Части речи

Что такое части речи?

Упражнение № 89. Рассмотрите таблицу «Части речи и их значение».

• Составьте сообщение на тему «Что я знаю о частях речи?».
• На какие ещё вопросы отвечают имена существительные? Имена прилагательные? Глаголы? Приведите примеры слов каждой части речи.
• Какие ещё части речи вы знаете? К каким частям речи относятся:

а) слова в, на, о, к;
б) слово не;
в) слова и, а, но?

Ответ (гдз) к упражнению № 89

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Глагол - это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Имена прилагательное - это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, меня, тебе.
Предлог - это служебная часть речи, которая связывает имя существительное (местоимение) с другими словами в предложении. Предлоги - в, на, к, о.
Примеры: положить на парту; подойти к доске; красный от мороза.
Частица - это служебная часть речи, которая вносит в содержание предложения различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы - не, неужели, вот, уж, даже, бы, ли, же.
Примеры:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
А.С. Пушкин

Я три ночи не спал,
Я устал
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
К.И. Чуковский

Союз - это служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения. Союзы - а, и, но.
Примеры.
Книги и тетради лежат на столе.
Светит солнышко, и зеленеет травка.
Наречие - это часть речи, которая обозначает признак, время, место и направление действия. Наречия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? и др.
Наречия - весело, тихо, сейчас, далеко сверху.

Повторить тему "однородные члены предложения" можно тут

Упражнение № 90. Прочитайте выразительно.

• Что обозначает словосочетание осень на носу?
• Спишите. Определите вид предложений по интонации и цели высказывания. Найдите обращения, подчеркните их.
• Найдите знакомые части речи. Объясните, по каким признакам вы их определили.

Ответ (гдз) к упражнению № 90

Клёкот журавлиный,          Что ж вы заскучали,
Осень на носу…                  Тёмные леса?
Сколько паутины                Что ж вы замолчали,
Заплелось в лесу!               Птичьи голоса?

Осень на носу - осень скоро.
Клёкот (сущ. ЧТО?) журавлиный (прил. ЧЕЙ?),
Осень (сущ. ЧТО?) на (предлог) носу (сущ. ГДЕ?) …
Сколько паутины (сущ. ЧТО?)
Заплелось (гл. ЧТО СДЕЛАЛОСЬ?) в лесу (сущ. ГДЕ?)!
Что ж вы (местоим.) заскучали (гл. ЧТО СДЕЛАЛИ?),
Тёмные (прил. КАКИЕ?) леса (сущ. ЧТО?)?
Что ж вы (местоим.) замолчали (гл. ЧТО СДЕЛАЛИ?),
Птичьи (прил. ЧЬИ?) голоса (сущ. ЧТО?)?

Упражнение № 91. Прочитайте. Запишите стихи по памяти.

Что за утро! Серебряный иней
На зелени луга лежит.4

И. Суриков

• Укажите над каждым членом второго предложения, какой частью речи он выражен.

Ответ (гдз) к упражнению 91

Что за утро! Серебряныйприл. инейсущ.
Напредлог зеленисущ. лугасущ. лежитгл..

Упражнение № 92. Рассмотрите в репродукцию картины Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды».

• Понравилась ли вам картина? Чем? Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? Ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чём вы видите их красоту и привлекательность?
• Составьте по репродукции картины небольшой текст. Запишите его. Какие изученные части речи вы употребили в тексте? С какой целью?

Ответ (гдз) к упражнению № 92

Сочинение

   На картине Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды» изображены плоды и ваза с цветами в самом центре. Это роскошный букет с пышными ярко-розовыми пионами, ирисами и другими цветами. Рядом с вазой стакан воды с долькой лимона.
   Художник изобразил на картине множество разнообразных плодов: груши, виноград, абрикосы. На втором плане можно увидеть тыкву, на которой лежит крупная гроздь винограда.
   Только талантливый художник способен изобразить такие обычные предметы такими объёмными, красивыми, словно подсвеченными тёплым светом.

