50 + 4
68 + 25 = 68 + 20 + 5
46 + 35 = 46 + 5 + 30
24 + 49 = 24 + 9 + 40
76 + 17 = 76 + 10 + 7
55 + 26 = 55 + 6 + 20

Страница 12

Задание 32. Чем похожи выражения в каждой паре? Тем, что результат будет у всех одинаковый.
Чем отличаются? Количеством слагаемых.

1)
37 + 4 + 10 = 51
37+10 + 4 = 51
2)
28 + 6 + 20 = 54
28+20+6 = 54
3)
49 + 5 + 30 = 84
49+30+5 = 84

Вычисли значение каждого выражения и запиши равенства.
Выбери равенства, которые помогут тебе вычислить значения выражений.

49 +35 - для 3 случая
28 + 26 - для 2 случая
37 + 14 - для 1 случая

Задание 33. Верно ли утверждение, что значения сумм в столбце одинаковы?

Да, верно!

1)
26 + 40 + 8
26+8+40
26 + 48
2) 44 + 30 + 7
44 + 7 + 30
44 + 37
3)
58 + 20 + 9
58 + 9 + 20
58 + 29

Задание 34. Объясни, как вычислить значение суммы 68 + 27.
Сравни свой ответ с рассуждениями Миши и Маши.
Я прибавлю к числу 68 число 7, получу 75, потом к числу 75 прибавлю 20.
А я сначала к числу 68 прибавлю 20, получу 88, а потом прибавлю 7.
• Кто прав: Миша или Маша?

Оба правы, можно вычислить как сказал Маша или Миша.

Страница 13

Задание 35. Вычисли значения выражений.

1) 35 + 16 = 51
Проверка:
35 + 10 + 6 = 45 + 6 = 51
35 + 6+10 = 41+ 10 = 51

2) 78 + 14 = 92
78 + 10 + 4 = 88 + 4 = 92
78 + 4 + 10 = 82 + 10 = 92

• Проверь свой ответ, используя модели десятков и единиц.

Задание 36. Сравни выражения, не выполняя вычислений. Какое свойство сложения ты используешь? От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

1) (28 + 8) + 10 = 28 + (8 + 10)
2) (36 + 7) + 30 = 36 + (7 + 30)

Запиши каждое выражение в виде суммы двух слагаемых и найди их значения.

36 + 10 = 28 + 18 = 46
43 + 30 = 36 + 37 = 73

Задание 37. Прочитай условие задачи. В коробке шоколадные и соевые конфеты. Соевых конфет столько: 14 - 8.
• Пользуясь данным условием, выбери вопросы, на которые ты можешь ответить, не выполняя вычислений.
1) Сколько всего конфет в коробке?
2) Сколько шоколадных конфет?
3) Сколько соевых конфет?
4) Каких конфет больше: шоколадных или соевых? На сколько?

Можно ответить на все вопросы, с условием, что в коробке только соевые и шоколадные конфеты.

Задание 38. Найди правило, по которому записан ряд чисел, и запиши в нём ешё 5 чисел.
1) 39, 42, 45, 48, 51 54 57 60 63 66
2) 83, 78, 73, 68, 63 58 53 48 43 38

Страница 14

Задание 39. Прочитай задачу. Андрей и Саша прыгали в длину. При первой попытке Андрей прыгнул на 35 см дальше, чем Саша. При второй попытке Саша улучшил свой результат на 40 см, а Андрей прыгнул так же, как в первый раз. Кто прыгнул дальше при второй попытке: Андрей или Саша? На сколько?
Нарисуй схему в тетради и отметь на ней данные и искомое задачи.
• Запиши решение задачи.

Решение:


40-35=5 (см) на столько дальше прыгнул Саша при второй попытке.
Ответ: Саша при 2 попытке прыгнул дальше не 5 см.

Задание 40. Прочитай задачу. Коля выше Пети на 20 см, а Петя выше Вовы на 7 см. На сколько сантиметров Вова ниже Коли?
Рассмотри схему и запиши решение задачи.

