Ответы к странице 126

Упражнение 257, с. 126

Прочитайте. Как объяснил М. Пришвин, почему он работает черновиками? Спишите. В каких словах есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-»?

Обозначьте состав выделенного слова. Как оно образовано?

— Вы, наверно, прямо на машинке пишете‚ без черновиков? — спросил я у Михаила Михайловича Пришвина.
— Да нет, так не получается. Я пробовал, но не выходит. Почему-то не приходят сразу нужные3 слова, приходится несколько раз переписывать, прежде чем найдёшь их, — ответил Пришвин.
                               (По Ф. Каманину)

чернов ик[ов]

чёрн[ый] → чернов[ой] → черновик[ов]

I. Нужные (слова) — прилаг. Слова (какие?)  нужные.
II. Н. ф. — нужный; в полн. форме, в Им. п., во мн.ч.
III. Слова (какие?)  нужные.

Упражнение 258, с. 126 – 127

Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Объясните правописание трудных для Шуры слов. Как вы относитесь к Шуриному способу скрыть свою безграмотность?

                                Телеграмма

        Я ещё1 ни разу не посылал телеграмм, но знал, что настоящая телеграмма должна быть очень короткой. «Это хорошо, подумал я, — меньше ошибок насажаю». Текст телеграммы я придумал сразу: «Приехал. Поправляюсь. Шура». Как будто коротко и ясно? Но оказалось, что не так уж ясно. Два вопроса сразу стали мучить меня: «приехал» или «преехал», «поправляюсь» или «папровляюсь»? Я старался изменить телеграмму, чтобы в ней не было ни одной безударной гласной. Но у меня ничего не выходило. Боясь, чтобы телеграфистка не влепила мне «двойку», я прибег к своему старому, испытанному способу: написал сомнительные буквы так, чтобы не было понятно: «е» это или «и», «а» или «о».
                                                                (По А. Алексину)

ещё1 — [й’эщ’о] 2 слога
е-щё
      [й’] — согл., сонорн.  (зв.непарн.), мягк. непарн.
е 〈
       [э] — гласн., безуд.
щ — [щ’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ё — [о] — гласн., ударн.
3 б., 4 зв.

Приехал (приближ.), поправляюсь (попрáвиться)

Шура должен больше заниматься уроками, учить правила, чтобы не бояться писать слова.
Элементы разговорного стиля: “меньше ошибок насажаю“, “телеграфистка не влепила мне «двойку»”, “я прибег“.