Упражнение № 93. Прочитайте. Озаглавьте текст.

«Стальной конь» - так метко назвал народ трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет всё трудоёмкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и при благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.

• Выпишите из текста предложение, в котором два имени существительных: одно одушевлённое, а другое неодушевлённое. Подчеркните имя существительное одушевлённое.

Ответ (гдз) к упражнению № 93 (Русский язык 3 класс Канакина )

Заголовок – стальной конь.
А управляет трактором тракторист.

Упражнение № 94. Прочитайте.

Зáмок –замóк, гвóздики – гвоздúки, áтлас – атлáс, стрéлки – стрелкú, úрис, - ирúс.

• Докажите, что данные слова являются именами существительными. Объясните их лексическое значение.
• Какие имена существительные употреблены в единственном числе? Во множественном числе?
• Составьте предложения с любой парой имён существительных. Запиши их.

Ответ (гдз) к упражнению № 94 (Русский язык 3 класс Канакина )

Все эти слова отвечают на вопрос ЧТО? Значит слова являются именами существительными.

Лексическое значение слов:
Замок. 1. Укрепленное жилище - дворец и крепость 2. Замком называют приспособление для закрытия дверей.
Гвоздики 1. Заостренный стержень, чаще всего металлический, обычно железный, с шляпкой на тупом конце, для вколачивания. 2.  Душистые полевые и садовые цветы.
Атлас 1. Карты, попавшие в переплёт. 2. Шелковая ткань.
Стрелки 1. Знак в виде черты, от конца к-рой под острым углом отходят две короткие черточки. Устройство на рельсовых путях для перевода подвижного состава с одного пути на другой. 2. Те кто стреляет (солдаты в войсках; спортсмены в тире).
Ирис 1. Многолетнее травянистое растение с крупными яркими цветками. 2. Кондитерское изделие.

Имена существительные в единственном числе: зáмок – замóк, áтлас – атлáс, úрис – ирúс.
Имена существительные во множественном числе: гвóздики-гвоздúки, стрéлки – стрелкú.

Предложения со словами зáмок – замóк .
Старый замок поразил меня своей красотой. Дверь была закрыта на замок.

Упражнение № 95. Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

Девочка … , мальчик … , город … , озеро … , село … , деревня … , улица … , корова , собака … , коза … , кошка … , конь … .

• Запишите сочетания слов. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных.

Ответ к упражнению № 95 (Русский язык 3 класс Канакина)

Девочка Лена, мальчик Вова, город Москва, озеро Байкал, село Елшанка, деревня Хмелёвка, улица Самарская, корова Бурёнка, собака Дружок, коза Милка, кошка Белка, конь Буян.

Упражнение № 96. Прочитайте.

В лесу р…бята собирали гр…бы.4 Под ел…ю ребята нашли семейку л…сичек. 2. Птенец выпал из гн…зда. Пт…нец л…жал на д…рожке и жалобно п…щал. 3. Из-за туч выгл…нуло солнышко. Солнышко светило ярче летнего. 4. На пень вползла ящерица. Ящерица зах…тела погреться на солнышке.

• Какое из выделенных имён существительных в каждой паре предложений надо заменить местоимением или существительным - синонимом? Почему?
• Спишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, имя существительное местоимением или существительным-синонимом. Вставьте пропущенные буквы.

Ответ (гдз) к упражнению № 96 (Русский язык 3 класс Канакина )

В лесу ребята собирали грибы. Под елью ребята нашли семейку лисичек

Птенец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал.

Из-за туч выглянуло солнышко. Оно светило ярче летнего.

На пень вползла ящерица. Она захотела погреться на солнышке.

Упражнение № 97. Прочитайте стихотворение.

Почему у Чирикти пропал аппетит?
- Чириктя, обедать лети на окно:
В кормушке опять появилось пшено!
- Спасибо, Мяуктя, за добрую весть,
Но мне почему-то не хочется есть.