20 + 7 = 27 (см) 
Ответ: на 27 см Вова ниже Коли.

Задание 41. Выбери пары чисел, сумма которых равна 70, и запиши верные равенства.
63 17 32 7 18 38 28 54 26 16 42

Выбираем пары:

63 + 7 = 70
32 + 38 = 70
28 + 42 = 70
54 + 16 = 70

Страница 15

Задание 42. Вставь пропущенные в текстах задач числа, чтобы решением каждой задачи было выражение 12 - 5.
1) В вазе 12 слив. Из них 5 жёлтые, остальные синие. Сколько синих слив в вазе?
2) В вазе 5 персиков и 12 яблок. На сколько больше в вазе яблок, чем персиков?
3) В вазе 12 персиков и 10 яблок. За обедом съели все яблоки и 5 персиков. Сколько фруктов осталось в вазе?
Запиши решение каждой задачи.

Решение:

1) 12 - 5 = 7 (сл.) 
Ответ: 7 синих слив в вазе.

2) 12 - 5 = 7 (яб.) 
Ответ: на 7 яблок больше, чем слив

3) 12 - 5 = 7 (фр.) 
Ответ: 7 фруктов осталось в вазе.

Задание 43. Прочитай задачу. На прогулочный катер продали 40 взрослых билетов и 20 детских. Сколько билетов на этот рейс осталось в кассе, если на катере 68 мест?

Запиши решение задачи по действиям разными способами.

• Нарисуй схему к задаче и проверь свой ответ.

Решение:

1 способ
1) 10 + 20 = 60 (б.) - купили всего.
2) 68 - 60 = 8 (б.) - осталось в кассе.
Ответ: 8 билетов.

2 способ
1) 68 - 40 = 28 (б.) - было детских и не проданных
2) 28 - 20 = 8 (б.)  - осталось в кассе.
Ответ: 8 билетов.

Задание 44. Вставь пропущенные числа так, чтобы получились верные равенства.

48 + 30 + 9 = 78 + 9
39 + 20 + 7 = 59 + 7
27 + 40 + 6 = 33 + 40
16 + 50 + 7 = 23 + 50
34 + 40 + 9 = 49 + 34
63 + 20 + 9 = 72 + 20

Страница 16

Задание 45. Прочитай задачу. В коробке 17 больших и 7 маленьких пуговиц. Из них 6 чёрных, 9 жёлтых, остальные — белые. Сколько белых пуговиц в коробке?
Запиши решение задачи по действиям разными способами.

Решение:

1 способ
1)17 + 7 = 24 (п.) - всего
2) 6 + 9 = 15 (п.) - черных и желтых
3) 24 -15 = 9 (п.) - белых
Ответ: 9 белых пуговиц.

2 способ
1) 17 - 9 = 8 (п.) - будет в коробке, если не учитывать желтые пуговицы и не учитывать 7 пуговиц из их количества.
2) 7 - 6 = 1 (п.) - будет в коробке, если не учитывать черные пуговицы и не учитывать 17 пуговиц из их количества.
3) 8 + 1 = 9 (п.) - белых
Ответ: 9 белых пуговиц.

Задание 46. Пользуясь таблицей, запиши верные равенства.

 

Задание 47. Пользуясь схемой, вставь в тексте задачи числа.
В автобусе 56 мест. Детьми занято 14 мест. Взрослыми 6 мест. Сколько свободных мест в автобусе?
Запиши решение задачи разными способами.

Решение:

1 способ
1) 14 + 6 = 20 (м.) - занято.
2) 56 - 20 = 36 (м.) - свободно.
Ответ: 36 мест свободно.

2 способ
1) 56 - 6 = 50 (м.) - в автобусе свободны и заняты детьми
2) 50 - 14 = 36 (м.) - свободно.
Ответ: 36 мест свободно.

• Составь другие вопросы, на которые ты можешь ответить, используя условие этой задачи.

Вопросы:
1) На сколько больше занято мест детьми, чем взрослыми?
2) На сколько меньше занято мест взрослыми, чем детьми?
3) Сколько занято мест?

