Ответы к странице 38

Упражнение 78, с. 38

Прочитайте и озаглавьте текст И. Тургенева. Какие факты отобраны для описания поздней осени? Как связаны предложения друг с другом? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Факты для описания поздней осени: прилетают вальдшнепы; в воздухе разлит осенний запах; туман; жёлтые поля; обнажённые, бурые сучья дерев; неподвижное небо; последние золотые листья; сырая земля.

                      Хорош лес поздней осенью!
             И как же этот лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки.
              Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами.

       Предложения первого абзаца связаны с помощью местоиме­ния: вальдшнепы — они. Предложения второго абзаца связаны по смыслу параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, и взгляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий воздух — тонкий туман — жёлтые поля — бурые сучья дерев — непо­движное небо — липы — золотые листья — сырая земля).

Упражнение 79, с. 38

Найдите и исправьте недочёты в выборе средств связи между предложениями.

1. На углу улицы строители возводят многоэтажное здание. В нём намечается открыть дом бытовых услуг.
2. В мастерской при доме бытовых услуг ремонтируют мужскую и женскую одежду. Чинят её квалифицированные мастера.
3. На фабрике делают шкафы, столы, диваны. Мебель на фабрике выпускают высокого качества.

Для справок: здание — оно, дом; ремонтировать — чинить; шкафы, столы, диваны — мебель.