В. Левин

• Прочитайте выделенные слова. Как вы их поняли? К какой части речи вы их отнесёте? Почему?
• Когда говорят: пропал аппетит? Почему у Чирикти пропал аппетит?
• Спишите стихотворение. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните предлоги.

Ответ (гдз) к упражнению № 97 (Русский язык 3 класс Канакина )

Но мне почему-то не хочется есть. Выделенные слова являются именами существительными. Отвечают на вопрос КТО?

Почемý у Чирúкти пропáл аппетúт?
- Чирúктя, обéдать летú на окнó:
В кормýшке опять появúлось пшенó!
- Спасúбо, Мяýктя, за дóбрую вéсть,
Но мне почемý-то не хóчется есть.

Упражнение № 98. Прочитайте загадки. Объясните отгадки к загадкам.

1. Краснен…кая Матрёшка, белен…кое с…рдечко. (_____) 2. На л…сной п…ляне красуется Тат…яна – алый сарафан, белые крапинки. (_____) 3. Цвет белый, а яг…да чёрная. (_____) 4. Мален…кий мужичок, шу…ка д…ревянная. (_____)

Отгадки: черёмуха, земляника, орех, малина.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите отгадки к загадкам.
• Подчеркните имена прилагательные волнистой линей . На какой вопрос отвечает каждое из них?

Ответ (гдз) к упражнению № 98

        какая?                         какое?
1. Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко.
   ~~~~~~~~~~                     ~~~~~~~~~
(Малина)
          какой?                                        какой?
2. На лесной поляне красуется Татьяна — алый
       ~~~~~~                                                   ~~~~~
              какие?
сарафан, белые крапинки. (Земляника)
                 ~~~~~
             какой?             какая?
3. Цвет белый, а ягода чёрная. (Черёмуха)
             ~~~~~~              ~~~~~~
       какой?                                какая?
4. Маленький мужичок, шубка деревянная. (Орех)
   ~~~~~~~~~                             ~~~~~~~~~~

Упражнение № 99. Прочитайте стихотворение.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

• Каким вы представили лес? Почему автор сравнивает его с теремом?
• Как вы понимаете значение словосочетания терем расписной?
• Найдите в стихотворении имена прилагательные, близкие по значению словам жёлтый, красный, фиолетовый, разноцветный.
• Спишите стихотворение. Проверьте себя. Подчеркните имена прилагательные.

Ответ (гдз) к упражнению № 99 (Русский язык 3 класс Канакина )

Лес, точно терем расписной,
                             ~~~~~~~~~
Лиловый, золотой, багряный,
~~~~~~~ ~~~~~~~ ~~~~~~~~
Весёлой, пёстрою стеной
~~~~~~~ ~~~~~~~
Стоит над светлою поляной.
                  ~~~~~~~

Терем расписной – дом с красивой резьбой.

Жёлтый – золотой, красный – багряный, фиолетовый – лиловый, разноцветный – пёстрый.

Упражнение № 100. Прочитайте осенние зарисовки.

Берёзки и осинки начинают сыпать на молодые ёлочки вниз золотые и красные пятачки.

В золотом кораблике из берёзового листа на тонкой своей паутинке спускается в гибком блюдце паучок.

М. Пришвин

• Какие наблюдения описал автор? Как он об этом сказал? Какие слова и выражения вам понравились?
• Спишите одно из предложений. Соедините знаком имя прилагательное с тем именем существительным, с которым оно связано по смыслу.

Ответ (гдз) к упражнению № 100

Упражнение № 101. Прочитайте. Как вы думаете, почему автор дал тексту такое название?

Заячья храбрость

Гулял заяц в лунную ночь по снегу. Расхвастался перед товарищами храбростью, да увидел свою тень и перепугался. Бросился бежать. Оглянулся, а тень сзади догоняет. С перепугу заяц перевернулся, а тень уже впереди.
Видит заяц, не убежать ему от тени, сел на задние лапки и закричал: «Караул, погибаю!!!»

Н. Богословский

• Выпишите из текста глаголы, отвечающие на вопросы что делал? Что сделал? Что делает? Что сделать?