Страница 17

48. Прочитай задачу. На аэродроме было 75 самолётов. Сколько самолётов осталось?
• Можно ли ответить на вопрос задачи?

Нет, так как не известно об изменениях.

Выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, и ответь на поставленный в ней вопрос.

1) Утром прилетело 10 самолётов, а вечером улетело 30. (можно применить)
75 + 10 - 30 = 55 (с.)
Ответ: 55 самолетов осталось.

2) Улетело на 20 самолётов больше, чем было. Данные не подходят.

3) Улетело сначала 30 самолётов, а потом ещё 20. (можно применить)
75 - 30 - 20 = 25 (с.)
Ответ: 25 самолетов осталось.

Задание 49. Найди сумму длин отрезков.
1) АК и ME 2) АК и ОА 3) ME и ОА 4) ME и КО
Измеряем длину отрезков и суммируем.

Задание 50. Используя числа 98, 89, 46, 64, запиши 6 различных неравенств.

98>64
98>46
98>89
89>46
89>64
46<64

Задание 51. Разгадай закономерность в записи ряда чисел и продолжи его.

1) 28, 32, 29, 33, 30, 34, 31 (прибавляем 4 и вычитаем 3)
2) 37, 40, 38, 41, 39, 42, 40 (прибавляем 3 и вычитаем 2)

Ответы  к странице 18

Задание 52. Разгадай правило, по которому составлены выражения в каждой паре.

1)
43 + 8=51
48 + 3=51

72 + 5=77
75 + 2=77

54 + 7=61
57 + 4=61

68 + 5=73
65 + 8=73

2)
63-4=59
64-3=61

85- 6=79
86- 5=81

42-8=36
48-2=46

76- 7=69
77- 6=71

В каких значениях выражения будут одинаковые? В 1 случае.

Задание 53. Прочитай условие задачи. В одной сумке 37 яблок, а в другой — 35.
Ответь на вопросы.

1) Верно ли утверждение, что в одной сумке масса яблок больше, чем в другой? Нет, не верно!
2) Верно ли утверждение, что в одной сумке на 2 яблока меньше, чем в другой? Да, верно!

Задание 54. Запиши равенства, пользуясь таблицей. В каких парах значения выражений будут одинаковыми? Проверь свой ответ, вычислив значения выражений.

Первое слагаемое 49 27 56 43 72 18 59 47
Второе слагаемое 24 38 17 39 19 64 23 26

49+24=73
27+38=65
56+17=73
43+39=82
72+19=91
18+64=82
59+64=123
47+26=73

Задание 55. Какие однозначные числа можно прибавить к числу 37, чтобы в его записи изменилась цифра и в разряде единиц, и в разряде десятков?

От 3 до 9

Запиши верные равенства.

37+3=40
37+4=41
37+5=42
37+6=43
37+7=44
37+8=45
37+9=46

Страница 19

Задание 56. Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства были верными.

74 + 23 = 74 + 20 + 3
88 + 11 = 88 + 98 + 1
56 + 24 = 56 + 20 + 4
67 + 29 = 67 + 20 + 9
49 + 36 = 49 + 79 + 6
77 + 16 = 77+6+10
29 + 43 = 29+3+40
36 + 58 = 36+8+50
58+24 = 58+20+4
65+18 = 65+10+8

Задание 57. Прочитай задачу. Когда на ёлку повесили 8 игрушек, их стало 15.
Сколько игрушек было на ёлке?
• Выбери схему, которая подходит к данной задаче. Схема №1.
 Выбери выражение, которое является решением задачи.

1) 15+8
2) 15-8 (нужно выбрать это)

Задание 58. Какие однозначные числа можно вычесть из числа 64, чтобы в его записи изменилась цифра и в разряде единиц, и в разряде десятков? Запиши верные равенства.

От 5 до 9
64-5=59
64-6=58
64-7=57
64-8=56
64-9=55

Ответы к странице 20 учебника

Задание 59. Чем похожи все столбцы выражений? Тем, что у них один и тот же результат вычислений.

78 - (50 + 6)
78-50-6
78-6-50
63 - (40 + 7)
63 - 40 -7
63-7-40
82 - (30 + 8)
82-30-8
82-8-30

• Сравни свой ответ с рассуждениями Миши и Маши.

Все столбцы выражений составлены по одному правилу. В первом выражении из числа вычитаем сумму. Сумма двух чисел записана в скобках, значит, первым действием нужно выполнить сложение.
Если выполнить сложение в скобках, то получим выражение 78 - 56, а второе выражение совсем другое.
Мы же знаем: чтобы вычесть из числа щ сумму, можно вычесть из него сначала одно слагаемое, а другое слагаемое. затем вычесть Теперь я поняла, по записаны выражения во какому второй правилу и третьей строках каждого столбца.

Задание 60. Вычисли значение выражения, пользуясь правилом вычитания суммы из числа.

1) 63 - (40 + 9) =63-49=14
2) 46 - (20 + 2) =46-22=24
3) 54 - (30 + 5) =54-35=19
4) 72 - (30 + 7) =72-37=35

Страница 22

Задание 61. Объясни, как вычислить значение разности 97 - 49.
• Сравни свой ответ с рассуждениями ребят.

Я представлю число 49 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 9 и вычту 40 из 97, получу 57. Затем из 57 вычту 9, получу 48.
А я сначала из 97 вычту 9, получу 88, а затем из 88 вычту 40, получу 48.

• Кто прав: Миша или Маша? Оба правы.

Задание 62. Вычисли значения выражений.

1) 32 - 17 = 15
32-10-7=22-7=15
32-7-10=25-10=15
2) 46 - 29 = 17
46-20-9=26-9=17
46-9-20=37-20=17

• Проверь свой ответ, используя модели десятков и единиц.

Задание 63. Запиши каждое выражение в виде разности двузначных чисел.

1)
57 - (30 + 9) = 57-39=18
63 - (40 + 5) = 63-45=18
2)
46 - (30 + 8) = 46-38=8
34 - (10 + 9) = 34-19=15

Вычисли значение каждой разности.

Задание 64. Прочитай задачу. Петя сыграл в шахматном турнире 15 партий. Из них 8 выиграл, 2 проиграл, остальные сыграл вничью. Сколько партий Петя сыграл вничью?
Запиши решение задачи разными способами по действиям.

Решение:

1 способ
1) 15-8=7 (п.) - Петя сыграл вничью и проиграл.
2) 7-2=5 (п.) - Петя сыграл вничью.
Ответ: 5 партий..

2 способ
1) 8+2=10 (п.) - Петя выиграл и проиграл.
2) 15-10=5 (п.) - Петя сыграл вничью.
Ответ: 5 партий.

Страница 22

Задание 65. Прочитай задачу. Серёжа поймал 15 рыб, Толя -10 Среди всех рыб было 13 карасей, остальные — окуни. Сколько окуней поймали мальчики?
• Выбери схемы, которые подходят к задаче.

Подходит схема 2 и 3.

Запиши решение задачи разными способами.

Решение

1 способ.
1) 15+10=25 (р.) - поймали мальчики
2) 25-13=12 (р.) - окуней поймали мальчики.
Ответ: 12 окуней.

2 способ.
1) 15-13=2 (р.) - поймали мальчики не учитывать улов Толи по количеству и вычесть всех карасей.
2) 2+10=12 (р.) - окуней поймали мальчики.
Ответ: 12 окуней.

Задание 66. Вставь пропущенные числа так, чтобы записи были верными.

63-27=63-20-7
34-19=34-10-9
72-36=72-30-6
56-37=56-30-7

Задание 67. Найди значения выражений.