Образец. (Что сделать?) не убежать.

Ответ (гдз) к упражнению № 101 (Русский язык 3 класс Канакина )

(Что делал?) гулял, (Что сделал?) расхвастался, (Что сделал?) увидел, (Что сделал?) перепугался, (Что сделал?) бросился, (Что делать?) бежать, (Что сделал?) оглянулся, (Что делает?) догоняет, (что сделал?) перевернулся, (Что делает?) видит, (Что сделать?) не убежать, (Что сделал?) сел, (Что сделал?) закричал.

Автор дал тексту такое название, чтобы подчеркнуть иронию.

Упражнение № 102. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Мес…ц сентябрь… Пора пёстрых листьев. Лист…я л…тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым к…вром, что в глазах рябит и кружится г…лова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.

• Как автор сказал о листьях? Что обозначают выделенные сочетания слов?
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены?
• Пофантазируйте: о чём могут шептаться осенние листья? Поделитесь своими мыслями с одноклассниками.

Ответ (гдз) к упражнению № 102

В глазах рябит - быстро сменяясь, мелькает, пестрит. Кружится голова - об утрате способности ясно относиться к окружающему.
Летят, кружатся, падают, скачут, устилают - глаголы употреблены во множественном числе.
Рябит, кружится - глаголы употреблены в единственном числе.
Листья шепчутся о красоте природы, об улетающих птицах, изменениях в воздухе, о своём путешествии на землю.

Листопад

Месяц сентябрь… Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.

Что такое имя числительное?

Упражнение № 103. Прочитайте.

• Запишите считалку по памяти. Проверьте себя.
• Найдите слова, которые называют число предметов. Какой вопрос можно поставить к этим словам?

Ответ (гдз) к упражнению № 103

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

(Сколько?) две, (Сколько?) три.

Упражнение № 104. Прочитайте выразительно.

1. Сколько дней в неделе? 2. Сколько месяцев в году? 3. Сколько в классной комнате углов? 4. Сколько звуков в слове «октябрь»? А сколько букв? 5. Сколько ног у паука? 6. Сколько лап у стрекозы?

Слова для справок: четыре, семь, двенадцать, восемь, шесть.

• Составьте и запишите ответы на любые три вопроса. Укажите над именами числительными их сокращенное обозначение: числ.

Ответ (гдз) к упражнению № 104

В неделе семьчисл. дней. В году двенадцатьчисл месяцев. В классной комнате четыречисл. угла. В слове "октябрь" шестьчисл. звуков и семьчисл. букв.У паука восемьчисл. ног. У стрекозы шестьчисл. лап.

Упражнение № 105. Прочитайте стихотворение.

Видишь, смотрят из гнезда
Два м…лоден…ких дрозда.
Клю(ф,в) покажет первый дроз(т,д),
А второй покажет хвост.

С. Маршак

• Спишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая нужные буквы из скобок.
• Какие из выделенных имён числительных обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос который? На какой вопрос отвечает другое имя числительное?

Ответ (гдз) к упражнению № 105 (Русский язык 3 класс Канакина )

Видишь, смотрят из гнезда

(сколько?) Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет (который?) первый дрозд,

А (который?) второй покажет хвост.

Упражнение № 106. Прочитайте.

1. Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовётся понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой. (М. Погарский) 2. Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста. (С.Маршак)

• Найдите в предложениях имена числительные. Объясните, как вы их распознали. Выпишите имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны по смыслу.
• Почему дни недели получили такие названия: понедельник, вторник, среда?

Ответ (гдз) к упражнению № 106 (Русский язык 3 класс Канакина )

Семь дней, первый день, день второй.

Два кота, восемь лапок, два хвоста.

Понедельник: первый день идущий после «недели» (раньше неделей называли воскресенье). То есть понедельник – идущий после воскресенья.

Вторник: произошло от слова «въторь» старославянского языка, что означает второй.

Среда: «среда» или «середа» обозначает середину недели.