1)
21 + 9 =30
32 + 8 =0
43 + 7 =50
54 + 6 =60
2)
30 - 9 =21
40 - 8 =32
50 - 7 =43
60 - 6 =54
3)
30 - 21 =9
40 - 32 =8
50 - 43 =7
60 - 54 =6

Страница 23

Задание 68. Прочитай задачу. Отец и сын возвращаются из магазина. Отец несёт 13 кг картофеля, 4 кг капусты и 5 кг лука. Сын несёт 2 кг моркови, 3 кг свёклы и 1 кг репы.
Чья ноша тяжелее и на сколько? Отца ноша тяжелее.
Расскажи, что обозначают

1) 5-3 - на столько кг больше лука, чем свеклы.
2) 5-2 - на столько кг больше лука, чем моркови.
3) 4 + 5 - кг лука и капусты
4) 13 + 4 - кг картофеля и капусты
5) 2 + 3 + 1 - кг несет сын
6) 13 + 4 + 5 - кг несет отец

• Сколько нужно выполнить арифметических действий, чтобы ответить на вопросы:

1) Сколько килограммов овощей несёт отец? (2 действия)
2) Сколько килограммов овощей несёт сын? (2 действия)
Запиши решение задачи по действиям.

Решение:

1) 13+4+5=22 (кг) - несет отец
2) 2+3+1=6 (кг) - несет сын
3) 22-6=16 (кг) - на столько ноша отца тяжелее ноши сына.
Ответ: на 16 кг ноша отца тяжелее ноши сына.

Задание 69. Вставь знаки арифметических действий и запиши верные равенства.

1)
36 - 2 + 7 = 41
24 - 5 + 6 = 25
67 - 9 + 7 = 65
2)
98 - 40 + 9 = 67
87 + 4 - 9 = 82
45 + 3 + 7 = 55

Задание 70. > или < ?

1) 27 + 15 + 8 > 27 + 5+19
2) 34 + 6 + 27 < 34+26+8
3) 49 + 8 + 31 > 48+38+1
4) 64 + 7 + 9 < 64+8+9

Расскажи, как ты будешь действовать.

Вначале надо сравнить десятки, а потом единицы. В нашем случае десятки в разных частях равны (левая правая), значит обращаем внимание на единицы.

Страница 24

Задание 71. Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?
1. В зале 89 стульев. Сначала из зала вынесли 2 стула, потом 1. Сколько стульев осталось в зале?
2. В зале 89 стульев. Сначала из зала вынесли 2 стула, потом 1. На сколько меньше стульев стало в зале?
3. В зале 89 стульев. Сначала из зала вынесли 2 стула, потом 1. На сколько меньше стульев вынесли, чем их осталось?
4. В зале 89 стульев. Сначала из зала вынесли 2 стула, потом 1. На сколько меньше стульев вынесли, чем их было?
Задачи схожи условием, но различаются вопросом.
Запиши решение каждой задачи.

Решение:

1. 89-2-1=86 (ст.) - осталось в зале.
2. 
   1) 89-2-1=86 (ст.) - осталось в зале.
   2) 89-86=3 (ст.) - на столько стульев осталось меньше в зале.
3. 
   1) 2+1=3 (ст.) - вынесли из зала.
   2) 89-3=86 (ст.) - осталось в зале
   3) 86-3=83 (ст.) - на столько меньше вынесли, чем их осталось.
4. 
   1) 2+1=3 (ст.) - вынесли из зала.
   2) 89-3=86 (ст.) - на столько меньше вынесли, чем их было.

Задание 72. Прочитай задачу и запиши её решение. в хоре 80 ребят, это на 50 человек больше, чем в оркестре. Сколько человек в оркестре?

Решение:

80-50=30 (ч.) 
Ответ: 30 человек в оркестре.

Задание 73. > или < ?
Найди значения выражений слева и справа в каждом неравенстве.

1)
27 + 8 < 27 + 18
34 + 9 > 24 + 9
27 + 8 = 35
27 + 18 = 45
34 + 9 = 43
24 + 9 = 33
2)
42 - 5 > 32 -5
84 - 7 < 94 - 47
42 - 5 = 37
32 - 5 = 27
84 - 7 = 77
94 - 47 = 47

Задание 74. Прочитай задачу и запиши её решение. В автобусе 32 места, 17 из них заняты. Сколько свободных мест в автобусе?

32-17=15 (м.) 
Ответ: 15 мест свободны.

Страница 25

Задание 75. Прочитай задачу. Во втором классе 15 учеников занимаются спортом: 6 — плаванием, 5 — гимнастикой, остальные играют в теннис. Сколько учеников второго класса играют в теннис?
Выбери схему, которая соответствует задаче. 2 схема.
Запиши решение задачи по действиям тремя способами.

Решение:

1 способ
1) 6+5=11 (уч.) - занимаются плаванием и гимнастикой
2) 15-11=4 (уч.) - занимаются теннисом.
Ответ: 4 ученика занимаются теннисом.

2 способ
1) 15-6=9 (уч.) -  занимаются гимнастикой и теннисом
2) 9 - 5 = 4 (уч.) - занимаются теннисом.
Ответ: 4 ученика занимаются теннисом.

3 способ
1) 15-5=10 (уч.) - занимаются плаванием и теннисом
2) 10 - 6 = 4 (уч.) - занимаются теннисом.
Ответ: 4 ученика занимаются теннисом.

Задание 76. Прочитай задачу. Над домом летали 8 ласточек и 6 воробьёв. Все воробьи и 3 ласточки сели на крышу, остальные птицы — на провода. Сколько птиц на крыше? Сколько птиц на проводах?
Запиши решение задачи по действиям двумя способами.

Решение:

1 способ
1) 8+6=14 (пт.) - всего село птиц на провода и крышу.
2) 6+3=9 (пт.) - село на крышу.
3) 14-9=5 (пт.) - село на провода.
Ответ: 9 птиц село на крышу и 5 птиц на провода.

2 способ
1) 6+3=9 (пт.) - на крыше.
2) 8-3=5 (пт.) - на проводах, так как там были все ласточки.
Ответ: 9 птиц село на крышу и 5 птиц на провода.

Задание 77. Пользуясь таблицей, запиши равенства.

Страница 26

Задание 78. Найди правило, по которому записан ряд чисел. Запиши в ряду ещё 5 чисел по правилу.

1) 27, 35, 43, 51, 59, 67, 75, 83, 91 (прибавляем по 8)
2) 80, 73, 66, 59, 52, 45, 38, 31, 24 (вычитаем по 7)
3) 11, 23, 35, 47, 59, 71, 83, 95, 107 (прибавляем по 12)
4) 49, 53, 48, 52, 47, 51, 46, 50, 45, 49 (прибавляем 4 и вычитаем затем 5)
5) 68, 71, 66, 69, 64, 67, 62, 65, 60, 63 (прибавляем 3 и вычитаем затем 5)

Задание 79. Прочитай задачу и запиши её решение. Ребята собрали с участка 9 ящиков моркови, а свёклы — на 2 ящика меньше. Сколько всего ящиков овощей было собрано?

М. - 9 ящ.
                     } ?
С. - ? на 2 <

1) 9 - 2 = 7 (ящ.) - свёклы собрали ребята
2) 9 + 7 = 16 (ящ.) - овощей было собрано
Ответ: 16 ящиков овощей.

Задание 80. Прочитай задачу и запиши её решение. Фермер отправил в магазин 25 кг укропа, петрушки — на 4 кг больше, чем укропа, и 19 кг сельдерея. Сколько килограммов зелени отправил фермер в магазин?

1) 25 + 4 = 29 (кг) - петрушки отправил в магазин фермер
2) 25 + 29 + 19 = 73 (кг) - зелени  отправил в магазин фермер
Ответ: 73 килограмма зелени.

Задание 81. Прочитай задачу и запиши её решение.
Валя прочитала в первый день 15 страниц, во второй — 23, а в третий — столько страниц, сколько в первый и второй день вместе. Смогла ли Валя за 3 дня прочитать всю книгу, если в ней 85 страниц?

1) 15 + 23 = 38 (стр.) - прочитала Валя в третий день
2) 38 + 38 = 76 (стр.) - прочитала Валя всего
76 < 85 
Ответ: Валя не смогла прочитать всю книгу за 3 дня.